a…n Обратимся сейчас к мотивам, каковые имели возможность привести к происхождению современной науки.
Довольно часто утверждали, что современная наука появилась из воли к власти. Господство над природой, умение, польза, «знание имеется сила» – все это утверждалось со времен Бэкона. Он и Декарт предвидели будущую эру техники.
Действительно, природу покоряет не неотёсанная сила, а знание ее законов. a…n Подлинно такое познание, которое способно воссоздать собственный предмет и тем самым доказать собственную достоверность: «Я знаю лишь то, что могу сделать».
Сознание творческой силы, присущее умению, окрыляет такое познание.
В подобном истолковании современного знания направляться различать два момента: 1) сознание силы, которое находит собственный выражение в технической воле, в покорении вещей, направленное на цели практического созидания; 2) воля к познанию, стремящемуся пробраться в то, что совершается в природе. a…n
Считалось, что тому и второму свойственна агрессивность. a…n Это заявление направляться всецело отвергнуть, исходя хотя бы из душевной направленности и взглядов великих исследователей природы: им характерно осознание нужного. Приспосабливаемость к естественному ходу вещей была этосом[244] ученого-естественника. Но вместе с тем он желает знать, что творит природа и что происходит в ней.
И отнюдь не агрессивность, не воля к власти, а что-то совсем иное представляет собой это рвение к знанию, эта свобода опытного, что не слепо, а все видя, страдает, терпит и живет. Эта воля к власти – не рвение к господству, а внутренняя необходимость. Как раз в силу данной свободы сознания ученый может всецело постигнуть реальность как настоящий шифр бытия. Не агрессивность заключена в этосе нужного, общезначимого знания, a…n а воля к достоверности и ясности. a…n
Но то, что совершает современная наука, возможно неправильно осознано и использовано во вред людям. Исходя из этого воля к разрушению и власти, a…n неизменно готовая к действию, овладевает и наукой, принуждая ее к агрессивности в словах, в действиях и в применении собственных выводов, – но неизменно так, что наука наряду с этим исчезает. Самым ужасным были испытания над людьми. a…n
В полной мере возможно, что происхождение современной науки немыслимо без той тех импульсов и душевной направленности, исторической базой которых есть библейская религия. Три следующих мотива, заставляющие изучение стремиться к своим последним пределам, как словно бы коренятся в ней.
1. Этос библейской религии требует истинности любой ценой. Она довела это требование до последних пределов и развернула всю его проблематику. Требуемая Всевышним истинность заставляет видеть в познании не игру, не добропорядочное занятие для досуга, а важное дело, профессию, являющую собой самое ответственное для человека.
2. Мир сотворен Всевышним. Греки познают космос как что-то идеальное и упорядоченное, разумное и закономерное, как всегда существующее. Все другое для них ничто, материя, непознаваемая и не стоящая познания.
В случае если же мир сотворен Всевышним, то все существующее, будучи творением Всевышнего, есть хорошим познания, и нет ничего, чего не до?лжно было бы определить и познать. Познание – как бы следование мыслям Всевышнего. Так как Всевышний, будучи творцом, присутствует, по словам Лютера, и во внутренностях вши. a…n aНовый импульс наукиn направляет познание в сторону как раз той действительности, которая не укладывается в рамки открытых ранее законов и структур.
В самом логосе появляется рвение всегда доводить себя до крушения, но не чтобы отказаться от себя, а дабы снова получить себя в новом, расширенном и более полном образе, и продолжать данный процесс, не завершая его, до бесконечности. Эта наука появляется из aразумаn, что не замыкается в себе, но, будучи открыт aнеразумномуn, сам попадает в него, потому, что оно ему подчиняется. Постоянное, ни при каких обстоятельствах не прекращающееся сотрудничество между экспериментальным исследованием и теоретической конструкцией есть несложным и символом и грандиозным примером этого универсального процесса, появляющегося из вспышки разногласия между aразумомn и aнеразумнымn.
Для нового познавательного импульса мир не есть лишь красивым. Это познание направлено на красивое и на некрасивое, на хорошее и плохое. a…n Знание того, что все мирское имеется творение Божье, придает самообладание перед разверзающимися пропастями действительности в неспокойном, вечно сомневающемся и как раз исходя из этого движущемся вперед изучении. a…n
3. Реальность мира полна для страха и человека ужаса. Его воля к истине с неизбежностью устанавливает: «Все это вправду так». Но в случае если Всевышний – творец мира, то Он как бы отвечает засобственный творение.
Вопрос об оправдании Всевышнего преобразовывается в борение за Божество при знании о действительности мира.
Это – борение с Всевышним за Всевышнего. a…n Данный Всевышний с его непреклонным требованием истины не желает быть постигнутым при помощи иллюзий. a…n Данный Всевышний требует знания, содержание которого как словно бы все время выдвигает обвинение против Него самого. Из этого и дерзостность познания, требование познания абсолютного и вместе с тем ужас перед ним. a…n
Этому борению сопутствует борение исследователя с тем, что для него имеется самое сокровенно-личное, любимое и желанное, с принципами и собственными идеалами. Все это должно быть установлено, подтверждено либо преобразовано. Подобно тому, как подлинная вера в Всевышнего неосуществима без ответа на вопросы, вырастающие из настоящей действительности; подобно тому, как поиски Всевышнего неизбежно связаны с мучительным отказом от иллюзий, так и настоящая воля исследователя есть борением с ожиданиями и собственными желаниями.
Это борение находит собственный глубочайшее выражение в борьбе исследователя со собственными установками: решающим показателем человека науки стало то, что в изучении он ищет собственных соперников, и в первую очередь тех, кто ставит все под вопрос посредством конкретных и определенных идей. Тут продуктивным делается как словно бы что-то саморазрушающее. И напротив, показателем упадка науки есть рвение избежать дискуссий либо – в еще большей степени – всецело устранить их, рвение сократить собственный мышление кругом единомышленников, а вовне направить всеразрушающую агрессивность, оперирующую неизвестными неспециализированными местами.
Происхождение речи | Основной элемент
Удивительные статьи:
- Место дисциплины в структуре ооп магистратуры
- V) существовало ли письмо у древних славян до введения кириллицы, и каким было это письмо
- Б. эпоха просвещения. общественно-политическая жизнь
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В) искажения современной науки и ее задачи
Наука, развивающаяся в течение трех последних столетий, сперва медлительно и скачкообразно, после этого скоро и последовательно, движимая общими усилиями…
-
Становление современной теории перевода
ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА В КРУГУ ВТОРЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН § 1, Происхождение современной теории перевода «Каждый предмет людской знания, — писал В.Г. Белинский, —…
-
Возникновение современной теории перевода
«Каждый предмет людской знания, — писал В.Г. Белинский, — имеет собственную теорию, которая имеется сознание законов, по которым он существует. Сознавать…
-
Вопрос не в противопоставлении веры или религии науке, а в борьбе двух вер, двух наук
так же, как и прежде было бы оправданно отдавать ей предпочтение перед всеми соперничающими теориями».18 В действительности?! Без доказательств? Как…