Битва под оршей в деталях

Картина, выставленная сейчас в галерее Национального музея в Варшаве, изображает битву под Оршей, состоявшуюся 8 сентября 1514 года между войском Великого княжества Столичного и союзной армией Королевства Польского и Великого княжества Литовского. История картины известна со второй половины XIX в., в то время, когда она появилась в музее Силезских Древностей в Бреслау.

Бессчётные подробности картины, написанной, в полной мере возможно, очевидцем либо кроме того участником сражения, воображают громадной интерес для опытных историков и просто интересующихся историей людей. Разглядим 23 фрагмента картины, на которых изображены главные моменты сражения пятивековой давности и его главные действующие лица.


1. Идентификация сюжета картины в собственности германским историкам мастерства А. Шульцу и Й. Царо, каковые в работе, размещённой в 1877 г. приписали ее авторство живописцу Юргену Бро Младшему, ум. в 1547 г. Данный вывод был в 1935 г. оспорен двумя вторыми германскими искусствоведами, Н.Й.

Холстом и Ц. Мюллером, каковые связывали ее создание с творчеством малоизвестного живописца круга Лукаса Кранаха Младшего, трудившегося в Кракове в 1514 – 1515 гг. Эта точка зрения на данный момент есть преобладающей.

1. Идентификация сюжета картины в собственности германским историкам мастерства А.Битва под оршей в деталях Шульцу и Й. Царо, каковые в работе, размещённой в 1877 г., приписали её авторство живописцу Юргену Бро Младшему, погибшему в 1547 г. Данный вывод был в 1935 г. оспорен двумя вторыми германскими искусствоведами, Н. Й. Холстом и Ц. Мюллером, каковые связывали создание картины с творчеством малоизвестного живописца круга Лукаса Кранаха Младшего, трудившегося в Кракове в 1514–1515 гг. Эта точка зрения на данный момент есть преобладающей.

2. Живописец применил в картине сложную структуру, в один момент представив рядом пара разнесенных по времени событий. Главные моменты битвы, и и главные храбрецы продемонстрированы по нескольку раз, в разных местах доски без каких-либо условных разделений. Неспециализированная возможность представлена перемещением справа на лево, частями сверху вниз.

Всю композицию возможно поделить на три части: 1) переправа польско-литовского войска через Днепр; 2) сражение; 3) поражение столичного войска и преследование бегущего соперника. Любая часть, со своей стороны, складывается из отдельных сцен, число которых может быть около 47

2. Живописец применил в картине сложную структуру, в один момент представив рядом пара разнесённых по времени событий. Главные моменты битвы, так же как и главные храбрецы, продемонстрированы по нескольку раз, в разных местах доски без каких-либо условных разделений. Неспециализированная возможность представлена перемещением справа налево, частями сверху вниз.

Всю композицию возможно поделить на три части: 1) переправа польско-литовского войска через Днепр; 2) сражение; 3) поражение столичного войска и преследование бегущего соперника. Любая часть, со своей стороны, складывается из отдельных сцен, число которых может быть около 47.

3. На правом берегу реки изображён литовский гетман князь Константин Острожский, которого возможно определить по долгой седой бороде и вислым усам. Гетман одет в пурпурную ферязь, расшитую спереди золотом, на шее две золотые цепи, золочёная венгерская сабля на поясе. Пальцем правой руки он говорит о поле битвы.

С гетманом разговаривают два старших полководца.

Тот, что в первых рядах, одет в костюм, сшитый по польской моде того времени. Сзади него виден литовский командующий, с широким лицом, бородатый, в красной и меховом колпаке шубе.

В глубине сцены, за гетманом и литовским командующим, знаменосец держит красный гетманский значок с золочёными гербовыми символами.

4. Ниже прошлой сцены к переправе приближается отряд из 14 гусар. Во главе отряда начальник, брюнет с бородой и чёрными усами, в гусарской шляпе из тёмного фетра, с железным золочёной втулкой и золочёным околышем без пера. Он носит пурпурный доломан, расшитый золотыми галунами, его плащ-ментик подбит горностаем.

Возможно, это портрет Ежи Радзивилла по прозвищу Геркулес, киевского знаменитого воина и воеводы, участника этого сражения.

Дюжина гусар представляет собой верную галерею лиц, одежд и головных уборов. Они вооружены долгими копьями, венгерскими саблями с венгерским и широким клинком же щитом с вырезом для копья. У некоторых виден восточный круглый щит с вытянутым в шип умбоном.

5. Ещё ниже к переправе приближается отряд из 14 копейщиков. в первых рядах и мало слева начальник отряда, что изображён без шлема. У него лицо мужчины в расцвете лет, волосы чёрные, долгие, усы опущены вниз.

На шее поверх латного доспеха он носит золотую орденскую цепь.

Этого человека возможно идентифицировать как Януша Сверчовского либо Войцеха Самполиньского, одного из двух предводителей польских армейских частей, каковые в данный сутки вели в бой тяжеловооружённых наездников.

Рыцари выстроены в три последовательности. Наездник на правом фланге, вероятно начальник, носит шлем-салад с поднятым забралом. У остальных шлемы типа армэ, полный латный доспех с выпуклыми нагрудниками.

Кони покрыты полными пластинчатыми бронями, с кольчужным прикрытием шеи и с шипом на налобнике.

Оружие наездников складывается из клинков с S-образными перекрестиями, кое-какие держат в руках боевые молоты. Копий не видно, быть может, на марше они перевозились раздельно.

6. Ниже прошлой сцены изображён отряд пехоты, марширующий в направлении моста. Усатый начальник в красной шапке с алебардой поднял правую руку вверх, как бы отдавая приказ. Привлекает внимание громадное разнообразие солдатских головных уборов и шлемов: салад с открытым забралом, шлем с наушами, сфероконический шлем с высокой втулкой, чешуйчатый шлем.

Одеты воины в кафтаны-вамсы с рукавами-буфами, поверх них кирасы, наплечники, кольчужные воротники. Для защиты они носят щиты-павезы. Среди древковго оружия видны алебарды, копья с крестовиной, протазаны, списы и артиллерийские пики.

7. Переправа через понтонный мост тяжёлого орудия – картауны. Мост собран из брёвен, уложенных на огромные бочки, каковые держат на воде всю конструкцию. За переправой следит начальник орудия, одетый по германской моде в красный берет, золотистый разрезной вамс на красной подкладке и тёмные чулки, на поясе у него клинок.

Он руководит семью воинами, тянущими лафет с орудием. Оно нарисовано с знанием предмета и большой точностью. Ствол имеет тяжёлое упрочнение дульной и казённой части, «дельфины», рычаги и блок для регулирования угла наводки.

Он помещён на древесном четырёхколёсном лафете с железными оковками, дышлом и передком.

8. На втором берегу Днепра в верхней части картины видна укрывшаяся в перелеске хоругвь из 14 наездников лёгкой конницы. Их снаряжение похоже на гусарское, но менее единообразно. Солдаты носят шапки с меховой опушкой, стожковые восточные шапки, шляпы и мадьярки в гусарском стиле.

Доломаны перепоясаны поясами из ткани, за них заткнуты булавы. Видны шесть копий со значками и один венгерский щит.

Все наездники вооружены саблями венгерского типа, большинство с лучными саадаками.

Сзади хоругви видны три гусара либо лёгких кавалериста, сохнущих на берегу. Двое лежат на пояснице, у каждого щит фальшив под голову, из сапог выливается вода. Третий солдат лежит на животе; на плече у него лук, на поясе колчан со стрелами.

На земле видны две сабли и клинок с S-образной рукоятью.

9. Ниже прошлой сцены изображены две группы, одна из которых воображает 7 гусар, отдыхающих по окончании переправы. Рядом с ними виден армейский оркестр, складывающийся из барабанщика и трёх трубачей. Барабанщик одет по германской моде в золотистый вамс и тёмный берет с помпонами.

В руках он держит древесные палочки, с правой стороны коня барабан с красной завесой.

Чуть ниже стоят кроме этого отдыхающие по окончании переправы 6 рыцарей-копейщиков, ещё один лежит на земле, опираясь о седло с высокой передней лукой. Один из рыцарей уже в шлеме, другие в чепцах, служащих подкладкой под шлем, двое в беретах. Копья держат в руках, мечи на боку, один опирается, как на трость, на боевой молот.

Ниже изображены два рыцаря-копейщика, сохнущих на берегу. Один, в кирасе, лежит на животе с поднятыми вверх ногами, выливая воду из сапог. Второй сидит на земле.

Он одет в белую рубаху, чулки и широкие штаны. Около разложены подробности снаряжения: шлем – закрытый армэ, раскрытая кираса, воротник доспеха, боевой молот и меч.

10. Несколько пехотинцев с аркебузами. Солдат, стоящий впереди группы, имеет накинутый на плечи белый плащ типа пелерины. Первый справа солдат носит шляпу на чепце, красный вамс и зелёный кафтан без рукавов, а через плечо – бандольер с ёмкостями для пороха.

На поясе позади у него маленькая тёмная грушевидная пороховница – натруска, в левой руке он держит ружьё с крюком у ствола, в который пробует положить шомпол.

Справа от группы стрелков изображён одиночный невооружённый человек, сидящий на пне спиленного дерева. В соответствии с некоторым догадкам, он есть автопортретом малоизвестного автора картины.

11. Левее лёгкой хоругви и выше группы отдыхающих рыцарей на изображении второй раз появляется князь Константин Острожский. Князь в том же, что и ранее, уборе, правая рука вытянута вперёд, на указующем пальце золотой кольцо. При нём находятся два адъютанта в гусарской одежде, один из них держит гербовый значок гетмана.

Командующий отдаёт приказ артиллерии, укрытой на правом фланге армий в еловом перелеске. У лафетов видны коробки. На передке одного из орудий лежит артиллерийский циркуль, на земле мотыга, заступ, шомпол и шуфла.

Мастер, наводящий одно из орудий, весьма похож на того, что руководил переправой громадного орудия через понтонный мост.

У него красный берет, золотистый вамс и клинок на поясе. Рядом с ним стоит канонир с тяжёлым шомполом в руке.

12. В центре картины изображён многочисленный отряд копейщиков, выстроенных сомкнутыми последовательностями, что воображает основные силы польско-литовского войска. Предводитель отряда виден на левом фланге. Это тот самый офицер, что вёл копейщиков на переправу, продемонстрированный на картине во второй раз.

Он так же, как и прежде без шлема, в правой руке сжимает поднятый железный шестопёр.

Отряд в пять шеренг, в среднем по восемь рыцарей в ряд, т.е. всего возможно насчитать около сорока наездников. Все они единообразно одеты в полный максимилиановский шлемы и доспех с поднятыми забралами. Над отрядом возносится огромная красная хоругвь, древко увенчано навершием.

13. Польско-литовские пешие части ведут схватку с столичной конницей. В первой линии изображены семь тяжеловооружённых рыцарей в металлических юбках и полных доспехах, употреблявшихся для пешего турнира, с закрытыми шлемами типа армэ с поднятыми либо опущенными забралами. Один солдат носит итальянский салад.

Главным оружием являются списы либо протазаны, древка которых солдаты держат обеими руками.

Во второй линии одиннадцать тяжеловооружённых солдат в открытых саладах составляют стенке из громадных щитов-павез. В третьей линии семь стрелков с аркебузами, из которых они стреляют по нападающим. Головы стрелков прикрыты бургундскими шлемами с гребнем, сфероконическими либо чешуйчатыми шлемами.

Солдаты, стоящие в задних последовательностях, заряжают аркебузы и передают их впередистоящим.

Перед строем пехоты установлено одиннадцать орудий-серпентин с долгими стволами, однотипных запрятанным в засаде.

14. Выше артиллерии изображена атака лёгкой конницы на правом фланге строя. Отряд складывается из вооружённых «по-татарски» гусар и конных лучников с саблями и копьями, носящих асимметричные венгерские тарчи и круглые турецкие щиты. Над отрядом красная хоругвь, которую держит хорунжий в литовской меховой шапке.

в первых рядах гусар, обширно замахнувшийся саблей слева из-за головы. Рядом с ним изображён начальник отряда с поднятым шестопёром. В нижней части сцены видна серпентина с обслуживающим её пушкарём.

15. Ниже позиции артиллерии изображена атака лёгкой конницы на левом фланге строя. В первой шеренге скачут гусары с копьями наперевес, один из них в необычной шапке, спереди украшенной орлиным пером. Следующая четвёрка прыгает с копьями, опущенными под углом, один с круглым щитом, остальные с венгерскими щитами.

Рядом с гусарами атакуют лучники, с очень сильно выгнутыми луками, каковые натянуты по татарскому обычаю «до уха».

В последнем последовательности бородатый хорунжий в коричневом, возможно, кожаном берете держит зелёную хоругвь с обозначенными полосами.

16. В верхней части картины изображена атака гусарской конницы с польского правого крыла на столичный полк левой руки. Атакующий отряд складывается из 26 наездников, копья уставлены к атаке. В первом ряду виден начальник отряда с шестопёром в руке, рядом с ним гусар, замахнувшийся саблей, как на сцене 14.

Над отрядом начинается хоругвь с Белым орлом на красном поле.

На переднем замысле отряда видна рукопашная схватка польского гусара и московского всадника. Чуть ниже изображён утративший собственного коня и шишак бегущий московит.

17. В верхней части картины, с правой стороны, гетман Константин Острожский отдаёт приказ преследовать соперника. Гетман здесь появляется уже в третий раз, в том же самом уборе, но с поднятым шестопёром. Он галопом приближается к отряду литовских татар, кое-какие наездники развернули головы в его сторону, слушая распоряжения.

Татары носят характерные высокие округлые шапки, под которыми кое-где сверкают шлемы, кафтаны из толстого сукна и ватники без рукавов.

Над ними начинается голубая литовская хоругвь. в первых рядах на сивом коне прыгает их начальник в шлеме с тюрбаном из белой ткани, при сабле, с луком в левой руке.

18. Правее прошлее сцены на дороге на протяжении реки изображены два гусара в погоне за столичными наездниками. Гусары с уставленными копьями, первый из бегущих московитов защищается саблей, два вторых отстреливаются из луков.

19. Левее центра картины нарисовано столичное войско. В центре выстроен Громадный полк, что включает около сотни фигур наездников. Большая часть наездников изображены мужчинами в возрасте, с отпущенными усами и бородами.

одежда и Вооружение изображены единообразно и пара схематично. Шлем имеет сфероконическую форму, медлено вытянутую вверх, со шпилем, время от времени с флажком, т.н. яловцем, белого цвета. Не считая шлемов, солдаты кроме этого носят белые войлочные колпаки с меховой опушкой.

Доспех большинства наездников представляет собой бехтер, складывающийся из последовательностей вертикально собранных пластин, связанных кольчужным плетением. Последовательности пластин смогут иметь или полностью серебристый цвет, либо чередоваться с последовательностями золотых, собранных в разном порядке. Бехтеры лишены рукавов и надеты на толстые ватные кафтаны-стёганки, т.н. тегиляи, с долгими полами.

Многие солдаты носят тегиляи в качестве независимого доспеха.

Брюки в большинстве случаев белые, широкие, сапоги красные с задранными носками по восточной моде. Наступательное оружие включает лук с колчаном со стрелами, что носится с правой стороны. На поясе наездники носят турецкие сабли либо топорки.

Характерна посадка столичных наездников на маленьких стременах, с согнутыми ногами.

На правом крыле Громадного полка пара в первых рядах шеренг собственного войска виден воевода Иван Андреевич Челяднин. У него седая борода, вислые усы, на голове громадная шапка из белого фетра, с околышем из светло синий ленты, с золотой брошью с опушкой и рубинами из коричневых соболей. Одет он в долгий парчовый кафтан, обшитый внизу горностаевыми хвостами, и пурпурное верхнее одеяние без рукавов.

На поясе позади у правого бока колчан, полный стрел. Его левая рука поднята вверх, как при отдаче приказа.

На громадном и указательном пальцах видны драгоценные кольца.

20. Перед Громадным полком изображён Передовой полк, ведущий встречный бой с соперником. На правом крыле отряда и мало позади начальник в белой шапке с меховой опушкой, в красном кафтане, обшитом горностаями. Под ним сивый конь.

Около него бояре в шлемах и бехтерях. Наездники выстроены в долгие шеренги, две передние шеренги сражаются с соперником врукопашную саблями, булавами и секирами.

Наездники в задних последовательностях стреляют из луков, натягивая тетиву до уха посредством громадного и указательного пальца.

21. Левый фланг Передового полка, на что направлена атака литовской конницы. Живописец изобразил ожесточённую рукопашную схватку, раненных и сбитых со собственных коней солдат. На земле лежат убитые, с левого фланга начинается бегство.

22. В нижней части картины слева представлен разгром полка Правой руки. Везде громадное замешательство, вперемешку видны дерущиеся, погибающие и бегущие с поля битвы столичные наездники. Скинутые в реку солдаты падают с коней, руки тонущих поднимаются над водой, плывут белые фетровые шапки, погружается громадная белая хоругвь.

Среди сцены видна фигура воеводы – у него широкое лицо с рыжей бородой, на голове сановная соболиная шапка с светло синий медальоном и лентой. Возможно, эта фигура изображает второго командующего, князя Михаила Голицына. Его бегство закрывает лучник, стреляющий с разворота.

23. В верхней части картины слева продемонстрирован разгром полка Правой руки. Массы столичной конницы частью ещё в наступлении, частью уже обратившись в бегство, кое-какие солдаты поднимают руки в знак сдачи, многие уже погибли.

Литература:

  • Жигульский мл. З. «Битва под Оршей» — структура картины // Rocznik Historii Sztuki. T. 12. Wroclaw-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1981. S. 85—132.
  • Лобин А.Н. Битва под Оршей 8 сентября 1514 г. Спб, 2011. — 264 с.

9 ПРИЧИН ЕСТЬ СЕЛЬДЕРЕЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Год 1920-й: битва за азовское море. часть i

    Весной 1920 года Азовское море нежданно появилось в центре событий гражданской войны, закрывая от вторжения красных Крым – последний оплот Армии Юга…

  • Битва шестая: 911-ая корова

    То [были дни] Анны Кульсдоттер, которая повела собственных облачных сестёр в победоносную войну со Сказителем Ломаных Книг… Мы мало говорим о гигантах,…

  • Страна арсавия. троянская битва

    века и Середина до н. э. — время начала греческой экспансии на побережье Малой Азии. Местом сосредоточения греков — ахейцев (ахейцы — предки современных…

  • Фландрское сражение — первая битва при ипре

    С 18 октября по 17 ноября 1914 года происходило первое из направляться тяжёлых сражений между армиями Антанты и Германии на крайней северной оконечности…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: