В статье «Стихотворения М. Лермонтова» 1841 г. В. Г. Белинский писал о «Песне про царя Ивана Васильевича…»: «Тут поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской судьбы перенесся в ее историческое прошедшее,обвеялся его звуками, усвоил себе склад его древней речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его эмоций и как словно бы современник данной эпохивынес из нее вымышленную быль, которая точнее всякой действительности, несомненнее всякой истории».
Сперва обратим внимание на «склад древней речи»: на стихотворный ритм поэмы. По большей части он определяется не равномерным чередованием ударных и безударных слогов, а определенным числом ударений (трех либо четырех) в одной стихотворной строке:
То за трапезойсидит во златом венце,Сидит грозный царь Иван Васильевич.Вот нахмурил царь брови чёрныеИ навёл на него очи зоркие… |
Различное количество ударений в строчке не разрушает ритма. Это напевный тонический стих народнопоэтической речи.
Белинский сравнивал «Песню…» с театральным зрелищем. Мы еще перед закрытым занавесом, и воздействие пока не началось. Но уже звучат струны древних гуслей, и певцы-гусляры запевают на боярском пиру древнюю песню.
Как бы поднимается занавес – и перед нами картина пира в палатах Ивана Грозного. Иван грозный изображен в ореоле величия.
По словам Белинского, «взор очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв бешенства его – пытка и смерть». Золоченый ковш по его повелению подносят не князьям да боярам, а лишь опричникам. Увидев опущенную очи и «голову чёрные» одного из опричников, царь разгневался.
В почтительном монологе Кирибеевича о собственной любви звучат унылые, мрачные интонации. В то время, когда подозрения царя развеялись, он сменяет бешенство на участие в судьбе любимого слуги. Гусляры обращаются в песне к царю: «одурачил тебя твой лукавый раб, не сообщил тебе правды подлинной» о том, что полюбил Кирибеевич замужнюю даму. Так завязывается воздействие в первой картине поэмы.
Развернется оно в ужасной истории храбреца, которого слушатели еще не видят. Всего в «Песне…» три картины.
Любая завершается припевом, отделяющим одну картину от второй.
Вторая картина переносит нас в лавку, а позже в дом торговца Калашникова. Жёсток отношения и быт между людьми. В согласии с «Домостроем» Калашников угрожает наказать жену, которую подозревает в неверности.
Для Алены Дмитриевны супруг – «красно солнышко», «правитель». Её монолог о собственном «позоре» окрашен эмоциями неприятной, незаслуженной обиды, страхом и смятением покорной жены перед любимым мужем.
Поступок Кирибеевича показывает в нем эгоистичного человека. Ослеплённый страстью, он не заботится о чести любимой.
Калашников, защищая честь жены, защищает и собственную честь. Братья Калашникова готовы поддержать «второго отца» в тяжёлую 60 секунд, кроме того пожертвовать для него собственной судьбой.
В третьей картине на глазах многолюдной толпы и пред лицом царя разыгрывается поединок между бесчестьем и честью, правды с неправдою, людской преимущества с произволом. Калашников, в отличие от Кирибеевича, кланяется не только царю, но и «белому Кремлю да святым всему» народу «и церквам русскому». Он есть перед изумленным соперником как неумолимое возмездие и одерживает над ним нравственную победу еще до поединка, финал которого предрешен.
Присутствие царя на поединке, его суд придает семейно-бытовому конфликту публичное звучание. Иван Грозный, по словам Белинского, «никого не пожалеет и не пощадит, кроме того за обиду, не только за смерть собственного любимца, хотя бы данный был решительно виноват». Не узнав обстоятельства поступка Калашникова, царь велит его казнить.
В том, что царь оказывает наряду с этим покровительство семье Калашникова и его братьям, Белинский видит «величия и луч благородства царственной натуры и как бы невольное признание преимущества человека, что обречен судьбою безвременной и насильственной смерти!» Добропорядочные порывы причудливо сочетаются в царе с безграничной жестокостью.
Окончательная и верная оценка разыгравшейся катастрофе в собственности народу, в памяти которого живет смелый поступок Калашникова, поднявшегося на защиту людской преимущества.
Лермонтов придал собственному произведению форму народной песни. выражения и Слова вольной волею, шутки шутить, сходилися-собиралися, удалой боец, в чистом поле, хорошие молодцы, головушка, детинушка, батюшка как будто бы забраны из былин и народных песен.
В народных песнях довольно часто видятся отрицательные параллелизмы и параллелизмы. эмоциональная окраска и Смысл высказывания раскрывается через сопоставление как словно бы совсем различных картин. Вот параллелизм из народной песни о Пугачеве: «Закатилося солнце красное над горой, над горой высокой, | спокинул нас родной батюшка, Емельян, Емельян Иванович…» Его возможно сравнить с ответом братьев Степану Парамоновичу в «Песне…». В начале первой песни поэмы Лермонтова возможно заметить отрицательный параллелизм, подобный видящемуся в народных песнях: «Не былинушка в чистом поле зашаталася, | зашаталася моя бесприютная головушка…»
В народном духе нарисована картина красном зари – восхода солнца над Москвай-рекой. Это развернутое олицетворение. Как в народных песнях, рассказчики обращаются к заре, как к живому существу.
В оценочных высказываниях и рефренах гусляров выражено народное отношение к персонажам и событиям «Песни…»
(По статье Г. И. Беленького «Песня про царя Ивана Васильевича…»
и статье Г. К. Бочарова «Песня про торговца Калашникова»)
М.Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Удивительные статьи:
- I. организационный момент. когда лежу на месте, не раскрывая рта,
- Музейные собрания тызенгаузов
- Теорияперевода
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Тема 7. противоречия эпохи ивана iv грозного
1. Заполните в тетради таблицу «Оценка в отечественной историографии опричнины Ивана Грозного». Историк Обстоятельства введения опричнины последствия и…
-
Фильм «исход: цари и боги»: смотреть бесплатно онлайн новый фильм ридли скотта намерены многие
Фильм «Финал: боги и цари»: наблюдать безвозмездно онлайн в хорошем качестве hd новый фильм Ридли Скотта собираются многие. Картина известного режиссера…
-
Глава тридцать четвёртая. последние дни и присноблаженная кончина святого царя давида
Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид господа. И сообщил господь: это для Саула и жестокого дома его, за то, что он…
-
Глава тридцать третья. романические приключения святого давида. пророка и царя иудейского
В «священном писании» были только что перечислены сыновья, рождавшиеся у Давида в Иерусалиме (вторая книга царств глава 5, стихи 15-16). Среди них указан…