Битва при клонтарфе: кельты против викингов

23 апреля 1014 года неподалеку от Дублина, в местечке называющиеся Клонтарф, состоялась самая кровавая битва ирландского средневековья. Объединившись около собственного первого и последнего главного короля Бриана Бору, ирландцы вышли на поле боя, дабы окончательно положить финиш «северной угрозе».

Викинги в Ирландии

Эта история началась 8 июня 793 года, в то время, когда монахи островного монастыря Линдисфарн, неподалеку от Британии, увидели в море алые паруса. Сначала это не позвало у них никакого тревоги – путешественникам случалось заглядывать на данный всевышним забытый остров. Но в то время, когда они вышли встретить гостей, на них напали вооружённые до зубов солдаты.

Выбив дверь монастыря, они хватали всё, что попадалось под руку, срывая кроме того рясы с монахов, а сопротивлявшихся или убивали на месте, или топили в море.

Монастырь Линдисфарн

Линдисфарн стал первой жертвой викингов. Скоро за ним последовали и другие священные обители: ирландское аббатство Айона, монастырь на острове Сент-Патрик, Скеллиг Майкл. Монахи, вооружённые только Священным писанием, мало что имели возможность противопоставить бывалым воякам с мечами и топорами.

Нашествие викингов в Ирландию не было однократным, оно длилось пара столетий.Битва при клонтарфе: кельты против викингов С IX века захватчики начинают неспешно ассимилироваться, основывают собственные поселения (Дублин, Лимерик, Уотерфорд), заключают династические браки с детьми местных вождей «ri» а также принимают христианство. Действительно, сохраняя наряду с этим в полной мере языческое мышление.

Так, «Фрагментарные анналы» Ирландии упоминают о данах, призывавших для победы «местного всевышнего» – Святого Патрика: «Совершили отечественные неприятели (норманны) большое количество зла против него, помолимся же ему честно и поднесём ему хорошие подарки для победы и удачи против отечественных неприятелей».

Кроме того те, кто принимал христианство, не гнушались периодическими набегами на монастыри, каковые в те времена главенствовалисосредоточением достатка. Помимо этого, на смену ассимилировавшимся и «остепенившимся» викингам приплывали новые волны завоевателей – разбою не было финиша. Было ясно, что противостоять захватчикам может только сильный король, талантливый сплотить разрозненные силы ирландцев.

150 королей

Исторический опыт говорит о том, что в любой стране имеется период нескончаемых смут, в то время, когда сильные мира этого не смогут разобраться, кому же будет принадлежать власть. Непременно приходит сильный правитель, что наводит порядок, по окончании чего на какое-то довольно продолжительное время устанавливается благополучие и мир. Эта историческая закономерность трудится где угодно, но лишь не в Ирландии.

На Изумрудном острове династические междоусобицы и разрозненность были не временным явлением, а единственным методом сотрудничества местных князей.

Похищение быка из Куальнге

Тогда как континентальная Европа волновалась время таких монархов и первых империй, как Карл Великий и Оттон I, в Ирландии в один момент «правило» около полутора сотен «королей» различного толка. Низшую ступень в иерархии занимал король одного «туата» (поселения) – «ri», за ним следовал король нескольких туатов – ri tuath, позже король пятины «ri coicid» – одной из пяти провинций Ирландии.

Над всем этим возвышался главный король, либо «ard-ri» – тот, кому принадлежала старая королевская резиденция в Таре. К сожалению, власть последнего была не более чем мифом. Титул короля Тары был скорее сакральным, его обладатель мог иметь последовательность особенных ритуальных обязанностей, но сам он в большинстве случаев владел властью над одной либо двумя пятинами.

Централизованной власти не было. Бессчётные «ri» творили с соседями, что желали, и иногда вели себя не лучше викингов.

Так, один из королей Юга – Келлахан Кашельский – прославился тем, что грабил монастыри вместе с викингами. Вторым популярным «развлечением» у местных князей был угон скота – основной местной валюты, сопровождающийся в сагах броскими сражениями не на судьбу, а на смерть.

Бриан Бору

Но, в истории Ирландии время от времени попадались амбициозные короли, в чьих силах было объединить остров. Одним из них был король южной провинции Мунстер, Федельмид мак Кримтанн (погиб в 847 г.), про которого принято сказать, что он «сжёг церквей и монастырей больше, чем все викинги совместно забранные». Но он не дожил до собственного успеха, погибнув при таинственных событиях (по легенде, во сне его пронзил копьём Святой Киаран, не смотря на то, что вероятнее на него было совершено успешное покушение).

Следующим кандидатом был король Маэль Сехналл из клана Южных Уи Нейллов, что в девятом веке какое-то время очень удачно сражался против захватчиков, но героически погиб в одном из таких сражений.

Бриан Бору в сражении при Клонтарфе. Джон Уорд

В общем, настоящая верховная власть в Ирландии так и оставалась «святым Граалем», которого никому не удавалась достигнуть впредь до XI века, в то время, когда в Мунстере показались два успешных военных предводителя – братья Матхамайн и Бриан мак Кеннетиг из малоизвестного доселе клана Дал Кайс. Первый скоро погиб в борьбе за мунстерский престол.

Бриан, занявший его место, не только добился титула короля Мунстера, свергнув правившую в том месте более 500 лет семейство Эоганахтов, но и начал победоносное продвижение вглубь страны, подчиняя и облагая данью новые и всё новые туаты. Из этого и его прозвище: «Борума», что переводится как «дань». В 1002 году он сокрушил собственного главного оппонента – короля Тары Маэлсехнайла, став первым и единственным настоящим королём всей Ирландии, которого позже источники назовут «императором».

Роковая Гормлайт

Имеется такая пожилая присказка – «ищите женщину», что свидетельствует: «чуть ли найдётся конфликт либо ссора, где обстоятельством не была бы дама». При битвы при Клонтарфе и нарушении хрупкого мира, что сложился при Бриане, также без неё не обошлось. Ещё перед тем как стать главным королём, Бриан женился на дочери одного из местных королей – на Гормлайт, женщине с очень занимательным прошлым.

О ней говорили как о даме «на уникальность прекрасной, хорошей во всём, что не зависело от её воли. В том, что от неё зависело, она показывала себя лишь с плохой стороны».

Стоит начать с того, что это был её третий брак. Первый её супруг, конунг Олаф Куаран из Дублина, принял для неё христианство и потом, отказавшись от мирского, отправился в паломничество на остров Айона. Второго мужа – короля Маэлсехнайла – она покинула сама по окончании того, как тот был свергнут Брианом.

Он-то и стал её следующим мужем.

Так Гормлайт была связанной родственными узами со всеми главными фигурами будущего конфликта: она была женой главного короля Бриана Бору, а выступившие против него конунг Дублина Ситрик и король провинции Лейнстер Маэлморд приходились ей братом и сыном.

Саги обрисовывают обстоятельство битвы при Клонтарфе и изгнание викингов из Ирландии следующим образом. Брат Гормлайт, упомянутый Маэлморд, как-то решил посетить собственного сюзерена Бриана. Гормлайт встретила брата с презрением по причине того, что тот платил дань её мужу. В итоге разгорелась домашняя ссора, на протяжении которой кипящий от злобы Маэлморд покинул двор и ускакал к себе.

Бриан попытался вернуть его и извиниться. Он кроме того расторгнул брак с Гормлайт, но это не помогло.

Скоро Маэлморд подбил и собственного племянника Ситрика, правителя Дублина, на восстание против короля. Тот же со своей стороны обратился с просьбой о помощи к оркнейскому ярлу Бродиру. В будущем к ним примкнули и другие обиженные властью Бриана.

Дама из сидов, кровавый ливень и взбунтовавшееся оружие

В действительности роль Гормлайт в разжигании конфликта – не более чем одна из бессчётных преданий, коими обросла самая эпическая битва в средневековой Ирландии. Ещё современники событий окружили битву при Клонтарфе такими подробностями, что она стала похожа скорее на миф, нежели на настоящее историческое событие.

Ирландцы говорили, что незадолго до сражения Бриану явилась дама из потустороннего мира и предсказала смерть королю, добавив, что его наследником станет тот, кто первый его заметит. Бриан позвал собственного сына Мурдаха, но на зов отозвался проходящий мимо младший Доннхад, что по окончании смерти брата унаследовал титул короля и верховного короля Мунстера.

По исландским преданиям, предводитель оркнейских викингов Бродир путём колдовства выяснил, что король Бриан в любом случае победит, но погибнет сам, в случае если будет сражаться в пятницу. Исходя из этого Бродир якобы убедил собственных соратников дать бой как раз в данный сутки. В «Саге о Ньяле» рассказывается, что незадолго до сражения над Бродиром и его людьми пролился кровавый кипящий ливень, позже на них напало их же оружие, а на следующий сутки нападали вороны с когтями и железными клювами.

Преувеличенные слухи о сражении докатились и до континента. По хронике монаха Адемара из Южной Франции, битва длилась три дня, все скандинавы погибли, а масса людей их дам ринулась в море и утопилась.

Расстановка сил

Бриан Бору обращается к собственному войску перед битвой при Клонтарфе, 1014

Народу при Клонтарфе собралось много. Если доверять источникам, то в бою приняло участие по 20 тысяч солдат с каждой стороны. Но, современные исследователи вычисляют эти цифры преувеличенными и склоняются к 5–8 тысячам в каждом войске.

На стороне Бриана выступала объединённая армия Мунстера, Коннахта (по некоторым предположениям – ещё и Мида) и присоеденившиеся к ним скандинавские наёмникипод руководством бывшим соратником Бродира, конунгом Оспаком, рассорившимся с последним по дороге. На стороне Ситрика и Маэлморда выступали дублинские скандинавы, обитатели Лейнстера, и войска оркнейского ярла Сигурда, сына Хлёдвира, и датчанина Бродира, вместе с которым прибыло около 20 ладей. Скандинавы были вооружены лучше ирландцев.

У последних не было двуручных секир и полностью отсутствовала защитная одежда.

Армией Бриана руководил его наследник и сын – Мурхад, сам король практически всё сражение провел в собственном шатре. «Сага о Ньяле» растолковывает это тем, что, будучи подлинным христианином, Бриан отказался сражаться в Страстную пятницу. Но обстоятельством был скорее его возраст – на момент сражения главному правителю Ирландии было уже за восемьдесят, а его сыну Мурхаду в районе шестидесяти.

Развязка

Существует пара предположений описания битвы при Клонтарфе, варьирующихся в зависимости от политической принадлежности автора. В соответствии с «Войне ирландцев против чужеземцев», армия Бриана образовала компактную и дисциплинированную фалангу, где солдаты находились так тесно, что по их головам имела возможность проехать колесница. Само сражение, «страшное, кровавое, убийственное», длилось от восхода солнца до заката.

Мурхад поразил уйму неприятелей, но погиб от руки умирающего скандинава, которому сам перед этим смертельно поранил . Второй пятнадцатилетний сын Бриана был отыскан по окончании сражения в болоте сжимающим уже мёртвой хваткой труп неприятеля. Сам Бриан, принимавший в данной версии участие в сражении, был зарублен Бродиром в момент собственного контрудара.

«Битва при Клонтарфе». Хью Фрайзер, 1826

Исландская «Сага о Ньяле» фактически не содержит описаний доблести ирландских солдат. Если доверять ей, Бриан в битве не принимал участие, а был сзади войска совместно со своим внуком. В том месте старого короля и настиг меч Бродира, сумевшего пробраться к Бриану, пока большинство ирландского войска преследовала отступающих викингов.

Но, Бродиру выжить также не удалось – его забрали в плен и предали самой ужасающей казни – вспороли пузо и вынудили бегать , пока его кишки не намотались на дерево.

Смерть Бриана Бору. Картина Х. Уоррена

Не обращая внимания на все разночтения, источники сходятся в одном – то была кровавая сеча, подобно которой ещё не было в Ирландии. Объединённому войску Бриана удалось одержать победу над дублинскими викингами, чьё королевство затем так и не смогло оправиться. Но какой ценой!

Король, его наследник и сын Мурхад были убиты вместе с хорошей частью ветхой ирландской аристократии. По окончании смерти Бриана его хрупкая «империя» пала, а династические распри, последующие за этим, похоронили последнюю настоящую попытку объединить остров. Через столетие, воспользовавшись местными междоусобицами, в Ирландию вторгся король Англии Генрих II Плантагенет.

Ирландцы попали в «британское рабство», освободиться из которого им удалось только в двадцатом веке.

✞ Викинги против Ратников Руси ✞ Сражение ✞


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Битва при харлоу: горцы против рыцарей

    Битва при Харлоу – одна из броских страниц истории Шотландии. Под именем «Красной Харлоу» она на столетия осталась в памяти горцев, послужила темой для…

  • Кельты в малой азии

    Повергнув в кошмар Италию, Грецию и Македонию, отряды кельтов переправились через Босфор и расселились в сердце Малой Азии. Занятая ими тут территория по…

  • Т-90 против абрамса

    Т-90 Танки Т-90 и М1А1 «Абрамс» являются обычными представителями советской и западной школ танкостроения, в каковые заложены разные конструкторские и…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: