Движение урока.
I. Организационный момент
Этапы урока | Движение урока | Примечание |
1.Организационный момент | -Здравствуйте, парни! Я счастлива вас видеть. И гостей, каковые пришли наурок. Давайте поприветствуем их. Посмотритедруг на приятеля, улыбнитесь. Садитесь. | Обучающиеся здороваются с гостями |
II. Повторение
Работа с историческими личностями, с хронологией и работа над понятийным аппаратом.
Хронологическая эстафета:
Вопрос: Назовите хронологические рамки восстания под предводительством Ивана Болотникова?
Ответ: 1606-1607 гг.
Вопрос: . Укажите год, с которым связано начало семейства Романовых:
Ответ: 1613г.;
Вопрос: Назовите годы правления Алексея Михайловича Романова?
Ответ: 1645-1676 гг.
Вопрос: Назовите год принятия Соборного уложения.
Ответ: 1649год
Вопрос: Назовите годы проведения церковной реформы патриарха Никона?
Ответ: 1653-1655 гг.
Вопрос: В каком году состоялся суд над патриархом Никоном?
Ответ: во второй половине 60-ых годов семнадцатого века.
III. Изучение нового материала.
век и Вступительное: слово учителя богат на различные события. Назовите их.
(ответы обучающихся — Смута, Раскол)
Многие историки XVII век именуют бунташным веком. И сейчас на уроке мы с вами определим, из-за чего он имеет такое наименование, какие конкретно бунты происходили в семнадцатом веке, последствия и какие причины они имели.
Как по-второму возможно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.
(восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)
Работа с презентацией: «Бунташный век».
Слайд № 2 Проблемой на уроке будет следующее задание: вы должны станете дать ответ на следующий вопрос «Из-за чего XVII век именуют «бунташным веком»?
Сайд № 3
Замысел изучения темы:
Обстоятельства народных выступлений.
Соляной бунт.
Бронзовый бунт.
Восстание под предводительством Стеньки Разина.
Старообрядчество.
Сайд № 4. Терминологическая работа: «Бунташный век», «Прелестная грамота», «Бронзовый бунт», «Соляной бунт», рейтары
Преподаватель дает чёрта периоду правления Алексея Михайловича: Правление второго Романова тяжело назвать радостным временем для Русского страны. Не восстановившаяся до конца хозяйственная судьба страны, серия замечательнейших восстаний, церковный раскол — вот что определяло время царствования Алексея Михайловича. Во всех делах царь с одной стороны продолжал старорусские традиции, а с другой — не чурался нового, временами приходившего из зарубежа.
На протяжении урока обучающиеся заполняют сравнительную таблицу.
Дата события | Очаг восстания | Обстоятельства | Участники | Результат |
1648 год «Соляной бунт» | Козлов, Курс, Воронеж, Москва | 1.Усиление налогового гнета по большому счету 2.Введение пошлины на соль- нужный продукт 3. Недовольство некоторыми представителями власти (Морозов, Плещеев) | Жители, стрельцы, крестьяне | Казнь большинства бояр (по указанию бунтовщиков) |
1662 год «Бронзовый бунт» | Москва | 1.Усиление налогового гнета 2.голод и Дороговизна из- за обесценивания выпущенных бронзовых денег | Посадский люд | Прекращение чеканки бронзовых монет |
1670-1671 гг. Восстание Стеньки Разина | Дон, Поволжье | Скопление на Дону «горючего материала»- беглых крестьян, холопов,посадских, обиженных усилением крепостного права и феодального гнета 2. Активность казачества, недовольство национальными порядками России | Донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди | Сохранение незыблемости национальных порядков России, усилениекрепостного права |
1668-1676 Соловецкое восстание | Соловецкий монастырь | 1.Церковные реформы патриарха Никона 2.Жесткость курса церковных преобразований (сожжение ветхих икон,враждебность к староверам) 3.Представление народа о ветхой вер как действительно православной | Монахи, крестьяне, разинцы | Предстоящее противостояние в стране староверов и официальных церкви |
МЕТОД КРЕСТЬЯНСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.
1.Дата восстания.
2.Обстоятельства восстания
3.Место действия.
4.Предлог к восстанию.
5.Состав восставших.
6.События.
7. Результаты.
Слайды № 7,8
Работа с книжкой. Прочесть «Соляной бунт». Остальные вносят данные в таблицу. Преподаватель задает вопросы:
— Из-за чего бунт 1648 года именуется «Соляным»?
— Какую роль игралась соль в жизни человека? Какие конкретно слои населения приняли участия в «Соляном» бунте?
— Каковы были главные цели восставших? О чем свидетельствует тот факт, что правительство дало согласие выполнить требования восставших.
Слайды № 9,10,11 Но через 14 летпроизошел еще один бунт, что вошел в историю России как бронзовый бунт. В каком году этослучилось? Каковы обстоятельства данного выступления? Вспомните, что происходило вэти годы в стране. Воинам необходимо быловыплачивать жалованье. Для этого стали выпускать бронзовые деньги взаменсеребряных. Серебряные деньги планировали с населения в виде налогов. Деньгистали обесцениваться. Цены на товары поползли вверх. В будущем это привелок инфляции. Народ начал возмущаться. Собственный недовольство он высказывал в погромах,к царю было организовано шествие в с. Коломенское, которое было жестокоподавлено. Свыше сотни бунтовщиков были казнены. Слайд № 12 Кто же принял участиев Бронзовом бунте? (ответы детей) Конечно же, посадскиелюди, стрельцы, жители. Слайды № 14,15,16 Самым большим народнымвыступлением было восстание Степана Тимофеевича Разина. Из-за чего ононачалось и где – для этого нам нужно будет узнать предысторию этоговосстания. (выступление обучающегося ожизни донских казаков в семнадцатом веке) К бережливым казакампринадлежал и С.Т.Разин, что отличался физической силой, отвагой, удалью,жёстким и властным характером. Он умел внушать к себе уважение а также ужас. Именноон первоначально возглавил казаков и отправился с ними в грабительский поход В 1667 г.казаки воглаве с С.Т.Разиным отправились в поход на Волгу. Выйдя к Каспийскомуморю и перезимовав на р. Яик, в 1668г. двухтысячное разинское войско направилось к владениям иранского шаха.Казаки разгромили западное побережье Каспия, захватили пара городов, втом числе и Баку. С богатой добычей в1669 г. возвратились они к себе. Этот поход сделал Разина весьма популярнойфигурой среди народа. По окончании успешного возвращения на Дон, он был в 1670г. избран атаманом и начал собиратьвойско для похода на Русь. Слайд № 17 Как же называлисьтакие грабительские походы? Такие грабительские походы казаков за богатойдобычей назывались «походами за зипунами».Слово «зипун» в казачьей среде обозначалась как добыча. Отчего же началось этовосстание? Каковы его обстоятельства (Ответы детей) Обсуждение данныхпричин восстания, запись их в тетрадь Работа с исторической картой Восстание С.Т.Разинаохватило солидную часть Русском территории. Весной 1670 г. семитысячноеразинское войско легко овладело Астраханью, без боя сдался Царицын, вскорепали Самара и Саратов.Саранск, Курмыш, Пенза кроме этого появились в рукахповстанцев. В сентябре 1670 г. Разин подошел к Симбирску. Месяц продолжаласьосада города. Но Симбирск не был забран восставшими, поскольку подоспелиправительственные войска из Казани. Врешающем сражении разинцы потерпели поражение. Атаман с горсткой сподвижниковпрорвался на Дон, где укрылся, и снова начал набирать силы. Как же удалось Разинупривлечь на собственную сторону людей, с таковой легкостью завоевывать города исела? Чтобы обеспечить себе помощь, он рассылал «прелестные письма», вкоторых призывал народ избавиться от бояр, давал слово помощь всем угнетенным. Слайды № 19,20Давайте совместно проанализируем исторический источник «Из «Прелестных писем»С.Т.Разина» (Е.В.Пчелов. ИсторияРоссии.XVI-XVIII века.§16, с.121-122) Беседа по вопросам: ? К кому обращается Разин? ? Что ожидало тех, кто не примыкал к восставшим? ? Против кого боролся С.Т.Разин? ? Являлось ли основной целью атамана свержение царя? По окончании поражения подСимбирском Разин возвратился на Дон, где опять начал набирать силы. Но домовитыеказаки выдали его влияниям. Летом 1671 г. плененного атамана в оковах привезли в Москву, где его пытали.А 6 июня публично четвертовали на Красной площади. Кроме этого смертной казни были подвержены тысячи восставших. Однакопамять о нем продолжительно сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывалилегенды. IV. Давайтепоиграем игру «Аплодисменты» в видефизминутки. Правила игры: те каковые согласны поднимаются, а те каковые не согласныаплодируют сидя. 1. Поднимитесь те, кто считает что серебрянаямонета дороже чем бронзовой Аплодисменты 2. Поднимитесь те, кто обожает историческиефильмы. Аплодисменты 3. Поднимитесь те, кто желает прочесть книгуили о Стеньке Разине Аплодисменты 4. Поднимитесь те , кто желает изучать историюсвоей Отчизны Аплодисменты. 5. Поднимитесь те, кто вычисляет себя паториотом Аплодисменты. V. Закреплениеизученного Работа с карточками. Преподаватель: распределимся по группам и трудимся над историческимидокументами. 1 несколько. ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личностьцаря Алексея Михайловича. Ключевский В. О. Исторические портреты. Современники, кроме того,чужестранцы, признавали в нем богатые природные дары: чувствительность илюбознательность помогли ему купи превосходную по тому времениначитанность не только в божественном, но и в мирском писании; о немговорили, что он «навычен многим философским наукам»; дух времени,потребности 60 секунд кроме этого будили идея, задавали новые вопросы. Этовозбуждение сказалось в литературных наклонностях царя Алексея. Он любилписать и писал большое количество больше, чем кто-либо из древнерусских царей послеГрозного. Он пробовал изложить историю собственных походов , делал кроме того опытв стихотворстве: сохранилось пара написанных им строчков, каковые моги казатьсяавтору стихами. Всего больше покинул он писем к различным лицам. В этих письмахмного простодушия, веселости, подчас задушевной грусти и просвечивает тонкоепонимание ежедневных людских взаимоотношений, меткая оценка житейских мелочейи обыкновенных людей 2 несколько. ЗАДАНИЕ: Выберите из текстачерты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича Платонов С.Ф. Царь АлексейМихайлович. Опыт чёрта. М., 1912. Он весьма любилписать, и в этом отношении был редким явлением собственного времени. Он имелпривычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах,причем не всегда попадал в тон приказного изложения. Алексей Михайлович часто давал волю собственному неудовольствию, бранился и дажедрался. Вспыльчивый и бранчливый, Алексей Михайлович был в бешенстве отходчив,легко и честно переходя от брани к ласке. Царь Алексей обожал ипонимал красоту. Чувство красоты заставляло царя увлекаться внешнимблагочестием церковного служения. При всем уме АлексеяМихайловича был слабохарактерный и временами трусливый человек. Пользуясь егодобротою и безволием, окружающие не только своевольничали, но забирали властьнад самим «негромким» правителем. … Малодушно он удирал от ответственныхобъяснений и торопился заслониться вторыми людьми. 3 несколько. Задание: «Какое это событие?». Появляетсягорожанин и стрелец. Житель.Опять власти решили нас извести налогами и непомерными платежами. Видишьчто удумали – платить соляную пошлину по 20 копеек с пуда. Где ж таких денегвзять?! Да и без соли никуда, ни рыбу и мясо не заготовишь, соответственно, зимний период –голод, ни продуктов не приобретёшь готовых – больно дороги. Стрелец.Не только налог вышестал, но и жалованье нам уменьшилось. За такие деньги ни себя самого, а темпаче семью собственную не прокормить в голодное зимнее время. 4 несколько. Задание: «Какое этособытие?» 2-й житель.Слышно, что теперьбогат тот, кто к производству денег подход имеет. Посмотри, как Никитка Осеевразодет, да женка его вся в дорогих костюмах, да дом с резными наличниками.Сказывают, что тайно они «воровские деньги» готовят, да государственнымзнаком метят. А деньги те не казенные, потому и не стоят ничего. Стрелец.Взял третьего дняжалованье бронзовыми деньгами, а торговец требует серебро за товар. Нетсправедливости! Нужно снова к правителю идти, как в 1648 г. Пускай наведетпорядок, да приблизительно накажет виновных, чтобы иным неповадно было. VI. Результат урока |
1. Подведение итога урока
Вспомните и назовите, что обозначают следующие выражения: поход за зипунами, прелестные письма, рейтары?
Какие конкретно события происходили в данных годах? Какое из данных событий было самоё масштабным? Из-за чего?
Чем закончились эти события?
И в конце урока давайте ответим на проблемный вопрос, что был вам задан в начале урока: «Из-за чего XVII век именуют «бунташным веком» в истории России?» (ответы детей)
Преподаватель :
— Что вы осознали на этом уроке?
— Вам понравился урок?
— Что вам было прекрасно на уроке?
— Как вы думаете, кто прекрасно трудился на уроке?
2. Выставление оценок за урок
VII. Домашнее задание
прочесть 8 параграф. Разглядеть «Соловецкое восстание» сделать сравнительный анализ по событиям. Составить проект по теме «Бунташный век»: 1 несколько «Соляной бунт», 2 несколько «Бронзовый бунт», 3 несколько «Восстание Стеньки Разина».
Применяй те Интернет и библиотечную литературу.
В Швеции дали залп из точной копии пушки XVII века (новости) http://9kommentariev.ru/
Удивительные статьи:
- Перун и змей как символы цикличности жизни
- Столицы русского государства и россии
- Инициированные/боевые братья
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Шокирующее выступление лаврова сегодня: смотреть видео повтор на ютубе смогут все
В Мюнхене состоялась конференция безопасности, где находились представители различных государств. Западные дипломаты устроили Лаврову допрос с насмешками…
-
Оформление материалов выступления
Особенности аннотации как научно-информативного жанра На данный момент повышение количества научной информации стало причиной необходимости написания…
-
Примерная тематика научных рефератов для выступлений
1. Предмет сравнительного правоведения. 2. развитие и Формирование идей сравнительного правоведения. 3. цели и Природа сравнительного правоведения. 4….
-
Алгоритм учебной деятельности участника
Приложение В помощь обучающимся, делающим научно-исследовательскую работу: Из всех народов первым будет неизменно тот, что опередит вторых в области…