Автомобили стали для украинцев валютой-убежищем?

В декабре 2016 года украинцы побили рекорд по приобретению новых машин.

Весной-летом 2016 года украинцы замерли в ожидании массового ввоза в страну недорогих подержанных машин. Взбудоражило население принятие Парламентом Украины в мае Закона№1389-19, в соответствии с которому с 1 августа 2016 года и до 31 декабря 2018 ставки налога на импортные б/у машины, произведенные до 2010 года, значительно снизили. Было большое количество бесед о том, сколько как раз гражданам удастся сэкономить при покупке б/у авто.

А официальные диллеры и производители машин подсчитывали будущие убытки. В итоге, в июле точно за месяц до вступления Закона в силу, число сделок на рынке подержанных машин обвалилось на 23%. Но, уже в августе обстановка отправилась на поправку.

Влияние ставок акцизного налога

Так, в первых числах Сентября пресс-служба Национальной фискальной работы (ГФС) ссылаясь на главу ведомства Романа Насирова сказала, что В первую очередь августа по сентябрь таможенное оформление по сниженным ставкам прошли 1315 подержанных импортных автомобилей . Это более чем вдвое больше, чем за первых 15 дней августа, в то время, когда было растаможено 562 автомобиля.

Действительно, в Ассоциации производителей машин Украины (Укравтопром) привели тогда пара другие цифры.Автомобили стали для украинцев валютой-убежищем? По их данным, в августе на первичном рынке было зарегистрировано всего 270 подержанных автомобилей , что на 78% меньше, чем в августе 2015 года, но на 17% больше показателя июля 2016 года.

Столь большую отличие в показателях специалисты растолковали тем, что ГФС, в погоне за замыслом, вероятнее, учла все растаможенные машины, а «Укравтопром» лишь те, каковые уже зарегистрированы в Сервисном центре (МРЭО).

«Довольно часто клиент автомобиля заполняет на таможне предварительную декларацию, грузо-таможенную декларацию, пересекает границу и ездитбез регистрации автомобиля в МРЭО, поскольку срок постановки авто на учет – 10 дней. Так, растаможить машину имели возможность 30, 31 августа, а поставить на учет уже в сентябре. ГФС же эти автомобили внесло в августовскую статистику», — растолковал тогда председатель совета директоров ВААИД Олег Назаренко.

Но, в любом случае уже последующие месяцы продемонстрировали, что обстановка на рынке б/у авто вправду выравнивается. Действительно, ожидаемого активного завоза автомобилей, бывших в потреблении, очевидно не случилось. Так, согласно данным пресс-службы ГФС, за 11 месяцев прошлого года на территорию Украины было ввезено более 11,3 тыс. машин.

Тогда как, согласно данным Укравтопрома, за данный период в страну ввезли и поставили на учет (первичная регистрация, в то время, когда, к примеру, авто были завезены и в декабре 2015 года, а номера взяли уже в январе 2016. – Ред.) 13 247 легковых авто, бывших в эксплуатации. Это всего на 3% больше, чем за тот же период 2015 года. Действительно, в Ассоциации выделяют, что эти за первые восемь месяцев года по большому счету продемонстрировали более чем двукратное падение к прошлогоднему показателю, а вот неспециализированный рост был организован за три месяца, начиная с сентября, т.е. по окончании понижения ставок акцизного налога.

Самым популярным автомобилем на первичном рынке секонд-хенда в 2016 году стал Renault Megane, что выбрал 1931 автолюбитель. Средний возраст машин данной модели составил пять лет. Машины Volkswagen Passat, средний возраст которых четыре года, купили 1196 украинцев.

Намного скромнее итог у Skoda Octavia, которая замыкает тройку фаворитов — ее выбрали 679 автомобилистов.

Средний возраст автомобиля составлял пять лет.

Дырки в законе

Одновременно с этим, в информационно-аналитической группе AUTO-Consulting отмечают рост интереса украинцев к машинам премиум-класса. За четыре месяца действия закона о понижении ставок акцизного налога часть этого сегмента увеличилась в 1,5 раза — с 13% до 19% и, первым делом, за счет машин среднего сегмента. А вот дешёвых машин, для которых все и затевалось, украинцы больше завозить не стали.

ситуациюспециалисты растолковывают тем, что зажиточным украинцам, каковые покупают авто премиум-класса, легче вписаться в рамки нового закона. Так как документ, в итоге, был принят с рядом ограничений, а также с условием, что авто по сниженным ставкам может приобрести лишь одно лицо, которое, к тому же, неимеетвозможности реализовать его в течение года, в противном случае налог нужно будет заплатить всецело.

Исходя из этого, грубо говоря, законом прежде всего воспользовались люди, каковые смогут позволить себе потратиться на поездку в Европу, уже бывали за границей и пр. Те же, кто берёт подержанные авто классом ниже, были пока не готовы к независимым поездкам за предел. Предприниматели же, каковые пригоняют машины на заказ, кроме этого смогли оказать помощь не всем – многие из них так и не смогли разобраться в достаточно противоречивых нормах нового закона.

Действительно, сравнительно не так давно ясность в вопрос, кто все-таки имеете возможность растаможить автомобиль по сниженным тарифам и пригнать его через границу внес суд. В частности, Волынский облсуд стал на сторону украинки Людмилы, которая приобрела Volkswagen на данный момент 2010 года выпуска уже на таможенном складе, а луцкие таможенники оформлять авто по сниженным налогам отказались. Наряду с этим суд посчитал, что в законе четко не указано, кто должен быть за рулем, ввозя автомобиль на территорию Украины.

Помимо этого, ст.126 Таможенного кодекса говорит, что «зарубежные товары, помещенные в таможенный режим таможенного склада, сохраняют статус зарубежных товаров».

Но это не единственная «дыра» в законе. «В Законе №1389-19 сообщено, что льготы предоставляются лицу. Не физическому лицу, не юридическому, а просто лицу. Выходит, депутаты дали разрешение на льготное налогообложение «лицам», а это как раз субъекты хозяйствования, а не «физические лица», – уверяет Назаренко.

Напомним, что в Парламенте Украины уже вознамерились дополнить документ такими словами: «ставки акцизного налога, установленные настоящим пунктом, используются для автомобилей , если они ввозятся на таможенную территорию Украины только физическими лицами для личного пользования, каковые будут осуществлять их первую регистрацию в Украине». В ноябре глава парламентского комитета поналоговой и таможенной политики Нина Южанина подала соответствующий закон в парламент, но на рассмотрение его так не поставили.

В случае если закон не разглядят и в текущем году, то у украинцев покажется настоящая возможность воспользоваться одолжениями перегонщиков, что существенно упростит приобретение б/у машин по сниженным ставкам акцизного налога.

Рынок новых авто

Пока же, как видно из вышеприведенное статистики, понижение ставок налога на импортные б/у машины не возымело ожидаемого многими негативного влияния на рынок новых авто. Более того, как информирует AUTO-Consulting, по результатам 2016 года в Украине было реализовано на 38,66% новых автомобилейбольше, чем годом ранее, другими словами, 64478. Финальную точку дилеры поставили в декабре, в то время, когда сумели нарастить продажи новых машин на 33%, тем самым установив новый рекорд за последние три года.

Поставщики растолковывают невиданный рост продаж нестабильностью курса гривны, которая мотивировала украинцев поспешить купить машину, акционными предложениями, и отложенным спросом.

«Два года военная обстановка была нестабильной. бизнес и Люди откладывали приобретение вещей долгого спроса (а также машин), по причине того, что внезапно нужно будет эмигрировать из страны либо не будет хватать денег на еду и лекарства», – говорит Назаренко.

Учитывая это, 2015 год был для украинского автомобильного рынка легко провальным — продажи новых легковых авто сократились тогда на 52%, до 46500 единиц.

Тот год был очень неудачным и для отечественных производителей машин. Как информировал Укравтопром, в 2015 году производство машин в Украине если сравнивать с 2014 годом уменьшилась на 71,3%. В частности, в случае если в 2014 году на украинских автозаводах было собрано 28751 транспортное средство, то в 2015 – всего 8244.

Из них автомобилей– 5654 (-78,2% к 2014 году), коммерческих – 1716 (-11,2%), автобусов – 874 (-0,5%).

Но на данный момент украинские производители машин из ступора как-то вышли. В ноябре они произвели 777 легковушек, что на 78% больше октябрьского показателя и всего на 7% меньше, чем в ноябре 2015 года. В целом, за одиннадцать месяцев 2016 года в Украине было произведено 3800 легковых авто (Еврокар произвел 3 437 машин, ЗАЗ — 363 единицы, Богдан машины не производил).

Наряду с этим нельзя исключать, что в 2017 году обстановка на рынке отечественных авто продолжит улучшаться. Так как в очередной раз пролоббировать интересы производителей машин вознамерились госчиновники. Так, 28 декабря Кабмин утвердил порядок применения особых ставок ввозной пошлины на импорт машин из европейских государств.

Вместо предусмотренного условиями Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС понижения пошлины в течение 10 лет (во второй половине 20-ых годов двадцатьпервого века ставка ввозной пошлины обязана опуститься до 0%. – Ред.) правительство предлагает законсервировать 10-процентную ставку ввозной пошлины на автоимпорт из Европейского союза. Как утверждают в Министерства экономики (МЭРТ), которое инициировало это решение, как раз особые пошлины окажут помощь возродить украинские автомобильные заводы.

В разъяснении МЭРТ к ответу Кабмина говорится, что особые меры смогут использоваться при исполнения трех условий: в случае если в Украину в течение года ввезут более 45000 автомобилейпроисхождением из ЕС; совокупный количество импорта легковых авто происхождением из ЕС в Украину в течение последнего года превысит предельный количество всех первичных регистраций автомобилейв стране за тот же период; и будет причиняться большой вред национальной индустрии.

Наряду с этим, согласно данным МЭРТ, в 2015 году в Украину импортировали 38900 авто, происхождением из европейских государств, а за девять месяцев 2016 года — 30 600.

«Так, в случае если к началу осени 2017 года, к примеру, количество импортируемых в Украину автомобилейдостигнет 45000 единиц и наряду с этим будут соблюдены другие требования, по окончании консультаций с европейским союзом Украина сможет повысить ставку ввозной пошлины до 10%», — отметили в пресс-службе МЭРТ.

Одновременно с этим, аналитики утверждают, что посчитать правильное количество машин, каковые поступили с европейских фабрик, нереально. Необходимо видеть сертификаты происхождения. Но возможность того, что импорт автомобилейпроисхождением из ЕС в 2017 году превысит 45000 единиц, довольно большая.

Вероятнее, будут соблюдены и два вторых условия, задекларированных МЭРТ, другими словами на долю авто из Европы придется значительная часть авторынка, и импорт из ЕС в разы превысит количества украинского производства. Так, введение 10% спецпошлины высокое.

Со своей стороны, в ВААИД уже объявили, что Кабмин неимеетвозможности предоставлять права Межведомственной Рабочей по интернациональной торговле установить дополнительное спецпошлины на авто из ЕС. Такими полномочиями ее может наделить только Верховная Рада, а не Кабмин. Соответственно дело может решаться в суде.

К слову, еще одна предновогодняя инициатива госчиновников приводит к недоумению специалистов. Министр инфраструктуры Владимир Омелян дал обещание за три года более чем в 20 раз расширить присутствие на рынке электротранспорта в Украине, другими словами, довести ее с 0,7% до 15%.

Действительно, тут он дал обещание не только дать льготы для украинских производителей, но и простимулировать импорт, чем мгновенно вызвал недовольство «УкрАВТО», которая и без того жалуется на то, что десять или одинадцать месяцев назад парламент отменил ввозную пошлину на транспортные средства, оснащенные электрическими силовыми установками. А ведь импортеры желают еще большего, к примеру отмены НДС. В частности, в декабре в Парламенте Украины был зарегистрирован закон «О внесении трансформаций в Налоговый кодекс довольно масштабного развития рынка электромобилей в Украине», которым предлагается высвободить электромобили от уплаты налогов на импорт и пр.

Чего ожидать в новом году

В любом случае, пока вызывающие большие сомнения инициативы правительства не получили юридическую силу, аналитики предрекают рост авторынка в 2017 году по всем направлениям. Так, корпорация «УкрАВТО» уверен в том, что при условии реальных доходов и роста экономики населения, в новом году рынок новых легковых авто вырастет до 84000. ВААИД прогнозирует рост продаж на 32-38% к нынешним 65000.

По словам Назаренко, на это повлияет восстановление лизинговых программ и кредитования банками – в Ассоциации отмечают понижение ставок кредитования.

Что же касается рынка подержанных машин, то специалист прогнозирует рост этого рынка на 35%. Действительно, случится он, скорее, не за счет импорта подержанных авто, а за счет внутреннего рынка — потому, что растет приобретение новых авто, соответственно, вырастет и продажа б/у машин.

«Те, кто желал привезти авто из-за предела, уже это сделали. Первая волна прошла. Дальше для того чтобы спроса на импорт б/у машин не будет.

Авто будут брать уже на внутреннем рынке», — прогнозирует Назаренко.

Но, простимулировать импорт б/у авто (а вернее закончить начатое) опять может Верховная Рада — в последних числахДекабря парламентарии от «УКРОПа» внесли на рассмотрения парламента пакет из двух законопроектов об отмене последовательности ограничений на ввоз в Украину подержанных машин.

Как сказал глава политсовета УКРОПа, народный депутат Тарас Батенко, принятие законопроектов значительно увеличит рынок подержанных машин в Украине, поскольку они предусматривают введение еще громадных льгот на их ввоз.

Так, к примеру, проект закона о внесении трансформаций к главе ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно формирования цивилизованного рынка подержанных машин» (рег. ном. 3252) предусматривает продление льготного периода на ввоз подержанных легковых автомобилей по сниженным акцизным ставкам до 31 декабря 2020 года. Кроме этого предлагается отменить кое-какие ограничения относительно применения льготных ставок, в частности тех, каковые предусматривают ввоз лишь одного авто на запрет и год его перепродажи в течение этого периода.

К тому же, проект закона о внесении трансформаций в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на регистрации и таможенную территорию Украины транспортных средств» относительно формирования цивилизованного рынка подержанных машин» (рег. ном. 5561) предусматривает отмену применения экологических требований «Евро-5» при ввозе ветхих транспортных средств. Их предлагается заменить необходимым прохождением технического осмотра на протяжении первой регистрации авто.

Авторы документов уверены, что принятие соответствующих законов разрешит сходу открыть рынок подержанным машинам из зарубежа, и обеспечит возможность прозрачно заплатить налоги на их импорт с дешёвыми ставками и без дополнительных ограничений.

Занятие № 12. Акциз


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.