Б. эпоха просвещения. общественно-политическая жизнь

1. XVIII век именуют эрой европейского Просвещения. Великие философы Вольтер, Монтескье, Кант думали, что публичная судьба подчиняется не Всевышнему, а естественным законам. Исторический прогресс — основная мысль Просвещения.

2. В Российской Федерации идеи просветителей стали широко распространены, ими увлекалась сама Екатерина II (приблизительно до 70-х годов, до восстания Пугачева). Просветительство — это антифеодальная идеология эры перехода от феодализма к капитализму, появившаяся в Российской Федерации в 60-е годы XVIII в., в то время, когда социальные несоответствия в стране достигли определенной остроты, а вопросы крестьян и взаимоотношений помещиков выдвинулись на передний замысел.

На начальной стадии русские просветители, быстро осуждая крепостнические порядки, выступали только за смягчение, ограничение самые вопиющих проявлений крепостничества. Наряду с этим все надежды они возлагали на просвещённого монарха и всесилие просвещения. На втором этапе, в 80—90-е годы, просветители поддерживаютуничтожение крепостничества как национальной совокупности.

Действительно, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е. И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.

3. Большим просветителем второй половины XVIII в. был Н.И. Новиков, выходец из богатой помещичьей семьи.Б. эпоха просвещения. общественно-политическая жизнь В 1767 г. он стал «письмоводителем» в одном из отделений созванной Екатериной II Комиссии парламентариев по составлению нового Уложения.

Ведя протоколы Рабочей группы, он взял богатый материал о состоянии дел в помещичьей России и применял его позднее в собственной издательской деятельности.

В 70-х годах Новиков печатает в Санкт-Петербурге сатирические издания «Трутень», «Пустомеля», «Кошелек», «Художник». Он высмеивал пороки и человеческие слабости, не просто так у помещиков в его произведениях такие ясные фамилии — Недоумов, Змеянов, Злорадов; обличал их невежество, жадность, ханжество. Но до идеи отмены крепостного права, осознанной самые светлыми умами собственного времени, Новиков не встал.

По окончании переезда в Москву Новиков организует Типографическую компанию, производит газету «Столичные ведомости», издание «Столичное сотни книг» и ежемесячное издание по всем отраслям знаний. Одно время из его типографий выходило до трети всех печатавшихся в Российской Федерации книг. Они расходились по всей стране, формируя новые для русского общества вкусы, взоры, идеи.

4. Но в 1792 г. Новиков был арестован, судим и приговорен сперва к смертной казни, а позже к 15 годам заключения. Обстоятельством послужила принадлежность Новикова к масонскому перемещению в Российской Федерации. Следствие пробовало распознать у русских масонов по большому счету, у Новикова особенно, вредные политические намерения.

Им вменялись в связи и вину с за рубежом, и попытки вовлечь в масоны наследника престола. Но практически Новиков был осужден за хорошие от общепринятых верования.

Взошедший на престол Павел I высвободил его, и еще более 20 лет Новиков прожил в собственном родовом имении, где и скончался.

5. Второй этап в развитии просветительства в Российской Федерации тесно связан с именем русского революционного мыслителя, писателя А. Н. Радищева. Радищев был прекрасно знаком с трудами великих деятелей французской просветительной философии. На его мировоззрение сильное влияние оказала крестьянская война под предводительством Пугачева.

В 1781—1783 гг. он формирует оду «Вольность», где полностью проявляются его революционные убеждения, направленные против царизма и правительства.

Радищев прославляет народную революцию, верит, что придет «желаемая пора», в то время, когда прозревший народ, восстав, «задавит» хищного волка — российского самодержца. В 1780-е годы Радищев трудится над главным своим произведением «Путешествием из Санкт-Петербурга в Москву», которое печатает в домашней типографии тиражом в 650 экземпляров, без указания имени автора; лишь 25 экземпляров из этого числа были даны в продажу. Но книга Радищева сразу же привлекла к себе внимание, позвала, по свидетельству осведомленных современников, «великое любопытство».

В «Путешествии…» отыскал отражение широкий круг идей русского Просвещения. Радищев не только наглядно продемонстрировал все зло крепостничества и самодержавия, но и в первый раз в литературе открыто призвал к безжалостной борьбе с этим злом, считая самоё верным методом к вольности революционное восстание народа против угнетателей. На полях книги Екатерина II написала, что создатель — «бунтовщик хуже Пугачева».

Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь. По окончании смерти Екатерины II ему не запрещалось вернуться в Европейскую Россию, но жить в деревне без права выезда под надзором полиции. В 1801 году, в то время, когда заговорщиками был убит Павел I и на престол взошел его сын Александр I, Радищев был совсем амнистирован.

Он вошел в Рабочую группу по составлению законов, но не так долго осталось ждать почувствовал, что все его предложения и проекты, кроме того самые умеренные, встречают неприятие и непонимание. Создалась угроза новой ссылки. Глубокое разочарование в возможности осуществления хотя бы минимальной программы преобразований, неверие в просветительство в Российской Федерации позвали роковой финал.

11 сентября 1802 г. А. Н. Радищев наложил на себя руки.

Сохранились его слова: «Самодержавство имеется наипротивнейшее людской естеству состояние».

В. Литература

1. Во второй половине XVIII в. в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм, идейной базой которого была борьба за замечательную государственность под руководством самодержавной власти. Классицизм формировался во всех государствах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были свойственны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы.

Литература теряет прошлый неизвестный темперамент, появляются опытные писатели. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров— «высокие» (катастрофа, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня и т. д.). В классическом стиле в литературе творили М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир, Я. Б. Княжнин, В. К. Тредиаковский, М.М.

Херасков.

2. Одним из самые крупных и броских представителей русского классицизма был поэт Г. Р. Державин. Его оды «Фемида», «Вельможа» и др. проникнуты идеей сильной государственности и одновременно с этим включают сатиру на вельмож, гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Державин сыграл необыкновенную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

3. Огромной популярностью пользовались комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль». В комедии «Бригадир» автор сатирически изображает нравы русского дворянства, его пристрастие ко всему французскому. В «Недоросле» создатель прямо именует обстоятельство всех зол российской жизни — крепостное право, обличает совокупность образования и дворянского воспитания, формирует типические образы помещиков-крепостников Простаковых, Скотининых и невежественного недоросля Митрофанушки, ставшие потом нарицательными.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: