Бескорыстный служитель неба

Герои войны

Мысль покорения воздуха прочно обладала умами человечества с давних пор, но в конце XIX века, в то время, когда показались потенциальная техвозможность постройки летательного аппарата, это купило форму настоящей мании. Собственные проекты предлагали и пробовали осуществить самые различные люди. К примеру, Хайрем Максим, известный как изобретатель пулемета, пара лет собственной жизни и изрядное количество денег израсходовал на создание самолета с паровым двигателем.

Большая часть из этих автомобилей не были выстроены либо были начаты, но не закончены, а достроенные в большинстве случаев разваливались прямо на старте либо просто не могли оторваться от почвы. Те немногие, каковые все же отрывались, завлекали внимание публики.


Альберто Сантос-Дюмон, 1873-1932
https://elsecretodelospajaros.files.wordpress.com

Кто как раз первым сумел полететь – вопрос непростой, поскольку не сходу было дано правильное определение полета. Маленький «подскок» на несколько метров в высоту и дюжина метров в длину – это уже полет либо еще нет? А парение запущенного с горы планера, на котором стоял создающий маленькую тягу мотор?

В конечном счете первыми официально были признаны братья Уилбур и Орвилл Райт, запустившие собственный аэроплан «Флайер» с косы Китти-Хок 17 декабря 1903 года.Бескорыстный служитель неба

Но, это было в Америке – в Ветхом Свете были собственные первопроходцы.

Сантос-Дюмон в собственной мастерской с сотрудниками
http://santos-dumont.cartum.zip.net

20 июля 1873 года на ферме Кабангу рядом от бразильского города Пальмира в семье инженера французского происхождения появился Алберту Сантус-Думонт. С самого детства его интересовала разная техника, и еще в подростковом возрасте он обучился руководить паровым трактором – такие обширно употреблялись на ферме. В возрасте семнадцати лет Алберту с семьей переехал за океан, в Париж, где в первую очередь приобрел автомобиль.

Потом его интересы сместились в область воздухоплавания. Он выстроил множество дирижаблей, кое-какие из которых были оснащены двигателем внутреннего сгорания, а кое-какие – педальным приводом, и много раз совершал на них полеты. Юный гениальный бразилец, именовавший себя сейчас на французский манер Альберто Сантос-Дюмоном, стал очень популярен в светских кругах – многие парижские парни кроме того подражали его манере наряжаться и держать себя.

Альберто именовал себя «воздушным спортсменом» и относился к авиации как к средству покорения и познания мира. В отличие от братьев Райт, каковые сначала строили собственный самолет с расчетом на применение его в армии, он очень отрицательно относился к применению летательных аппаратов в военных целях.

«14-бис» в испытательном полёте, подвешенный к дирижаблю «14», июль 1906 г.
http://www.girafamania.com.br

Сам Сантос-Дюмон был, по отзывам общавшихся с ним, человеком открытым, щедрым и добропорядочным. Известно, к примеру, что он, в отличие от других изобретателей (и не только тогдашних), был никак не против того, дабы его конструкции вольно копировали другие любители авиации, а также не просил за это денег.

К деньгам он по большому счету, Наверное, относился без нездорового пиетета – завоевав в октябре 1901 г. приз Дойча де ла Мерта за полет на дирижабле от парка Сен-Клу до Эйфелевой башни, он всецело раздал прилагавшуюся финансовую премию. Добрая половина из 100 тысяч франков (а это были по тем временам огромные деньги) была распределена между работниками, помогавшими строить дирижабль, а вторую половину Сантос-Дюмон пожертвовал в пользу бедных, не покинув себе ни гроша.

В первые годы XX века Сантос-Дюмон увлекся летательными аппаратами тяжелее воздуха и выстроил самолёт и вертолёт. Сведений о вертолете фактически не сохранилось, а вот самолет завоевал огромную известность. Сантос-Дюмон подошел к его конструированию очень ответственно и продуманно.

Само собой разумеется, специальными знаниями он не владел легко ввиду неразработанности научной базы самолетостроения в то время – но это не помешало его машине появляться успешной и полететь с первого раза. За базу была забрана конструкция коробчатых воздушных змеев – они славились управляемостью и устойчивостью, которой так не хватало ранним аэропланам. Дополнительную поперечную устойчивость самолету придавала очень сильно выраженная V-образность несущей крыльевой коробки.

В отличие от большинства успешных единомышленников, Сантос-Дюмон применял для поперечного управления не перекашивание плоскостей (как братья Райт, к примеру), а отдельные горизонтальные рули – в самолетах более поздних конструкции они трансформировались в элероны.

Сантос-Дюмон в кабине «14-бис»
http://www.aerospaceweb.org

Отдельной любопытной изюминкой конструкции стало направления рулей и размещение высоты в носовой части аппарата, а не в хвостовой. Как раз по окончании демонстрации самолета Сантос-Дюмона такая схема стала называться «утка» за схожесть силуэта с данной птицей в полете. Не смотря на то, что схема не взяла широкого распространения, но ее много раз использовали потом в разных экспериментальных самолетах.

На данный момент ее обширно применяют в управляемых ракетах и беспилотных аппаратах. Самолет Сантос-Дюмона был оснащен двигателем «Антуанетт» в 50 лошадиных сил, очень замечательным по тем временам.

Опробования автомобили начались в июле 1906 года. Сантос-Дюмон не ринулся покорять воздушные просторы сразу же по окончании завершения постройки аэроплана, как это делали многие его стороники. Не стал он и рекламировать будущее достижение, чем другие кандидаты в авиаторы кроме этого обожали злоупотребить, результатом чего становились бессчётные газетные статьи приблизительно одного и того же содержания: «День назад там-то и там-то при громадном скоплении народу летательная машина, выстроенная господином Имярек, спустя пару часов попыток так и не смогла оторваться от почвы».

Сантос-Дюмон начал с того, что подвесил собственный самолет к дирижаблю – при помощи подъемной силы баллона аппарат отрывался от почвы, и возможно было на практике проверить, как трудятся в воздухе его органы и двигатель управления. Кстати, как раз от дирижабля самолет и был назван. Сантос-Дюмон не придавал значения громким именам, и все собственные аппараты именовал несложными номерами, в порядке очередности постройки.

Дирижабль, использованный в опробованиях самолета, был четырнадцатым по порядку и именовался «14», самолет же, как «довесок» к нему, взял имя «14-bis». Позднее, уже по окончании публичной демонстрации, французская пресса дала самолету звучное прозвище «Oiseau de Proie» – «Хищная птица».

Первый полноценный полёт «14-бис», 23 сентября 1906 г.
http://www.earlyaviators.com

Следующим этапом стали пробежки по земле – до тех пор пока без попытки оторваться. В них, опять-таки, проверялась уверенность и надёжность работы механизмов – на этот раз без помощи баллона с легким газом.

Первый настоящий полет «14-бис» случился 23 октября 1906 года в парижском парке Сен-Клу (он пользовался популярностью авиаторов в те годы). В присутствии бессчётных зрителей, журналистов и под надзором представителей Французского клуба аэронавтики машина поднялась в воздух и преодолела маленькую, но достаточную для признания совершившегося действа полетом, расстояние. Совершенно верно ее не замеряли, но по общему признанию она составила более пятидесяти метров.

12 ноября того же года полет состоялся повторно, и на этот раз был совершён по всем правилам – с замером и хронометражем расстояния. Расстояние от точки отрыва до точки посадки составило 220 метров. Это стало первым официально зафиксированным авиационным рекордом в истории.

Позднее мания рекордных полетов – на дальность, скорость, высоту – захлестнула мир и не спадала (с перерывом на две мировые войны) до самых шестидесятых, но первым был как раз Сантос-Дюмон.

Сантос-Дюмон у монумента, установленного на месте первого полёта «14-бис» в парке Сен-Клу, Париж
http://santos-dumont.cartum.zip.net

Значение работ французского бразильца сложно переоценить. Не обращая внимания на то, что полет Сантос-Дюмона состоялся на три года позднее полета братьев Райт, во многих отношениях он являлся значительно более передовым. К примеру, «14-бис» имел собственное шасси и стартовал прямо с почвы, а не со особых рельсовых направляющих, как аппарат Райтов – соответственно, имел возможность взлетать с любой ровной площадки, не требуя особой подготовки.

Помимо этого, Райты летали лишь при встречном ветре – скорость воздушного потока складывалась с собственной скоростью автомобили, и эти дополнительные пара метров в секунду помогали создать подъемную силу, достаточную для отрыва от почвы. Аэроплан Сантос-Дюмона совершил все собственные значимые полеты при практически полном штиле, пользуясь лишь силой собственного мотора. Его конструкция была значительно более надежной и технологичной, чем у самолета Райтов, и многие из примененных Сантос-Дюмоном конструкционных ответов использовались в авиации и позднее, а кое-какие используются до сих пор.

Реплика самолета Сантос-Дюмона «14-бис» в полете
http://cdn-www.airliners.net

В Бразилии в честь Сантос-Дюмона названы тысячи улиц, площадей, парков, школ и других объектов. Его имя носит персональный самолет бразильского президента, им же названы аэропорты Рио-де-Жанейро и Паранагуа. Не следует и упоминать, что город Пальмира, рядом от которого размешалась ферма, где появился летчик, последнюю сотню лет значится на картах как город Сантус-Думонт (как раз так, как вы не забывайте, произносится фамилия храбреца на португальском).

В честь Сантос-Дюмона кроме того назван кратер на Луне – в восточной части прибрежной полосы Моря Дождей, чуть севернее Апеннин.

Возможно спорить о том, кто как раз совершил первый в мире контролируемый полет на аппарате тяжелее воздуха, но, в любом случае, Альберто Сантос-Дюмон прочно занял собственный место в истории людской прогресса.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Тяга к небу перед лицом смерти

    20 мая 1895 г. появился Реджинальд Джозеф Митчелл – создатель легендарного истребителя Spitfire. Страдая от смертельной заболевания, перед смертью он…

  • Дорога в небо константина арцеулова

    Говорят, что в случае если человек гениален, то он гениален во всём. Это возможно сообщить и о Константине Константиновиче Арцеулове. Он не только был…

  • Высокое небо олега цоя

    Если бы летчикам-испытателям присваивали звание Героя за любой подвиг в небе, возможно, все призы достались бы им. Самолеты компании Сухого известны в…

  • Юрий гагарин. долгий путь в небо

    инженеры и Учёные, трудившиеся над пилотируемым полётом в космос, столкнулись с вопросами, на каковые не было ответа ни у кого в мире. Выдержит ли…