Археологические памятники древней нубии как объект всемирного наследия юнеско. храм рамсеса ii в абу-симбеле

Монументы Старой Нубии вошли в перечень во второй половине 70-ых годов двадцатого века по следующим параметрам – 1, 3, 6.

Эта только увлекательная с позиций археологии территория включает такие прекрасные монументы как храм Рамзеса II в Абу-Симбел и святилище Изиды на острове Филэ. Они были спасены от затопления поднимающимися водами Нила благодаря интернациональной кампании, инициированной ЮНЕСКО в 1960-1980 гг.

Громадный храм Абу Симбел был выстроен в честь царя Рамзеса Великого, небольшой – в честь его первой жены, царицы Нефертари. Оба сооружения великолепно сохранились. Первый храм венчает вход с четырьмя высеченными в горе колоссами, изображающими сидящего царя.

Высота каждого – приблизительно 20 метров.

Второй храм украшен шестью высеченными горельефом статуями в виде царицы и царя.

Филэ – остров на реке Нил, «священная почва» в древние времена. По преданиям, тут был погребен Осирис, и жить на таковой почва имели возможность лишь жрецы. При Нектанебе I на острове был возведен храм, посвященный богине Хатхор.

При Юстиниане, уничтожавшем все языческие монументы, это святилище не прикоснулись – его вычисляли выстроенным в честь Изиды, которую в поздние древние времена приближали к Богородице.

Тогда его переосвятили в Богородичную церковь – это сохранило внешний вид, но часть рельефов и фресок была уничтожена церковниками.Археологические памятники древней нубии как объект всемирного наследия юнеско. храм рамсеса ii в абу-симбеле

Строительство Асуанской плотины поставило под угрозу существование этих неповторимых сооружений – поднимающиеся воды Нила имели возможность стереть с лица земли их, т.к. несколько скал Абу Симбел расположена на его побережье, а остров Филэ мог быть всецело затоплен. Благодаря кампании, начатой ЮНЕСКО во второй половине 50-ых годов двадцатого века, монументы спасли, переместив их на новое место.

Для этого было нужно разрезать храмы в Абу Симбел на блоки средним весом 20 тысячь киллограм, переместить их в надёжную территорию и собрать заново. Святилище Изиды перенесли по каменным блокам из Филэ на остров Агилика, где его вернули по фотографиям.

46. Культура эры итальянского Восстановления. Неспециализированная черта, периодизация. Значение культуры эры итальянского Восстановления для всемирный цивилизации.

Возрожде?ние, либо Ренесса?нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от ri — опять либо заново рожденный) — эра в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних столетий и предшествующая культуре нового времени.

Примерные хронологические рамки эры — начало XIV— последняя четверть XVI столетий и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (к примеру, в Англии и, в особенности, в Испании). Отличительная черта ренесанса — светский темперамент культуры и её антропоцентризм (другими словами интерес, первым делом, к его деятельности и человеку). Появляется интерес к древней культуре, происходит как бы её «восстановление» — так и показался термин.

Термин Восстановление видится уже у итальянских гуманистов, к примеру, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. На данный момент термин Восстановление превратился в метафору культурного расцвета.

Неспециализированная черта

Новая культурная парадигма появилась благодаря кардинальных трансформаций публичных взаимоотношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: ремесленников и мастеровых, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это стало причиной появлению гуманизма — публично-философского перемещения, разглядывавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как критерий оценки и высшую ценность публичных университетов.

В городах начали появляться искусства и светские центры науки, деятельность которых пребывала вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных взаимоотношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении новых взглядов и античного наследия по всей Европе.

Восстановление появилось в Италии, где первые его показатели были заметны ещё в XIII и XIV столетиях (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно жёстко установилось лишь с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других государствах это перемещение началось существенно позднее. К концу XV века оно достигло собственного наивысшего расцвета.

В шестанадцатом веке назревает кризис идей Восстановления, следствием чего есть происхождение маньеризма и барокко.

Восстановление появилось и бросче всего проявилось в Италии. В то время, когда сейчас говорят о Восстановлении, то прежде всего подразумевают как раз Италию.

Фактически эру итальянского Восстановления условно подразделяют на последовательность этапов:

¦ Ранний Ренессанс (кватроченто и треченто) — середина XIV — XV в.;

¦ Большой Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.;

¦ Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая добрая половина XVII в.

Кроме деления Ренессанса на исторические периоды ответственное значение для его понимания имеет разделение на художественные школы. Вся эра итальянского Восстановления прошла под знаком творческого соревнования двух великих школ — флорентийской и венецианской. Первая господствовала в Раннем и Высоком Ренессансе, вторая — в Высоком и Позднем.

Основоположником флорентийской школы являлся Джотто (XII—XIV вв.). В начале XV века флорентийская школа делается авангардом гуманистического мастерства Восстановления (архитекторы Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, художники Мазаччо, А. Верроккьо, С. Боттичелли).

Собственного расцвета она достигла в мастерстве Леонардо да Микеланджело и Винчи.

Эту школу характеризует углубленное религиозное начало, мифологическое восприятие мира, узкий психологизм.

Венецианская школа громаднейший расцвет пережила во второй половине Восстановления — в XV—XVI вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто), а после этого в XVIII вв. (Дж.-Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, природы и человека, узкий колоризм.

В случае если сказать о хронологии, то в большинстве случаев в независимый этап выделяют проторенессанс

(период XIII — начало XIV в.). Его относят не к фактически Ренессансу, а к подготовительному этапу. Проторенессанс ознаменован творчеством поэта Данте Алигьери (1265—1321), мастера Арнольфо ди Камбио, скульптора Никколло Низано, художников Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне (1266/1266— 337), каковые подготовили землю для мастерства Восстановления.

Треченто (XIV столетие) характеризуется культурными инновациями сходу в нескольких сферах: новую страницу в литературе открыли поэзия Данте и сонеты Петрарки; в живописи явился неподражаемый Джотто; мастера воздвигли красивые сооружения новой архитектуры (собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции и другие). Тогда же североитальянские города — Болонья и Флоренция, Пиза и Падуя, Перуджия и Римини — создали и в музыке собственный ars nova (новое мастерство).

Из бессчётных произведений поэта Восстановления Данте (цикл сонетов, баллад и канцон, философские и политические трактаты) самым большим считается «Божественная комедия» — эпическая поэма в трех частях («Преисподняя», «Чистилище», «Эдем») и 100 песнях, названная поэтической энциклопедией сред-

В случае если Данте заложил фундамент новоевропейской литературы, то второй гений — Джотто — явился основателем новоевропейской живописи. Порвав со средневековыми канонами, он внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские предания с невиданной жизненной убедительностью. В творческом наследии Джотто центральное место занимают росписи капеллы дель Арена в Падуе (ок.

1305—1308), выстроенной по его же проекту.

Монументальный фресковый цикл включает композицию «сцены и» Страшный 34 Суд из Христа и жизни Марии. Одним из самые трогательных образов, созданных Джотто для данной церкви, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды».

К периоду Раннего Ренессанса относится литературное творчество двух величайших поэтов — Франческа Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1375). Наровне с Данте они считаются создателями итальянского литературного языка. Петрарка остался в истории Восстановления как первый гуманист, поставивший в центре собственного творчества не Всевышнего, а человека.

Глобальную известность взяли сонеты Петрарки на смерть и жизнь мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен».

Великий гуманист Боккаччо создал поэмы на сюжеты древней мифологии, психотерапевтическую повесть «Фьямметта» (1343), пасторали, сонеты. Самым большим художественным произведением Боккаччо явился его «Декамерон», сборник, включающий 100 новелл, в которых повествуется, как на протяжении «чуме » (чумы) 1348 года во Флоренции 10 парней — юношей и девушек — удаляются на загородную виллу и в том месте в течение 10 дней (греч. Декамерон — Десятиднев) кроме вторых развлечений говорят любой по одной новелле в сутки.

Выдающимися мастерами Раннего Ренессанса считаются Мазаччо (1401 — 1428) и Сандро Боттичелли (1445—1510). Среди работ последнего громаднейшую известность купила картина «Рождение Венеры

Представителями Раннего Восстановления были архитектор Филиппе Брунеллески (1377—1446), выстроивший купол Флорентийского собора и внесший солидный вклад в фундаментальную науку (теория линейной возможности), и скульптор Донателло (ок. 1386—1466), первым представивший в скульптуре обнаженное тело, создавший новый тип круглой скульптурной группы и статуи, красивого рельефа.

С того времени в архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — публичные сооружения, дворцы, муниципальные дома. Применяя ордерное членение стенки, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, соразмерность и гармоничность человеку.

Период Большого Ренессанса был относительно маленьким и связан в первую очередь с именами трех очень способных мастеров — Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520) и Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Расцвет ренессансной культуры пришелся, как ни необычно, на период экономического и политического упадка Италии.

Леонардо да Винчи был самый яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Восстановления. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых самый из-вестны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился кроме этого как инженер и учёный. Ему принадлежат бессчётные открытия, проекты, экспериментальные

исследования математики, естественных наук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями практически все области знания, разглядывая собственные картинки как наброски к огромной натурфилософской энциклопедии. Особенное внимание Леонардо уделял механике, он постарался выяснить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой.

Его гидротехнические опыты взяли выражение в проектах ирригационных систем и каналов. Кое-какие планы великого итальянца, например, проекты металлургических прокатных станов и печей, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих автомобилей, танка и подводной лодки, парашюта и летальных аппаратов, на большом растоянии опередили его время.

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, стали причиной утверждению в мастерстве правил воз-душной возможности. Изучая устройство глаза, он раскрыл природу бинокулярного зрения. Множество открытий Леонардо да Винчи связаны с анатомией, палеонтологией и ботаникой.

Младший современник Леонардо, великий художник Рафаэль вошел в историю как создатель цикла шедевров, которые связаны с изображением мадонн (художественные образы Богородицы). Величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Мастер приобрел кроме этого известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи парадных комнат Ватиканского дворца.

Уже в ранних картинах сказался свойственный Рафаэлю гармоничный склад дара, его умение обнаружить безукоризненное согласие форм, ритмов, красок, перемещений, жестов. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль большое количество трудится с натуры, изучает анатомию, механику перемещений, ракурсы и сложные позы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В 26-летнем возрасте он приобретает должность «живописца апостольского престола», ему поручают расписать парадные покои Ватиканского дворца.

С 1514 года Рафаэль командует постройкой собора Св. Петра, большое количество трудится в области церковной и дворцовой архитектуры, назначается Комиссаром по древностям, несёт ответственность за охрану и изучение древних па-

мятников, археологические раскопки. Рафаэль сильно повлиял на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наровне с мастерами античности высшим примером художественного совершенства.

Последним титаном Ренесанса был Микеланджело — великий скульптор, художник, поэт и архитектор. Не обращая внимания на его разносторонние таланты, его именуют в первую очередь первым рисовальщиком Италии благодаря самой большой работе уже зрелого живописца — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508—1512). Площадь фрески 600 кв. метров.

Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира.

Особенно выделяется из красивых работ мастера фреска алтарной стенки Сикстинской капеллы «Страшный Суд».

Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря собственному раннему произведению «Давид», а как архитектор — став руководителем и проектировщиком строительства главной части строения собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым большим католическим храмом в мире. Не меньшую славу принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности скульптурная композиция (четыре обнаженные фигуры «Вечер», «Ночь», «День» и «Утро») в капелле Медичи.

На период Большого и Позднего Восстановления приходится расцвет мастерства венецианской школы, среди представителей которой выделяются два великих художника — Джорджоне (1476—1510), обессмертивший собственный имя полотнами «Юдифь», «Дремлющая Венера», «Деревенский концерт», Тициан (ок. 1489/90—1576), ставший по окончании преждевременной смерти Джорджоне, в мастерской которого он обучался, главой венецианской школы.

Неспециализированным для Джорджоне и раннего Тициана есть четко выраженный светский жизнеутверждающие мотивы и характер живописи. В отличие от мрачных флорентийцев, венецианцы, думается, находят в жизни лишь яркие стороны. Гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне высказывает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, природы

и единство человека.

Период Позднего Восстановления отмечен рядом ответственных трансформаций в мастерстве. Многие художники, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав только манеру и технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Восстановления.

Термин «манера», либо «маньеризм», в первый раз применил историк мастерства Луиджи Ланци в первой половине 90-ых годов восемнадцатого века для обозначения стиля, царившего в итальянской живописи во время с 1527 до начала деятельности братьев Карраччи. Он использован для обозначения мастерства, которое изменяет правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на повторении и имитации. Сейчас маньеризм принято вычислять не искажением, а логическим продолжением глубинных трансформаций в мастерстве Ренессанса.

Искусствоведы истолковывают данное течение как беспокойства и художественное выражение тревог собственного времени, кризиса духовной воздуха той эры. Практически маниакальное рвение к формальной изысканности, поиск необыкновенной и усложненной композиции, спиралеобразные позы, странные сближения и непривычные тона цвета, элементы галлюцинации — все это свойственно творчеству маньеристов.

Среди больших основоположников маньеризма именуют Якопо Понтормо (1494—1557) и Анджело Бронзино (1503—1572), трудившихся в основном в жанре портрета.

Второй представитель венецианской школы, великий художник Паоло Веронезе (1528—1588), создавший множество торжественных, светских по духу картин, однако использовал маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма — фантастический пейзаж либо пейзаж с руинами.

Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века есть Микеланджело да Караваджо (1573—1610). Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта.

По существу, Караваджо стал инициатором большого переворота в живописи, повлиявшего кроме того на зарубежных живописцев.

Появилось целое направление «караваджистов».

Мастерство Караваджо сильно повлияло не столько на итальянцев, сколько на ведущих западноевропейских мастеров XVII века — голландцев, фламандцев, французов, испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджизм породил два популярных жанра: сцены и натюрморт из народной судьбы, ставших особенно популярными в Европе. Европа приняла новаторский дух итальянца, а в Италии Церковь решительно отвергла натурализм Караваджо.

И, по всей видимости, не просто так, по причине того, что итальянское Восстановление уже завершилось. Италия сообщила фактически все, что имела возможность сообщить. Наступила очередь североевропейского Восстановления.

Архитектура

Основное, чем характеризуется эта эра — возвращение в архитектуре к формам и принципам древнего, в основном римского мастерства. Особое значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют сохранившиеся образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых строений сменяется упорядоченным размещением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Солиднейший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров: Филиппо Брунеллески (1377—1446) , Леон Баттиста Альберти (1402-72), Донато Браманте (1444—1514), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Андреа Палладио (1508—1580),

Значение культуры эры итальянского Восстановления для всемирный цивилизации.

Уже для собственного времени мастерство итальянского Восстановления имело только широкое общеевропейское значение. Опередив остальные страны Европы на пути эволюции ренессансного мастерства в плане хронологическом. Италия была в первых рядах них кроме этого в ответе многих выдвинутых эрой наиболее значимых художественных задач.

Исходя из этого для всех других национальных ренессансных культур обращение к творчеству итальянских мастеров влекло за собой резкий скачок в формировании нового, реалистического мастерства. Уже в 16 столетии достижение определенного уровня художественной зрелости в государствах Европы было нереально без глубокого творческого освоения завоеваний итальянского мастерства. Такие великие художники, как Дюрер и Гольбейн в Германии, Эль Греко в Испании, такие наибольшие мастера, как нидерландец Корнелис Флорис, испанец Хуан де Эррера, британский архитектор Иниго Джонс (представитель палладианства), многим обязаны изучению мастерства ренессансной Италии.

Необыкновенной по собственной обширности была сфера деятельности самих живописцев и итальянских зодчих, распространившаяся по всей Европе от Испании до Старой Руси. Но, возможно, еще более велика роль итальянского Восстановления как фундамента культуры нового времени, как одного из самых высоких воплощений величайшей школы и реалистического искусства художественного мастерства.

Документальный проект. Рождение цивилизации славян (25.11.2016) HD


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: