отличался от труда Кейджа? Оливье Мессиан сказал, что фактически ро- дился христианином. С самого раннего детства его мама-отец и поэтесса, учи- тель английского, переводивший произведения Шекспира, просматривали ему сказки Ганса-пьесы Шекспира и Христиана Андерсена. Понемногу он начал осознавать, как мечты и надежды, выраженные во всех сказках, —
рвение к свободе и справедливости, — осуществляются и стано- вятся действительностью благодаря вере. Не смотря на то, что Шекспир предоставил ему
«супер-сказки», Мессиан вычислял христианство значительно более зага-
Г Л А В А 2 3
дочным и необычным.16 В более зрелые годы он неоднократно сказал в интервью, что нашёл одно простое различие между историями, каковые обожал в юные годы, и христианской верой: христианство прав- диво.
Мессиан сообщил: «Главная мысль, которую я желал выразить — это существование истин католической веры… В этом заключался основной суть моей работы — самый возвышенный и, вне всякого сомнения, самый нужный и полезный — быть может, единственный, о котором я не буду сожалеть в собственный смертный час».17
В «Квартете на конец времени» возможно заметить большое количество тем, ко- торые мы нашли в ходе собственных поисков истины. Пер- вая из них — присутствие естественного порядка. Дрозд, поющий в музыке Мессиана, и восходящее солнце взаимосвязаны между собой глубинным образом, — возможно сообщить, мотивом.
Лишь отраженный в природе план способен произвести вселенную, в которой жизнь мелких созданий вероятна, благодаря астрономическому взаи- модействию Солнца и Земли.
За естественным порядком стоит Сам Всевышний, Что не обитает во времени, но есть его Хозяином. Веч- ное и временное в итоге соединились в тот момент, в то время, когда Всевышний
«опустошил Себя», явившись среди нас ребенком — человеком, ко- торому было суждено погибнуть, дабы опять ожить.
Что чудесно отразил Мессиан, — так это взаимозависимость времени и вечности, которая и образовывает тайну красоты. Так как кра- сота — это Божья слава, сияющая в творении. Разве возможно не видеть и не чувствовать ее?
Я поведал истории об этих двух мировых премьерах, — «Квар- тет на конец времени» Мессиана и «4’33’’» Кейджа — по той причине, что они идеально отражают две противоположные совокупности верова- ний мира, в котором мы сейчас живем. Для Кейджа просвещение содержится в примирении с существованием хаотической вселенной. Как полная противоположность, музыка Оливье Мессиана отражает глубокое познание естественного порядка и того, как данный порядок, в конечном счете, исходит от собственного Творца.
Он восхищается кра- сотой мира. Кроме того в концлагерьМессиан имел возможность заметить Божью славу, сияющую в творении.
Сейчас только единицы принимают красоту, как следствие творения. Многие говорят, что «красота — в глазах созерцающего» либо что «это — дело вкуса». В то время, когда люди именуют что-либо краси- вым, это всего лишь свидетельствует, что им это нравится.
Подобные оце- ночные суждения неизменно — вывод лишь одного человека.
С Ч А С Т Л И В А Я Ж И З Н Ь
Но для приверженцев и христиан хороших взоров кра- сота — это не оценка и субъективное суждение, а мастерство — не про- сто выражение внутреннего мира живописца. Красота — такая же часть действительности, как истина и добродетель. Она есть главным элементом сотворенного порядка, неотъемлемым элементом мира, в ко- тором мы живем.
Обстоятельство, по которой один человек думать что-то прекрасным, а второй с этим не согласен, пребывает в том, что различные люди способны
в большей либо меньшей степени восприниматькрасоту. Чьи-то суждения о красоте более
Удивительные статьи:
- Часть iii. проблемы общей теории перевода
- Психологическая школа, психорасизм в этнографии сша
- Русская церковь от начала автокефалии до учреждения патриаршества
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Нравственность – это вопрос здравого смысла, который зиждется на естественном устройстве мира
Как узнал Рэнди Томас, мы можем знать, что есть правиль- ным и подлинным. Сотворенный поря- док показывает направление, дабы мы имели возможность жить…
-
История в цитатах: «город, в котором нет красоты, нет тени…»
«Это — город, в котором нет красоты, нет тени…» арабский пилигрим Ибн Джубайр о Харране Город Харран был одним из старейших поселений в Месопотамии. В…
-
Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (а. п. чехов)
Русская литература – это отражение событий настоящей судьбе, воображающих определенную эру. Так, борьба с мещанством занимала одно из основных мест в…
-
15 Парадоксов, которые взорвут ваш мозг
Я знаю, что ничего не знаю. Так сообщил в один раз Сократ. Это заявление само по себе парадоксально, потому как демонстрирует сложность значения одного…