Атлант советского танкостроения

29 октября (16 октября по старому стилю) 1904 года в поселке Бежица Брянского уезда в семье рабочего-слесаря появился Александр Александрович Морозов. Начав работу в возрасте 14 лет, он прошёл путь от копировальщика до главного конструктора и внёс наибольший вклад в отечественное танкостроение. Отыщем в памяти о его главных достижениях за 57 лет работы по созданию советских танков.

Начало пути

За участие отца в революционном перемещении 1905 года семья Морозовых из Бежицы была выслана в Бердянск. В 1911 году в связи с переводом отца под гласный надзор полиции Морозовы перебрались в Харьков. Трудовую деятельность Александр Морозов начал рано, в четырнадцать с половиной лет.

В мае 1919 года он устроился по найму в техническую контору Харьковского паровозостроительного завода (потом ХПЗ) на пост копировальщика.

Как выяснилось потом, будущее Александра Александровича прочно и на долгое время сплелась с судьбой этого завода.

Проработав чуть более года копировальщиком, в июне 1920 года Морозов переводится на пост чертёжника, а после этого в июне 1922 года делается конструктором. Во время с ноября 1926 года по ноябрь 1928 года Морозов проходит службу в рядах Красной армии, по окончании чего возвращается на ХПЗ в конструкторскую группу на прошлую должность. Первый важный опыт в области танкостроения юный конструктор приобрёл при работе над танком Т-12 и его модификацией – танком Т-24.

По окончании окончания тракторного факультета профтехучилища «Паровоздиза» в начале 1931 года он был назначен заведующим конструкторской группой. В то время ХПЗ приступал к освоению производства нового быстроходного танка БТ-2.

Атлант советского танкостроения
Средний танк Т-24. С работы над ним началась конструкторская деятельность А. А. Морозова

С 1931 по 1938 годы Александр Александрович занимался работой по улучшению и проектированию элементов трансмиссии и ходовой части танков серии БТ. В этом деле он показал себя как гениальный конструктор. В частности, им лично в числе другого были созданы принятые в серийное производство новые трёхступенчатая коробка передач и мелкозвенчатая гусеница с повышенным ресурсом для танка БТ-7.

Помощник М. И. Кошкина

В осеннюю пору 1938 года Комитет обороны при СНК СССР обязал завод № 183 (30 декабря 1936 года ХПЗ стал называться «завод № 183 им. Коминтерна») создать новый лёгкий быстроходный колёсно-гусеничный танк БТ-20 с 6 ведущими колёсами. Эта военная машина должна была прийти на смену танкам БТ.

Для исполнения ответственного правительственного задания в первых числах Ноября 1937 года на заводе было создано конструкторское бюро «24» (КБ-24), возглавил которое М. И. Кошкин.

Его помощником был назначен Александр Морозов.

К марту 1938 года силами конструкторов КБ-24 эскизный проект танка А-20 был создан и представлен для утверждения в Автобронетанковое управление (АБТУ) РККА. На состоявшемся 25 марта совещании эскизный проект танка А-20 утвердило руководство АБТУ, по окончании чего КБ-24 безотлагательно приступило к следующему этапу умело-конструкторских работ по танку А-20 – созданию технического проекта. Но время внесло значительные коррективы в эти работы.

Весной 1938 года высшее военное управление страны значительно пересмотрело совокупность автобронетанкового оружия РККА, в следствии чего тактико-технические требования, по которым проектировался танк А-20, подверглись трансформациям.

Умелый колёсно-гусеничный средний танк А-20

Сейчас от конструкторов вместо одного нового танка требовалось спроектировать две умелые автомобили – одну колёсно-гусеничную и другую чисто гусеничную. В следствии напряжённой работы в последних числахАвгуста 1938 года КБ-24 представило на рассмотрение АБТУ технический проект на две автомобили – колёсно-гусеничный танк А-20 и гусеничный танк А-20Г, взявший потом индекс А-32.

По окончании одобрения проекта Главным Армейским Советом РККА КБ-24 приступило к изготовлению рабочей конструкторской документации для изготовления опытных образцов танков А-20 и А-32 в металле. Но перед тем как выстроить и испытать новые танки, необходимо было взять разрешение правительства.

27 февраля 1939 года в Москве в Кремле произошло совещание Комитета Обороны под руководством В. М. Молотова. В повестке этого важного для отечественного танкостроения совещания, на котором находился И. В. Сталин, главным значился вопрос «Об утверждении макетов танков», среди них и танков А-20 и А-32. Представление высшему управлению страны проектов этих автомобилей было доверено А. А. Морозову как ведущему инженеру.

По итогам непростого дискуссии Комитет Обороны постановил изготовить и испытать танки А-20 и А-32. Опытные образцы обоих танков были изготовлены и летом 1939 года прошли полигонные опробования, взяв высокую оценку армейских. Рабочая группа под руководством Е. А. Кульчицкого констатировала: «Танки А-20 и А-32, как опытные образцы, выполнены заводом № 183 прекрасно, а по надёжности и своей прочности выше всех опытных образцов, ранее производимых».

Умелый средний танк А-32

В будущем, не обращая внимания на хорошие результаты опробований, от серийного производства колёсно-гусеничного танка А-20 было решено отказаться, а вот танк А-32 ожидала совсем другая, блестящая будущее. По окончании усиления его броневой защиты распоряжением Комитета Обороны № 443сс от 19 декабря 1939 года он был принят на вооружение РККА называющиеся Т-34.

без сомнений, что одним из основных достижений А. А. Морозова как конструктора являлось активное участие в создании легендарной «тридцатьчетвёрки», ставшей в годы ВОВ базой танковых армий Красной армии. И это было высоко оценено правительством страны.

Учитывая солидный вклад в дело упрочнения обороноспособности страны, 10 апреля 1942 года Распоряжением СНК СССР № 488 А. А. Морозову, Н. А. М и Кучеренко. И. Кошкину (посмертно) за разработку среднего танка Т-34 будет присуждена Сталинская премия 1-й степени. Но это будет позднее, а на данный момент возвратимся в предвоенные годы.

Основной конструктор

В первых числах Мая 1939 года танковые КБ завода № 183 – КБ-24 и КБ-520, осуществлявшее до этого конструкторское сопровождение серийного производства танка Т-35, объединяются в единое конструкторское бюро КБ-520 с соответствующими кадровыми перестановками. министрсреднего машиностроения И. А. Лихачёв утверждает М. И. Кошкина на введённую на заводе № 183 новую должность главного конструктора завода, а главой объединённого КБ-520 назначается А. А. Морозов.

По окончании принятия на вооружение танка Т-34 главной задачей, находившейся перед КБ-520 в первой половине 40-ых годов двадцатого века, являлось обеспечение его серийного выпуска. Ответственность за это наиболее значимое задание легла среди них и на плечи Морозова. Дело в том, что весной 1940 года на опробованиях опытных образцов танка Т-34 основной конструктор М. И. Кошкин простудился, очень сильно заболел и практически с середины апреля не смог выполнять собственные обязанности, а 26 сентября 1940 года от заболевания скончался.

В данный непростой для завода № 183 период А. А. Морозов совместно с Н. А. Кучеренко приняли на себя управление коллективом конструкторов.

Средний танк Т-34 установочной партии

Под управлением Александра Александровича в конструкцию Т-34 были внесены бессчётные трансформации, улучшившие боевые и эксплуатационные качества автомобили, сделавшие её более технологичной и в итоге разрешившие к концу 1940 года наладить серийный выпуск нужного Красной армии танка.

Параллельно с доводкой танка Т-34, конструкторы завода № 183 под управлением А. А. Морозова к лету 1941 года создали новый, более идеальный танк Т-34М, призванный заменить собой серийную «тридцатьчетвёрку». В первых числах Июня завод № 183 приступил к изготовлению опытного образца этого танка и подготовке его серийного производства. К концу 1941 года завод должен был поставить Красной армии 500 танков Т-34М.

Но этим замыслам не суждено было сбыться. 22 июня 1941 года нацистская Германия напала на СССР. С этого момента главной задачей, находившейся перед танковыми фабриками, являлось большое повышение выпуска уже освоенных в производстве танков, среди них и танка Т-34.

Вследствие этого от производства танка Т-34М было решено отказаться, а все силы завода № 183 были брошены на выпуск серийной автомобили.

Макет среднего танка Т-34М (примера 1941 г.), спроектированного под управлением А. А. Морозова

В осеннюю пору 1941 года из-за тяжелейшего положения на фронтах завод № 183 был эвакуирован в Нижний Тагил. Коллективу завода предстояло на новой площадке в малейшие сроки наладить массовый выпуск танка Т-34. В 1942–1943 годах, в целях увеличения скорости и уменьшения трудоёмкости выпуска танков, силами сотрудников КБ-520 под управлением и при ярком участии А. А. Морозова в конструкцию танка Т-34 были внесены бессчётные упрощения.

Это разрешило в разы (если сравнивать с довоенным производством) расширить количество производимых автомобилей, столь нужных Красной армии. За эти успехи в первой половине 40-ых годов двадцатого века А. А. Морозову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Сборка танков Т-34 на конвейере завода № 183. Нижний Тагил, 1942 год

Нужно подчернуть, что параллельно со понижением трудоёмкости изготовления танка конструкторы всегда занимались усилением боевых особенностей «тридцатьчетвёрки» (оружие, защищённость, подвижность). Результатом данной работы стало создание в конце 1943 года танка Т-34–85, ставшего одним из знаков отечественной Победы.

Не считая технического сопровождения модернизации танка и серийного производства Т-34, в КБ-520 в 1942–1943 годах не прекращалась работа по проектированию новых образцов танков. В это непростое время были созданы умелые танки Т-34М (вариант 1942 года) и Т-43. Не обращая внимания на то, что эти танки не были приняты на вооружение и серийно не выпускались, наработки, полученные в ходе их проектирования, в будущем были использованы при создании средних танков Т-34–85 и Т-44.

За разработку танков Т-34–85 и Т-44 в январе 1946 года А. А. Морозову во второй раз была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

Средний танк Т-44

По окончании окончания ВОВ А. А. Морозов продолжил работу на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. В первые послевоенные годы коллектив конструкторов под его управлением по большей части занимался доводкой танка Т-54, проектирование которого было начато ещё на протяжении войны.

В следствии данной работы Т-54, сконструированный под управлением А. А. Морозова и представлявший собой развитие танка Т-44, был принят на вооружение Советской Армии в апреле 1946 года, и в будущем заменил собой танк Т-34–85. За разработку данной автомобили в июне 1948 года А. А. Морозов стал лауреатом Сталинской премии 2-й степени.

А. А. Морозов (в центре) среди участников полигонно-войсковых опробований танка Т-54. 1946 год

В ноябре 1951 года А. А. Морозов возвратился из Нижнего Тагила в родной для него Харьков на пост главного конструктора КБ завода № 75 (в будущем ставшего ХКБМ). В Харькове конструкторское бюро, возглавляемое А. А. Морозовым, занималось разработкой новых особых совокупностей для среднего танка Т-54 (ПАЗ – противоатомная защита, ТДА – топливно-дымовая аппаратура и ОПВТ – оборудование подводного вождения танков), и проектированием новых перспективных танков.

Средний танк Т-64, родоначальник второго послевоенного поколения советских танков

Под управлением А. А. Морозова были созданы такие грозные военные машины, как средний танк Т-64, ставший родоначальником второго послевоенного поколения советских танков, и основной боевой танк Т-64А, в конструкции которого была реализована концепция современного танка, не потерявшая собственного значения и сейчас.

57 лет и 2 месяца работы

В первых числах Июня 1976 года приказом министра оборонной индустрии СССР А. А. Морозов был высвобожден от главного конструктора и обязанностей начальника ХКБМ самостоятельно.

Из дневниковых записей А. А. Морозова:

«29.05.76 г. Итак, наконец, моя мечта осуществилась – приказ об освобождении от управления КБ подписан и издан!»

«01.06.76 г. … Я начинаю «сматывать удочки». Нужно до отъезда в отпуск высвободить собственное рабочее место в кабинете для его освоения новым н-ком КБ. Итак, проработал 57 лет и 2 месяца, из них 37 лет н-ком КБ»

«03.06.76 г. … Сейчас и на следующий день мои последние дни работы, по окончании отпуска буду уже в новой роли – участника НТС МОП при ХКБМ»

А. А. Морозов в Кремлёвском дворце съездов, февраль 1976 года

14 июня 1979 года по окончании продолжительной болезни А. А. Морозова не стало. Из некролога, подписанного Главным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым:

«… А. А. Морозов пользовался заслуженным авторитетом, уважением и большой любовью у всех, кто трудился с ним и знал его. Он воспитал бессчётные кадры инженеров и конструкторов, удачно решающих задачи развития и дальнейшего совершенствования техники.

Плодотворная деятельность Александра Александровича Морозова заслужила признательность всего советского народа и была отмечена высокими правительственными призами. За выдающиеся заслуги перед Отчизной в развитии советского танкостроения он был два раза удостоен большого звания Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, трижды лауреата Национальной премии СССР, трехкратно|трехкратно|четырехкратно|пятикратно|шестикратно награждён орденом Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Кутузова I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями СССР.

Светлая память о выдающемся конструкторе танков Александре Александровиче Морозове – верном сыне Компартии СССР, пламенном патриоте социалистической Отчизны окончательно сохранится в сердцах советских людей».

  • Автобиографии А. А. Морозова.
  • Дневниковые записи А. А. Морозова.
  • «Александр Морозов: неповторимые документы, фотографии, факты, воспоминания» – издание ММК «История танка Т-34».
  • «люди и Танки. Ежедневник главного конструктора А. А. Морозова» – Харьков, 2007.
  • Документы из фондов архивов РГВА, РГАЭ, ЦАМО.

ХЭДИ ЛАМАРР ЗВЕЗДА ГОЛЛИВУДА 30 Х 40 Х ГОДОВ ХХ ВЕКА


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: