10 Фактов об обороне киева в 1941 году

Подготовка к обороне Киева началась 23 июня 1941 года. Первая линия обороны опиралась на долгосрочные огневые точки (потом – ДОТы) Киевского укреплённого района УР-1, созданного в 1929-33 годах и достроенного во второй половине 30-ых годов XX века. Общее число ДОТов, полубетонированных артиллерийских позиций (ТАУТов), артиллерийских наблюдательных пунктов (АНП) и других сооружений КиУРа превышало 250 единиц.


Расчёт зенитного орудия закрывает днепровский мост им. Евгении Бош.
Из фондов ЦГКФФА Украины имени Г.С. Пшеничного
Источник – Материалы архива Интернациональной ассоциации исследователей
фортификации «Цитадель», (МАИФ «Цитадель»), г. Киев. Сайт relicfinder.io.ua

1. Протяженность первой линии обороны превышала 85 км. Всего этих линий было три, и последняя из них проходила по окраинам Киева. Обитателями пригородов и города было вырыто около тридцати километров противотанковых рвов (трапециевидный ров 5-7 метров в ширину и 2 метра в глубину), сооружено 750 древесно-земляных огневых точек (потом – ДЗОТов), заложено около 15 км минных полей, на которых ожидали собственного часа 100 тысяч противотанковых и противопехотных мин.

В берегах рек сооружались эскарпы, неспециализированная протяжённость которых составляла 15 км. Помимо этого, инженерные подразделения РККА соорудили около тридцати километров проволочных заграждений, часть которых была электрифицирована.10 Фактов об обороне киева в 1941 году

Жители Киева копают противотанковый ров
Из фондов ЦГКФФА Украины имени Г. С. Пшеничного

2. Бомбардировка Киева 22 июня 1941 года началась не в 4:00, как принято вычислять, а около 5-6 часов утра. Первый удар был нанесён по Жулянскому армейскому аэропорту, аэропорту завода №43 (пребывавшему на улице Гарматной около завода «Коммунист»), ЖД вокзалу, станции «Киев-Волынский» и военной конной части, расквартированной недалеко от Сенного рынка. Одна германская бомба попала в Лукьяновскую колонию.

По разным советским данным, на протяжении этого налёта было сбито от 2-х до 4-х самолётов соперника. В германских отчётах, каковые, как и советские, нельзя назвать полностью правильными, числится один бомбардировщик Ju-88, сбитый над Киевом 22 июня.

Сбитый над Киевом Ju-88A-4 из 2-й группы 54-й бомбардировочной
эскадры (II/KG.54). На фюзеляже видна эмблема эскадры – силуэт Англии в перекрестье прицела
Источник – en.ria.ru

3. К 8 июля в Киеве было организовано 13 отрядов и истребительных 19 батальонов народного ополчения неспециализированной численностью 32800 человек. Батальоны создавались при партийных организациях крупных предприятий и районов города. Отдельным подразделением был комсомольский полк численностью 1450 человек в составе девяти рот – по одной из каждого района города.

Из состава этого полка были выделены отряды истребителей танков, каковые, по плану руководства, должны были встречать танки соперника в личных стрелковых ячейках, вынесенных вперед главной линии окопов.

Бойцы киевского ополчения ведут бой
Из фондов ЦГКФФА Украины имени Г. С. Пшеничного

4. Гражданские фирмы города были скоро переведены на армейские рельсы. На ликёро-водочном заводе в бутылки, предназначенные для водки, лимонада и пива, разливалась зажигательная смесь. На бутылках первых партий, поставлявшихся на фронт и бойцам ополчения (для последних это было главное средство борьбы с танками) кроме того виделись этикетки ещё «мирной» продукции.

На судоверфи «Ленинская кузница» мобилизованные речные буксиры переделывались в канонерские лодки – их палубные надстройки обшивали противопульной бронёй, а сами суда вооружали пулемётами и артиллерией. Дарницкий вагоноремонтный и Киевский паровозовагоноремонтный фабрики создали три ополченских бронепоезда («Литер А», «Литер Б» и «Литер В»), а на машиностроительном заводе «Коммунист» осуществлялся ремонт военной техники. В том месте же было развёрнуто и производство противотанковых «ежей».

Кадр из фильма «Крепость на колёсах» Киевской киностудии им. А. Довженко (1960 год). В фильме
использованы настоящий бронированный паровоз, настоящие броневагоны и бронеплощадки времён ВОВ

5. Противотанковые «ежи» в том виде, в котором они известны нам, были изобретены первым начальником Киева, главой Киевского танко-технического училища (потом – КТТУ) генералом М.Л. Гориккером в первой трети июля 1941 года. Опробования «звёздочки Гориккера» прошли 3 июля на танковом полигоне КТТУ (на этом месте на данный момент находится консульство США в Украине).

По окончании успешного окончания опробований «ежи» начинают массово производиться фирмами Киева, и удачно употребляются при обороне вторых городов – Одессы, Москвы, Севастополя и Ленинграда. По окончании окончания войны противотанковый «ёж» стал одним из её броских знаков.

Противотанковые «ежи» на улицах Киева
Из фондов ЦГКФФА Украины имени Г. С. Пшеничного

6. Одной из непреодолимых преград для немцев, разрешившей защитникам продолжительно отстаивать город, была пойма реки Ирпень, которая огибает город с севера, северо-запада и запада. В 1931-32 годах, на протяжении возведения ДОТов КиУРа, на реке были выстроены три плотины, перевоплотившие осознаю Ирпеня в долгое водохранилище километровой ширины. Две из этих трёх плотин к 1941 году были стёрты с лица земли случавшимися в то время половодьями (на данный момент уровень воды регулируется плотиной Киевской ГЭС).

Оставшаяся плотина в районе села Демидов была подорвана при приближении германских армий к линии обороны Киева.

Пойма реки Ирпень Сейчас. До подрыва плотины она была затоплена водой
Источник – photoclub.com.ua

7. Первые германские части прорвались к Киеву 11 июля 1941 года, на 20-й сутки войны, преодолев около 500 км. Это была 13-я танковая дивизия 1-й танковой группы генерала Эвальда фон Клейста.

Танковые и моторизованные дивизии данной группы составляли острие танкового клина Группы армий «Юг», в задачу которого входило, не ввязываясь в затяжные и кровопролитные битвы, развивать успех Вермахта, полученный им в приграничном сражении, и не дать советскому руководству сомкнуть линию фронта и вывести собственные подразделения на левый берег Днепра. В соответствии с замыслу «Барбаросса» вся кадровая Красная Армия должна была быть стёрта с лица земли на Правобережье до конца лета.

Как раз исходя из этого, по окончании нескольких бесплодных попыток прорвать первую линию обороны города, танковые и моторизованные дивизии 1-й танковой группы развернулись на юг, стремясь отрезать от Днепра отступавшие из Винницкой области 6-ю и 12-ю армии генералов Музыченко и Понеделина. Данный манёвр Клейсту удался, и в первой трети августа советские армии были стёрты с лица земли в «Уманском котле», а к Киеву начали подтягиваться дивизии следовавшей за группой 6-й пехотной армии, которой предстояло брать его штурмом. С 11 июля начинается отсчёт обороны города, которая продолжалась 72 дня – до 20 сентября 1941 года.

13-я танковая дивизия Вермахта около Фастова под Киевом. 1-я танковая группа Клейста
тронулась от Киева на юг. Июль 1941 года
Источник – forum.fastiv.com.ua

8. 19 июля 1941 года руководство над армиями КиУРа принял генерал А.А. Власов – тот самый будущий генерал-предатель, имя которого по окончании войны станет нарицательным. К этому времени 4-й механизированный корпус, которым он начал руководить ещё до войны, утратил практически всю собственную технику (979 танков (а также 414 Т-34 и КВ), 175 бронемашин, 134 орудия, 152 миномета, 2854 машины, 274 трактора, 1050 мотоциклов) в приграничных сражениях.

7 июля руководство механизированного корпуса в полном составе было послано в Киев для вступления в руководство КиУРом, а сохранившиеся бойцы корпуса – эвакуированы на восток. 12 июля корпус уже пребывал в городе Прилуки Черниговской области – другими словами, в глубоком тылу. Позднее корпус был расформирован.

На базе возглавляемых Власовым армий КиУРа 10 августа 1941 года была создана 37-я армия.

Военнопленный генерал А.А. Власов на допросе у генерала Линдемана по окончании сдачи в германский
плен, август 1942 года. Прошёл всего год со времени главного штурма Киева 6-й армией Вермахта
Источник – photo.99px.ru

9. В обороне столицы Украины принимали участие суда Днепровского отряда Пинской военной флотилии (потом – ПВФ). В дни главного штурма города канонерские лодки и мониторы флотилии (палубы которых были замаскированы живыми деревцами и дёрном), причалив к берегам Днепровских островов, вели пламя с закрытых позиций по наступавшим на протяжении берега частям соперника, и зенитный пламя по его самолётам.

Отдельная рота морской пехоты ПВФ вместе с ротой флотского полуэкипажа под руководством майора В.Н. Добржинского, которая ко времени падения города выросла в 1-й сухопутный отряд, складывавшийся из двух батальонов, сражались севернее города. Морпехи пробовали выбить соперника с Окуниновского плацдарма, где тому удалось форсировать Днепр, а после этого обороняли переправы недалеко от впадения в Днепр реки Десны.

Практически все моряки погибли при выходе из окружения либо попали в плен. Немногие сохранившиеся вышли в своим либо остались в партизанских отрядах Киевской, Черниговской и Сумской областей.

Суда Днепровского отряда ПВФ. Вдалеке видна канонерская лодка «Верный»
Источник – istpravda.ru

10. Большой вклад в оборону города внесли десантники. 5-я, 6-я и 212-я воздушно-десантные бригады (потом – ВДБр) 3-го воздушно-десантного корпуса были переброшены под Киев в первых числах Августа 1941 года и фактически «с колёс» вступили в бой. Менее чем за десять дней боев корпус был обескровлен и выведен в глубочайший тыл для переформирования.

Но благодаря десантникам наступление немцев, каковые к 8 августа достигли Голосеевских высот, было остановлено, и соперник был отброшен от города.

С Голосеевских высот немцы имели возможность бы корректировать пламя собственной дальнобойной артиллерии по Киевским мостам, каковые были «ахиллесовой пятой» обороны города. При выведения их из строя снабжение Киева пополнениями, продуктами и боеприпасами стало бы очень затруднительным, исходя из этого десантники 5-й ВДБр полковника Родимцева выбили германских солдат из строений других строений и Лесотехнического техникума, пребывавших на высотах.

В ночном рукопашном бою десантники потеснили немцев и в Голосеевском лесу. По причине того, что в петлицах у десантников были такие же значки, как и у лётчиков (пропеллеры), а сами петлицы имели такой же светло синий цвет, германские воины продолжительное время думали, что против них кинут «последний резерв Сталина» – недоучившиеся курсанты лётных школ.

Десантники на параде в Киеве, 1 мая 1941 года
Источник – tunnel.ru

Центральний державний кінофотофоноархів Україниімені Г. С. Пшеничного


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • 10 Фактов об оккупации киева

    Германская армия вошли в Киев 19 сентября 1941 года. Более чем через два года, 6 ноября 1943 года, последние подразделения Вермахта покинули Киев, отойдя…

  • Июнь 1941 года. 4-й мехкорпус на львовском выступе

    В советской историографии действия механизированных корпусов РККА в начале войны редко заслуживали подробного описания. В большинстве случаев дело…

  • Однодневная оборона на реке вета

    11 июля 1941 года авангардные подразделения германской группы армий «Юг» подошли к первой линии обороны Киева. Первый штурм столицы советской Украины…

  • 10 Фактов о корейской войне (1950-1953 гг.)

    На сегодня КНДР, владеющая средствами и ядерным оружием его доставки, согласно точки зрения Вашингтона есть «империей зла». Американцы размещают системы…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.