Армагеддон в стране длинного белого облака

Десятки тысяч представителей полинезийского народа маори погибли в Мушкетных войнах – межплеменных конфликтах, охвативших Новую Зеландию (на языке маори –Аотеароа, «Страна Долгого белого облака») в 1810?1830-х годах. Череда боевых столкновений, как и само их наименование, обязана своим происхождением завезённому европейцами огнестрельному оружию. Первыми его взяли пара северных племён.

Ружья очень сильно поменяли сложившийся на острове баланс сил, и вид классических межплеменных войн, существенно увеличив число жертв. В следствии кое-какие новозеландские племена были стёрты с лица земли всецело, а межплеменные границы между сохранившимися были очень сильно поменяны.

Маори и мушкеты: созданы приятель для приятеля

В совокупности с попавшими на острова «европейскими» болезнями, Мушкетные войны нанесли маори важный урон. По современным оценкам, утраты населения Новой Зеландии и соседнего архипелага Чатем в племенных междоусобных войнах (от 20 до 40 тысяч людей) превысили утраты, понесённые вооружёнными силами страны на протяжении Первой Мировой (около 18 000 погибших). И это при том, что общее колличество населения островов в первой трети XIX века составляла всего порядка 100 000 человек, а в 1914–1918 годах тут жило уже свыше миллиона жителей.

Иначе, в какой-то степени как раз распространение огнестрельного оружия среди туземцев, и усвоение ими соответствующей тактики разрешили маори потом выстоять перед английским натиском. В десятнадцатом веке коренные новозеландцы смогли сохранить собственные права на большую часть земель острова а также взять относительное юридическое равноправие с колонизаторами – достаточно беспрецедентный случай для аборигенных народов в колониях европейских стран.

Армагеддон в стране длинного белого облака
Портрет солдата маори кисти чешского и новозеландского живописца Готфрида Линдауэра. 1882 год

Довольно часто опустошительные войны между новозеландскими племенами приводят как пример «рокового действия» контакта с европейскими технологиями и европейцами на классические общества. В определённой степени подобная оценка честна. Маори, взяв европейское оружие, смогли убивать себе аналогичных больше и действеннее.

Но было бы неправильным всю ответственность за Мушкетные войны возлагать только на европейские разработки.

Племенные группы маори постоянно соперничали между собой. Более того, война была неотъемлемым элементом их политической совокупности. Конфликты учащались, а масштабы их возрастали пропорционально росту численности населения на островах.

Ограниченные ресурсы Новой Зеландии пара столетий подряд интенсивно истощались.

Классические войны маори проводились в осеннюю пору, по окончании окончания сезонных создания и работ запасов продовольствия на зиму. В большинстве случаев они сводились к ритуализированным противостояниям, сопровождавшимся малым числом смертей. Победители в этих стычках, напоминавших в один момент войны, спортивные состязания и театральные постановки, приобретали почву проигравших, часть их продуктовых запасов и увеличивали собственную ману (статус).

Проигравшим, со своей стороны, приходилось уходить в менее плодородные и фактически пустынные области.

В соответствии с точке зрения врача университета Виктории в Веллингтоне Энджел Баллара (Angela Ballara), одного из ведущих экспертов по истории маори, само применение термина «Мушкетные войны» необоснованно. В соответствии с её мнению, мушкет не смотря на то, что и оказал влияние на историю маори, но ни в коей мере не выяснил её. Войны уже давно были частью традиций маори, и они происходили бы независимо от проникновения огнестрельного оружия на архипелаг.

Портрет вождя маори Вахануи Реихана Те Хуатаре с классической дубинкой мере, изготовленной из нефрита. Готфрид направляться

Очевидно, винтовки сделали значительный вклад в рост кровопролитности войн между маори в начале XIX века. Но это вклад, согласно точки зрения врача Баллара, был меньшим, чем вклад со стороны развития земледелия. Развитие среди маори передовых приёмов сельского хозяйства и появление новых продуктовых культур (в основном батата и картофеля) разрешило создать излишки продовольствия.

Они, со своей стороны, стали значительным и ответственным дополнением к захваченным у соперника телам и запасам поверженных неприятелей (маори не брезговали человечиной) для отправляющихся в экспедиции больших армейских отрядов. Исходя из этого Мушкетные войны в полной мере возможно было бы назвать и «картофельными».

Первым из нескольких десятков распрей, объединяемых под неспециализированным заглавием «Мушкетные войны», стало соперничество между большими северными племенами нгати фатуа (Ngati Whatua) и нгапухи (Ngapuhi). Последние в 1807 году, возможно, и применили в первый раз против собственных соперников ружья. Но, достаточно скоро покупать огнестрельное оружие у европейцев начали фактически все новозеландские племена.

Первые попавшие в руки маори от европейских торговцев мушкеты (вернее именовать эти образцы всё-таки винтовками) были ненадёжными, а перезаряжались весьма долго. Помимо этого, туземцам ещё предстояло обучиться верно применять новое оружие. Прекрасно обученные солдаты, вооружённые классическими боевыми дубинами, боевыми топорами и копьями, сначала имели возможность функционировать действеннее.

В то время, когда в 1807 либо 1808 году нгапухи первыми из маори применяли мушкеты в сражении, они потерпели поражение от имевших классическое оружие нгати фатуа. И какое-то время главной областью применения ружей у новозеландских аборигенов была охота.

Но маори, как прирождённые солдаты, достаточно скоро обучились сражаться по-новому. Нгапухи стремились приобрести у европейских торговцев как возможно больше дорогостоящих ружей. С 1818 года армейские отряды нгапухи сеяли хаос по всему Северному острову.

Их жертв из других маори ожидали смерть, изгнание либо рабство.

В первой половине 20-ых годов XIX века один из армейских вождей нгапухи, Хонги Хика (Hongi Hika), сумел купить сходу 300 мушкетов. В течениие следующих нескольких лет на Северном острове развернулась война, на протяжении которой нгапухи понесли тяжелейшие утраты, но сумели всецело разгромить собственных соперников.

Великий вождь нгапухи

Хонги Хика, портрет приблизительно 1820 года

Хонги Хика, армейский вождь нгапухи, традиционно рассматривается как основной виновник, важный за развязывание Мушкетных войн. Значительное влияние на его становление как фаворита и предстоящую деятельность оказал разгром, понесённый нгапухи в сражении при Моремонуи (Moremonui). В ней соплеменники Хонги были полностью разбиты от племени нгати фатуа.

Не смотря на то, что нгапухи имели в этом бою некое количество мушкетов, их соперники, вооружённые классическим холодным оружием, сумели организовать успешную засаду. На протяжении битвы дядя и два брата Хонги Хика были убиты.

Желание отомстить за понесённое поражение двигало Хонги Хика все последующие годы. К 1815 году он стал неоспоримым фаворитом собственного племени. Наряду с этим Хонги, не обращая внимания на неудачу, понесённую в сражении при Моремонуи, был уверенный в эффективности огнестрельного оружия при условии его применения в достаточном количестве.

Армейский вождь нгапухи замечательно осознавал техническое превосходство европейцев и с радостью сотрудничал с ними. Он оказывал защиту христианским миссионерам, обеспечивал безопасность торговцам, а в 1814 году вместе с племянником Руатара посетил австралийский Сидней. В Австралии Хонги Хика изучал сельскохозяйственные технологии и европейские военные, приобрёл боеприпасы и оружие.

Маори, вооружённый тауатеуа, классический боевым топором с долгой рукоятью. Готфрид Линдауэр, 1878 год

Как раз благодаря Хонги Хика (и под его покровительством) была создана первая англиканская миссия в Новой Зеландии. В 1819 году он реализовал англиканским миссионерам (в обмен на металлические топоры) 13 000 акров почвы. Хонги Хика кроме того лично помогал миссионерам в создании письменности для маори, не смотря на то, что вряд ли его возможно было назвать истовым христианином.

В более позднем возрасте вождь заявлял, что со своим учением ненасилия и смирения христианская религия подходит лишь для рабов.

В конечном счёте ставка Хонги на христианских проповедников не оправдалась. Миссионеры отказались реализовывать маори ружья и порох. Но, сельскохозяйственные орудия и железные инструменты они всё-таки поставляли, да и какое-то количество ружей от них удалось взять, пускай и при помощи угроз расправой.

Под управлением Хонги нгапухи начали применять труд бессчётных захваченных в войнах рабов для выращивания картофеля, льна, кукурузы и пшеницы, каковые, со своей стороны, обменивались на огнестрельное оружие у европейских торговцев. Ещё одной, необыкновенной, статьёй экспорта маори были мокомокаи, мумифицированные головы убитых неприятелей, каковые ценились европейскими коллекционерами.

Коллекция мокомокаи английского генерала Горацио Гордона Робли

Винтовки стоили недёшево, и, не обращая внимания на эксплуатацию рабского труда, нгапухи кроме того время от времени приходилось недоедать, выменивая картофель и овощи на огнестрельное оружие. Но начиная с 1818 года их армейские кампании были триумфальными. За 1818–1821 годы нгапухи захватили около 4000 рабов, применение принудительного труда которых стало залогом роста их предстоящего влияния.

В первой половине 20-ых годов XIX века Хонги Хика и юный вождь Вайкато (Waikato) вместе с миссионером Томасом Кендаллом путешествовали в Англию. В том месте, в Кембридже, они помогали составить словарь маори. Но, Хонги больше был заинтересован в получении «тысяч тысяч ружей», каковые, как он слышал, хранились в английском Тауэре.

Ружей он не взял, но встретился с королём Георгом IV, что одарил его полезными подарками. Солидную часть королевских подарков практичный Хонги выменял на обратном пути в Сиднее на 300 мушкетов. Полученное таким неординарным методом оружие не только поменяло баланс сил на Северном острове, но и стало причиной среди маори настоящую гонку оружий.

Цены на мушкеты для маори в разные периоды Мушкетных войн. Они возрастали в периоды наибольших армейских кампаний, в то время, когда спрос на огнестрельное оружие рос
конец и Новозеландская гонка вооружений тотальной войны

Не смотря на то, что племена маори имели достаточно широкий инструментарий для мирного разрешения появляющихся споров (браки, подарки а также легко бегство более не сильный), как раз боевые действия были их любимым методом ответа распрей. В то время, когда нгапухи под управлением Хонги взяли солидное преимущество в борьбе с соседними племенами, они не преминули этим воспользоваться. Уже самих историй о разрушительной силе огнестрельного оружия довольно часто было достаточно для побед нгапухи и паники среди их неприятелей.

Племена, появлявшиеся под прямой угрозой нападения, не имели другого выбора, не считая как попытаться купить личные винтовки. С 1822 года племя нгаи тоа, возглавляемое вождём Раупараха, стало ядром конфедерации племён, талантливой противостоять нгапухи. Широкое распространение огнестрельного оружия среди нгаи тоа и других племён маори закончило доминированиенгапухи.

По окончании того как огнестрельное оружие распространилось среди остальных племён маори, время лёгких побед окончилось. Помимо этого, коренные новозеландцы модернизировали соответствующим образом собственные классические упрочнения – па, частью которых стали действенные для защиты от ружейного огня траншеи и тяжёлые палисады. Обоюдное истребление маори, усугублённое смертоносными для них европейскими заболеваниями, неспешно закончилось, уступив место экономическому соперничеству.

Мете Паэтахи, один из четырёх первых маори, избранных в новозеландский парламент во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века. На фотографии, сделанной во второй половине 60-ых годов XIX века, депутат вооружён классическим боевым топориком-пату

К началу 1830-х годов большая часть сохранившихся племён маори было прекрасно вооружено. Стремительные армейские кампании с решительными разгромами более не сильный больше не представлялись вероятными, и соперники всё чаще вынуждены были искать пути с целью достижения мира, стремясь наряду с этим не утратить лица. Кроме того христианские миссионеры, пацифистские проповеди которых армейские вожди маори продолжительное время попросту игнорировали, наконец взяли какое-никакое влияние на агрессивных туземцев.

Считается, что Хонги Хика, погибший во второй половине 20-ых годов XIX века, перед смертью распорядился дать миссионерам остаться среди нгапухи.

Маори устали от войны, причём в прямом смысле. Племенная первобытная экономика не смогла поддерживать вечно такие высокоинтенсивные боевые действия. Кроме того не обращая внимания на применение рабского труда и ограниченную сельскохозяйственную революцию, мужчины-маори были одновременно и солдатами, и земледельцами.

Дефицит сил и времени для сельскохозяйственных работ по окончании тяжёлых походовприводила к очевидному голоду.

Нелёгкая будущее тихоокеанских пацифистов

Мушкетные войны стали причиной большим трансформациям классических границ между новозеландскими племенами. Кое-какие регионы Новой Зеландии совсем обезлюдели. Но особенно не повезло племени мориори, коренным обитателям маленького архипелага Чатем, лежащего практически в 700 километрах к востоку от главных островов Новой Зеландии.

Миролюбивые мориори отвергли за пара столетий изолированного существования кроме того такую старую традицию собственных предков-маори, как ритуальный каннибализм.

Они создали неповторимую неагрессивную культуру с прямыми религиозными запретами на ведение убийств и войн. За что, фактически, и поплатились.

Портрет солдата маори с тауатеуа. Картина Готфрида Линдауэра, финиш XIX века

В ноябре-декабре 1835 года около 900 маори из племён нгати мутунга и нгати тама с Северного острова на захваченных у англичан судах прибыли на Чатем. Отправились в это дальнее путешествие они отнюдь не от хорошей судьбы – их вытеснили из родных мест более удачливые соперники по Мушкетным войнам. На Чатеме сейчас жило около двух тысяч мориори.

Они дружелюбно встретили собственных дальних родственников, вооружённых винтовками, топорами и дубинами, но отказались им подчиниться. В то время, когда по окончании первых стычек пара мориори было убито и съедено инопланетянами, аборигены ушли вглубь острова. Наряду с этим их вожди по религиозно-этическим мотивам категорически запретили своим соплеменникам оказывать вооружённое сопротивление захватчикам.

Подобная противоречивая позиция (нежелание преобразовываться в рабов при одновременном отказе от сопротивления) стала причиной резне миролюбивых островитян. Оставшиеся в живых мориори были перевоплощены в рабов, которым не разрещалось вступать в брак, а дамы-мориори были в праве рожать детей лишь от своих хозяев-маори. Таковой геноцид принёс собственные плоды: в первой половине 30-ых годов XX века погиб последний чистокровный представитель самого миролюбивого полинезийского народа.

Литература:

  1. Welch, William. The Waterloo of the Waikato, fought in 1830, and its Effects on the After-enacted Land Laws of that Part of the North Island. rsnz.natlib.govt.nz
  2. Ballara, Angela. Taua: ‘musket wars’, ‘land wars’ or tikanga?: warfare in Maori society in the early nineteenth century. Auckland: Penguin, 2003.
  3. Musket Wars, New Zealand government article nzhistory.net.nz
  4. Jodie Ranford, ‘PAKEHA’, ITS ORIGIN AND MEANING maorinews.com
  5. Te Ara Encyclopedia of New Zealand, Story: Musket wars www.teara.govt.nz

Редакция Warspot
/
Боевой танец новозеландской армии
15 фотографий солдатах, выполняющих хаку — от Первой Мировой до наших дней

  • армия
  • фотографии
  • творчество и искусство

«АОТЕАРОА — СТРАНА ДЛИННОГО БЕЛОГО ОБЛАКА» Васильева Марина


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Война за чако

    Столкновение России и Германии в Первой мировой по итогу не принесло победы ни одной из сторон. Россия упала под ударом внутренних революционных событий,…

  • Белый отряд джона хоквуда: рождение легенды

    В молодости многие просматривали известное произведение Артура Конан-Дойла «Белый отряд», посвященное событиям Столетней войны между Францией и Англией….

  • Как воевал белый генерал

    У каждого народа имеется собственный пантеон армейских гениев, известных всем, и имена Суворова, Кутузова, Нахимова и Ушакова мы произносим с великим…

  • Динозавры страны советов: большая тяга

    Самые могучие Двенадцатиосный ракетовоз МАЗ-7907 возможно назвать самым внушительным тягачом СССР. У него было 24 ведущих колеса, 16 из них управляемые,…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: