Бензин — по сговору

Другой взгляд на политику

Из-за чего в нефтедобывающей России цена бензина неумолимо ползет вверх? Мы добываем больше 500 млн тысячь киллограм нефти в год (в день 10,3 млн баррелей), половину вывозим за предел, в 2011 году экспорт составил 242 млн тысячь киллограм. А цена бензина в Москве уже такая же, как в Соединенных Штатах.

Обстоятельство бензинового парадокса в Российской Федерации Сергей Иванович Штогрин, депутат фракции КПРФ от Хабаровского края, видит в сговоре власти, розничной торговли и нефтебизнеса. В интервью Галине Платовой депутат поведал, от чего зависят цены на бензин, и спрогнозировал падение стоимость бареля нефти с неутешительными последствиями для русского экономики, в особенности – для жизненного уровня и социальной сферы граждан.

 

– Из чего же складываются цены на бензин, Сергей Иванович?

– Имеется две цены на бензин: экспортная и внутренняя.

 

Экспортные формируются на базе цены нефти на мировых рынках. Для бензина используется коэффициент 1,2. Никто не реализовывает на экспорт нефть по фиксированной цене.

Все пишут формулу, основная составляющая которой – цена одного бареля нефти плюс затраты на добычу, транспортировку, налоги. Бывают обстановке, в то время, когда экспортеры вынуждены реализовывать нефть, не приобретая кроме того прибыли, по причине того, что остановить добычу нефти нереально.Бензин - по сговору

 

Внутренние стоимости формируются, исходя из затрат, налога, нефтепродуктов и потребления сезонных колебаний нефти и некоторых вторых факторов. Дабы снизить влияние «вторых факторов», за стоимостями на внутреннем рынке нужен контроль. Но отечественная Федеральная служба по борьбе с монопозмом (ФАС) осуществляет контроль лишь оптовые стоимости.

На них отражаются колебания цены нефти на внешнем рынке.

К примеру, в течение последних трех месяцев кризисного 2008 года нефть снизилась в цене до 40 а также до 38 долларов за баррель. Оптовая цена бензина АИ-92 и 93 на фабриках в декабре составляла 13 тыс. 650 руб. за тонну, в январе 2009-го – 13 тыс.

500 руб.

Позже нефть опять росла в цене.

 

– А розничная цена не изменялась?

– В том-то и дело. В декабре того же 2008-го розничная цена тонны АИ-92 замерла на 27 тыс. 148 руб. за тонну, не смотря на то, что оптовая цена упала если сравнивать с январем 2008-го на 7 тыс. руб.

Но в рознице бензин фактически не снизился в цене, в январе 2008-го стоил 27 тыс.

832 руб., в декабре того же года – 27 тыс. 148 руб.

 

– Из-за чего так повела себя розничная сеть?

– Розничная сеть разрешает себе диктовать цена бензина на автозаправках, снимая отличие между оптовыми и стоимостями для народа, по причине того, что ее осуществляет контроль не ФАС, а лишь вертикально интегрированные компании. И еще вследствие того что над розницей стоит, в большинстве случаев, региональная или муниципальная элита, которая в той либо другой мере участвует в бизнесе по торговле нефтепродуктами. Доход делится… по цепочке.

Судя согласно данным за последние лет пять, отличие между оптовой и розничной ценой в рублях за одну тонну достигает практически половины цены. В январе 2009-го розничная цена одной тонны бензина АИ-92 превышала оптовую на 12 тыс. 402 руб.

На заправке бензин реализовывали за 25 тыс. 906 рублей за тонну.

 

– И как пресечь эту обдираловку?

– Нужен госконтроль над розничной торговлей, где снимается прибыльная «маржа». КПРФ вносила такие проекты законов. Но единороссовское большая часть Государственной думы для того чтобы контроля не желает.

 

– Что на данный момент происходит у нас с стоимостями на бензин?

– На розничном рынке царят монопольные стоимости. Для примера заберу собственный Хабаровский край. У нас два нефтехимических завода (НПЗ), единственные, кстати, на целый Дальний Восток.

Средненькие фабрики, один побольше, второй мельче. Ветхий, что в Хабаровске, в собственности нефтяной компании «Альянс», второй, что в Комсомольске-на-Амуре, – «Роснефти». В Хабаровск нефть завозится цистернами по железной дороге, в Комсомольск-на-Амуре доставляется по нефтепроводу с Сахалина.

Себестоимость нефти, идущей по трубопроводу, на порядок дешевле, чем привозимой по железной дороге.

Но на цене бензина эти различия никак не отражаются. Минимальная цена ходового АИ-92 и в Хабаровске, и в Комсомольске – 28 руб. за литр. В зависимости от места размещения заправки доходит до 29 руб. с копейками…

 

– Как достигается такое ценовое «единодушие»?

– Тут налицо легко сговор. Не хотелось бы обвинять… Но другого объяснения нет тому, что заправки «Альянса» в обоих городах установили однообразные стоимости, не смотря на то, что себестоимость бензина в Комсомольске существенно ниже, чем в Хабаровске. На обращения в осуществляющие контроль органы, потребнадзоры прося разобраться с ценовым диктатом дается один ответ: это рынок, все нормально… В отечественной столице бензин стоит уже как в Америке.

Не так долго осталось ждать догоним Европу. В том месте 1 евро стоит литр бензина. У нас – 1 американский доллар.

Еще самую малость американский доллар подрастет, и бензин у нас будет стоить как в Европе.

 

– А что ожидать в возможности?

– В случае если государство не заберёт под контроль розничную торговлю нефтепродуктами, на чем настаивает КПРФ, то, с учетом падения курса рубля по отношению к американскому доллару вступления России во Глобальную торговую организацию (ВТО), что обещает нам скачок цен на горючее, китайский бензин для отечественного потребителя будет стоить дешевле, чем российский. И может возвратиться обстановка середины 90-х годов, в то время, когда в северной части страны у нас заправлялись менее дорогим финским бензином, а во Владивостоке – корейским.

 

– Откуда ж у корейцев нефть?

– Со всех стран, среди них и от нас. У нас приобрели, переработали, нам же привезли и реализовали…

 

– А какого именно качества данный бензин?

– У всех – корейцев, американцев, европейцев – бензин более большого качества, чем отечественный. У них глубокая переработка нефти, больший выход бензина, и цена его получается ниже.

Они берут отечественный бензин АИ-92, но не чтобы заливать в баки, а дабы переработать еще раз, взять качественный бензин и реализовать его клиенту по удачной для себя цене.

 

– Помнится, года два назад Путин разбирался с нефтепереработчиками, сказал о получении отличного бензина евро-4…

– Дабы перевести НПЗ на евро-4, требуются громадные денежные затраты, да и заниматься этим нужно хорошо. Но потому, что выгодно реализовывать за предел кроме того низкокачественный бензин для переработки, то для чего нефтяникам утруждаться, они просто тесно трудятся с нашим правительством. Бизнес с властью находят неспециализированный язык.

 

– Где же тут рост благосостояния и развитие экономики народа?

– Это – дикий госкапитализм. Правящая элита применяет национальные рычаги в интересах узкой группы людей, государственныхы служащих, спаявшихся с капиталистами. У них неспециализированные интересы, каковые заключаются в том, чтобы получить как возможно больше прибыли для себя.

А что населению делать, как жить пенсионерам, – их это не тревожит…

Мы, коммунисты, само собой разумеется, не молчим. В государственной думе выступали и будем выступать с протестными заявлениями… Но народ без звучно берёт дорогой бензин… А на осень у меня собственные прогнозы по цене на сырую нефть и на нефтепродукты.

 

– И какое количество, по-вашему, будет стоить нефть?

– Думаю, она упадет до 60-40 долларов за баррель.

 

– На чем вы строите собственный прогноз?

– На закономерностях скачков стоимость бареля нефти.

С 1861 года в Российской Федерации, да и в мире, начали отслеживать данный процесс. Выявилась определенная цикличность. С 1862 по 1872 годы нефть дорожала, позже быстро, вдвое, снизилась в цене, и лишь через 100 лет, к 1973 году, ее цена возвратилась к исходной позиции.

С 1985 по 1998 годы цена то поднималась, то падала, а с 1999 нефть в основном дорожала.

И у отечественного правительства сложилась уверенность, что так будет неизменно.

Но, изучив ценовые колебания на нефть в прошлые периоды, учитывая ускорившиеся в последние десятилетия жизненные процессы, приходишь к выводу, что в 2012–2013 годы заканчивается цикл дорогой нефти. И надежды русского правительства, президента на то, что нефть будет стоить неизменно дорого, – полностью тщетны.

 

– Чем это угрожает для страны?

– В первую очередь очень дефицитным бюджетом. Под выборы раздавалось большое количество обещаний, реально мы видим растущие стоимости, тарифы… Ожидая недовольство общества, президент в качестве предупредительной меры подписал закон, запрещающий митинги.

Перед выборами он это сделал.

А что будет позже – примет решение сам народ.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: