Божественный ветер: камикадзе

    Американский истребитель «Корсар» сбивает японский бомбардировщик «Бетти», от которого уже отделилась управляющая бомба «Ока»
    Легкая и прочная конструкция «Зеро» давала возможность начинить самолет дополнительным грузом — взрывчаткой
    В начале войны «Зеро» наводил кошмар на американских летчиков-истребителей, а позже стал суровым оружием камикадзе
    Перед тем как передать самолет пилоту-камикадзе, с него, в большинстве случаев, снимали оружие и самые ценные устройства
    Камикадзе отличались от вторых японских летчиков белыми и шёлковыми комбинезонами головными повязками с изображением восходящего солнца

19 октября 1944 года. Остров Лусон, основная база японской авиации на Филиппинах. Заседание начальников истребительных частей проводит адмирал Ониси

Двух дней нахождения в новой должности адмиралу хватило чтобы понять — ни он, ни подчиненные ему люди не смогут выполнить тех функций, каковые на них возлагаются. То, над чем Ониси принял руководство, пышно именовалось Первым Воздушным флотом — но на деле воображало собой всего лишь три десятка потрепанных в битвах истребителей «Зеро» и пара бомбардировщиков «Бетти».Божественный ветер: камикадзе

Чтобы не допустить американское вторжение на Филиппины, тут был сосредоточен громадный японский флот, включавший два суперлинкора — «Ямато» и «Мусаси». Самолеты Ониси должны были закрывать данный флот с воздуха — но многократное превосходство соперника в воздушных силах делало это неосуществимым.

Ониси поведал своим подчиненным то, что они осознавали и без него — японский флот на грани трагедии, лучшие суда через пара дней будут разрешены войти на дно пикировщиками и торпедоносцами с американских авианосцев. Потопить авианосцы посредством самолетов-истребителей нереально, даже в том случае, если вооружить их бомбами. На «Зеро» нет прицелов для бомбометания, а у их пилотов — нужных навыков.

Но, был один самоубийственный в полном смысле этого слова выход — истребители, снабженные бомбами, будут врезаться во вражеские суда! Подчиненные Ониси дали согласие с адмиралом — иного метода покончить с американскими авианосцами у них нет. Через пара дней была создана «Эскадрилья особых атак Божественного ветра» — «Камикадзе Токубецу Когекитай».

Самопожертвование как тактика

на данный момент слово «камикадзе» стало понятием нарицательным, так именуют любых террористов-смертников, а в переносном смысле — и просто людей, каковые не заботятся о безопасности. Но настоящими камикадзе были не террористы, а воины — японские летчики времен Второй мировой, добровольно решившие дать собственную жизнь за отчизну. Само собой разумеется, на войне любой рискует собственной судьбой, а кое-какие кроме того сознательно ею жертвуют.

Часто и начальники отдают распоряжения, у исполнителей которых нет никаких шансов остаться в живых. Но камикадзе — единственный в историипример, в то время, когда смертники были выделены в особенный род армий и намерено обучались для исполнения собственной миссии. В то время, когда в штабах разрабатывали для них тактику, а в конструкторских бюро проектировали особую технику

По окончании того как с идеей применения камикадзе выступил адмирал Ониси, самопожертвование прекратило быть инициативой отдельных летчиков и приобрело статус официальной военной теории. В это же время Ониси всего лишь придумал, как действеннее применять ту тактику борьбы с американскими судами, которую де-факто уже использовали японские пилоты. К 1944 году состояние авиации Страны восходящего солнца было плачевным.

Не хватало самолетов, бензина, но в первую очередь — квалифицированных пилотов. Тогда как школы в Соединенных Штатах готовили сотни и сотни новых летчиков, в Японии не существовало какое количество-нибудь действенной совокупности подготовки резерва. В случае если преуспевшего в воздушных битвах американца тут же отзывали с фронта и назначали инструктором (исходя из этого, кстати, американские асы не блещут солидным числом сбитых самолетов), то японец, в большинстве случаев, сражался до собственной смерти.

Исходя из этого от кадрового пилотского состава, начинавшего войну, через несколько лет не осталось практически ничего. Замкнутый круг — малоопытные пилоты действовали все менее действенно и гибли все стремительнее. Сбывалось пророчество погибшего к тому времени адмирала Ямамото: еще в 1941-м один из организаторов атаки на Пёрл-Харбор давал предупреждение, что к долгой войне его страна не готова.

В этих условиях и показались первые примеры того, как слабообученные японские пилоты, каковые не могли попасть бомбой с американский корабль, в соперника. Пикирующий на палубу самолет сложно остановить — кроме того в случае если зенитки нанесут ему множество повреждений, он собственной цели достигнет.

Адмирал Ониси сделал вывод, что подобную «инициативу» возможно узаконить официально. Тем более, что боевая эффективность врезающегося в палубу самолета будет значительно выше, если он начинен взрывчаткой

Первые массированные атаки камикадзе состоялись на Филиппинах 25 октября 1944 года. Пара судов были повреждены, а эскортный авианосец «Сен-Ло», в который попал единственный «Зеро», — потоплен. Успех первых камикадзе стал причиной тому, что опыт Ониси решили обширно распространить.

Смерть — не самоцель

Скоро было организовано четыре воздушных соединения — «Асахи», «Сикисима», «Ямадзакура» и «Ямато». В том направлении принимали лишь добровольцев, поскольку смерть в воздушном вылете для пилотов была непременным условием успешного завершения боевой задачи. А к моменту капитуляции Японии практически добрая половина оставшихся в строю морских летчиков была переведена в отряды камикадзе.

Ни для кого не секрет, что слово «камикадзе» обозначает «Божественный ветер» — ураган, что в тринадцатом веке погубил вражеский флот. Казалось бы, при чем тут Средневековье? Но, в отличие от техники, с «идеологическим обеспечением» у японских военных все было в порядке. «Божественный ветер», как считалось, отправила тогда богиня Аматэрасу, покровительница безопасности Японии.

Отправила в тот момент, в то время, когда ничто уже не имело возможности помешать завоеванию ее страны 300-тысячным монголо-китайским войском хана Хубилая. Вот и по сей день, в то время, когда война подступила к самым границам империи, страну должен был спасти «Божественный ветер» — в этом случае воплотившийся не в природное явление, а в молодых парней, желающих дать за отечество собственную жизнь. В камикадзе видели единственную силу, талантливую остановить американское наступление практически на подступах к Японским островам.

Соединения камикадзе имели возможность казаться элитными по внешним атрибутам их деятельности, но не по уровню подготовки. Попавший в отряд боевой летчик в дополнительном обучении не нуждался. А камикадзе-новичков готовили кроме того хуже, чем простых летчиков.

Их не учили бомбометанию либо стрельбе, что разрешало быстро сократить сроки подготовки. По мысли военного управления Японии, лишь массовая подготовка камикадзе имела возможность остановить американское наступление.

О камикадзе возможно прочесть массу необычных сведений — к примеру то, что их не учили посадке. В это же время совсем ясно, что в случае если летчика не научить посадке, то первым и последним для него станет отнюдь не боевой, а первый же учебный вылет! Вопреки распространенному точке зрения, достаточно редким явлением на самолетах камикадзе были сбрасываемые по окончании взлета шасси, не дававшие возможности приземлиться.

Значительно чаще летчикам-смертникам предоставляли простой изношенный истребитель «Зеро», в противном случае и пикировщик либо бомбардировщик, нагруженный переделкой — и взрывчаткой шасси никто не занимался. В случае если летчик на протяжении вылета не обнаружил хорошей цели, он должен был возвратиться на военную базу и ожидать следующего задания управления. Исходя из этого пара камикадзе, совершавших боевые вылеты, дожили и до нынешнего дня

Первые налеты камикадзе произвели тот эффект, на что они были вычислены — команды американских судов были очень сильно напуганы. Но достаточно скоро стало известно, что врезаться во вражеский корабль не так-то легко — по крайней мере, для летчика низкой квалификации. А уж уворачиваться от американских истребителей камикадзе и подавно не умели.

Исходя из этого, заметив низкую боевую эффективность смертников, американцы пара успокоились, а японское руководство, напротив, было озадачено. В это же время для камикадзе уже был придуман таковой самолет, что, по плану его создателей, было бы тяжело сбить истребителям. Причем создатель идеи Мицуо Ота «пробивал» проект еще перед тем, как были созданы первые отряды пилотов-самоубийц (что еще раз показывает — мысль камикадзе в тот момент носилась в воздухе). То, что было выстроено по этому проекту на компании «Йокосука», было скорее не самолетом, а уникальной управляемой человеком бомбой

Крылатая ракета с пилотом

Маленький самолетик MXY-7 «Ока» (в переводе с японского «Цветок вишни») напоминал германскую планирующую бомбу, придуманную в конце войны. Но это была совсем уникальная разработка.

Планирующей бомбой руководили по радио с самолета-носителя — а установленные на ней реактивные двигатели давали возможность бомбе маневрировать и не отставать от запустившего ее самолета. «Ока» управлялась сидевшим в ней камикадзе, а реактивные ускорители служили для того, чтобы на подходе к цели разгонять самолет-бомбу до скорости практически 1000 км/ч. Считалось, что на данной скорости «Оки» будут неуязвимы как для зенитного огня, так и для истребителей.

Характерно, что в это время в штабах велись изучения относительно использования тактики камикадзе и в других сферах. К примеру, были созданы управляемые человеком торпеды, и подводные мини-лодки, каковые сперва должны были запустить во вражеский корабль торпеду, а позже врезаться в него сами. Летчиков-смертников собирались использовать для таранных атак американских «Летающих крепостей» и «Либерейторов», подвергавших бомбардировкам японские города.

Позднее показались и сухопутные камикадзе, толкавшие в первых рядах себя тележку со взрывчаткой. Таким оружием в Квантунской армии пробовали совладать с советскими танками в 1945-м.

Но, непременно, основной целью камикадзе были американские авианосцы. Управляемая крылатая ракета, несшая тонну взрывчатки, должна была если не потопить авианосец, то, по крайней мере, очень сильно повредить его и на долгое время вывести из строя. «Ока» подвешивалась под двухмоторный бомбардировщик «Бетти», что должен был как возможно ближе подобраться к американской эскадре.

На расстоянии не более тридцати километров камикадзе пересаживался из бомбардировщика в «Оку», управляемая бомба отделялась от носителя и начинала медлительно планировать в нужном направлении. Три твердотопливных ракетных ускорителя трудились всего лишь в течение десяти секунд, исходя из этого включать их нужно было в близи от цели.

Первое же боевое использование самолетов-бомб стало настоящим побоищем. Но жертвами были отнюдь не экипажи американских судов, а японские летчики. Необходимость подлетать к цели достаточно близко делала бомбардировщики-носители весьма уязвимыми — они входили в зону действия палубных истребителей авианосцев в этот самый момент же сбивались.

А идеальные радиолокаторы, имевшиеся в то время у американцев, разрешали найти приближавшееся соединение соперника, будь то несколько камикадзе, носители самолетов-бомб, простые бомбардировщики либо торпедоносцы. Помимо этого, как выяснилось, разогнавшаяся под действием ускорителей крылатая ракета не хорошо маневрировала и не очень-то совершенно верно наводилась на цель.

Так, спасти Японию от поражения в войне камикадзе не могли — и однако добровольцев, хотевших записаться в авиачасти особого назначения, хватало впредь до момента капитуляции. Причем обращение шла не только об экзальтированных, не нюхавших пороху юнцах, но и об успевших повоевать летчиках. Во-первых, японский морской летчик так или иначе уже привыкал к мысли о собственной смерти.

В американской морской авиации была отлажена действенная совокупность поиска сбитых пилотов в море посредством подводных лодок и гидросамолётов (так спасли, например, бортового стрелка торпедоносца «Эвенджер» Джорджа Буша, будущего аммериканского президента). А сбитый японский летчик значительно чаще тонул в море совместно со своим самолетом

Во-вторых, господствовавший в Японии синтоизм порождал особенное отношение к смертной казни. Эта религиозно-философская совокупность давала пилотам-смертникам надежду по окончании исполнения задания приобщиться к сонму бессчётных божеств. В-третьих, чем дальше, тем более

неизбежным казалось поражение Японии, а японские армейские традиции капитуляцию не признавали.

Само собой разумеется, страшен любой фанатизм. И все-таки пилоты-камикадзе были участниками боевых действий и действовали против армии соперника. В этом их принципиальное отличие от современных террористов-смертников, которых без всяких оснований именуют этим словом.

Да и те, кто руководил японскими камикадзе, не были циниками, каковые хладнокровно распоряжаются чужими судьбами, не хотя наряду с этим жертвовать собственной. Адмирал Такидзиро Ониси по окончании капитуляции Японии избрал для себя выход, наименование которого не испытывает недостаток в переводе с японского — харакири.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№25, ноябрь 2004).

1.20. Что само собой разумеется. Мозаики и калейдоскопы.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: