Одним из видов монументов железного века являются каменные изваяния либо как их именуют в народе «каменные бабы». Это статуи людей. Их в большинстве случаев вытёсывали из намерено подобранных прямоугольных камней, которым придавалась форма, близкая к людской фигуре.
Их начинают возводить с эры латуни и до развитого средневековья.
Вкопанные в почву их и по сей день возможно встретить в Казахстане, Сибири, Монголии. В Казахстане они много сохранились в центре и Семиречье ( Баянауле, Атасу, Каркаралы, Бегазы), где, в то время, когда — то обитали карлуки и кипчаки. Они имеют монголоидное изображение.
Так как как раз им в собственности изготовление этих каменных скульптур.
В древнетюркских надписях каменные изваяния обозначаются как «блбл», из этого происходит наименование «балбалы». Каменные изваяния являются отражением религиозных вер, обычаев, обрядов, существовавших на территории Казахстана.
Среди изваяний самый распространены фигуры мужчин-солдат в кафтанах с узкими рукавами и треугольными отворотами. В правой руке солдат держит чашу, а левая опирается на кинжал либо саблю висящие на узком поясе. Такие изваяния видятся в Улытауском районе Карагандинской области. (См. фото) Время от времени изображается дама в головном уборе либо с причёской в виде кос, с серьгами и ожерельями в ушах.
Видятся фигуры обнажённых дам с выделенными возрастными изюминками. Кое-какие каменные изваяния изображают одно лишь лицо, чаще голову человека. Каменные изваяния по большей части устанавливались на могилах глубокоуважаемых, известных среди населения людей.
В Казахстане скульптуры солдат неизменно расположены около каменных оградок. В оградок содержится слой золы и пережжённые кости. К востоку от каменного изваяния довольно часто отходит цепочка вкопанных низких каменных столбиков – балбалов.
Время от времени колличество балбалов достигает 200.
Их нет только у скульптур, изображающих дам. Около 100 лет ведёт спор о назначении и смысле каменных изваяний. Громаднейшее предпочтение отдают догадке, в соответствии с которой каменные изваяния являются надгробным сооружением, а число балбалов в цепочке соответствует количеству неприятелей, убитых в бою этим солдатом.
Каменные изваяния показались в 6- 7 вв. И просуществовали в некоторых районах до 11-12 в.в. С распространением новой религии ислам, культ каменных изваяний провалился сквозь землю.
Среди многообразия монументов исторического прошлого видное место в собственности наскальным изображениям – петроглифам.Петроглифы – изображения, выбитые, высеченные либо процарапанные на камне «петрос» — камень, «глифос» — рисунок. Процесс создания таких картинок обычно складывался из трёх этапов: 1. резцом делался набросок 2. орудиями с острой ударной частью удалялось в пределах изображения вся тёмная корка 3. целый углубленный силуэт подвергался дополнительной обработке — прошлифовке.
В Казахстане отыскано более 130 больших скоплений наскальных изображений. Но цифра эта не окончательная. Больше всего петроглифов найдено в Прибалхашье, Семиречье и Южном Казахстане.
В Центральном Казахстане известно 27 местонахождении петроглифов. самые ранние картинки, отысканные в Казахстане, относятся к эре неолита. самые крупные из них находятся в горах Каратау, в окрестностях Копчагая.
Одно из увлекательнейших мест старого наскального мастерства находится в ущелье Тамгалы. Это 170 км от Алматы. Петроглифы Тамгалы разновременные.
На это показывает множество факторов, прежде всего сюжеты: изображение колесниц, относимые большинством исследователей первобытного мастерства к эре латуни; фигуры архаров, оленей, переданных в типично скифо-сибирском зверином стиле; средневековые тюркские солдаты со флагами.
В Тамгалы большое количество многослойных изображений перекрывающих друг друга. Так, к примеру, на одной из плит ущелья изображение оленя перекрыло фигуры солнцеголового человека и божества. Это даёт основания вычислять, что аналогичных оленей с громадными ветвистыми рогами стали выбивать позднее, чем солнцеголовых божеств.
Старейшие изображения Тамгалы относятся к эре латуни. Расположены они по большей части в нижней части ущелья. Они самый бессчётны и разнообразны. Имеющийся материал разрешает делать выводы о том, что в эру латуни взяли развитие плодородия и культы солнца.
Как раз в ущелье Тамгалы насчитывается более 20 изображений солнцеголовых божеств. Солнцеликие божества олицетворяли идеи космогонии, представление о тесной связи образа солнца с культом плодородия и расцветающей природой.
Все они антропоморфны. Это фигуры разных размеров, головы их высечены в виде диска, в некоторых случаях около голов-дисков выбиты расходящиеся по радиусу лучи и круглые ямки-углубления. Время от времени солнцеголовые божества изображались над животными — быком, лошадью, оленем.
В этом возможно заметить сообщение божеств с определёнными животными либо зооморфными их перевоплощениями. (см. фото ) Имеется картинки, где изображены ряженые танцоры. Единого мнения, что они символизируют, нет. Время от времени в них видят божества – покровителей охоты.
Так имели возможность изображать и волшебника – жреца, имитирующего процесс охоты и выступающего в звериной шкуре.
Но потому, что ряженные в петроглифах чаще представлены парами либо кроме того группами до пяти фигур, то возможно высказать предположение, что это посредники между людьми и божествами – жрецы, волшебники, шаманы. В случае если ещё учесть, что в Тамгалы было святилище, собственного рода культовый храм и в том месте устраивались определённые ритуальные обряды, то наверное тут изображены ряженые шаманы.( см. фото ) Довольно много в ущелье изображений зверей и охоты на них.
Преобладают изображения архаров, оленей, сайгаков, кабанов, верблюдов диких свиней. Образ верблюда символизировал достаток, силу. Животные изображены в одиночку, группами, а время от времени и целыми стадами, идущими слева направо, как исключение справа налево. ( см. фото ) Петроглиф «Громовержец» даёт представление нам о некоторых традициях.
Так у казахского народа существует обычай кидать в небо камни, дабы привести к дождю. Корни обычая уходят в глубокую древность, что подтверждает данный рисунок. ( см. фото )
По картинкам Тамгалы возможно прочесть всю историю народностей, населявших с древности территорию Казахстана. Подобные картинки существуют во многих государствах, но отечественные не имеют аналогов в мире. На маленьком участке собраны тысячи картинок, складывается чувство, что в Тамгалы намерено приезжали люди, дабы покинуть о себе память.
В картинках отражены и доисламские религиозные верования племён, имеется изображение буддийского храма, языческая символика, символика тенгрианства, элементы шаманизма.
Так, в наскальных изображениях скрыта богатейшая информация о жизни человека на различных стадиях его исторического развития, причём часто те её стороны, о которых в большинстве случаев молчат другие исторические источники. Петроглифы это полезный исторический источник, дающий представление об их хозяйственной и духовной судьбы.
Вторым ответственным археологическим источником являются курганы.Это неестественные сооружения, возведённые из камня либо почвы. Самое много курганных могильников сосредоточено в районах зимних пастбищ. Насыпи царских курганов возводились в течение продолжительного времени и громадным числом людей.
Так, на постройке кургана «Иссык», потребовалось около 4 дней и тысяч человек. А для сооружения Громадного Бесшатырского кургана в равнине р. Либо – практически на порядок больше.
Большое количество тайн ещё хранят недра почвы. Задача археологов открыть и разгадать историю старой судьбе. А любая новая находка будет делать историю точнее.
Удивительные статьи:
- Определение правильных названий моноязыков
- Дом для престарелых волшебников и ведьм святого освальда
- Работа на резервной странице прописи
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Домострой» как памятник древнерусской литературы
ДОМОСТРОЙ — неизвестный монумент средневековой литературы, итог долгого коллективного творчества, отразивший представление об совершенном хозяйстве,…
-
Первобытная война. памятники геноцида
Наскальные изображения, находки предметов оружия, следы ран и повреждений на костных останках людей неумолимо говорят о том, что в первобытную эру люди…
-
Памятники письменности египетского языка
Палетка Нармера – пластина культового назначения, употреблялась для ритуального растирания красок. Нармер был одним из первых фараонов Египта,…
-
1) владения Ватикана и Исторический центр Рима, включая церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, включены в перечень ЮНЕСКО в первой половине 80-ых годов…