Большая уборка в гавани читтагонг

Апрель 1972 года. Запись в ежедневнике старшего мичмана Михаила Осадчего: «Наконец-то открылась панорама Читтагонского рейда. До тех пор пока неясно, где же сам порт и где вход в реку Карнапхули, всё расплывчато, пустынно… Видны были следы войны, разрухи… чернеют остовы затопленных судов.

На берегу — силуэты обрушенных строений». В таком безрадостном антураже начиналась двухлетняя спасательная миссия советских моряков в Бангладеш.

Большой порт Читтагонг, расположенный в устье реки Карнапхули, впадающей в Бенгальский залив, очень сильно пострадал на протяжении войны за независимость Бангладеш от Пакистана в первой половине 70-ых годов двадцатого века. Двенадцать из восемнадцати его причалов были уничтоженными либо повреждёнными, акватория была напичкана минами. В довершение всего, в фарватере реки и у причалов лежало около сорока затопленных судов, многие из которых глубоко погрузились в донный ил.

Передавленное горло юный страны

Президент Бангладеш М. Рахман приветствует советских моряков

Фактически одновременно с этим, в то время, когда Бангладеш сражался с Пакистаном, шёл и второй, индо-пакистанский конфликт. Эти боевые действия затронули и бенгальскую территорию. Так что индийцы нечайно приложили руку и к хаосу в Читтагонге — их авиация неоднократно бомбила его иобстреливала ракетами.Большая уборка в гавани читтагонг

По окончании капитуляции Пакистана вопрос о разминировании бангладешских портов поднялся весьма остро, потому, что морские поставки были, по сути, единственным методом спасти страну от голода и послевоенной разрухи. Бенгальцам постаралась оказать помощь Индия, её моряки сумели кое-как протралить фарватер. Довольно надёжным он был лишь для маленьких судов с поверхностной осадкой.

Но мин в Читтагонге оставалось ещё большое количество, наряду с этим устанавливали их как попало и карты размещения не существовало в природе.

В следствии кроме того в проходе, расчищенном индийцами, так же, как и прежде было страшно из-за донных мин, каковые то и дело срывались с якорей и хаотично дрейфовали по акватории. Взрывы гремели , а суда — тонуть. Большое количество жертв было и среди местных обитателей-рыбаков, каковые довольно часто кроме того не подозревали, как страшен выловленный из воды металлической шар.

Одно из обычных происшествий: рыбак принёс мину к себе, из любопытства постарался её разобрать, в следствии десять хижин было стёрто с лица земли и полтора десятка человек погибло.

В марте 1972 года бангладешский президент Муджибур Рахман посетил СССР и попросил помощи в спасении Читтагонга. Советские специалисты вылетели в Бангладеш срочно.

Фронт работ ЭОН-12

14 дней советские спецы изучали проблему и вынесли неутешительный вердикт. Работы в Читтагонге имели возможность затянуться на пара лет, причём успех обеспечивать нереально. Тропический климат с его жарой, внезапными циклонами и влажностью, практически нулевая видимость под водой, нередкие и высокие приливно-отливные течения, толстый слой ила, в котором вязли и которым заполнялись затонувшие суда, всё ещё плавающие по Читтагонгу мины — такие условия ожидали советских экспертов.

Вдобавок масса многих затонувших корпусов, каковые предстояло поднимать со дна реки, превышала 1000 тысячь киллограм, а краны, изготовленные в СССР, больше ста тысячь киллограм не поднимали.

Советские моряки позируют на фоне уничтоженного судна

Параллельно с советскими в порту трудились и западные специалисты, по оценкам которых работы должны были занять около пяти лет. СССР взялся завершить их за два года — к 1 июля 1974-го, причём на безвозмездной базе.

Для исполнения задачи была организована экспедиция особенного назначения ЭОН-12, подчиняющаяся руководству Тихоокеанского флота. В её состав вошли семнадцать судов и кораблей различного назначения: тральщики, гидрографический промерный бот и др. Специально для работ в Бангладеш в Голландии были заказаны два плавучих крана, талантливых поднимать 800-тонные грузы.

Руководил экспедицией офицер и талантливый организатор, адмирал Сергей Зуенко, его помощником по судоподъёмным работам был капитан 1-го ранга Юрий Сенатский.

Не считая разминирования, чтобы обеспечить хотя бы минимальное судоходство в Читтагонге, со дна необходимо было поднять пятнадцать судов. Из них лишь три возможно было залатать, откачать воду и на буксире увести из порта. Остальные необходимо было по возможности «разделывать» на куски и поднимать кранами.

В начале Апреля в Читтагонг начали прибывать суда ЭОН-12.

В мутных водах Карнапхули

Буксир у перевёрнутого судна в порту Читтагонг

Местное население наблюдало на маленькие советские суда недоверчиво: как эта мелочёвка справится с большой работой? Но скепсис развеялся, в то время, когда менее чем за 14 дней советские моряки убрали первые три судна — те самые, каковые подлежали ремонту. Для этого их разгрузили, подняли якоря кранами и залатали пробоины.

Мелкие дыры заколачивали древесными клиньями, громадные заделывали при помощи пластырей из парусины и досок, пропитанной солидолом.

В середине апреля начались водолазные работы. Большая скорость течения, при которой человек имел возможность трудиться под водой, составляла немногим более 4,5 км/ч. Но Карнапхули была куда более стремительной рекой.

Скорость её течения, в зависимости от сезона, колебалась от 9 до 16 км/ч. Но была у Карнапхули одна занимательная изюминка, которую моряки назвали «стоп-водой». Четыре раза в день, в зависимости от отливов и приливов в Бенгальском заливе, река сперва приостанавливала течение, а после этого начинала течь в обратную сторону.

Это явление длилось всего час, и как раз в «стоп-воде», в то время, когда река еле текла, трудились водолазы.

Это могло быть в любое время, среди них и ночью.

Для водолазов, но, не имело громадного значения, ночь на дворе либо сутки. Из-за огромного количества ила, которое несла река, видимость под водой. Ослепительно броская дуга электросварки казалась водолазу мутным жёлтым пятном.

Дельфины, живущие в водах Карнапхули, от природы были лишены зрения — для них оно было безтолку.

Дабы в таких условиях вести работы с уверенностью, любая водолазная бригада была закреплена за определённым участком. Лишь так, ощупывая корпуса, запоминая размер и расположение повреждений, возможно было добиться результата. Время от времени случались интересные моменты.

При осмотре рулевой рубки затонувшего парохода «Сонартари» водолаз нашёл в том месте… котёл, что вообще-то должен был пребывать в машинном отделении. Позже, в то время, когда судно подняли, стало известно, что это потолок верхней палубы, что прогнулся вовнутрь рубки. В противном случае, что руки водолаза приняли за заклёпки, выяснилось точками коррозии.

Оптимальным снаряжением для работы водолазов в воде, температура которой не опускалась ниже 33 градусов, были лёгкие влагонепроницаемые костюмы, воздушное пространство в каковые подавался по шлангу сверху. Всегда, в то время, когда водолаз снимал костюм, изнутри выливалось большое количество воды. Костюмы шепетильно контролировали, но обстоятельств недостатка отыскать не могли.

И лишь в то время, когда додумались проверить воду, оказалось, что это человеческий пот.

Всего за один спуск длительностью в час водолаз терял до двух килограммов массы. Неудивительно, что перед спуском людей контролировала рабочая группа из 11 докторов, а каждые 14 дней водолазы отправлялись на реабилитацию в дом отдыха, организованный для них правительством Бангладеш.

Рубка взрывом, резка цепью

Затонувшие суда с довольно маленькими повреждениями латались под водой. В случае если ил в корпуса слежался, то его размывали замечательной струёй воды, а после этого вытягивали эту муть грунтососом. Откачав воду, судно поднимали на поверхность и буксировали на судоразделочную базу.

Но не всё, что лежало на дне Читтагонга, возможно было поднять таким методом.

Тогда приходилось разделывать корпуса различными способами. К примеру, при помощи электрокислородных резаков. Кроме этого корпус имели возможность «рубить» на части маленькими зарядами взрывчатки.

Заслуживает внимания ещё один способ. Взрывом либо кислородными резаками проделывались отверстия, в каковые протягивались якорные цепи. Финиши цепей заводились на два крана, поочерёдно дававших нагрузку на них.

Цепь, как будто бы выпивала, резала металл корабельного корпуса.

Адмирал Зуенко вспоминал, как бангладешский капитан, замечавший за работой советских экспертов, сказал: «Я большое количество плавал, большое количество видел, но для того чтобы ещё не видал… Согласно точки зрения многих, на восстановление порта требовались годы. Года стали месяцами. Разве это не чудо?» Уже через 20 дней в Читтагонге двенадцать причалов имели возможность принимать суда.

К августу 72-го ширина надёжного фарватера достигала 30 кабельтовых (практически 5,6 км).

В ноябре 1973 года в Бангладеш наконец-то прибыли заказанные 800-тонные краны. Именно поэтому скорость работ возросла чуть ли не вдесятеро. В декабре было поднято со дна последнее судно, мешавшее обычной работе порта — пароход «Сурма».

В сущности, на этом возможно было бы и закончить, но ЭОН-12 трудилась до марта 74-го года, подняв со дна в общем итоге 26 затонувших судов, совершив тщательное траление порта от мин и разведку ещё не отысканных минных полей.

Медаль, вручённая адмиралу С. Зуенко

12 июня 1974 года экспедиция особенного назначение отбыла во Владивосток, увозя с собой медали, каковые бангладешцы намерено изготовили для советских экспертов. Рядовые моряки взяли медали, отлитые из переплавленной латуни винтов парохода «Сурма». Офицерские призы были серебряными.

А начальник экспедиции С. Зуенко взял медаль из золота, отчеканенную в единственном экземпляре.

Источники:

  1. Окороков А. Тайные войны СССР. Советские военспецы в локальных конфликтах ХХ века.
  2. Зуенко С. Подвиг в Читтагонге. Военный издание, 1979, № 11.
  3. Удманцев В. Миссия в тропиках. Военно-промышленный курьер, 2005, № 5.
  4. Осадчий М. Экспедиция особенного назначения. Электронный источник: http://www.toz.khv.ru/newspaper/iz_istorii_sovremennosti/ekspeditsiya_osobogo_naznacheniya/.
  5. Спасательная экспедиция советских армейских моряков в Бангладеш (1972–1974 гг.). Электронный источник: http://militera.lib.ru/h/20c2/07.html.
  6. Судоподъёмные работы в республике Бангладеш. Электронный источник: http://kronvestnik.ru/museum/14594.
  7. Розин А. Участие ВМФ СССР в судоподъёме и тралении в Бангладеш. Электронный источник: http://flot.com/history/events/bangladeshoperation-2/.
  8. Фото из личного архива Александра Соболева.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: