А зори здесь тихие. старое и новое кино

Существует теория, гласящая, что молодёжь не желает и не будет наблюдать ветхие фильмы. Правдива эта теория либо нет – неизвестно. Ветхие фильмы никто, конечно, в прокат не запускает, а количество скачиваний с трекеров надёжным показателем не есть.

Так или иначе, римейки фильмов либо вторичная экранизация литературных произведений – вещь неизбежная, не смотря на то, что и приводит к недовольству тех, кто видел оригинал.

Вот и я, запамятовав о двух фильмах: «Тонкая красная линия» (Thin Red Line) либо «Отныне и вовеки столетий» (From here to the eternity), встретил в штыки новость о выходе современной версии «А зори тут негромкие». И дело не в том, что доверия к русскому кинематографу нет. Легко картина 1972 года фактически идеальна.

И актерской работой, и режиссурой, и сценарием.

Но, говорят, устарела. Однако, сравнивать новый фильм приходится как раз с ней, не смотря на то, что его создатели и уверяют, что снимали не римейк, а делали новую экранизацию повести Васильева. С одной стороны, они не соврали, с другой – слукавили.

Но об этом позднее.

Мы разобрались с вопросом «для чего», а сейчас переходим к исторической части обзора.

Воздействие повести и обоих фильмов разворачивается в мае 1942 года на маленьком переезде Кировской (Мурманской) железной дороги, связывавшей север страны с центральными областями. Стратегическая сокровище данной дороги была огромна: по ней шли поставки союзной помощи, приходившей в северные порты. Если бы немцам удалось перерезать эту дорогу, флот и Северные фронты обрекались на смерть, что имело бы катастрофические последствия для хода всей войны.

Прорваться к дороге германским армиям и их финским союзникам не дали, но «Мурманка» стала объектом бессчётных диверсий, пик которых пришёлся на август 1942 – февраль 1943 годов. Тогда в пустынном советском тылу развернулось настоящее сражение между партизанами и пограничниками с одной стороны и диверсантами (а также из известного полка «Бранденбург-800») – с другой. Участниками данной «стали и» тихой войны действующие лица повести Бориса Васильева.

А зори здесь тихие. старое и новое кино

Сейчас подробнее о храбрецах. Основной персонаж «Зорь», очевидно, ефрейтор Федот Васков. Персонаж увлекательный и обычный для предвоенной и послевоенной Красной армии.

Васков появился в 1909 либо 1910 году в бедной семье, рано утратил отца и практически в одиночку содержал родных. Взял четырёхклассное образование, несложнее говоря – обучился просматривать-писать. Году в 1928–29 ему повезло в первоначальный раз: смог попасть на работу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. В то время работа в армии была очень респектабельным делом и имела возможность дать хороший карьерный толчок.

В этот самый момент Васкову повезло ещё раз: его, как грамотного, выяснили в полковую школу.

Такие школы существовали чтобы готовить младший командный состав (взводных и отделённых начальников) из красноармейцев-сверхсрочников. При выявлении и дальнейшем везении дополнительных талантов возможно было продолжить обучение и выслужиться в командирские звания.

Ефрейтор Васков: неизменно подтянут и аккуратен. Обратите внимание – на поясе у него не уставной НР-40, как в новом фильме, а финка с наборной рукоятью, вероятнее – трофей Зимней войны

Но Васков таких высот не достиг. Десять лет пригодилось ему, дабы дослужиться до старшины – потолок для младшего начальника. Но ефрейтор – звание особое. Вот что пишет Борис Васильев о самоощущении Васкова: «Одно знал: он старше рядовых и лейтенантов, ровня всем майорам и неизменно младше любого полковника.

Дело тут не в субординации было — в мироощущении».

Васков живёт по Уставу. Он умён, но малообразован. Осознаёт это и стесняется этого.

Васков, без всякого сомнения, храбрец: у него две медали, полученные в маленькой Финской войне – «За Отвагу» и «За Боевые Заслуги».

В тылу он был по окончании неполного исцеления от тяжёлых ран. Сейчас он занят проверкой сохранности склада, каждый день контролирует пломбы и бесполезно пробует поддерживать порядок среди зенитчиков, которых занесло в негромкое место.

Кроме того по окончании похода через болото ефрейтор Васков поддерживает аккуратный внешний вид, как того и требует Устав

Всю собственную жизнь Федот Евграфыч делал приказания. Делал практически, скоро и с наслаждением, потому что как раз в этом пунктуальном выполнении чужой воли видел всякий смысл собственного существования. Как исполнителя, его ценило руководство, а большего от него и не требовалось.

Он был передаточной шестернёй огромного, заботливо отлаженного механизма: крутился и вертел вторых, не заботясь о том, откуда началось это вращение, куда направлено и чем заканчивается.

А тут складывается обстановка, в то время, когда ему в первый раз в жизни предстоит функционировать самому, без руководства, опираясь только на собственные решения и на собственный опыт. Как раз для того чтобы Васкова играется в фильме Ростоцкого Андрей Мартынов (в то время, когда он снимался, ему было всего 26 лет). Его храбрец неизменно выбрит, и не смотря на то, что повседневная форма его поношена, выглядит она бережно, в полном соответствии с Уставом.

Васков в исполнении Петра Фёдорова выглядит совсем в противном случае: Фёдоров по большому счету актёр нервический. Он прекрасно раскрывает образ старшины во второй половине фильма, в то время, когда наступает время функционировать. А вот в первой половине его как бы и нет.

Открыто говоря, выглядит он не как ефрейтор-«бурбон», тянущий лямку уж второй дюжина лет, а так, словно бы призвался сравнительно не так давно и сам систематично употребляет самогон вместе с мужиками-зенитчиками.

Фёдорову было нужно решать непростую задачу – копировать Мартынова нереально, играться другого Васкова – очень тяжело. Васильев прописал храбреца так, а не в противном случае, и иных толкований быть неимеетвозможности в принципе. И как раз по данной причине фёдоровского Васкова в первой половине фильма очень и не видно.

Ну, ходит комик какой-то. И, основное, не думается он сначала старше девушек-зенитчиц. Позже будет казаться, но не сперва.

«Новый» ефрейтор Васков выглядит как актер Фёдоров, в первый раз надевший гимнастёрку за пять мин. до входа в кадр

Зенитчицы. Прекрасные и гламурные девушки играют роли зенитчиц. И гламур данный из них никак не выбить. А необходимо. Вот Шарлиз Терон не опасается собрать килограммы и сломать собственную наружность ужасным гримом.

Не побоялась Деми Мур обриться наголо при необходимости. Отправилась Сигурни Уивер на то, дабы смотреться практически как скелет в третьем «Чужом». А вот девушки из новой экранизации «Зорь» никак не будут похожим девушек весны 1942 года.

Не смотря на то, что и честно стараются играться. И прически… Хорошо, Комельковой по сюжету положено долгую гриву носить, но Осянина, вдова начальника-пограничника! Вы понимаете, что такое жены командного состава 1941 года?

Все вероятные степени значков БГТО, ПВХО и БГСО! Супруга начальника заставы, занявшая место рядом с ним в окопе и отстреливающая супостата из винтовки, – вот агитационный типаж предвоенного кинематографа.

взглянуть на фотографии армейских лет – значительно чаще волосы позади подстрижены так, что не касаются воротника гимнастёрки. И вот эта прическа – при том, что актриса Микульчина хорошо справляется со своей ролью, – мешает. Превращает её в ряженую.

Мелочи, но чувство портят. Сравнивать современных актрис с теми, кто игрался в фильме сорокалетней давности, не хочется.

Вторая актёрская школа, другие времена. Из новой команды лучше всех смотрится Софья Лебедева, исполнительница роли Бричкиной. Хуже всех, предсказуемо, – Агния Кузнецова в роли Гурвич.

Отчего-то современные кинематографисты уверены в том, что в случае если храбрец – полковник, то в обязательном порядке должен быть убелён сединами. В действительности полковнику 1940–41 гг. имело возможность ещё не быть и тридцати лет

Повесть Васильева так компактна, а сценарий, написанный им с Ростоцким, такой подробный, что переснять фильм без цитат из оригинала было очень сложно. В общем, фактически все «уникальные идеи» пришлись на «флэшбэки» – воспоминания девушек об их прошлом. Ростоцкий сделал их фантасмагоричными. броские цвета, павильонная съёмка. Всё «ненастоящее», как во снах.

В этот самый момент повезло лишь Комельковой.

Её история попала в фильм без трансформаций.

Бричкину сделали раскулаченной, не смотря на то, что в книге Васильева тот факт, что она не из раскулаченных, оговаривается совершенно верно и конкретно:

— А тебя, часом, не раскулачили, Иван Петрович? — внезапно негромко задал вопрос гость.

— Чего меня кулачить? — набрался воздуха лесник. — Прибытку у меня два кулака да супруга с дочкой. Невыгодно им меня кулачить.

— Им?..

— Ну, нам!.. — Папа плеснул в стакан, чокнулся. — Я не волк, мил человек, я заяц.

Вдобавок, брянскую девушку, которую Ростоцкий прописал на Вологодщине, загнали сейчас в Сибирь.

Гурвич «подарили» смерть её матери в Минском гетто, не смотря на то, что беседы с Васковым в лесу, из которого всё делается понятным, думается, достаточно. А ещё создатели фильма зачем-то убили студента, подарившего ей книгу стихов Блока. Не смотря на то, что из текста Васильева мы знаем, что он ушёл на фронт на пятый сутки войны.

Больше всего «повезло» Четвертак. В соответствии с тексту книги, она сирота-подкидыш, подброшенная в детдом. Сценаристы сделали её ребёнком репрессированной дамы.

Вправду, отчего бы не включить в сцены и фильм раскулачивания, и репрессии. И продемонстрировать, как пятилетнюю Четвертак (фамилию, кстати, в детдоме дали) приводят в детский дом для детей изменников Отчизны.

А тут начинается несложная математика. Четвертак в момент действия фильма лет 18. Репрессировать её мать ранее 1937 года не могли (имели возможность, само собой разумеется, но откуда сценаристу Короткову об этом знать?). Значит, в детдом бедная Галя обязана попасть лет в 12–13.

В действительности, не забрали же её маму по каким-то экзотичным делам второй половины 20-х годов?

А ведь Четвертак выведена Васильевым как патологическая лгунья, которая собственные грезы выдаёт за действительность. И в её исходном флэшбэке она воображает себя не кем иным, как Любовью Орловой.

Что касается Осяниной, её флэшбэк наподобие не противоречит сюжету, но содержит глупейшую сцену боя погранотряда (начальник заставы стреляет из пулемёта с башни(!!!). Эта сцена в трейлере и вынудила любителей военной истории хвататься за бутылочки с корвалолом.

По большому счету, создатели новых «Зорь» в полной мере имели возможность обойтись без этих флэшбэков. Тем более что до какого-либо момента они в полной мере обходились закадровым комментарием.

Вторым показателем того, что мы всё-таки имеем дело как раз с римейком, есть эпизод со сбитием самолёта. В книге Осянина сбивает аэростат, а позже расстреливает выбросившегося с парашютом наблюдателя – но происходит это перед тем, как девушек переводят на переезд. Ростоцкий и Васильев перенесли эпизод в фильм.

Оттуда он перекочевал в картину Давлетьярова. Помимо этого, кое-какие фразы, каковые в книге произносит Васков, переданы сценаристами вторым персонажам. Страно, но в обоих фильмах – одним и тем же.

Так, предположим всё-таки, что Ринат Давлетьяров снял римейк фильма Станислава Ростоцкого. И ничего страшного в этом нет.

С установкой, из которой зенитчицы стреляют по самолётам, также неприятности: в книге Васильева говорится о «счетверёнке». Весной 1942 года такой может принимать во внимание счетверённый зенитный пулемёт Максим, а правильнее, зенитная пулемётная установка М-4 примера 1931 года. Счетверённый 12,7-мм пулемёт Браунинга девушкам никто не дал бы, да и вряд ли в то время они по большому счету поставлялись в СССР.

В фильме Ростоцкого фигурирует 14,5-мм установка ЗПУ-4. Вещь прекрасная и действенная, но послевоенная. Наконец, в новом фильме зенитчиц вооружили 37-мм установкой 61-К примера 1939 года.

Она также хороша, но у неё имеется один недочёт: она не «счетверёнка». Самое забавное, что и в первой половине 70-ых годов двадцатого века, и Сейчас отыскать М-4 не воображало громадного труда.

С большим трудом, но возможно различить, что в исходном фильме употребляется ЗПУ-4

ЗПУ-4

В новом фильме — 61-К

А вот это и имеется «счетверёнка» М-4, которая в действительности должна была быть в обоих фильмах

Сама сцена сбития самолёта в новом фильме потрясает и сопровождается душераздирающими подробностями. Зенитчицы стреляют по «Ветхой Тете Ю», Ju-52, тихоходной транспортной машине, которая использовалась при высадке парашютных десантов, но не в операциях против «Мурманки». Солдат «Брандербурга» выбрасывали с FW-200 «Кондор», а финские диверсанты, отказывавшиеся совершать парашютные прыжки, добирались до места на моторных лодках и пешком.

Ju-52 был очень уязвим, не хорошо защищён, и единственной вероятной реакцией пилота на обстрел с почвы либо по большому счету откуда-нибудь было развернуть машину и попытаться улететь подальше. В фильме же Давлетьярова самолёт пикирует на зенитчиц, пробуя расстрелять их из носовых пулемётов (!!!). Это в принципе нереально, потому что огневая точка у Ju-52 одна и расположена она позади.

Кстати, сбитую «Тетю Ю» зенитчицы легко имели возможность бы опознать как раз как транспортный самолёт.

Для бомбометания он в первой половине 40-ых годов XX века уже не использовался, но был известен как «извозчик» для парашютистов. Его сбитие конкретно стало бы причиной появление на переезде отряда пограничников, и старшине не было нужно бы вести девушек на погибель. Кстати, плакаты с силуэтами самолётов соперника, каковые должны висеть на стенах служебных помещений, в новом фильме отсутствуют, а вот в ветхом они имеется.

Ju-52 был уязвим фактически для любого огня с почвы. Кроме того М-4, стрелявшая патронами винтовочного калибра, была для него смертельно страшна

Обратите внимание – слева именно висит таблица с силуэтами самолётов

Кстати, стоит подробнее остановиться на взаимоотношениях Васкова и зенитчиц. Дело в том, что ефрейтор – старший по званию армейский на разъезде 172, следовательно, он есть главой гарнизона. Другими словами, по дисциплинарным и строевым вопросам зенитчицы ему подчиняются, но не по вопросам стрельбы по самолётам.

Но в то время, когда появляется необходимость перехватить диверсантов, Васков отдаёт распоряжения, каковые никто неимеетвозможности отменить или оспорить.

Напоследок нельзя не упомянуть германских диверсантов. Поразительно, но в 2015 году, в то время, когда в Российской Федерации и в мире полно реконструкторов и консультантов, не нашлось никого, кто посоветовал бы реквизиторам, что германские парашютисты, в силу изюминок устройства парашютов, не могли прыгать с самолётов в металлическом шлеме М-35. Для них был создан во второй половине 30-ых годов XX века особый шлем.

И в ветхом фильме диверсанты носят как раз такие шлемы. Помимо этого, части СС в диверсиях на Кировской железной дороге не принимали участие. По данной причине немцы были или в униформе вермахта, или носили форму люфтваффе, как в фильме Ростоцкого.

Диверсанты в ветхом фильме носят «верные» шлемы, но одеты в лётные костюмы люфтваффе

Кадр из трейлера, не попавший в фильм. На кадре видно, что «современные» диверсанты одеты в верные прыжковые куртки (на солдатском слэнге – «мешки для костей»), но носят простые пехотные металлические шлемы

А сейчас о самом фильме. В случае если отвлечься от существования картины Ростоцкого, он вовсе не так нехорош, как может показаться при просмотре трейлера. Более того, на неспециализированном фоне серенькой и убогой отечественной военной кинопродукции он кроме того оптимален. Это возможно наблюдать, на это возможно водить детей.

Надлежащее уважение показано и к памяти павших, и к тем, кто остался в живых.

В общем, режиссер Ренат его группа и Давлетьяров отработали на «прекрасно». Наблюдать его фильм либо удовлетвориться картиной Ростоцкого –дело ваше.

А Зори Здесь Тихие… Фильм 2015. StarMedia


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Громкие слова, тихие слова 1 страница

    Корнелия Функе Чернильная смерть «Корнелия Функе Чернильная смерть»: Machaon; 2012; ISBN 978-5-389-02912-5, 978-3-7915-0476-6 Перевод: Мария Сокольская…

  • А деньги здесь тихие

    Финансисты ветхой закалки обожают поговорку: Деньги обожают тишину. С учетом происходящего на валютном рынке так и хочется добавить: …особенно, в то…

  • Громкие слова, тихие слова 30 страница

    Пишет ли эту историю кто-то еще? Возможно, где-то среди холмов, каковые Фенолио так ясно обрисовал, засел еще один писака, что и столкнул его в руку…

  • Боги нового тысячелетия возвращение нибиру

    Приблизительно в 200 году до РХ’ планета Нибиру в очередной раз, как каждые 3600 лет, возвратилась в глубины Нашей системы. Это было самое последнее ее…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: