Бесчеловечные иумные: новые боевые беспилотники

    Не обращая внимания на грозный и размеры вид, Global Hawk — это лишь разведывательный самолет без ударных возможностей. БПЛА данной модели может пребывать в воздухе до 36 часов. Как раз тут отражается преимущество беспилотного варианта — руководить самолетом в течение полутора дней человеку было бы очень не легко.
    Global Hawk оснащен турбовентиляторным двигателем Allison Rolls-Royce AE3007H и летит с крейсерской скоростью 650 км/ч. Взлетная масса беспилотника 10,3 т
    Talarion — проект двухмоторного разведывательного самолета, подготовленного концерном EADS и в первый раз представленного в виде натурмакета годом ранее на авиашоу в Ле Бурже.
    Один набор совокупности воздушной разведки складывается из трех наземной базы и самолётов
    Skate — летающая «доска» на электромоторчиках — может стартовать вертикально. Компания Aurora Flight Sciences вычисляет собственный создание действенным средством разведки в стесненных пространствах.
    Посредством Skate возможно заглядывать в подворотни и окна
    Шестироторный радиоуправляемый вертолет DraganFlyer X6 создан канадской компанией Draganfly Inc. Его главное назначение — съемка и видеонаблюдение с маленькой высоты.
    По заявлению производителя, он может употребляться правоохранительными и экстренными работами для наблюдения за весами людей, дистанционного осмотра опасных предметов, поиска жертв в завалах (с применением инфракрасного сенсора), управления дорожным перемещением, поиска очагов возгорания и других подобных задач. Используется кроме этого для съемок архитектурных объектов и праздничных мероприятий. Аппарат несет 0,5 кг нужной нагрузки.

Бесчеловечные иумные: новые боевые беспилотники

    Взлетный вес — 1,5 кг. Источник питания — литиевая батарея. Большая скорость полета — 50 км/ч.
    Большая высота — 2400 м
    The Tracker (DRAC) — БПЛА маленького размера, созданный концерном EADS.
    Он запускается оператором с двух рук — с разбега, и этого стартового импульса ему достаточно. Аппарат может пребывать в воздухе до 90 мин. и имеет радиус действия около десяти километров. Его задача — ближняя разведка по принципу «что в том месте за бугром?».
    БПЛА оснащен GPS-навигацией и может передавать разведданные в настоящем времени
    Некоторым мини-БПЛА достаточно стартового импульса, данного рукой запускающего. Время от времени используются рогатки с резиновым жгутом.
    Для запуска аппаратов среднего размера довольно часто применяют катапульту с наклонной рампы. Возвращение на землю кроме этого происходит различными методами. Некоторым моделям достаточно отключить двигатель, и они спланируют на землю.
    Другие спускаются с неба посредством парашюта. Для некоторых моделей предусмотрены особые уловители. Второе решение проблемы для маленьких летательных аппаратов — посадка и вертикальный взлёт, что в большинстве случаев реализуется посредством вертолетной конструкции
    Hermes 900 — БПЛА среднего размера, трудящийся на средних высотах (до 9000 м), дальнего радиуса действия.
    Размах крыльев — 15 м, взлетный вес — 970 кг. Главное назначение — разведка, ретрансляция и наблюдение связи
    Громадный беспилотный вертолет Northrop Grumman Fire Scout экспонировался на Фарнборо 2010, не смотря на то, что первый полет его прошёл в 2002 году.
    Вертолетная схема была выбрана вследствие того что клиентом этого БПЛА выступил ВМФ США, морякам требовался аппарат с возможностью вертикального взлета с палубы. Аппарат употребляется для целей разведки и для правильного наведения на цель. Высота аппарата 2,9 м, диаметр ротора — 8,4 м. Машина может пребывать в воздухе до восьми часов и имеет радиус действия 200 км
    Представленный корпорацией Boeing вертолет Unmanned Little Bird относится к опционально пилотируемым аппаратам и в полной мере может обходиться без пилота, что и видно на фотографии

Кроме того компании, создающие комплектующие и авионику, редко удерживались от соблазна поместить на стенде картину с беспилотником, так что любой визитёр выставки сходу осознавал: вот он — магистральный тренд развития современной авиаконструкторской мысли.

Обзор современной индустрии беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с фактами и цифрами занимает приличной толщины ежегодник. Согласно данным этого издания называющиеся UAS Unmanned Aircraft Systems, по состоянию на 2010 год БПЛА производят 52 страны, причем в этом перечне с хорошими показателями присутствует и Российская Федерация — в частности, макет беспилотника был представлен на стенде корпорации «Иркут». Одна классификация всех нынешних разработок настойчиво попросила бы, предположительно, особой статьи.

БПЛА классифицируются по размерам (самые мелкие выделяются в «мини» либо «нано»), дальности действия, рабочему потолку, типам двигателей и источникам энергии, и, конечно, по функциям. Главное назначение беспилотников формулируется сейчас сокращением IRS (разведка-рекогносцировка-наблюдение), но уже не первый год существуют ударные БПЛА для стрельбы по наземным целям, к примеру General Atomics MQ-1 Predator. В ходе разработки автомобили, могущие вести в автоматическом режиме воздушный бой.

Тайная тевтонского креста

Рядом от того места, где в первые два дня авиашоу стоял Boeing 787 Dreamliner, пристроилась маленькая экспозиционная площадка, находящеяся в собствености корпорации Northrop Grumman. В том месте был выставлен натурмакет короля современных БПЛА — дистанционно управляемого самолета-разведчика Global Hawk. С размахом крыльев, как у пассажирского Boeing-737−800 (35,5 м), похожий на безглазого крылатого кита, Global Hawk создавал яркое впечатление.

Колорита додавал нанесенный на борта тевтонский крест — эмблема германской армии, вызывающий у обитателей нашей страны, мягко говоря, неоднозначные ассоциации. Спустя несколько дней произошло что-то необычное. Тевтонский крест провалился сквозь землю, и на его месте показалась надпись NATO.

Мелькнула идея — неужто организаторов также смутил официальный знак люфтваффе?

Предположение была неверной — легко Northrop Grumman, показав немыслимую щепетильность, заменил одну модификацию аппарата на другую, имеющую снаружи минимальные отличия, чтобы продемонстрировать обе.

Global Hawk — потомок дальнего высотного разведчика U-2, действительно, могущий обходиться без пауэрсов и поставляющий развединформацию в режиме онлайн. Размеры самолета разрешают взять на борт множество разведывательной аппаратуры и достаточное количество горючего, дабы пребывать в воздухе до 36 часов, преодолевая 25 000 км на высоте 19 800 м. Нюанс содержится в том, что БПЛА с тевтонским крестом вернее именовать Euro Hawk.

Данный аппарат создан на той же платформе от Northrop Grumman, но доработан германским подразделением концерна EADS в плане шпионской начинки. Европейское ноу-хау кроется в первую очередь в аппаратуре стандарта SIGNIT, ведущего отслеживание и обработку самых разнообразных коммуникационных сигналов впредь до мобильного и интернет-трафика.

Мечта под потолком

Из всех БПЛА, продемонстрированных на Фарнборо-2010, к Global Hawk по масштабам приближался беспилотник европейского концерна EADS — Talarion. Подвешенный под потолком макет БПЛА с двумя размахом крыльев и турбовентиляторными двигателями около 28 м смотрелся внушительно. Неприятность только в одном: Global Hawk не просто летает, но и принимает участие в боевых операциях, а Talarion — всего лишь проект.

Первый его полет намечен на 2013 год, но первоначально показавшие заинтересованность в аппарате правительства Франции, Германии и Испании пока не определились с предстоящим финансированием будущего европейского разведчика.

Кроме Northrop Grumman на авиашоу находились наибольшие производители армейских БПЛА. В павильоне корпорации Boeing были представлены как беспилотники с фиксированным крылом, так и вертолетные ответы. General Atomics воображала собственную линейку разведывательных и ударных БПЛА, включая последнюю разработку — Avenger.

Совершивший первый полет 4 апреля прошлого года Avenger оснащен турбовентиляторным двигателем PW545B, в отличие от собственного предшественника MQ-9 Reaper, движителем в котором выступал толкающий винт, приводимый во вращение четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом Rotax 914. Avenger способен нести ударное оружие в виде ракет «воздух-почва» типа AGM 114 Hellfire, и бомб с лазерным и инерциальным наведением (JDAM). Собственные БПЛА, включая Hermes 900 (среднеразмерный БПЛА для долгих полетов в среднем диапазоне высот), показывала израильская компания Elbit — один из фаворитов рынка разведывательных беспилотников.

Чем лучше подглядывать в окна

На аэропорте Фарнборо показательных полетов БПЛА не проводилось. Но в рамках официальной летной программы авиашоу такие полеты все же значились. Действительно, обращение шла об аппаратах класса mini, и для их показательных выступлений в одном из павильонов выделили маленькую площадку, огородив ее нередкой сеткой наподобие волейбольной.

Полеты шестироторного мини-вертолета DraganFlyer X6 воображал английский дистрибьютор, подготовивший к выставке красочный буклет.

Примечательно, что данный аппарат, о котором «ПМ» уже неоднократно писала, в большинстве случаев упоминается в связи с армейским применением. Но в презентации для английской публики акцентировались возможности сугубо мирного применения винтокрылого беспилотника — в качестве платформы для воздушной съемки объектов архитектуры и различных праздничных событий наподобие свадеб. Словно бы в подтверждение безотносительной демократичности DraganFlyer X6, на его подвеске закрепляли простую цифровую «мыльницу», включавшуюся в режиме видео.

Произошла на площадке и премьера — компания Aurora Flight Sciences презентовала аппарат называющиеся Skate. Вправду похожий на летающий скейтборд, данный БПЛА весом всего около килограмма относится к категории VTOL — другими словами к типу летательных аппаратов с фиксированным крылом, талантливых осуществлять вертикальный взлет и посадку. Эта свойство достигается благодаря двум винтовым электромоторчикам с переменным вектором тяги.

Они же придают летающей доске хорошую маневренность в воздухе.

Skate — не игрушка, и свадеб с его помощью снимать не предлагают. Его назначение — исполнение задач IRS в замкнутых и стесненных пространств, наподобие внутренних помещений строений либо узких улиц восточных городов. Как растолковывает начальник проекта Джордж Кивада, аппарат, оснащенный камерой, способен подниматься на достаточную высоту, для получения общей картины, а после этого по команде оператора произвести распознавание вероятной цели.

Другими словами опуститься ниже и дать на дисплей увеличенное изображение странного предмета, посмотреть в окно, в дверной проем либо во внутренний двор. По окончании применения аппарат складывается и убирается совместно c операторской станцией в пластиковый чемоданчик.

Пускай пилот отдохнет

В отличие от имеющих стандартизованную наружность громадных и средних БПЛА, всевозможные нано- и мини-беспилотники постоянно привлекают внимание из-за экзотического вида и разнообразия конструкций. Но имеется еще одна неизвестная категория летательных аппаратов, каковые также возможно признать экзотикой. Это опционально пилотируемые автомобили, пара образцов которых было представлено в Фарнборо.

Одна из них — творение германской компании Rheinmetall называющиеся OPALE. Это британская сокращение, расшифровывающаяся как «опционально пилотируемая (платформа) долгого действия». За базу OPALE забран двухмоторный винтовой самолет Diamond DA42 австрийской компании Diamond Aircraft (протяженность 8,56 м, размах крыльев 13,42 м).

Легкий, состоящий преимущественно из композитных материалов четырехместный аппарат идеально подходит для размещения в нем связи и разнообразной аппаратуры наблюдения, исходя из этого выбор конструкторов Rheinmetall и остановился на данной модели. В варианте OPALE самолет может летать как с пилотом, так и без. Вот лишь для чего?

Опционально пилотируемые летательные аппараты — это собственного рода компромисс между реальностью и техническими возможностями. Дело в том, что ни в Европе, ни в Соединенных Штатах нет совсем сложившихся правил полета беспилотных авиасистем. Мелкие БПЛА смогут приравниваться к авиамоделям, но индустрия уже давно выросла из «модельных» размеров.

Как беспилотники должны летать в контролируемом органами управления воздушным перемещением воздушном пространстве, в особенности над населенными территориями? Необходимы ли им транспондеры, проблесковые маяки, как будет организовано сотрудничество с диспетчерской работой? До тех пор пока все эти вопросы не отрегулированы, вероятно применение экспериментальных наблюдательных платформ как в пилотируемом, так и беспилотном режиме.

В экспозиции БПЛА, представленной корпорацией Boeing, находилась демонстрационная модель Unmanned Little Bird, выстроенная на базе ударного вертолета AH-6 и ориентированная на исполнение задач IRS. Опробования автомобили в беспилотном режиме начались еще в 2006 году, но неизменно наряду с этим в кабине находился пилот, готовый забрать управление на себя при отказа автоматики.

Практически за месяц до Фарнборо, в июне этого года, Little Bird совершил первый полет в всецело независимом режиме, уже без человека на борту. Вертолет испытывался на малой высоте, а при встрече с наземными препятствиями распознавал их посредством лазерной сканирующей совокупности LIDAR и облетал.

Так, опционально пилотируемые аппараты открывают еще одно направление развития беспилотных совокупностей — создание их на базе существующих а также морально устаревших пилотируемых автомобилей. Как мы знаем, два года назад ВВС Соеденненых Штатов начали опробования переоборудованного в беспилотник легендарного истребителя F-4 Phantom.

Потому, что в Соединенных Штатах снятые с оружия самолеты не утилизируются, а консервируются, появляется возможность применять их для ответа ограниченных боевых задач наподобие подавления ПВО соперника, не подвергая риску судьбы пилотов. Ну а в далеком прошлом ушедшие на покой военные машины, стоящие сейчас где-нибудь в пустыне Мохаве, возьмут шанс возродиться в виде БПЛА.

Война как видео

Кстати, привычная нам сокращение БПЛА, которой соответствует британская UAV (Unmanned Aerial Vehicle), фактически выходит из потребления. Большая часть аппаратов, представленных в Фарнборо, позиционируются как UAS (Unmanned Aerial System, «беспилотные совокупности»).

Суть переименования содержится в том, что, во-первых, в беспилотной совокупности летательный аппарат может оказаться самым несложным и недорогим элементом если сравнивать с наземным оборудованием, во-вторых, нет особенного смысла делать упор именно на автоматическом пилотировании. По крайней мере для обслуживания громадных беспилотников людей требуется не меньше, чем для работы с пилотируемыми автомобилями. К примеру, разведывательно-ударный Predator управляется сходу с двух наземных пунктов, один из которых расположен ближе к району применения (к примеру, в Афганистане), а второй — на территории США.

Возможность ведения посредством беспилотника вот таковой гипердистанционной войны обнажает новые неприятности, связанные как раз с антропогенным причиной. Дело в том, что уровень качества видеооборудования, установленного на современных БПЛА, таково, что картина потенциальной цели на дисплее оператора превращает охоту с воздуха в подобие реалистичной игры.

Оператор, сидящий, скажем, на военной базе в штате Невада, видит афганское селение, по улицам которого идет несколько одетых в белое бородатых людей. Быть может, это боевики «Аль-Каиды», вероятно — нет. Оператору предстоит решить — ни большое количество ни мало — стоит ли их лишать жизни.

Но до тысячи и Афганистана тысячи километров, и тот, кому предстоит отдать приказ на пуск ракет Hellfire, не в полной мере чувствует себя на войне.

Около течет мирная американская судьба, и через час-второй оператор приедет к себе, дабы поужинать в семейном кругу. Вопрос в том, не будет ли такому человеку психологически несложнее убить этих далеких и практически виртуальных бородачей? Не девальвируется ли цена принятия ответа?

Изучение этого вопроса, быть может, привело бы нас к пониманию природы войн будущего.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№96, октябрь 2010).

САМЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ ВОЕННЫЕ БЕСПИЛОТНИКИ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Самолеты-авианосцы

    Истребитель F-84E Thunderjet отделяется от трапециевидного крепления, установленного на серийный бомбардировщик RB-36F-1 Peacemaker (взявший по окончании…

  • А зори здесь тихие. старое и новое кино

    Существует теория, гласящая, что молодёжь не желает и не будет наблюдать ветхие фильмы. Правдива эта теория либо нет – неизвестно. Ветхие фильмы никто,…

  • Оловянные солдатики: миниатюрные боевые роботы

    братпылесоса PackBot компании iRobot — одна из самых универсальных военных автомобилей, стоящих на вооружении. В зависимости от делаемых задач на него…

  • Или новые сведения о человеке 5 страница

    Я и проснулся не помня. Вышел в раннее утро. Солнце сияло. Блистали капельки на ветках. Курилась трава. Еще яростнее, чем в большинстве случаев, щебетало…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.