Алгоритм крестьянского выступления

Движение урока.

I. Организационный момент

Этапы урока Движение урока Примечание
1.Организационный момент -Здравствуйте, парни! Я счастлива вас видеть. И гостей, каковые пришли наурок. Давайте поприветствуем их. Посмотритедруг на приятеля, улыбнитесь. Садитесь. Обучающиеся здороваются с гостями

II. Повторение

Работа с историческими личностями, с хронологией и работа над понятийным аппаратом.

Хронологическая эстафета:

Вопрос: Назовите хронологические рамки восстания под предводительством Ивана Болотникова?

Ответ: 1606-1607 гг.

Вопрос: . Укажите год, с которым связано начало семейства Романовых:

Ответ: 1613г.;

Вопрос: Назовите годы правления Алексея Михайловича Романова?

Ответ: 1645-1676 гг.

Вопрос: Назовите год принятия Соборного уложения.

Ответ: 1649год

Вопрос: Назовите годы проведения церковной реформы патриарха Никона?

Ответ: 1653-1655 гг.

Вопрос: В каком году состоялся суд над патриархом Никоном?

Ответ: во второй половине 60-ых годов семнадцатого века.

III. Изучение нового материала.

век и Вступительное: слово учителя богат на различные события. Назовите их.Алгоритм крестьянского выступления

(ответы обучающихся — Смута, Раскол)

Многие историки XVII век именуют бунташным веком. И сейчас на уроке мы с вами определим, из-за чего он имеет такое наименование, какие конкретно бунты происходили в семнадцатом веке, последствия и какие причины они имели.

Как по-второму возможно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.

(восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)

Работа с презентацией: «Бунташный век».

Слайд № 2 Проблемой на уроке будет следующее задание: вы должны станете дать ответ на следующий вопрос «Из-за чего XVII век именуют «бунташным веком»?

Сайд № 3

Замысел изучения темы:

Обстоятельства народных выступлений.

Соляной бунт.

Бронзовый бунт.

Восстание под предводительством Стеньки Разина.

Старообрядчество.

Сайд № 4. Терминологическая работа: «Бунташный век», «Прелестная грамота», «Бронзовый бунт», «Соляной бунт», рейтары

Преподаватель дает чёрта периоду правления Алексея Михайловича: Правление второго Романова тяжело назвать радостным временем для Русского страны. Не восстановившаяся до конца хозяйственная судьба страны, серия замечательнейших восстаний, церковный раскол — вот что определяло время царствования Алексея Михайловича. Во всех делах царь с одной стороны продолжал старорусские традиции, а с другой — не чурался нового, временами приходившего из зарубежа.

На протяжении урока обучающиеся заполняют сравнительную таблицу.

Дата события Очаг восстания Обстоятельства Участники Результат
1648 год «Соляной бунт» Козлов, Курс, Воронеж, Москва 1.Усиление налогового гнета по большому счету 2.Введение пошлины на соль- нужный продукт 3. Недовольство некоторыми представителями власти (Морозов, Плещеев) Жители, стрельцы, крестьяне Казнь большинства бояр (по указанию бунтовщиков)
1662 год «Бронзовый бунт» Москва 1.Усиление налогового гнета 2.голод и Дороговизна из- за обесценивания выпущенных бронзовых денег Посадский люд Прекращение чеканки бронзовых монет
1670-1671 гг. Восстание Стеньки Разина Дон, Поволжье Скопление на Дону «горючего материала»- беглых крестьян, холопов,посадских, обиженных усилением крепостного права и феодального гнета 2. Активность казачества, недовольство национальными порядками России Донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди Сохранение незыблемости национальных порядков России, усилениекрепостного права
1668-1676 Соловецкое восстание Соловецкий монастырь 1.Церковные реформы патриарха Никона 2.Жесткость курса церковных преобразований (сожжение ветхих икон,враждебность к староверам) 3.Представление народа о ветхой вер как действительно православной Монахи, крестьяне, разинцы Предстоящее противостояние в стране староверов и официальных церкви

МЕТОД КРЕСТЬЯНСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

1.Дата восстания.

2.Обстоятельства восстания

3.Место действия.

4.Предлог к восстанию.

5.Состав восставших.

6.События.

7. Результаты.

Слайды № 7,8

Работа с книжкой. Прочесть «Соляной бунт». Остальные вносят данные в таблицу. Преподаватель задает вопросы:

— Из-за чего бунт 1648 года именуется «Соляным»?

— Какую роль игралась соль в жизни человека? Какие конкретно слои населения приняли участия в «Соляном» бунте?

— Каковы были главные цели восставших? О чем свидетельствует тот факт, что правительство дало согласие выполнить требования восставших.

Слайды № 9,10,11 Но через 14 летпроизошел еще один бунт, что вошел в историю России как бронзовый бунт. В каком году этослучилось? Каковы обстоятельства данного выступления? Вспомните, что происходило вэти годы в стране. Воинам необходимо быловыплачивать жалованье. Для этого стали выпускать бронзовые деньги взаменсеребряных. Серебряные деньги планировали с населения в виде налогов. Деньгистали обесцениваться. Цены на товары поползли вверх. В будущем это привелок инфляции. Народ начал возмущаться. Собственный недовольство он высказывал в погромах,к царю было организовано шествие в с. Коломенское, которое было жестокоподавлено. Свыше сотни бунтовщиков были казнены. Слайд № 12 Кто же принял участиев Бронзовом бунте? (ответы детей) Конечно же, посадскиелюди, стрельцы, жители. Слайды № 14,15,16 Самым большим народнымвыступлением было восстание Степана Тимофеевича Разина. Из-за чего ононачалось и где – для этого нам нужно будет узнать предысторию этоговосстания. (выступление обучающегося ожизни донских казаков в семнадцатом веке) К бережливым казакампринадлежал и С.Т.Разин, что отличался физической силой, отвагой, удалью,жёстким и властным характером. Он умел внушать к себе уважение а также ужас. Именноон первоначально возглавил казаков и отправился с ними в грабительский поход В 1667 г.казаки воглаве с С.Т.Разиным отправились в поход на Волгу. Выйдя к Каспийскомуморю и перезимовав на р. Яик, в 1668г. двухтысячное разинское войско направилось к владениям иранского шаха.Казаки разгромили западное побережье Каспия, захватили пара городов, втом числе и Баку. С богатой добычей в1669 г. возвратились они к себе. Этот поход сделал Разина весьма популярнойфигурой среди народа. По окончании успешного возвращения на Дон, он был в 1670г. избран атаманом и начал собиратьвойско для похода на Русь. Слайд № 17 Как же называлисьтакие грабительские походы? Такие грабительские походы казаков за богатойдобычей назывались «походами за зипунами».Слово «зипун» в казачьей среде обозначалась как добыча. Отчего же началось этовосстание? Каковы его обстоятельства (Ответы детей) Обсуждение данныхпричин восстания, запись их в тетрадь Работа с исторической картой Восстание С.Т.Разинаохватило солидную часть Русском территории. Весной 1670 г. семитысячноеразинское войско легко овладело Астраханью, без боя сдался Царицын, вскорепали Самара и Саратов.Саранск, Курмыш, Пенза кроме этого появились в рукахповстанцев. В сентябре 1670 г. Разин подошел к Симбирску. Месяц продолжаласьосада города. Но Симбирск не был забран восставшими, поскольку подоспелиправительственные войска из Казани. Врешающем сражении разинцы потерпели поражение. Атаман с горсткой сподвижниковпрорвался на Дон, где укрылся, и снова начал набирать силы. Как же удалось Разинупривлечь на собственную сторону людей, с таковой легкостью завоевывать города исела? Чтобы обеспечить себе помощь, он рассылал «прелестные письма», вкоторых призывал народ избавиться от бояр, давал слово помощь всем угнетенным. Слайды № 19,20Давайте совместно проанализируем исторический источник «Из «Прелестных писем»С.Т.Разина» (Е.В.Пчелов. ИсторияРоссии.XVI-XVIII века.§16, с.121-122) Беседа по вопросам: ? К кому обращается Разин? ? Что ожидало тех, кто не примыкал к восставшим? ? Против кого боролся С.Т.Разин? ? Являлось ли основной целью атамана свержение царя? По окончании поражения подСимбирском Разин возвратился на Дон, где опять начал набирать силы. Но домовитыеказаки выдали его влияниям. Летом 1671 г. плененного атамана в оковах привезли в Москву, где его пытали.А 6 июня публично четвертовали на Красной площади. Кроме этого смертной казни были подвержены тысячи восставших. Однакопамять о нем продолжительно сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывалилегенды. IV. Давайтепоиграем игру «Аплодисменты» в видефизминутки. Правила игры: те каковые согласны поднимаются, а те каковые не согласныаплодируют сидя. 1. Поднимитесь те, кто считает что серебрянаямонета дороже чем бронзовой Аплодисменты 2. Поднимитесь те, кто обожает историческиефильмы. Аплодисменты 3. Поднимитесь те, кто желает прочесть книгуили о Стеньке Разине Аплодисменты 4. Поднимитесь те , кто желает изучать историюсвоей Отчизны Аплодисменты. 5. Поднимитесь те, кто вычисляет себя паториотом Аплодисменты. V. Закреплениеизученного Работа с карточками. Преподаватель: распределимся по группам и трудимся над историческимидокументами. 1 несколько. ЗАДАНИЕ: Выберите из текста черты, характеризующие личностьцаря Алексея Михайловича. Ключевский В. О. Исторические портреты. Современники, кроме того,чужестранцы, признавали в нем богатые природные дары: чувствительность илюбознательность помогли ему купи превосходную по тому времениначитанность не только в божественном, но и в мирском писании; о немговорили, что он «навычен многим философским наукам»; дух времени,потребности 60 секунд кроме этого будили идея, задавали новые вопросы. Этовозбуждение сказалось в литературных наклонностях царя Алексея. Он любилписать и писал большое количество больше, чем кто-либо из древнерусских царей послеГрозного. Он пробовал изложить историю собственных походов , делал кроме того опытв стихотворстве: сохранилось пара написанных им строчков, каковые моги казатьсяавтору стихами. Всего больше покинул он писем к различным лицам. В этих письмахмного простодушия, веселости, подчас задушевной грусти и просвечивает тонкоепонимание ежедневных людских взаимоотношений, меткая оценка житейских мелочейи обыкновенных людей 2 несколько. ЗАДАНИЕ: Выберите из текстачерты, характеризующие личность царя Алексея Михайловича Платонов С.Ф. Царь АлексейМихайлович. Опыт чёрта. М., 1912. Он весьма любилписать, и в этом отношении был редким явлением собственного времени. Он имелпривычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах,причем не всегда попадал в тон приказного изложения. Алексей Михайлович часто давал волю собственному неудовольствию, бранился и дажедрался. Вспыльчивый и бранчливый, Алексей Михайлович был в бешенстве отходчив,легко и честно переходя от брани к ласке. Царь Алексей обожал ипонимал красоту. Чувство красоты заставляло царя увлекаться внешнимблагочестием церковного служения. При всем уме АлексеяМихайловича был слабохарактерный и временами трусливый человек. Пользуясь егодобротою и безволием, окружающие не только своевольничали, но забирали властьнад самим «негромким» правителем. … Малодушно он удирал от ответственныхобъяснений и торопился заслониться вторыми людьми. 3 несколько. Задание: «Какое это событие?». Появляетсягорожанин и стрелец. Житель.Опять власти решили нас извести налогами и непомерными платежами. Видишьчто удумали – платить соляную пошлину по 20 копеек с пуда. Где ж таких денегвзять?! Да и без соли никуда, ни рыбу и мясо не заготовишь, соответственно, зимний период –голод, ни продуктов не приобретёшь готовых – больно дороги. Стрелец.Не только налог вышестал, но и жалованье нам уменьшилось. За такие деньги ни себя самого, а темпаче семью собственную не прокормить в голодное зимнее время. 4 несколько. Задание: «Какое этособытие?» 2-й житель.Слышно, что теперьбогат тот, кто к производству денег подход имеет. Посмотри, как Никитка Осеевразодет, да женка его вся в дорогих костюмах, да дом с резными наличниками.Сказывают, что тайно они «воровские деньги» готовят, да государственнымзнаком метят. А деньги те не казенные, потому и не стоят ничего. Стрелец.Взял третьего дняжалованье бронзовыми деньгами, а торговец требует серебро за товар. Нетсправедливости! Нужно снова к правителю идти, как в 1648 г. Пускай наведетпорядок, да приблизительно накажет виновных, чтобы иным неповадно было. VI. Результат урока

1. Подведение итога урока

Вспомните и назовите, что обозначают следующие выражения: поход за зипунами, прелестные письма, рейтары?

Какие конкретно события происходили в данных годах? Какое из данных событий было самоё масштабным? Из-за чего?

Чем закончились эти события?

И в конце урока давайте ответим на проблемный вопрос, что был вам задан в начале урока: «Из-за чего XVII век именуют «бунташным веком» в истории России?» (ответы детей)

Преподаватель :

— Что вы осознали на этом уроке?

— Вам понравился урок?

— Что вам было прекрасно на уроке?

— Как вы думаете, кто прекрасно трудился на уроке?

2. Выставление оценок за урок

VII. Домашнее задание

прочесть 8 параграф. Разглядеть «Соловецкое восстание» сделать сравнительный анализ по событиям. Составить проект по теме «Бунташный век»: 1 несколько «Соляной бунт», 2 несколько «Бронзовый бунт», 3 несколько «Восстание Стеньки Разина».

Применяй те Интернет и библиотечную литературу.

В Швеции дали залп из точной копии пушки XVII века (новости) http://9kommentariev.ru/


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: