Битва за британию: решающий час

75 лет тому назад, 15 сентября 1940 года, произошло одно из наиболее значимых сражений Второй мировой. В воздушной Битве за Британию случился перелом, ставший итогом многих лет противоречивых и сложных событий в развитии авиации двух противоборствующих государств.

Послевоенный упадок английских ВВС

RAF (Royal Air Force, королевские ВВС Британии) как свободный род армий в первый раз показались ещё в 1918 году. В их истории отразилась вся неоднозначность эры. К концу Первой мировой RAF уже начитывали десятки тысяч лётчиков с боевым опытом, но менее чем два года спустя большинство из них лишится работы из последовательностей ВВС.

Столкнувшись с налётами сперва единичных цеппелинов, а позже и десятков тяжёлых бомбардировщиков, к 1918 году Британия имела, пожалуй, лучшую в мире централизованную совокупность ПВО (с воздушными командными пунктами, сотнями дневных и ночных истребителей, подвижными резервами) — но в мирное время все эти труды провалились сквозь землю бесследно.

В базе послевоенных RAF лежали бомбардировочные части, каковые много потренировались в мире – действительно, в основном кидая маленькие бомбы по мятежным сёлам. В 20–30-е годы выходило множество самых различных книг, где опытные армейские, фантасты и просто любители стращали читателя кошмарами бомбардировок будущей войны. Особенно первого, неожиданного и сокрушающего удара с воздуха.

Вывод, что «бомбардировщик постоянно прорвётся» (слова бывшего премьера Британии Стенли Болдуина в первой половине 30-ых годов двадцатого века), организованное по результатам Первой мировой, помой-му подтверждалось и в локальных войнах.

Но в один момент не было человека, кто знал, каким будет эффект настоящей бомбардировки современной промышленно развитой страны. На учениях практически не отрабатывались полёты в нехорошую погоду и ночью, и стрельба зенитных орудий по бомбардировщикам.

Британские истребители на фоне бомбардировщиков смотрелись сущими «золушками». Не обращая внимания на множество опытов с автоматическими пушками и крупнокалиберными пулемётами, серийные самолёты всё ещё вооружались пулемётами винтовочного калибра – как, но, и в остальных ВВС. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века костяк истребительных частей британских ВВС «Бристоль Бульдог» давал большую скорость всего 335 км/ч, либо 174 мили, в то время, когда истребители в далеком прошлом прошедшего 1918 года имели ненамного меньше – 120–140 миль.

Это ещё более поразительно на фоне рекордов гражданской авиации – ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века как раз английский Супермарин S 6В побил предел в 400 миль (655 км) в час.

Тем временем с 1936 года в небе Испании германские лётчики, будущие соперники британцев, набирались опыта на новой технике, оттачивая тактику атак и воздушного боя наземных целей – их самолёты совершали до 6–7 вылетов в сутки. Но наряду с этим немцы допустили пара неточностей, каковые скоро аукнулись им в небе Британии. К примеру, в условиях Испании возможно было не обращать громадного внимания на координацию действий по радио между самолётами либо между авиацией и землёй.

Цельнометаллические бомбардировщики «Дорнье-17» и «Хейнкель-111» легко уходили от атак истребителей-бипланов, а также формально транспортные «Юнкерсы-52», применяемые для бомбардировки, представляли собой крепкий орешек. Исходя из этого соединения таких бомбардировщиков не потребовали особенной защиты истребителями и имели возможность отбиться самостоятельно. Это вывод особенно укрепилось по окончании визита во второй половине 30-ых годов XX века Мильха и Удета, высших чинов люфтваффе, в Англию, где они заметили новейшие бипланы «Гладиатор».

А люфтваффе уже в 1935 году заказали новый истребитель-моноплан – известный потом «Мессершмитт-109».

Рождение «Харрикейнов» и «Спитфайров»

Но перевооружение Германии позвало в Британии бурную реакцию. Безотлагательно проектировались новые самолёты, заказы на каковые измерялись тысячами, росло число лётных школ. Лишь с 1935 по 1937 год количество самолётов в RAF и FAA (Fleet Air Arm, Воздушном флоте) увеличилось более чем в два раза.

В 1935 году в первый раз в Британии самолёт был обнаружен радаром.

В ноябре 1935 года в атмосферу встал прототип истребителя-моноплана «Харрикейн», что должен был заменить «Бристоль Бульдог». А в марте следующего года в первый раз взлетел «Спитфайр» – один из самых известных английских истребителей всех времён. Красивый как снаружи, так и по лётным данным, с хорошим обзором, легко управляемый, для пилота-новичка «Спитфайр» имел возможность появляться смертельным при сложной посадке либо штопоре.

Битва за британию: решающий час
Истребитель «Спитфайр».
http://ww2today.com/

«Харрикейн», с громадным толстым крылом, вооружённый лишь пулемётами простого калибра, довольно часто пользовался славой необычного и устаревшего истребителя. Советские лётчики, заметив «Харрикейны» в начале 1942 года, часто по большому счету не выясняли в них истребители – особенно сравнивая с новейшими «Аэрокобрами», если сравнивать с которыми «Харрикейн» смотрелся птеродактилем.

Но на 1940 год в Битве за Британию «Харрикейн» продемонстрировал себя более устойчивым к попаданиям снарядов германских авиапушек MG-FF самолётом, чем «Спитфайр». Дело ещё и в том, что из-за уменьшенного заряда пороха эти боеприпасы имели маленькую начальную скорость и разрывались сходу при попадании в цель. В первых числах Августа 1940 года «Харрикейны» составляли больше половины (55%) боеготовых истребителей, «Спитфайры» — менее трети (31%).

Пилоты практически двух тысяч (1715) «Харрикейнов», принявших участие в Битве за Британию, заявили 80% сбитых всеми британскими истребителями самолётов. Летом 1940-го, к началу Битвы за Британию, у британцев уже показались первые «Спитфайры», оснащённые двумя 20-мм пушками «Испано», но неприятности с надёжностью орудий, в особенности замерзание на громадной высоте, помешали этим истребителям сыграть в битвах значительную роль. К счастью для британцев, практически в последний момент – в январе 1939-го – в Бельгии был приобретён патент на зажигательные пули.

«Харрикейны» в полёте
https://hdwallpapers.cat/

С началом Второй мировой в сентябре 1939 года полтора детей и миллиона женщин были эвакуированы из городов Британии. Практически три четверти лондонцев носили с собой газовые маски. Таким был ужас перед бомбардировками с воздуха. Опасения достигли пика по окончании неожиданного провала Франции в мае-июне 1940 года.

Совсем нежданно Британия осталась с нацистской Германией (и фашистской Италией) один на один.

А ВВС уже понесли огромные утраты во Норвегии и Франции. Со времён Непобедимой армады 1588 года Англия не сталкивалась с таковой ужасной угрозой. Исходя из этого принимались самые отчаянные меры – английское ополчение вооружалось всем, что лишь приходило в голову, а золотой запас уплыл в Канаду.

Гитлер уже ожидал от Британии мирных предложений, дабы заняться решением проблемы большевизма. Но британцы не сдавались. Исходя из этого 2 июля Главнокомандование вермахта решило о подготовке вторжения в Англию.

А для успеха высадки в первую очередь необходимо было достигнуть превосходства в воздухе.

В чём просчитались немцы

Но полная неподготовленность разрабатываемой «на коленке» операции в итоге сыграла с немцами злую шутку. В случае если на суше натренированность и импровизация армий довольно часто разрешали застать соперника неожиданно, то Битва за Британию потребовала чёткой координации упрочнений авиации, сухопутных войск и флота, причём на относительно долгий период.

Одной из решающих (но далеко не единственных) неточностей стала недооценка количеств выпуска британских самолётов – разведка докладывала о 180–330 истребителях в месяц, в то время, когда летом 1940-го выпускалось уже порядка 450 (а всего за год — 4283 против германских 1870). Причём англичане применяли и «теневые фабрики», выстроенные перед войной в расчёте на резкий рост потребности в самолётах. Германская авиапромышленность отставала по выпуску истребителей приблизительно в три раза.

Иначе, во время Битвы за Британию британцам приходилось отправлять самолёты на Ближний Восток (против Италии), практически не имея пополнения из-за предела – Канады и США. Предлагалось кроме того приобрести самолёты у… СССР.

Ирония судьбы – немцы уже трудились с более технически продвинутыми радарами сантиметрового диапазона и не учли английские длинноволновые устройства. Захваченный в первой половине 40-ых годов двадцатого века радар они посчитали примитивным и ненужным. Но британские радары были лишь частью сложной совокупности.

В предвоенные годы Хью Даудинг, основной маршал авиации, воссоздал совокупность ПВО с нуля. Вся территория Британии делилась на группы, а те – на сектора. Приближающиеся вражеские самолёты засекались цепью постов и радаров на побережье. Операторы, взяв сообщения с постов наблюдения (которых было порядка тысячи), выставляли на карту фишки с типом самолётов, их высотой и числом полёта.

Наряду с этим сообщения «фильтровались» от неточных либо неверных данных.

Вместо изнурительных патрулей в воздухе истребители имели возможность отдыхать на земле, своевременно приобретая эти с наземных центров. Соответственно, командующие секторов определяли, какие конкретно эскадрильи кинуть в бой.

Совокупность ПВО Британии http://figurinepassion.xooit.fr/

середина и Июль августа 1940 года состоялись в пробных стычках над Ла-Маншем. Люфтваффе бомбило Англию по ночам, минировало порты, «Мессершмитты» свободной охотой пробовали привести к противнику на бой – но бесполезно. Англичане, не обращая внимания на изматывание и тяжёлые потери немногих сражающихся пилотов, настойчиво не пускали в движение главные силы истребительной авиации.

Немцам требовалось всего пять мин., дабы пересечь Ла-Манш, а англичанам – пятнадцать, дабы достигнуть нужной для перехвата высоты.

Британские лётчики вместо полётов плотными группами начали перенимать тактику соперника, летающего рассредоточенными четвёрками и парами. Вместо «поливания» бомбардировщиков с дальней дистанции куда действеннее была стрельба в упор – пилоты практически в три раза уменьшали расстояние, на которой сходились автострады их пулемётов (с 650 до 250 ярдов).

Но немцы так и не смогли решить, какая же из поставленных целей ведёт к победе. Они то бомбили города и наиболее значимые фабрики, то пробовали стереть с лица земли радарные станции, то обрушивались на передовые аэропорты. Разведка очень сильно хромала как с выбором объектов ударов, так и с оценкой их последствий, занижая число истребителей соперника в разы.

10 августа англичане имели 805 боеготовых истребителей, немцы – чуть больше тысячи (1011) одномоторных истребителей.

13 августа летчики люфтваффе совершили практически полторы тысячи вылетов за сутки, англичане – в два раза меньше. Немцы заявили 84 победы в воздухе, англичане — 64. В действительности британские истребители сбили 34 вражеские автомобили ценой 13 собственных.

На земле был стёрт с лица земли лишь один истребитель.

Обе стороны пробовали истощить кадровые резервы соперника любой ценой. В случае если немцы расстреливали в воздухе пилотов RAF, выпрыгивающих на родную почву с парашютом, то англичане атаковали гидросамолёты, подбирающие сбитых лётчиков люфтваффе из вод Ла-Манша.

В тени отчаянных упрочнений истребителей остались действия английских бомбардировщиков. За три месяца битв они утратили более чем 200 самолётов, не считая разбившихся в Англии.

7 сентября немцы под предлогом возмездия за случайный налёт британских бомбардировщиков на Берлин обрушились всей мощью люфтваффе на Лондон. 318 бомбардировщиков волна за волной сбрасывали собственный смертоносный груз, убив практически 500 мирных обитателей, не считая раненых. Но германским истребителям прикрытия было нужно летать на пределе радиуса действия, чем срочно воспользовались британцы, стараясь перехватывать бомбардировщики в зоне, где их эскорт уже поворачивал назад.

«Хейнкель-111» над Лондоном
http://static.thisdayinaviation.com
Главный момент

15 сентября стало последней попыткой переломить обстановку. Более чем 200 германских бомбардировщиков под прикрытием истребителей атаковали Лондон тремя волнами с юго-востока. Их встретили более 300 «Спитфайров» и «Харрикейнов».

Часть «Мессершмиттов», летящих в первых рядах главных сил, несла под фюзеляжами бомбы. Эти истребители-бомбардировщики должны были запутать англичан. Но упрочнения ПВО, плохая погода и сильный ветер стали причиной тому, что бомбы сбрасывались куда попало.

Две бомбы упали на Букингемский дворец, но не разорвались, не смотря на то, что английская пропаганда не потеряла подвернувшийся шанс обвинить немцев в покушении на королевскую семью. Сержант Рей Холмс на своём «Харрикейне», расстреляв все патроны, таранил «Дорнье» и благополучно выпрыгнул с парашютом. Ещё один «Дорнье» протаранил офицер Педди Стефенсон, отделавшись сломанной лодыжкой.

За сутки немцы кинули в бой свыше тысячи автомобилей, но так и не добились успеха. Особенно большие потери понесли германские бомбардировщики — четверть вылетевших автомобилей была сбита либо не легко повреждена. И чем больше бомбардировщиков немцы отправляли, тем больше теряли.

За чемь дней битв немцы утратили практически 300 самолётов – против 120 сбитых британских истребителей. К 1 октября нападавшие имели только 275 боеготовых истребителей. Завоёвывать господство в воздухе стало нечем.

Сбитые германские самолёты разбираются на металлолом

До сих пор ведутся ожесточённые дискуссии, желали ли немцы в действительности высадиться в Англии, и в случае если да — то сумели бы. Но в воздушной битве немцы допустили через чур много неточностей — не считая отваги английских пилотов, упрочнений техников, рабочих и конструкторов, каковые ещё не знали, что победят.

Источники:

  1. Bungay, Stephen. The Most Dangerous Enemy: A History of the Battle of Britain. London: Aurum Press, 2000.
  2. Corrigan R. Airborne minefields and Fighter Command’s information system. University of Edinburgh School of Law, 2008.
  3. Deighton Len. Battle of Britain. Jonathan Cape ЛТД, 1980.
  4. Overy Richard. The Battle of Britain: Myth and Reality. Penguin books, 2010.
  5. The Battle of Britain; August – October 1940. Ministry of Information on behalf of the Air Ministry. 1941.
  6. Зимин Г. В. Истребители. — М.: Воениздат, 1988.

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Пасынки люфтваффе: авиация

    Работа по конвоям Экипаж Piaggio P.108B на фоне собственной автомобили Fw 200 Condor He 177 Greif «Грифон», вступив в строй, принимал участие в битве…

  • Вся сахиб-гиреева рать: битва на оке

    В первой половине 40-ых годов шестнадцатого века крымский «царь» Сахиб-Гирей отправился войной на Столичное царство, где на троне восседал юный Иван IV….

  • Фото дня: битва детей

    16 августа 1869 года, на завершающем этапе войны 1864–1870 годов между Тройственным альянсом Бразильской империи, Уругвая и Аргентины, с одной стороны, и…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: