Автобиографизм в «житии протопопа аввакума»

XVII в. церковь оставалась единственным университетом феодального страны, нарушавшим принцип централизации. Этому содействовало установление в 1589 г. патриаршества. Патриарх подчинял себе все церковные организации и оказывал громадное влияние на царя.

Государство стремилось подчинить себе церковь, и первым шагом к этому было создание в 1649 г. Монастырского приказа, изымавшего из ведения церкви судопроизводства над людьми, живущими в церковных владениях.

В 1652 г. погиб патриарх Иосиф, и на патриарший престол стал деятельный, энергичный и властолюбивый митрополит новгородский Никон. Он сделал головокружительную церковную карьеру, став патриархом, совершил церковную реформу, разослав по церквам 14 марта 1653 г. память, где в соответствии с обрядами греческой церкви предписывал заменить земные поклоны поясными, а двоеперстное крестное знамение троеперстным.

Так, реформа была сведена к внешней обрядовой стороне, не смотря на то, что и ставила собственной целью упрочнение церковной феодальной организации. Реформа привела к появлению замечательного антифеодального, антиправительственного перемещения — раскола, либо старообрядчества.

Противоречивая сущность раскола сказалась на деятельности идеолога старообрядчества протопопа Аввакума — гениальнейшего писателя второй половины XVII в.Автобиографизм в «житии протопопа аввакума» Литературное наследие Аввакума завлекало и завлекает к себе внимание русских, советских и зарубежных ученых.

Аввакум (1621-1682). Перу огнепалъного протопопа в собственности около 80 произведений, из них 64 написаны в условиях последнего, пятнадцатилетнего заточения в земляном срубе Пустозерска на берегу Ледовитого океана.

«Житие протопопа Аввакума им самим написанное»

Центральная тема жития — тема личной судьбе Аввакума, неотделимая от борьбы за древлее благочестие против Никоновых новшеств. Она тесно переплетается с темой произвола начальников и изображения жестокости-воевод, обличения шиша антихристова его приспешников и Никона, утверждавших новую веру виселицами и кнутом.

На страницах жития во целый собственный огромный рост поднимается образ незаурядного русского человека, очень стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Темперамент Аввакума раскрывается в житии как в семейно-бытовом замысле, так и в плане его публичных связей.

Аввакум проявляет себя и в отношениях к робяткам и верной спутнице судьбы, преданной и стойкой Анастасии Марковне, и в отношении к патриарху, царю, и несложному народу, к своим единомышленникам, соратникам по борьбе. Поражает необычайная честность его взволнованной исповеди: горемыке-протопопу, обреченному на смерть, нечего лукавить, нечего скрывать. Он открыто пишет о том, как прибегнул к обману, выручая жизнь одного замотая — гонимого человека, которому угрожала смерть.

Вспоминает о собственных колебаниях и тяжких раздумьях, в то время, когда в порыве отчаяния, истерзанный пытками, преследованиями, он готов был просить о пощаде и прекратить борьбу.

Аввакум — поборник справедливости: он не терпит насилия сильного над не сильный. Он защищает за женщину, которую глава пробовал забрать у вдовы; защищает двух старых вдов, которых самодур-воевода Пашков решил выдать замуж. Выступая защитником не сильный и угнетенных, Аввакум переносит, но, решение вопроса социального в область религиозно-моральную, развивая евангельскую идею равенства всех людей в духе, идею однообразного их подчинения всевышнему.

Жёсток и непримирим Аввакум к своим идейным соперникам — его приверженцам и Никону. Применяя гротеск и иронию, он формирует их броские сатирические образы. На первый замысел выдвигается коварство и лицемерие Никона, что перед избранием в патриархи ведет себя, яко лис, челом да здорово (явная перекличка с сатирической Повестью о Лисице и Куре); а по окончании друзей не стал и в крестовую (приемную, патриаршую палату) пускать.

В изображении Аввакума Никон — это плутишка, носатый, брюхатый борзый кобель, шиш антихристов, волк, пестрообразный зверь, адов пес. Он подчеркивает жестокость Никона, что жжет огнем, пытает и мучает собственных соперников; говорит о распутной жизни патриарха. Изображает в житии Аввакум и представителей светской власти.

Один из них избивает протопопа в церкви, а дома у руки отгрыз персты, яко пес, зубами.

Обличая представителей церковной и светской власти, Аввакум не щадит и самого царя, не смотря на то, что царскую власть он вычисляет незыблемой. С царем Аввакум познакомился еще в юности, в то время, когда, изгнанный воеводой из Лопатиц, он прибрел к Москве. Бегство протопопа от мятежной паствы из Юрьевца-Повольского привело к кручине — бешенство правителя: На што-де город покинул? Яко ангела божия принимает его царь по окончании возвращения из даурской ссылки. Правитель меня в тот же час к руке поставить приказал и слова милостивые сказал: Здорово ли-де, протопоп, живешь? еще-де видатца Всевышний приказал!

Проходя довольно часто мимо монастырского подворья, где жил Аввакум, царь раскланивается низенько-таки с протопопом. Одновременно с этим он дает приказ боярину Стрешневу уговорить Аввакума, дабы тот молчал. Но это было не в характере огнепального протопопа, и он паки заворчал, подав царю собственную челобитную, дабы тот взял древлее благочестие.

Это вызвало гнев и раздражение Алексея Михайловича.

Сосланный в Пустозерск, Аввакум в собственных посланиях переходит к обличению худого царишки и бедного, что ко всем поддерживает еретиков. Не считаясь с авторитетом царской власти, Аввакум предрекает Алексею Михайловичу адские мучения.
Характерно, что царь Федор Алексеевич, принимая ответ о казни Аввакума в 1682 г., выносит распоряжение: сжечь его за великая на царский дом хулы.

С грустью говорит Аввакум о собственных Иване и сыновьях Прокопии, каковые, испугавшись смерти, приняли никонианство и сейчас мучаются вместе с матерью, закопанные живыми в почву (т. е. заключенные в земляную темницу). С любовью говорит протопоп и о дочери собственной Аграфене, которая вынуждена была в Даурии ходить под окно к воеводской снохе и приносить от нее время от времени щедрые подачки.

Изображая себя в обстановке семейно-бытовых взаимоотношений, Аввакум пытается выделить неразрывную сообщение бытового уклада с церковью. Патриархальный уклад, защищаемый ветхим обрядом, и защищает он. Он пытается доказать, что ветхий обряд тесно связан с самой судьбой, ее национальными базами, а новый обряд ведет к потере этих баз.

Страстная защита древлего благочестия превращает житие в броский публицистический документ эры. Не просто так собственный житие протопоп начинает с изложения главных положений ветхой веры, подкрепляя их ссылками на авторитет отцов церкви и решительно заявляя: Сице аз, протопоп Аввакум, верю, сице исповедаю, с сим живу и умираю. Личная его жизнь помогает только примером доказательства истинности положений той веры, пропагандистом и борцом которой он выступает.

стиль и Жанр жития. Житие Аввакума — это первая в истории отечественной литературы автобиография-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной судьбе сочетается с гневным сатирическим обличением правящих верхов, с публицистической проповедью подлинной веры. Тесное переплетение личного и публичного превращает житие из автобиографического повествования в широкую картину социальной и публично-политической жизни собственного времени.

Житие вбирает в себя и этнографические описания далекого сибирского края, его рек, фауны и флоры.

Для стиля Аввакума характерно отсутствие спокойного эпического повествования. Его житие складывается из последовательности искусно нарисованных правдивых драматических сцен, выстроенных неизменно на острых конфликтах: социального, религиозного либо этического порядка. Эти драматические сцены соединены между собой лирическими и публицистическими отступлениями.

Аввакум или скорбит, или негодует, или иронизирует над соперниками и самим собой, или горячо сочувствует единомышленникам и печалится об их судьбе.

Тексты священного писания в истолковании Аввакума покупают бытовую конкретность, которая сочетается с широкими обобщениями. Так, в толковании книги Бытие Аввакум изображает Евы и грехопадение Адама. В раю произошло, считает протопоп, то же самое, что до днесь творится… в слабоумных человеках: Потчивают друг друга зелием неравстворенным, сиречь зеленым вином процеженным и другими питии и сладкими брашны.

А по окончании и посмехают друг друга, упившегося до пьяна.

Совершив грехопадение, Адам стыдится рассказать о собственной вине Всевышнему, ему не велит этого лукавая совесть, и он коварством желает грех загладить, да и на людей переводит. Адам спешит свалить вину на Еву, а Ева на змею. Каков супруг, такова и супруга; оба бражники, а у детей и в далеком прошлом хороша нечева задавать вопросы, волочатся ни сыты, ни голодны,- заключает Аввакум.

других стиля сочинений и Особенности жития Аввакума разрешают сказать о неповторимой творческой индивидуальности этого гениальнейшего писателя второй половины XVII в., ярко отразившего характерные черты переходной эры.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: