Адольф-селестен пегу

Термин «воздушный ас», показавшийся в годы Первой Мировой и первоначально означавший легко лихого пилота, мастера воздушной акробатики, со временем начал ассоциироваться с летчиком-истребителем, одержавшим не меньше 5 побед над воздушным соперником. Первым в истории этого почетного, не смотря на то, что и неофициального, титула удостоился французский летчик Адольф-Селестен Пегу.

Адольф-Селестен Пегу (Celestin Adolphe Pegoud) был одним из пионеров французской авиации. Еще в 1912 г. он переквалифицировался из кавалеристов в авиационные наблюдатели и механики, но ему хотелось большего, и в феврале 1913-го, когда истек срок договора, Пегу демобилизовался и записался в летную школу.

Став пилотом, он отыскал работу на компании Луи Блерио: испытывал самолеты, проводил демонстрационные полеты, обучал курсантов, время от времени катал на аэроплане серьёзных клиентов компании, но по-настоящему прославился как один из родоначальников высшего пилотажа. 1 сентября 1913 г. Пегу совершил первый в мире полет вверх колесами, а мало позднее стал вторым по окончании россиянина Петра Нестерова покорителем «мертвой петли». С осени 1913-го по лето 1914-го Пегу демонстрировал «воздушную акробатику» на многих аэрошоу по всей Европе.


Адольф Пегу в кабине «Блерио» XI. Довоенный снимок
Адольф-селестен пегу
(http://www.pegoud.fr)

С началом Первой Мировой летчик возвратился в армию. 14 августа 1914 г. он прибыл на фронт в эскадрилью HF.7, вооруженную «Анри Фарманами» 20-й серии, но летал не на них, а на персональном «Блерио» XI. В осеннюю пору 7-я эскадрилья пересела на «Морис Фарманы» MF.7. Пегу, вероятнее, также довелось на них полетать, но его главным самолетом оставался«Блерио», к которому позднее добавился «Моран» L.

Сначала войны персональным механиком Пегу стал солдат Леон Лерандю (Leon Lerendu), следовавший за ним из части в часть. Для французской авиации такая практика была простым делом, равно как да и то, что со собственными механиками летчики летали в бой чаще, чем со намерено обученными наблюдателями. Сперва экипаж Пегу – Лерандю делал лишь задания по разведке, но с конца сентября они стали летать и на стрелометание, а мало позднее в арсенал их средств поражения вошли бомбы.

7 ноября 1914 г. Пегу произвели в сержанты. Приблизительно одновременно с этим на его «Моране» показалась пулеметная установка. Кроме того сам по себе летный пулемет по тем временам был уникальностью, а метод его установки и обусловленная им тактика применения делали машину Пегу неповторимой: на фюзеляже за пилотским креслом была возведена высокая пирамида с кавалерийским «Гочкисом» на вершине.

Пулемет традиционно был подвижным и им так же, как и прежде оперировал наблюдатель, но сейчас он стрелял лишь вперед и вверх – совокупность была запланирована на атаку в «истребительном» стиле.

Оба персональных самолета Пегу на аэропорте эскадрильи MS.37 в феврале 1915 г.
(http://albindenis.free.fr)

В первый раз установку опробовали в деле 25 ноября, но итог разочаровал: пулемет намертво заклинило по окончании первых же выстрелов. Однако, летчик продолжил бой. Его демонстративные атаки вынудили соперника обратиться в бегство, но после этого начались перебои в работе двигателя, и преследование было нужно прекратить.

Воздушный бой 18 января был более успешным, но все же не хватает «завершенным»: неприятельский самолет не упал на землю, а совершил вынужденную посадку. В середине месяца летчик был произведен в аджюданы, а 25 января его перевели в эскадрилью MF.25, летавшую на «Морис Фарманах» MF.7 и MF.11. Пегу и Лерандю, но, пришли в том направлении снова со своей техникой: «Блерио» употреблялся для полетов на ближнюю разведку, а «Парасоль» для дальней разведки, бомбометания и воздушного боя.

5 февраля 1915 года Пегу и Лерандю отправились в очередной боевой вылет на разведку и, при встречи с неприятелем, расчистку воздуха. Следуя по маршруту, они увидели германский «Таубе» и нападали его. Германский пилот постарался бежать, но скоро его изрешеченная пулями машина устремилась к почва.

После этого показалась пара «Авиатиков». Пегу сблизился с новым соперником, механик открыл огонь, и по окончании нескольких попаданий немец вышел из боя пикированием. Затем французы опять собрали высоту и нападали второй германский разведчик, заставив его приземлиться.

За данный бой Пегу был награжден Военной Медалью. В представлении к призу говорилось о двух сбитых и одном принужденном к посадке, но в более поздних документах все три «боша» стали фигурировать как сбитые. Три победы в одном бою и по позднейшим стандартам были событием не рядовым, а тогда это был легко уникальный случай, не смотря на то, что засчитанные результаты этого боя на деле чрезмерно оптимистичны и не находят подтверждения в перечнях германских утрат.

В сутки собственного «звездного» боя Пегу получил приказ о переводе в MS.37, и на следующий сутки прибыл к новому месту работы, не забыв прихватить с собой ветхий «Блерио», что скорее говорит о сентиментальности пилота, чем о боевых возможностях устаревшего аэроплана.

2 апреля (по другой информации, 3 апреля) француз совершил еще один успешный бой, нападав два германских аппарата, проводивших разведку в ближнем тылу союзных армий. Первый со понижением ушел на собственную территорию, а второй упал на нейтральной полосе меж двух линий траншей.

18 апреля Пегу и Лерандю убыли в Париж за новым назначением, а 22-го явились на аэропорт MS.49. 28 апреля, делая разведывательный полет над линией фронта, они встретили собственного германского «сотрудника». Пегу спикировал на соперника, но тот, не приняв боя, предпочел уйти под защиту собственных зениток.

После этого был увиден еще один разведчик, и в этом случае атака французов была более успешной: не смотря на то, что пулемет отказал по окончании первого же выстрела, германский летчик отправился на посадку.

Позднее в документах данный принужденный к посадке самолет также превратился в «стёртый с лица земли», уже пятый по счету. Так, Пегу стал первым в истории летчиком-асом, не смотря на то, что это значение для слова «туз» придумали позднее.

Пегу перед очередным боевым вылетом на первом «Ньюпоре»-10, серийный № N101
(фото из коллекции автора)

В мае 49-я эскадрилья взяла первые серийные «Ньюпоры»-10, каковые в будущем должны были заменить «Мораны» во всех эскадрильях MS. Самый первый был закреплен за Адольфом Пегу. Он относился к модификации AR (кресло наблюдателя перед пилотом и круглый вырез в центроплане), что разрешило легко разместить на нем пулемет, поставив его перед летчиком и направив через вырез под углом вверх.

Необходимости брать в бой «пассажира» больше не было.

11 июля Пегу отчитался об очередном бое: «Был увиден «Авиатик»… Вылетел на перехват и скоро отыскал его. Постарался фальшивыми атаками загнать его на отечественную сторону фронта, но бесполезно, он продолжил полет на протяжении траншей. Тогда я спикировал и зашел под него, стрелок открыл огонь, но неудачно, ему мешал личный фюзеляж.

Пробовал держаться под соперником, следуя за всеми его маневрами.

Задрал шнобель и с 50 метров открыл огонь, целясь по точке чуть позади мотора … По окончании 10-го выстрела «бош» опустил шнобель, пламя пошло по фюзеляжу…» Из германских документов направляться, что он сбил самолет из F.Fl.Abt.48.

Пегу (слева) и Лерандю перед более поздним «Ньюпором»
(http://www.pegoud.fr)

25 июля Пегу произвели в су-лейтенанты. В августе он поменял собственную прошлую «десятку» на самолет того же типа, но выполненный в варианте хорошего истребителя: с одноместной кабиной и горизонтально направленным пулеметом над верхним крылом.

Самолет Адольфа Пегу, эскадрилья MS49, август 1915 г.
(рисунок Михаила Быкова)

Не обращая внимания на более идеальную технику, успех от летчика отвернулась. Он совершил пара бесплодных боев, а 28 августа очередной германский разведчик встретил его атаку меткой очередью, так что французу было нужно пикированием уходить на собственную сторону фронта, теряя бензин из пробитого бака. В тот раз все обошлось, но в следующем воздушном бою утром 31 августа Пегу был убит пулей в сердце.

По иронии судьбы сбивший его самолет из F.Fl.Abt.48 пилотировал унтер-офицер Вальтер Кандульски (Walter Kandulski), что в свое время был одним из курсантов Пегу в школе Блерио.

«Ньюпор»-10 серийный № N210 – последний самолет аса
(http://www.pegoud.fr)

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: