Бегущий огонь: невсякий шнур бикфордов

    Хороший фитиль
    и его далекий потомок, существенно усовершенствованный современный огнепроводный шнур
    До тех пор пока фитильзавоевывал Европу, в «безжалостной и технически отсталой» России на вооружение саперов поступали средства электрического воспламенения зарядов, предложенные русским инженером Павлом Шиллингом. Первый взрыв подводного заряда посредством электричества Шиллинг произвел еще в октябре 1812 года, взломав лед на Неве около Зимнего дворца.

На протяжении Крымской войны 1853−1856 годов русские минеры взрывали подземные мины только электрическим методом, совсем надёжным и значительно более надежным, нежели огневой, опередив тем самым цивилизованную Европу практически на 50 лет
Для поджига огнепроводного шнура в большинстве случаев применяют особые устройства-воспламенители. Достаточно выдернуть чеку либо быстро потянуть за вытяжной шнурок, и вспышка пиротехнического состава подпалит шнур.

    Но возможно поджигать шнур и простыми спичками. Любимое развлечение подрывников — замечать, как новичок расходует целый коробок спичек, пробуя вынудить шнур загореться. А в это же время это легко сделать с одной спички.
    Прием нехитрый, но его нужно знать. Финиш шнура нужно зажать между пальцами и к его сердцевине прижать головку спички.
    В случае если спичка сухая, то одно перемещение коробком по головке легко зажигает ее, а от шнур и нея. Кроме того под дождем и на ветру

Бегущий огонь: невсякий шнур бикфордов

Казань брал, Астрахань брал

Метод разрушения стен был известен за большое количество столетий до изобретения пороха. Осаждающие крепость подводили под стенке подземный ход и вырывали под ней громадную полость, подпирая фундамент стенки древесными стойками. После этого в том направлении заносили горючие вещества и поджигали.

Стойки перегорали, и участок стенки обваливался в подкоп. Но постоянно существовала неприятность: как подводить в полость воздушное пространство и удалять оттуда дым, поскольку в противном случае пламя гас от недочёта кислорода.

Порох избавлял от данной неприятности, потому, что ему не требовался кислород извне. Не необходимы стали подпорки. Подкоп уже не обязательно было подводить под самый фундамент.

И не требовалось делать громадную полость, куда поместился бы участок стенки. Взрыв обломки в различные стороны. Время от времени возможно было и вовсе обойтись без подкопа: порох закладывали в выдолбленные бревном-тараном выбоины в стенке.

Но как воспламенить заряд в пара сотен пудов пороха? Возможно ткнуть горящим факелом прямо в порох. Но тогда погибнет и сам взрывник.

Возможно отсыпать пороховую дорожку по туннелю подальше от заряда, а у финиша дорожки поставить зажженную свечу.

Свеча догорит, пламя доберется до пороха и случится взрыв. Продолжительное время так и делали. К примеру, при штурме Казани в шестанадцатом веке, во времена Ивана Грозного.

Но таковой метод очень ненадежен. Свеча может погаснуть.

Да и командующему взрыв не всегда нужен сразу после закладки заряда, а за время ожидания приказа порох в дорожке часто отсыревал.

Весьма долгая сосиска

Значительно лучше был метод, в то время, когда пороховую дорожку отсыпали в долгом древесном коробе, что избавляло порох от грунтовой сырости, но не от мокрого воздуха. Выручила подрывников мысль набивать порохом свиные либо бараньи кишки либо шить долгий рукав из кожи, просмоленного холста. Это изделие назвали «сосис», разумеется, исходя из того, что простая мясная сосиска вещь маленькая.

А тут имеется весьма долгая сосиска, другими словами сосис. Это улучшало защиту от сырости, в особенности в случае если рукав либо кишку снаружи обмазывали смолой. Да и проложить таковой сосис намного легче и несложнее, чем сколачивать древесный короб.

Сосис возможно изготовить заблаговременно, возить с собой, а разрешить войти в дело, в то время, когда пригодится.

Пороховой сосис владел рядом недочётов. Появлялись неприятности с герметичностью в местах соединения кишок между собой. Чрезмерно плотная набивка пороха в кишку приводила к тому, что на каком-то участке порох не горел, передавая пламя дальше, а взрывался, мгновенно передавая взрыв главному заряду.

Это явление у взрывников именуется «прострел», и его взрывники опасаются куда больше, чем прострела в пояснице (радикулит).

При не сильный набивке в кишке образуются безлюдные места, что кроме этого имело возможность привести к отказу.

Существовал и очень экзотический вариант передачи пламени к пороховому заряду — гусиные перья, обрезанные с обоих финишей и набитые порохом. Чтобы получить передатчик огня нужной длины, перья втыкали одно в второе.

Дворцовые саперы

Второй элемент, что позднее был использован при создании огнепроводного шнура, обнаружился во дворцах. Это «стопин», узкий текстильный шнурок, пропитанный селитрой и натертый порохом. Перед началом балов и спектаклей требовалось в один момент поджечь много свечей на высоко подвешенных люстрах.

Необходимо было посредством сложных устройств опустить люстры вниз, засунуть в них свечи, зажечь их и снова поднять вверх. На это уходило довольно много времени. В то время, когда заканчивали с последней люстрой в зале, в первой свечи уже догорали до половины.

Лакеи и придумали стопин. Фитили всех свечей в люстре соединяли между собой стопином, финиш которого опускали вниз.

Достаточно было поджечь его, как огонек скоро обегал все свечи. Подготовить люстру к балу возможно было заблаговременно, а зажечь как раз тогда, в то время, когда требовалось. Но стопин также впитывал влагу и терял собственные свойства.

В боевых условиях это было недопустимо.

Закатать в асфальт

Ответ было обнаружено человеком, что был очень далек от бронетехники. торговец и Английский кожевник кожей Уильям Бикфорд жил в городе Тукингмилл в Корнуолле, регионе Англии, богатом рудными шахтами. Не смотря на то, что никакого отношения к добыче руды Бикфорд не имел, он слышал о том, какие конкретно неприятности шахтерам, применявшим порох для проходки, причиняют ненадежные фитили.

в один раз в гостях у приятеля Джеймса Брэя, изготовителя верёвок, Бикфорд обратил внимание на то, как плетут веревки из отдельных волокон, и внезапно осознал, как изготовить надежный и надёжный фитиль: достаточно заполнить пустотелую сердцевину плетеной веревки порохом. Для стабильности горения в центре веревки пропускали стопин, для защиты от расплетания оплетку делали двойной (с навивкой в различные стороны), а от жидкости шнур защищала пропитка лаком либо смолой (асфальтом).

К тому же Бикфорд заменил простой пушечный тёмный порох его более медлительно горящей рецептурой. Стопин снабжал устойчивость горения шнура, пороховая мякоть — достаточную силу пламени, целостность оплетка — сердцевины и двойная гибкость, асфальт — защиту от сырости. Асфальт был предложен Бикфордом еще по одной причине.

В то время, когда пламя уходил на большом растоянии от начала шнура, плавящийся и прогорающий от большой температуры асфальт терял прочность, что разрешало пороховым газам легко прорываться наружу. Этим обеспечивалась стабильность горения шнура. Прострелы случались, но весьма редко.

Помимо этого, стало возмможно проводить взрывные работы в воде.

Бикфорд сконструировал и в первой половине 30-ых годов девятнадцатого века запатентовал машину, которая плела шнур, названный позднее его именем. К сожалению, сам он не дожил до успеха собственного изобретения — он погиб в первой половине 30-ых годов XIX века, еще до открытия собственного завода, чья продукция пришлась шахтерам по душе: в первоначальный год производства было выпущено 45 миль шнура. А в годы расцвета ежегодный выпуск шнура на фабрике в Тукингмилле достигал 105 тысяч миль!

Компания пара раз меняла наименование, но фамилия Бикфорда сохранялась в нем до 2003 года, в то время, когда Ensign-Bickford Company была включёна в состав концерна Dyno Nobel.

Один прекрасно, а три стремительнее

К концу XIX века было создано до десяти разновидностей фитиль . Среди них — шнуры для взрывных работ в условиях высокой влажности (с двойной и тройной оплетками, со слоем смолы между ними), малодымящие шнуры и неискрящие шнуры (для взрывных работ в шахтах, страшных по пыли и газу).

Оказалось, что, варьируя состав пороховой сердцевины, возможно поменять скорость горения шнура в пределах от 1 см/с до 100 м/с. Сейчас произошло с точностью плюс-минус 50% устанавливать время взрыва — достаточно отмерить нужную длину шнура. В различных государствах были приняты разные скорости горения фитиль .

К примеру, французский стандарт — 1 м шнура горит 85−95 с, германский — 100−130 с. Скорость горения шнура, что на протяжении Первой мировой применяли русские взрывники, составляла 1 аршин в 60 секунд (другими словами метровый шнур горел практически «по-французски» — около 85 с). Использовали кроме этого запальный шнур, что горел со скоростью 128 м/с. Его устройство практически не отличалось от бикфордова, но стопинов в нем было три, и они обмазывались быстрогорящим пиротехническим составом.

Огнепроводная начинка

Уже на протяжении Второй мировой фитильпрекратил удовлетворять потребностям взрывников. Главные претензии пребывали в следующем: шнур довольно часто меркнет под водой, скорость горения нестабильна, тяжело совершенно верно вычислить длину шнура для подрыва заряда в необходимое время, открытые финиши шнура нужно защищать от сырости, асфальт при низких температурах растрескивается и не снабжает герметичности шнура.

Инженеры-пиротехники начали работату над созданием более совершенного шнура для огневого метода взрывания. В следствии сперва частичных трансформаций в конструкции, а после этого и более радикальных показался шнур нового типа, что назвали «огнепроводный».

В первую очередь отказались от простого тёмного пороха. Его заменил сложный пиротехнический состав на базе нитроглицеринового пороха, снабжающий устойчивое горение шнура под водой на глубинах до 5 метров и больше. Стопин заменили направляющей нитью, скрученной из трех хлопчатобумажных ниток, любая из которых имеет разную пропитку.

В следствии достаточно совершенно верно выдерживается скорость горения шнура, предотвращается прострелы и затухание.

Тип оплетки сменился с радиального на диагональный, причем смежные слои оплетки имеют различное направление плетения, благодаря чему шнур стал прочным и эластичным. Число слоев оплетки увеличилось с двух до трех либо кроме того пяти.

Асфальт начал покрывать не только верхний слой оплетки, но и промежуточные. (Шнур, имеющий пять слоев оплетки, именуется «шнуром двойного асфальтирования»). В середине 1950-х годов внешний слой асфальта заменили пластиком. Но вот наименование «фитиль » прочно застряло в умах людей, не смотря на то, что неспециализированного у фитильи огнепроводного немногим больше, нежели между аэропланом начала XX века и современным самолетом.

И в случае если сейчас в беседе назвать какой-нибудь «Boeing-757» аэропланом, то это приведёт к нескрываемому удивлению, причем значительно чаще у тех, кто огнепроводный шнур именует бикфордовым.

Зажигательная трубка

И бикфордов, и огнепроводный шнур употребляются одинаково. Во времена тёмного пороха финиш шнура в пороховой заряд. С возникновением динамита, пироксилина, а позднее тротила и мелинита это стало неосуществимым.

Бризантные взрывчатки достаточно миролюбивы и взрываться от струи огня не хотят.

Для их взрывания все пользуются очень способным изобретением Альфреда Нобеля — капсюлем-детонатором № 8, о котором рассказывалось в октябрьском номере отечественного издания. Нобель в первой половине 60-ых годов XIX века додумался наполнить гремучей ртутью бронзовую трубочку, открытую с одного финиша. Эта трубочка помещалась в заряд взрывчатки, а в ее открытый финиш вставлялся фитиль .

Протяженность шнура определяется тем, сколько времени должно пройти между моментом взрыва и зажиганием шнура.

К примеру, русского фитильнеобходимо было отрезать столько сантиметров, сколько требуется секунд. Струя пламени шнура надежно воспламеняла гремучую ртуть, чувствительную к любому внешнему действию, а взрыв гремучей ртути был достаточным для инициации взрыва нитроглицерина, а позднее для других взрывчаток и динамита. Капсюль-детонатор с присоединенным к нему бикфордовым либо огнепроводным шнуром именуется зажигательной трубкой.

Финиш шнура

Сейчас фитиль— уникальность, но и век огнепроводного близок к закату. Его в большинстве случаев применяют в условиях, в то время, когда нет средств для электрического метода взрывания либо нереально носить с собой подрывные машинки, омметры для проверки проводов и тяжелые катушки с проводом. Электрический метод значительно надёжнее, и заряд неизменно возможно взорвать в совершенно верно назначенное время.

Шнур для съемки предоставлен компанией «Пироспецэффект».

Консерваторы

Полное господство фитильдлилось впредь до окончания Второй мировой, а в некоторых государствах он употребляется и сейчас. Причем, как это ни покажется необычным, в одной из самых технически развитых и передовых государств — в Соединенных Штатах. На вооружении армии США сейчас имеются как огнепроводный шнур M700 Time Fuse, так и бикфордов Safety Fuse.

В чем отличие между огнепроводным и фитиль ? Вот выдержка из американского полевого управления FM 5−250 довольно фитиль : «Мягкий воспламенитель складывается из тёмного пороха, хорошо обернутого несколькими слоями водоотталкивающего материала и волокна. Вне укрытия делается ломким и легко трескается в арктических температурах.

Скорость горения может изменяться на разных участках одной катушки либо различных катушек (1 фут за 30−45 секунд, другими словами 0,678−1,016 см/с) под влиянием разных атмосферных и климатических условий. Нужно проводить опробование в каждом регионе, где он будет употребляться. Под водой шнур горит существенно стремительнее, исходя из этого нужна проверка перед подводным применением».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№51, январь 2007).

10 САМЫХ ОСНОВНЫХ ПИСТОЛЕТОВ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Магия огня

    На излёте XVI века двоюродные братья граф Вильгельм Людвиг Нассау-Дилленбургский и принц Мориц Оранский, полководцы боровшихся за независимость…

  • Iii. а может, стану я огнем 8 страница

    – Поцелуй меня. Я так обожаю твои губы. Твои зубы. И позднее, в то время, когда он повернулся к открытому входу в палатку, она звучно шепчет, но лишь…

  • Укрощение дьявола: строптивая субстанция

    Капсюль-детонатор №8 представляет собой бронзовую трубочку, закрытую с одного финиша и открытую с другого Пара столетий единственным видом взрывчатки,…

  • Передача электроэнергии на большие расстояния 10 страница

    Управление танком потребовало больших командира и усилий водителей (последний нёс ответственность за левого гусениц борта и тормоза правого). Танк имел…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: