Американское упорство, японская стойкость

В апреле 1944 года войска генерала Макартура стремительным броском проникли на территорию голландской Новой Гвинеи. Американский морской десант, высаженный в сотнях километров от линии фронта, сначала стал для японцев настоящим шоком. Но скоро атака союзников столкнулось с самопожертвованием и фантастической стойкостью японских солдат…

Защита западной Новой Гвинеи

Появление американских армий в голландской Новой Гвинее в апреле 1944 года поставило японское руководство перед новой действительностью. 18-я армия генерала Адати, которая вела борьбу с весны 1943 года, была блокированной в австралийской части острова. Японцы лишились стратегически серьёзной гавани Холландиа, силы военных ВВС на острове потерпели ожесточённое поражение и выбыли из предстоящей борьбы.

В таких событиях командующему 2-м фронтом генералу Коретике Анами, в зону ответственности которого входила Новая Гвинея, было нужно принимать срочные меры.

Ещё 17 апреля 1944 года из Шанхая вышел конвой «Take-ichi» («Бамбук-1»), что должен был доставить на Новую Гвинею свежую 35-ю пехотную дивизию. 1 мая конвой, пережив атаку американской субмарины, прибыл в Манилу, откуда направился на юг, но 6 мая его нападала вторая американская подводная лодка. Субмарина «Gurnard» (начальник — лейтенант-коммандер Чарльз Эндрюс) потопила три транспорта, на которых погибли 700 человек и практически вся артиллерия дивизии.

Затем конвой разгрузился на острове Хальмахера: японское морское руководство сочло неосуществимым вести транспорты на Новую Гвинею. В мае 35-ю пехотную дивизию было нужно перебрасывать к месту назначения частями, на баржах и небольших прибрежных судах, что, конечно же, совсем не вписывалось в японские замыслы.

Американское упорство, японская стойкость
Маршрут конвоя «Take-ichi»
Источник: cia.gov

Разгром конвоя «Take-ichi» стал больным ударом для японского флота и в очередной раз продемонстрировал его уязвимость перед американскими субмаринами. И однако как раз суда Императорского ВМФ весной 1944 года имели возможность стать японской «козырной картой» в битвах с наступающими силами Макартура. В составе 7-го флота США, что поддерживал наступление на Новой Гвинее, отсутствовали боевые единицы посильнее тяжёлого крейсера, не имелось ни одного авианосца (кроме того эскортного).

У японцев же ударный Мобильный флот адмирала Одзавы (включавший в себя тяжёлые авианосцы и линкоры) в те месяцы базировался на острове Тавитави вблизи Борнео и, хотя бы теоретически, имел возможность пойти в бой у берегов Новой Гвинеи.

Помимо этого, именно на плечи флота легла воздушная помощь защитников Новой Гвинеи. По окончании разгрома 4-й воздушной армии в Холландии эту задачу было нужно делать 23-й воздушной флотилии ВМС. Она базировалась на приморских аэропортах в голландской части острова и до тех пор пока сохраняла боеготовность.

Не смотря на то, что весной 1944 года флотилия насчитывала не более полусотни самолётов, её возможно было усилить через южные Филиппины, перебрасывая самолёты с вторых баз по «воздушному мосту», чем японцы и постарались воспользоваться.

В случае если сказать о сухопутных армиях Японии, то весной 1944 года главная тяжесть битв легла на 2-ю армию генерала Фусатаро Тесимы. Прежде эта армия, базировавшаяся в голландской части Новой Гвинеи, не игралась заметной роли в событиях на острове, но сейчас настал её час. На пути американцев были части 36-й пехотной дивизии — приблизительно 20 000 человек в трёх пехотных полках, разбросанных по позициям к западу от Холландии.

В последних числахАпреля 1944 года, входе боевых действий за Холландию, японцы пробовали маленькими силами прорваться к осаждённому городу, но потерпели неудачу. Главные силы дивизии концентрировались на побережье, один полк в полном составе разместился на острове Биак.

В битвах с 36-й дивизией американцы столкнулись с хорошо подготовленной обороной. На фото — японский дзот на острове Биак
Источник: worldwarphotos.info
Замыслы Макартура

Генерал Макартур собирался продолжить наступление в голландской Новой Гвинее, целью нового «рывка» для него стал остров Биак, находящийся в 500 км к северо-западу от Холландии. Помимо этого, внимание американских штабистов привлёк островок Вакде в 200 км западнее Холландии. Контроль над этими позициями разрешил бы союзникам оборудовать стратегически серьёзные авиабазы, пригодные а также для размещения тяжёлых бомбардировщиков.

Как выяснилось, аэропорты в Холландии для базирования тяжёлых самолётов не доходили: союзников опять подвела дефицит информации о голландской Новой Гвинее.

В первых числах Мая штаб Макартура спланировал захват острова Вакде силами 41-й американской пехотной дивизии, оборудование в том месте аэропорта и высадку на остров Биак (приблизительно через десять дней по окончании занятия Вакде). Десантная операция потребовала активной помощи с моря, для чего 7-й флот США организовал американо-австралийскую оперативную группу под руководством английского адмирала Виктора Кратчли: 2 австралийских тяжёлых крейсера; 3 лёгких крейсера и 20 эсминцев (а также два австралийских).

К несчастью для Макартура, авианосцев у него в тот момент не имелось. Но, силы 5-й американской воздушной армии и Королевских австралийских ВВС справлялись со собственными задачами. Однако угрозу появления больших японских судов со квитанций никто не сбрасывал. Так, адмирал Кратчли сделал следующие подсчёты:

«Эти силы смогут прибыть к острову Биак с Тавитави за 42 часа ходом 25 узлов, либо к Вакде за 50 часов. К Биаку из Давао они смогут прибыть за 31 час ходом 25 узлов, а к Вакде — за 39 часов».

Операция по захвату Вакде стартовала 17 мая 1944 года, в то время, когда американцы без боя высадились на мелком островке Инсоманани, где разместили собственную артиллерию. В тот же эсминцы и день крейсера 7-го флота США начали обстрел японских позиций. Утром 18 мая на Вакде высадился с моря батальон 163-го пехотного полка 41-й пехотной дивизии, поддержанный четырьмя танками М4 (из которых только два участвовали в сражении).

Японский гарнизон острова насчитывал не более 700 человек из 224-го пехотного полка 36-й наземных сил и пехотной дивизии флота, но оказал яростное сопротивление. Битвы на Вакде завершились к 20 мая, у японцев сохранились только четверо бойцов, попавших в плен, американцы утратили 40 человек убитыми. 21 мая аэропорт острова начал принимать самолёты, включая четырёхмоторные «либерейторы».

Карта битв за остров Вакде
ibiblio.org

На побережье Новой Гвинеи южнее Вакде и западнее Холландии американцы высаживаться не планировали. Всё лето 1944 года в том месте шли битвы местного значения между частями 6-й американской и 2-й японской армий, каковые не принесли заметного успеха ни одной из сторон. Линия фронта в джунглях практически не изменялась до самого окончания Второй мировой.

Макартура интересовали более глобальные цели: по окончании захвата Вакде возможно было приступать к высадке на остров Биак.

Операция изначально смотрелась очень рискованной, потому, что остров был на заметном удалении от побережья Новой Гвинеи, а в распоряжении Макартура имелись не самые внушительные морские силы.

Оборону Биака снабжал 222-й пехотный полк 36-й японской пехотной дивизии с разными запасными частями (включая флотские): всего приблизительно 11 тысяч людей. Начальник гарнизона полковник Наоюки Кузуме шепетильно подготовил оборонительные позиции, разместив собственных людей в дзотах и многочисленных дотах, и природных пещерах.

Кроме артиллерии (а также батареи береговой обороны из шести тяжёлых морских пушек), в распоряжении гарнизона имелись дивизионная танковая рота — 9 либо 10 лёгких автомобилей «Тип 95» («Ha-Go»). Американцы собирались высадить на острове сводную боевую группу 41-й пехотной дивизии (начальник — генерал Хорас Фуллер) — 12 тысяч людей при помощи 12 танков М4. Так, на суше силы сторон были приблизительно равными, не смотря на то, что американцы владели преимуществом на море и в воздухе.

Карта битв за остров Биак
lib.utexas.edu
Сражение за Биак: первая кровь

Операция по захвату Биака стартовала утром 27 мая, высадка армий на сушу прошла скоро и в полной мере удачно. Суда артиллерийской помощи попали под обстрел батареи 127-мм морских пушек, но серьёзно не пострадали (только один американский эсминец взял лёгкие повреждения). Атаки нескольких самолётов японской морской авиации кроме этого не дали заметного результата.

Помимо этого, союзные суда попали под удар четырёх тяжёлых военных истребителей Ki-45 — чуть ли не последних ударных самолётов 4-й воздушной армии. Три самолёта были скоро сбиты, пилот четвёртого постарался таранить американский эсминец, но промахнулся, и его машина упала в воду рядом с морским охотником SC-699, повредив катер (два моряка погибли, 16 были травмированы и ранения). Отдельные историки именуют данный эпизод первой атакой камикадзе, но как мы знаем, что совершивший акт самопожертвования майор Кацухиге Такада не получал приказа идти на таран и действовал самостоятельно. В обломках самолёта майора Такады американские моряки нашли серебряный портсигар с выгравированным на нём необычным кодексом чести «первого камикадзе»:

«Пять наставлений для армейского:

  1. Помогать правильно,
  2. Быть учтивым,
  3. Ценить армейский успех,
  4. Хранить собственную веру,
  5. Стремиться быть несложным».

Вечером 27 мая казалось, что американцев ожидает стремительная победа, но скоро обстановка усложнилась. 28 мая неподавленная батарея береговой обороны повредила ещё один американский эсминец. Утром 29 мая японцы контратаковали на суше при помощи собственных танков: состоялся первый на Новой Гвинее танковый бой, в котором семь «Ha-Go» погибли от огня «шерманов» (японские автомобили смогли только повредить один американский танк, заклинив ему башню).

Не обращая внимания на это, сопротивление оборонявшихся усиливалось с каждым часом. На протяжении битв 29 мая часть 162-го пехотного полка, двигавшегося вглубь острова, была практически окружена — генералу Фуллеру было нужно эвакуировать собственных людей и просить подкрепления. 31 мая с острова Вакде на Биак прибыли два батальона 163-го пехотного полка, по окончании чего битвы разгорелись с новой силой.

Продвижение американских сил оставалось очень медленным. Замысел Макартура как возможно стремительнее захватить аэропорт и начать его применение был на грани срыва.

Сражение за Биак стало второй попыткой японцев применять танки на Новой Гвинее по окончании десанта в заливе Милн (август 1942 года)
worldwarphotos.info

Определив о высадке американцев на острове Биак, руководство Императорского ВМФ в первый раз с весны 1943 года решило вмешаться в битвы на Новой Гвинее. 23-я воздушная флотилия безотлагательно усиливалась самолётами морской авиации, каковые перебрасывались через южные Филиппины. Адмиралу Наомасе Сакондзю приказали доставить на остров 2500 пехотинцев с филиппинского острова Минданао.

С целью проведения конвойной операции «Kon» — такое наименование она взяла — предназначались внушительные силы из линейного корабля «Fuso», трёх тяжёлых и одного лёгкого крейсеров, семи эсминцев, двух минных заградителей и танкодесантного корабля. Эскадра соединилась 2 июня, но уже 3 июня её нашёл американский «либерейтор» с острова Вакде, а сами японцы взяли ошибочное сообщение от собственной разведки о наличии у соперника авианосца. Этого выяснилось достаточно, дабы адмирал Сакондзю прервал операцию.

Японская 23-я воздушная флотилия действовала несравнимо более смело и решительно. За пара дней она усилилась до практически 200 самолётов, по окончании чего с 3 июня систематично напала на американские и австралийские суда у Биака. Так, вечером и ночью 4 июня торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики атаковали основные силы 7-го флота США, повредив бомбой лёгкий крейсер «Nashville».

Вечером 5 июня японские самолёты бомбили американскую авиабазу на острове Вакде. Дело дошло до того, что американским эсминцам, поддерживавшим пехоту на Биаке, приказали отойти к Холландии под воздушное прикрытие. Но, японские лётчики так и не смогли добиться важных удач на море.

Кроме крейсера «Nashville», они только повредили бомбой эсминец «Kalk» (12 июня).

В качестве обстоятельств неудач именуют нехорошее состояниесамолётов и массовые заболевания пилотов, вызванные очень тяжёлыми условиями базирования.

Тем временем руководство японского флота перепроверило собственные разведданные и убедилось в том, что американских авианосцев у Биака нет. 7 июня адмирал Сакондзю опять повёл к острову эскадру с подкреплениями: на этот раз у него имелись тяжёлый крейсер «Aoba» и лёгкий крейсер «Kinu» с шестью эсминцами, причём любой из эсминцев буксировал баржу с воинами (всего — 600 человек).

Со стороны союзников воды у острова охраняла эскадра адмирала Кратчли: тяжёлый крейсер «Australia» (австралийский), лёгкие крейсера «Phoenix» и «Boise», и 14 эсминцев (включая два австралийских). В первый раз за всю войну у берегов Новой Гвинеи имело возможность состояться большое морское сражение с участием крейсеров.

Австралийские эсминец «Warramunga» и тяжёлый крейсер «Australia» (на заднем замысле) у острова Биак, май-июнь 1944 года
awm.gov.au

Крейсера адмирала Сакондзю весьма некстати должны были снабжать дальнее прикрытие, почему ему было нужно направиться к Биаку, имея только шесть эсминцев (и держа флаг на одном из них, «Shikinami»). 8 июня в 12:45 японские суда были обнаружены и атакованы десятью бомбардировщиками B-25, вылетевшими из Холландии, каковые потопили эсминец «Harusame» (на протяжении данной смелой атаки три американских самолёта были стёрты с лица земли, японцы утратили 74 человека убитыми).

Оставшиеся пять эсминцев продолжили собственный поход (спасшихся с «Harusame» подобрал эсминец «Shigure»). Вечером и Сакондзю, и Кратчли взяли данные о сопернике от своих воздушных разведчиков. Контакт двух эскадр прошёл в 23:20, в то время, когда американский крейсер «Boise» радаром нашёл японцев на дистанции около 20 миль.

Чуть позднее с японских эсминцев увидели неприятеля визуально, что стало неприятным сюрпризом для австралийцев и американцев, веривших в превосходство радиолокации.

Кратчли отправился на сближение, но его оппонент сразу же решил выйти из боя. Японские моряки кинули в море баржи с пехотинцами, выпустили торпеды и начали стремительное отступление, набирая скорость. Союзные крейсера уклонились от торпед, но для успешной погони расстояние оставалась через чур большой.

Практически полтора часа эскадра Кратчли преследовала соперника на большой скорости, но около 1:00 адмирал, не добившись результата, решил поделить собственные силы. Крейсера возвращались к Биаку, 12 американских эсминцев должны были гнаться за неприятелем дальше, а два австралийских эсминца — искать баржи. Преследование шло до 2:30, американцы добились попадания в эсминец «Shiratsuyu» (единственного попадания с обеих сторон за целый бой), австралийцы нашли и потопили одну баржу.

Итоги поединка были более чем скромными, но подкрепления защитники Биака так и не взяли.

Японский эсминец «Harusame» типа «Shiratsuyu», погибший в походе к Биаку (фотография 1943 года)
en.wikipedia.org

Третья попытка прорваться к Биаку начала готовиться без промедлений, и на этот раз японские адмиралы решили функционировать точно. 10–11 июня главноком Объединённым флотом адмирал Тойода и командующий Мобильным флотом адмирал Одзава спланировали стратегическую конвойную операцию впечатляющих масштабов.

15 июня в поход к острову должно было отправиться соединение адмирала Матомэ Угаки, включавшее в себя суперлинкоры «Yamato» и «Musashi», три тяжёлых и два лёгких крейсера, семь эсминцев, пара судов и вспомогательных кораблей. Возможно лишь догадываться, какими бы были результаты появления данной армады у Биака, и что союзники имели возможность противопоставить таким монстрам, как «Yamato» и «Musashi». К несчастью для японцев, уже вечером 12 июня конвойную операцию отменили, потому, что Мобильному флоту было нужно начать развёртывание для борьбы за Марианские острова.

Катастрофа защитников острова

Итак, Императорский ВМФ по различным обстоятельствам был не в состоянии оказать по-настоящему действенную помощь защитникам Биака. Быть может, если бы японские моряки знали, что им противостоит довольно малая группировка судов, они действовали бы решительнее. Возможно констатировать, что Японию в очередной раз подвело отсутствие какой-либо важной координации действий между сухопутными и морскими силами.

И однако в первых числах Июня руководство 2-й японской армии смогло перебросить на остров приблизительно 1200 человек без тяжёлого оружия (доставка осуществлялась самоходными баржами). Но эта наглая операция не имела возможности переломить движение борьбы: количество прибывших подкреплений выяснилось маленьким, да и показались они на сцене через чур поздно.

В первых числах Июня американцы на Биаке увязли в превосходно организованной японской обороне, и дела у них обстояли не лучшим образом. Японцы дрались яростно и умело, мастерски применяя пересечённую местность. Лишь 7 июня частям генерала Фуллера удалось прорваться на протяжении берега к аэропорту и занять его.

Но, применять взлётно-посадочную полосу пока не предоставлялось вероятным: соперник удерживал господствующие высоты к северу.

15 июня японцы кроме того пробовали контратаковать при помощи оставшихся у них танков, но американские пехотинцы подбили две автомобили посредством базук, ещё одну — расстреляли из крупнокалиберных пулемётов. Артиллерия смогла рассеять японских пехотинцев и помешала им пойти в наступление за танками.

Характерной изюминкой Биака было наличие множества пещер, ставших японскими упрочнениями
worldwarphotos.info

Макартур обязался к 15 июня начать применение аэропорта на Биаке, дабы поддержать наступление сил адмирала Нимица на Марианских островах. Выполнить обещанное не удалось, в генштаб поступали очень критичные отзывы о действиях генерала Фуллера. Как следствие, 15 июня на остров прибыл генерал Роберт Эйхельбергер, пользовавшийся славой «кризисного менеджера» Макартура. Он принял на себя управление операцией, не без скандала отстранив Фуллера, что очевидно ощущал себя обиженным и обратился к 41-й дивизии с этими прощальными словами:

«Я отстранён от руководства за то, что потерпел неудачу, пробуя достигнуть результатов, которых требует высшее управление. Это не имеет отношения к вашим действиям в данной операции. Я и лишь я один виноват в данной неудаче».

Благодаря материально-техническому превосходству американцы неспешно одерживали верх, не обращая внимания на фантастическую стойкость их соперника. 41-я американская дивизия медлительно брала под контроль высоты к северу от аэропорта, сапёры выжигали огнемётами и взрывали пещеры, в которых прятались защитники острова.

В ночь с 21 на 22 июня полковник Кузуме приказал сжечь знамя 222-го пехотного полка, дабы оно не досталось неприятелю (американцы смогли занять пещеру, где был полковой штаб, только 27 июня). Где и как погиб отважный и умелый начальник обороны Биака — точно неизвестно. Союзники начали применять захваченный ими аэропорт 22 июня, но ещё продолжительно в джунглях островах прятались тысячи японских солдат, продолжавших борьбу.

Американцы признают, что последний организованный очаг сопротивления они смогли стереть с лица земли только в двадцатых числах августа 1944 года.

Американские пехотинцы осматривают японский дзот
awm.gov.au

В битвах за Биак с 27 мая по 20 августа 1944 года армия США утратила 405 человек убитыми и пропавшими без вести, 2150 ранеными, более 7000 воинов перенесли тропические болезни различной степени тяжести. Флот утратил 36 человек убитыми и пропавшими без вести, и 68 ранеными. 220 японцев попали в плен, тела 4700 защитников острова были обнаружены американцами, будущее остальных малоизвестна (практически все они погибли в пещерах либо в глубине джунглей, организованной эвакуации с острова не велось).

Необходимо подчеркнуть, что на Биаке американцы нашли и высвободили более 600 «ромуся» — насильно завербованных гражданских рабочих (в основном яванцев).

Сражение за Биак стало одним из самых сложных для американской армии за всё время войны на Тихом океане. Кроме того официальные историки армии США признают, что если бы японский флот в конце мая-начале июня оказал массированную и энергичную помощь защитникам острова, то сухопутные и морские силы Макартура были бы на грани важного поражения, если не разгрома.

И однако американцы одержали тяжёлую победу, захватили полезную воздушную базу и сделали ещё один серьёзный ход к возвращению на Филиппины. Необычная стойкость защитников острова не принесла успеха их стране. А по окончании войны действующие лица Биака были забытыми на фоне сражений за Пелелиу, Иводзиму и Окинаву.

Однако офицеры и солдаты полковника Кузуме, показавшие настоящий героизм, заслуживают того, дабы их не забывали.

литература и Источники:

  1. http://www.awm.gov.au (сайт Австралийского военного мемориала).
  2. http://www.combinedfleet.com.
  3. http://www.navsource.org.
  4. http://www.pacificwrecks.com.
  5. Dunn Richard «First Kamikaze?», http://www.j-aircraft.com/research/rdunn/hms_aust/first_kam.htm.
  6. Gill George Hermon «Royal Australian Navy, 1942–1945» (1st edition, 1968) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070208/.
  7. Shindo Hiroyuki «Japanese air operations over New Guinea during the Second World War» https://www.awm.gov.au/journal/j34/shindo.asp.
  8. Smith Robert Ross. «The approach to the Philippines. United States Army in World War II: The War in the Pacific» http://ibiblio.org/hyperwar/США/USA-P-Approach/index.html#index.
  9. Моррисон Самуэль Элиот «Американский ВМФ во Второй мировой: Острова Гилберта, Маршалловы и Новая Гвинея» – Москва: «АСТ», 2005.

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Фото дня: реконкиста в микронезии

    21 июля 1944 года началась вторая битва за Гуам, на протяжении которой американские вооружённые силы отвоевали самый большой из Марианских островов,…

  • Американская летающая тарелка 1959 года

    Сравнительно не так давно рассекреченные в Соединенных Штатах документы (последние из них заметили свет в 2012 году) говорят о том, как конструкторы…

  • Цель — «готская линия»

    В мае 1944 года части 8-й английской армии в четвёртый раз штурмовали «Линию Густава» в секторе Монте-Кассино. 15 мая в бой вступил 1-й канадский корпус…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.