Бескурсица

В следствии совершённых Национальным банком за последние пара месяцев опытов страна возвратилась к ветхой модели с тремя различными направлениями — официальным, рыночным и курсом валютных интервенций НБУ.
На фоне пылающего синим пламенем газового конфликта практически не увиденными проскакивают решения и события, в других условиях позвавшие бы важный публичный резонанс. Ослаб кроме того интерес к валютному рынку. Не смотря на то, что события на нем подтверждают печальную истину: в следствии совершённых Национальным банком за последние пара месяцев опытов страна возвратилась к ветхой модели с тремя различными направлениями — официальным, рыночным и курсом валютных интервенций НБУ.
Причем существующая между этими направлениями отличие опять стала достаточной, дабы привилегированные категории финучреждений (при обладания доступом к инсайдерской информации и льготами по приобретению валюты на протяжении интервенций Национального банка) имели возможность приобретать на данной разнице хорошие барыши.
Согласно точки зрения большинства опрошенных ЗН банкиров, всецело скомпрометировала себя мысль так называемых валютных аукционов. Сам принцип аналогичных торгов, при котором прежде всего удовлетворяются самые высокие по цене зарубежной валюты заявки, трудится на девальвацию валюты национальной.
Снова же, воспаляют воображение возможности отдельных участников рынка, посвященных в нацбанковскую кухню.Бескурсица К примеру, многих наблюдателей без шуток смутила нежданно низкая цена отсечения заявок на приобретение американского доллара на одном из посленовогодних аукционов. Отличаясь практически на гривню от рыночного курса, она разрешала взять превосходный курсовой гешефт тем, кто имел возможность обладать данной информацией заранее.
Итак, напрасными были все жертвы, каковые были принесены в угоду забранному украинскими властями перед МВФ обязательству — максимально сблизить официальный и рыночные направления на отечественном валютном рынке.
Начиная с 29 декабря прошлого года, официальный курс гривни к доллару застыл на отметке 7,70. В отсутствие каких-либо вразумительных сигналов со стороны Нацбанка возможно только высказать предположение, что это значение является ориентиром , к которому на Институтской будут стремиться привести курс в ближайшем обозримом будущем. Чем данное значение курса примечательно?

Увы, только наличием в нем сходу двух нуля и семёрок. Что заставляет подозревать, что его главным обоснованием послужило приближающееся 70-летие главы Национального банка.
На 7,70, кстати, намекнул и начальник группы советников главы Национального банка Валерий Литвицкий, объявив, что НБУ будет стремиться к тому, дабы вернуть курс к значениям, каковые были в конце 2008 года. Как мы знаем, прошедший год отечественный межбанковский рынок закрыл на отметке 8,05 грн./долл., что свидетельствует прирост курса американского доллара в прошедшем сезоне на 60% (с 5,054 грн./долл.).
За счет проводимых на рынке интервенций Национальному банку до тех пор пока удается понемногу усиливать курс — вопрос лишь, как продолжительно он будет последовательным в аналогичных действиях. Так как непоследовательность, непрогнозируемость и непрозрачность действий НБУ в валютно-курсовой политике ввела в смятение фактически всю страну.
Курсовая нестабильность стала главным предлогом для в декабре прошлого года временной комиссии Украинского парламента по вопросам проверки деятельности НБУ во время экономического кризиса. Рабочая группа уже сделала вывод о том, что Национальный банк не осилит со своей основной задачей — обеспечением стабильности национальной финансовой единицы.
15 января с.г. 372 народных избранника поддержали распоряжение (№3547), продлевающее срок проверки деятельности Национального банка еще на 6 месяцев — до 18 июня. И добавили в него пункт с повторным требованием к президенту Ющенко внести представления об увольнении главы Национального банка Владимира Стельмаха и назначении нового главы (прошлое подобное обращение к президенту ВР приняла 26 декабря).
Более того, одним из предложений комиссии было отстранение Владимира Стельмаха от выполнения обязанностей председателя Национального Банка Украины. Нельзя исключать, что принятию этого пункта помешало только несоответствие его конституционным нормам.
Привлекают внимание и внесенные 14 января депутатами от блока Юлии Тимошенко сходу два законопроекта с трансформациями к закону о Нацбанке (№3607 и 3602), в соответствии с которым Верховная Рада наделяется полномочиями по увольнению главы Национального банка. Потому, что разумеется, что препятствием для вступления любого из этих законов в силу будет veto президента с одновременным понятием в КС, главный вопрос — как возможна помощь аналогичных инициатив членов Блока Юлии Тимошенко регионалами.
В принципе, фавориты ПР также неоднократно были недовольны нынешней политикой Нацбанка. В частности, первенствовавшийпомошник премьер-министра Николай Азаров не только инициировал создание временной парламентской комиссии по проверке деятельности НБУ, но и был автором одного из законопроектов, предлагающих увеличить список оснований для отставки управления НБУ (№3397 от 19.11.2008 г.).

Причем соавтором г-на Азарова в этом случае есть не кто другой, как фаворит фракции Виктор Федорович Янукович. Действительно, изюминкой этого документа есть то, что полномочиями по увольнению правления Национального банка предлагается наделить Совет НБУ. Половину представителей в который, как мы знаем, делегирует президент.

Другими словами этот закон выглядит менее радикальным, нежели бютовские инициативы.
Согласно точки зрения депутата партии регионов , участника Совета НБУ Василия Горбаля, вопрос передачи функций по увольнению главы нацбанка носит в основном политический темперамент, потому, что практически свидетельствует не что иное, как передачу ВР части полномочий главы страны. При нынешней политической и конституционной модели это будет означать попадание управления Нацбанка в зависимость от правящей коалиции, соответственно — от Кабмина.
Такое переподчинение нарушит распределение полномочий и существующий баланс интересов между отдельными ветвями власти. Исходя из этого я за то, что в случае если уж кто-то решил Конституцию поменять, то подобные трансформации целесообразно разглядывать лишь в рамках комплексных и системных преобразований, каковые означали бы изменение действующей в Украине политической модели и переход к парламентской республике, — аргументирует собственную точку зрения господин Горбаль. — Но я не уверен, что в условиях нынешнего кризиса целесообразно заниматься конституционной реформой. Заметив подобные проекты законов, как минимум, будут дезориентированы, к примеру, интернациональные денежные организации, в зависимость от которых попала на данный момент Украина.
Помимо этого, вопросы сотрудничества финансово-кредитной и бюджетной политики — через чур узкая и серьёзная сфера, дабы проводить в ней революции сгоряча, руководствуясь чувствами, — резюмирует банкир.
Основная обстоятельство недовольства действиями Национального банка со стороны проправительственных сил до очевидного несложна. Это — эмиссионные деньги, каковые расходуются, согласно точки зрения управления Кабмина, по неправильному назначению.
По опубликованной одним из деловых изданий информации, глава МинФина Виктор Пинзеник на протяжении заседания 13 января обратился к Владимиру Стельмаху и Виктору Андреевичу Ющенко прося совершить прямой (либо при посредничестве госбанков) выкуп облигаций внутреннего займа правительства. Цель — финансирование недостатка Пенсионного фонда, что в этом месяце, по подсчетам Министерства финансов, достигнет 5,5 млрд. грн.
Исполнение аналогичной просьбы означало бы включение Национальным банком печатного пресса с целью проведения необеспеченной эмиссии гривни на 5,5 млрд. грн., т.е. в размере около четверти прироста финансовой базы на целый 2009 год, что оговорен условиями меморандума с международным валютным фондом.
В случае если это случится, в самый раз кричать караул. Как раз прямое финансирование Национальным банком бюджетного недостатка, правительственные аппетиты на которое росли неспешно, но скоро, стало причиной катастрофическим инфляционным последствиям первой половины 90-х годов прошлого века. Но наряду с этим нельзя не осознавать, что неприятности с выплатой пенсий в социальном замысле не просто страшны, но и взрывоопасны.
Еще одной из важнейших для денежного рынка инициатив есть закон №3585 от 10.01.2009 г.
О внесении трансформаций в кое-какие законы Украины с целью преодоления негативных последствий экономического кризиса. 15 января парламентарии достаточно дружно, 377 голосами, поддержали включение его в повестку дня ближайших совещаний , так что он, наверное, будет рассмотрен на будущей семь дней.
Среди важнейших новшеств — сокращение наполовину (до 90 с нынешних 180) срока необходимого возврата валюты в страну (как выручки экспортеров, так и задатковпо импорту), и введение необходимой продажи в течении 50% всех валютных поступлений в адрес резидентов Украины (исключения устанавливает НБУ).
Многие финансисты показывают, что введение этих норм в этих условиях может иметь значительно меньше плюсов, нежели минусов. В основном — из-за их несвоевременности. В частности, глава Энергобанка Вячеслав Юткин уверен в том, что возобновление необходимой продажи валютной выручки — это кроме того несколько, а три шага назад, в случае если отыскать в памяти, с каким трудом мы от нее в свое время избавлялись.
Во-первых, это не позволит ожидаемого наплыва валюты в страну, потому, что закон не имеет обратной силы, соответственно, не будет касаться тех средств, каковые на данный момент сохраняются на валютных квитанциях фирм (по различным оценкам, от 4 до 10 млрд. долл.). Возможность применения данной нормы для предотвращения чрезмерной курсовой нестабильности была потеряна еще в октябре-ноябре прошлого года, считает господин Юткин.
Будущие же валютные поступления, согласно его точке зрения, удастся повысить за счет введения этих требований не более чем на 10% от их нынешнего количества. Это — не более чем соломинка на фоне уже случившегося резкого сокращения валютных поступлений по текущему и денежному квитанциям.
Во-вторых, введение аналогичных барьеров будет означать ограничение экономической свободы субъектов предпринимательства, которое, со своей стороны, будет стимулировать уход финансовых потоков в тень.
Потому, что как раз дефицит гривни — основная на сегодня неприятность большинства украинских рыночных субъектов, то они все равно валюту реализовывать будут. В случае если же их начнут заставлять это делать, то опять начнется изобретение всевозможных способов, дабы уклониться от данной обязанности посредством офшорных посредников и зон, — предостерегает банкир.
По большому счету отчеты о выдаваемых на-гора Парламентом Украины законодательных инициативах начинают все больше напоминать сводки о трудовых свершениях в лучших традициях стахановского перемещения. Но не все принимаемые документы имеют отношение к кризису, а среди относящихся — многие могли быть нужными год, квартал либо кроме того месяц назад, но, увы, уже малопродуктивны на данный момент.
Как реагирует на все это творчество финансовая система?
Большая часть наблюдателей уже подчернули, что за снаружи до тех пор пока хорошими показателями по результатам прошлого года кроется целый ворох неприятностей, основная из которых — тотальная утрата доверия со стороны вкладчиков. Не обращая внимания на его незаконность, запрет на досрочное изъятие депозитов, рассматривавшийся как вынужденная временная мера, с каждым месяцем делается все более постоянным.
Примечательно, что, декларируя рост большинства номинальных показателей финансовой системы, Национальный банк все более нехотя расшифровывает источники этого роста. К примеру, в НБУ прекратили давать полную расшифровку затрат и структуры доходов банков. Не потому ли, что в случае если по результатам девяти месяцев удельный вес так называемых процентных и комиссионных поступлений в общей сумме доходов финансовой системы (78,1 млрд. грн.) составлял 93,2%, то по прошествии всего одного квартала часть этих двух статей сократилась сходу на 3,7 п.п. (до 89,5%).
Соответственно, существенно увеличилась часть всех остальных статей банковских доходов, главными среди которых являются итог от торговых операций и другие операционные доходы. Номинальный количество этих доходов лишь за последние три прошлогодних месяца вырос сходу в 2,3 раза — с 5,5 до 12,7 млрд. грн. Как раз в этом показателе может прятаться доход от спекуляций на валютном рынке.

И действительно, для чего банкирам себя затруднять, в случае если спекулятивные операции приносят столь фантастическую доходность?
Кстати, по поводу спекуляций. Помнится, 18 декабря прошлого года на протяжении брифинга для СМИ президент Ющенко объявил, что последние обвалы курса (в тот сутки на межбанковском рынке американская валюта котировалась по 9,6—10 грн./долл.) не имели под собой никаких экономических оснований, а были позваны только психотерапевтическими и спекулятивными факторами. И громогласно настойчиво попросил от Национального банка в десятидневный срок разобраться и наказать банки, осуществляющие спекулятивные операции с валютой.
Примечательно, что и по прошествии уже практически месяца госслужащие Национального банка не смогли назначить кроме того козлов отпущения. Не смотря на то, что и заглавия, и имена настоящих хозяев учреждений, практикующихся на так называемых конвертах, прекрасно известны не только коммерческим банкирам, но и госслужащим НБУ, последние не смогли распознать никаких неотёсанных нарушений ни в одном из 98 проверенных учреждений…
А раз так, то или никто и не планировал действительно потребовать очищения и повышения прозрачности, или самое время президенту публично извиниться перед собственными сотрудниками-финансистами за несправедливо нанесенный ущерб их репутации.
В отношении репутации примечательны скандальные утечки информации, просачивающиеся в массмедиа. Так, на этой неделе одно из информационных агентств опубликовало ссылаясь на неизвестный источник в НБУ сообщение, что Нацбанк обеспокоен проблемами и финансовым состоянием с платежеспособностью последовательности банков. В этом последовательности, согласно данным представителя НБУ, кроме одного названного банка Причерноморье, выяснилось еще пара десятков банков.
В случае если заглавия проблемных банков шепетильно скрывают от общественности, то чем есть подобная утечка, если не провокацией против всей финансовой системы? И чья больше вина в таковой провокации: СМИ, опубликовавшего данные, либо Национального банка?
Тем временем государственныхы служащих НБУ внезапно почему-то прекратили тревожить возможности для вывода и валютных спекуляций из Украины капитала, каковые раскрываются в следствии применения фиктивной предоплаты по импорту. Сущность данной до очевидного несложный схемы была детально расписана ЗН в одном из прошлых номеров (№48 от 20 декабря 2008 г.).
Отметим, что устранить подобные нарушения была призвана одна из норм распоряжения НБУ №413 от 4 декабря 2008 года.
Подпункт 6.2 предусматривал, что при невыполнения нерезидентами обязательств по импортным контрактам возвращаемые в пользу резидентов задаткив зарубежной валюте должны быть реализованы или по курсу приобретения данной инвалюты (в случае если инвалюта для этих целей была куплена на межбанке), или по официальному курсу НБУ на сутки перечисления средств за пределы Украины (в случае если задатокосуществлялся за счет кредитных средств).
Распоряжением №6 от 9 января с.г. Национальный банк отменил это требование! Никаких публичных объяснений по этому поводу не последовало.

Примечательно, что многие банкиры, к каким ЗН обратилось за комментариями, были кроме того не в курсе упомянутых выше новшеств: распоряжение показалось весьма вовремя, дабы остаться незамеченным.

Что дает основание участникам рынка подозревать: в НБУ не устояли перед достаточно вескими доводами и пошли навстречу некоторым из учреждений, каковые излишне увлекались спекулятивными операциями и весьма бы желали избежать больших курсовых утрат. Видно, неприятности курсовой стабильности — побоку.

Мои стильные НЕТ | Безвкусица | Как это можно надеть в 2017?!


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Валютное ралли продолжается?

    Доллар так и не достиг в прошедшем сезоне пугающей всех аналитиков отметки в 12 грн. Но так как еще не вечер. На валютной игле В случае если раньше — в…

  • По каждому из банков-банкротов должно быть уголовное дело

    Несколько дней назад в качестве протеста и несогласия с политикой руководства и экономическим курсом НБУ звучно просил об увольнении помощник главы…

  • Дефицит ответственности

    Театр вздора украинской политики открывает новый сезон. У нас уже было два губернатора, два Генерального прокурора, два начальника Фонда государственного…

  • Нацбанк vs кабмин: бои без правил

    Что задумывает враждующая власть по отношению к гривне? Нынешняя семь дней (и финиш прошедшей) ознаменовалась началом масштабной войны правительства с…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.