10 Фактов об адмирале эссене

Герои войны

Советская историография практически не упоминает об адмирале Николае Оттовиче фон Эссене по в полной мере объективным обстоятельствам. С одной стороны, было сложно отыскать что-либо отрицательное в биографии храбреца русско-японской войны, любимого ученика адмирала Макарова, создателя прогрессивных теорий береговой минной войны и обороны, человека, возродившего Балтфлот по окончании Цусимской трагедии и не увиденного в расстрелах революционных матросов.

Но одновременно с этим хорошие слова об преподаватель адмирала Колчака шли бы вразрез с тогдашней политической линией. Вот кое-какие факты из биографии адмирала Эссена, которая за время забвения успела обрасти преданиями.

1. Николай Эссен появился 11 декабря 1860 года в в далеком прошлом обрусевшей семье остзейских немцев. Папа будущего адмирала, статс-секретарь Отто Васильевич Эссен состоял товарищем (так в те времена официально именовалась должность помощника) министра юстиции. По легенде определяющими в выборе профессии между юриспруденцией и морской службой для юного Николая стали слова отца: «Ты через чур мало уважаешь закон!» Потом адмирал Эссен подтвердил вывод отца, за время собственной карьеры много раз нарушая распоряжения глав.


Адмирал Николай Оттович фон Эссен
Источник: panevin.ru

10 Фактов об адмирале эссене

2. В первой половине 80-ых годов XIX века Николай Эссен вторым по выпуску (первым был будущий академик князь Б. Б. Голицын) окончил Морское училище и взял звание гардемарина. За хорошие удачи в учебе его имя было начертано золотыми буквами на почетной мраморной доске. В первой половине 80-ых годов XIX века мичмана Эссена как талантливого молодого офицера направили на учебу в Николаевскую морскую академию на механическое отделение.

Тут же в январе 1886 года ему было присвоено очередное офицерское звание «лейтенант». Морскую академию он окончил по первому разряду в октябре 1887 года, а во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века поступил на учебу в Артиллерийские офицерские классы, каковые удачно окончил через два года, взяв специальность артиллерийского офицера высшей квалификации.

В июне 1896 года Эссен был назначен начальником миноносца №104 (по другим сведеньям – миноносца №120) водоизмещением около 80 тысячь киллограм, в составе практической эскадры Балтийского моря, которой руководил С. О. Макаров. Не смотря на то, что Эссен пробыл в составе практической эскадры всего три месяца, он успел стать настоящим энтузиастом минного дела и заслужить уважение адмирала Макарова, потом неизменно покровительствовавшего ему.

Строение Морского кадетского корпуса (до 1891 года – Морское училище)
Источник: panevin.ru

3. В декабре 1902 года капитан 2-го ранга Н. О. Эссен назначается начальником новейшего крейсера 2-го ранга (минного крейсера) «Новик» – первого в мире «многоцелевого» крейсера, талантливого как самостоятельно искать и нападать цель, так и осуществлять постановку минных заграждений в открытом море. Приняв корабль в Данциге, Эссен перевел его в Порт-Артур в состав русской эскадры Тихого океана.

Крейсер 2-го ранга «Новик» на рейде Порт-Артура
Источник: keu-ocr.narod.ru

4. Утром 27 января 1904 года, по окончании неожиданного нападения японского флота на Порт-Артур, Эссен вывел «Новик» в море на разведку. Встретив японские суда, русские моряки нападали их, выпустив торпеду по крейсеру «Якумо». Только повреждение, полученное от 8-дюймового боеприпаса, заставило «Новик» возвратиться на базу.

За данный бой Эссена наградили золотым оружием. По легенде он прокомментировал собственный награждение так: «Я выстрелил, попали в меня, но наградили опять меня».

Золотое оружие «За храбрость» – наградное оружие России, имевшее статус
национального ордена с 1807 по 1917 годы
Источник: antikvariat.ru

5. 16 марта 1904 года адмирал Макаров назначил Эссена начальником броненосца «Севастополь». Под его руководством «Севастополь» стал единственным кораблем Тихоокеанской эскадры, что 25 ноября того же года вышел на открытый рейд, собираясь направиться навстречу эскадре Рожественского. В следствии бессчётных повреждений от торпед противника и артиллерийского огня «Севастополь» был выведен из строя и по приказу начальника эскадры покинут основной частью экипажа.

Благодаря энергии и умению Эссена восемьдесят человек, оставшиеся на борту, не только спасли корабль, но и возобновили обстрел японских позиций. В ночь на 6 декабря броненосец был отбуксирован для затопления на громадной глубине, что не разрешило занявшим Порт-Артур японцам применять его в собственных целях.

Эскадренный броненосец «Севастополь» в Кронштадте, сентябрь 1900 года
Источник: panevin.ru

6. В 1910 году Эссена назначают главой Действующего флота Балтийского моря, а в мае 1911 года – командующим Балтийским флотом. Под его руководством разрабатывается замысел операций флота на случай войны – в частности, создается совокупность минно-артиллерийских позиций в Финском заливе. Примечательно, что эта совокупность заграждений была полностью повторена советским флотом на протяжении Второй мировой.

Неизменный флагманский корабль Эссена – крейсер «Рюрик»
Источник: etoretro.ru

7. Адмирал Эссен практически раньше царя Николая II отдал приказ о вступлении России в Первую мировую. В 12 часов дня 18 (31) июля глава Отряда минных заградителей адмирал В. Л. Канин докладывал о исполнении приказа Эссена: «В соответствии с приказу «Ладога», «Нарова», «Енисей» и «Амур» выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с промежутком 45–85 м. Работа совершена за 4 часа 25 мин.. Наряду с этим взорвалось 11 мин – всплывших не было»

Минные заградители «Нарова» и «Онега» (бывшие броненосные фрегаты «Генерал-адмирал»
и «Принц Эдинбургский»)
Источник: coollib.com

8. С именем Эссена связана и одна из самых успешных разведопераций в истории армейского флота: русской морской разведке удалось не только захватить германскую шифровальную книгу, но и скрыть данный факт от соперника. В следствии германский флот покинул собственные базы и ввязался в шепетильно созданную англичанами операцию по его уничтожению, вошедшую в историю как Ютландское сражение (только неточности английских адмиралов спасли германский флот от поражения). По легенде, выяснив, что на погибшем германском крейсере «Магдебург» найдена шифровальная книга, адмирал Эссен задал главе разведки (ожидавшему от командующего продолжительных споров по предлагаемым своевременным мероприятиям, направленным на сокрытие от соперника свойства просматривать его шифрограммы) всего один вопрос: «Где вы желаете, дабы я подписал?» В будущем Эссен так же безоговорочно утверждал все запланированные мероприятия разведки и время от времени принимал в них личное участие.

Германский крейсер «Магдебург», потерпевший крушение
Источник: airgroup2000.com

9. По легенде, приведенной писателем Валентином Пикулем в книге «Моонзунд», по окончании учений адмирал Эссен заявил отличившемуся комендору Павлу Дыбенко (по окончании революции он станет первым советским командующим Балтийским флотом): «Тебе или в колонии быть, или на моем месте!»

Евгений Евстигнеев в роли адмирала Эссена в фильме «Моонзунд» по одноименной книге В. Пикуля
Источник: kino-teatr.ru

10. По окончании смерти адмирала Эссена 7 мая 1915 года морской министр адмирал Григорович поклялся назвать его именем лучший из новых судов русского флота. Практически же имя Эссена было присвоено армейскому кораблю только спустя 96 лет, в то время, когда в июле 2011 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде был заложен корабль (фрегат) «Адмирал Эссен» – второй корабль проекта 11356. Ввод корабля в строй планируется приурочить к 100-летию со дня смерти адмирала.

Закладная доска корабля (фрегата) «Адмирал Эссен»
Источник: kgd.ru

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • 15 Фактов о «войне камней»

    Что такое «интифада»? Слово «интифада», которое переводится с арабского языка как «стряхивание с себя ига», прижилось в большинстве языков мира и начало…

  • 10 Невероятных фактов о кино, которые оказались правдой

    Индустрия кино таит много тайных, совпадений и просто любопытных фактов. Знали ли вы, что фильмы кошмаров смогут оказать помощь избавиться от лишних…

  • Интересные факты о продаже аляски.

    Во второй половине 60-ых годов XIX века Аляска прекратила быть частью России. До сих пор эта страница русской истории многими читается по диагонали,…

  • Авианосцы россии: 6 забытых проектов

    1927 год. Проект переоборудования учебного судна «Комсомолец» в авианосец Еще в 1925 году руководство Морских сил РККА выступило с предложением о…