Бронетехника белой гвардии

В Русской армии было не так уж большое количество бронеавтомобилей. Солидная их часть строилась по одному принципу: за рубежом заказывали шасси (значительно чаще — Renault, Fiat либо Austin), по окончании чего на него устанавливали бронекузов собственного производства. Так и оказались необычные гибриды с необычными заглавиями наподобие «Остин-Путиловец» либо «Фиат-Ижора».

Существовал и последовательность всецело отечественных разработок наподобие «Руссо-Балта» конструкции Братолюбова-Некрасова, но количество выпущенных автомобилей для того чтобы типа в большинстве случаев не превышало десятка. А вот танков Россия не применяла по большому счету.

Было реализовано два умелых проекта («Царь» и Вездеход «Пороховщикова-танк» Лебеденко), но до серии дело не дошло, а позже грянула революция, и танковое производство отодвинулось на второй план. Вот здесь-то, уже в 1917-м, случилось занимательное «разделение» военной техники между РККА и частями Белого перемещения. Дело в том, что большинство броневиков царской армии досталась по наследству как раз красным — ввиду того, что базировались они по большей части в Петрограде и Москве.

Но у белых, в отличие от РККА, были полноценные танки, переданные им европейскими союзниками, — Антанта не признавала коммунистов и вычисляла Белое перемещение единственно легитимной властью в Российской Федерации.Бронетехника белой гвардии Само собой разумеется, Гражданская война не стала сражением «танки против бронеавтомобилей», но определенный перевес аналогичного замысла существовал. Так на чем же вести войну белые?

    Bullock-Lombard, бронированный в 1919 году на новороссийском заводе «Судосталь». Машина разгонялась максимум до восьми километров/ч, но сражалась в полной мере удачно.

Белые англичане

До 1919 года никаких танков не было ни у одной из сторон. Но закончилась Первая мировая, и правительство Великобитании обратило внимание на ужасные события, происходившие в Российской Федерации. В следствии весной 1919 года в Батум прибыли двенадцать танков, призванных поддержать Белую гвардию: шесть Mark V и шесть Medium Mark A Whippet.

Была образована «Школа британских танков» — в том месте под началом британцев подготовились первые русские танкисты.

По большому счету в 1919—1920 годах британцы поразительно деятельно снабжали танками все части Белого перемещения — и Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) под руководством Деникина, и оставшуюся по окончании их разгрома Русскую армию Врангеля, и Северную армию. Только Колчак на востоке остался без английской помощи — это было связано с чрезвычайными логистическими трудностями при доставке военной техники в глубь страны.

1-й танковый дивизион ВСЮР был организован 27 апреля 1919 года в Екатеринодаре (сейчас Краснодар). Дивизион насчитывал шестнадцать британских танков — четыре отряда по четыре автомобили. Добрая половина — могучие Mark V с тяжелым пушечным оружием, вторая добрая половина — легкие пулеметные Mk A Whippet.

Танки были замечательным подспорьем.

самая известной операцией с их участием стал штурм Царицына в последних числахИюня 1919 года — как раз бронепоезда и танки сыграли самая значительную роль в разгроме красных и итоговом взятии города. В определенной мере танки имели больше психотерапевтическое, нежели огневое значение, но последнее также не следует недооценивать. К слову, в том бою участвовало не шестнадцать, а семнадцать танков: к 1-му танковому дивизиону ВСЮР присоединился еще один Mk A Whippet с английским экипажем под руководством капитана Кокса.

Суммарное количество танков в распоряжении ВСЮР к Январю достигло 74 единиц. Фактически все современники утверждали, что войска РККА при виде танков старались отойти и не принимать бой, что, но, было совсем верной тактикой. Танки не могли вести войну на передовой и достигали максимума эффективности при прорыве линии обороны предварительной пехотной атакой, что случалось в этом случае достаточно редко.

По окончании разгрома ВСЮР в Русской армии Врангеля осталось всего 20 английских танков, плюс два французских Renault FT примера 1917 года.

    Броневик «Полковник Безмолитвенный» (не путать с одноименным бронетрактором) отбит Донской армией у красных в 1918 году. Машина выстроена компанией Heinrich Ehrhardt Automobilwerke на базе армейского грузовика модели E-V/4.

Маленькое количество танков англичане поставили кроме этого Северной армии (четыре автомобили) и Северо-Западной армии (шесть). Восточной армии Колчака пробовали переправить десять Renault FT, но они были удачно перехвачены красными. Важного влияния на ход войны все эти автомобили не оказали.

Примечательно, что множество «белых англичан» дошли до наших дней в весьма хорошем состоянии. Это связано с тем, что потом они достались РККА и помогали впредь до 1938 года, в то время, когда по личному указанию Ворошилова были установлены в ряде городов в качестве танков-монументов. Прекрасно известны Mark V в Харькове, Луганске, Архангельске.

В случае если же подводить результат танковым удачам Белой гвардии, возможно заявить, что, будь англичане чуть активнее в собственной «гуманитарной помощи», движение Гражданской войны вправду имел возможность бы измениться — совместно со всей последующей историей. На деле же танков было через чур мало, а необходимость в них имелась очень большая. И исходя из этого в армиях Белого перемещения оказались уникальные эрзац-машины.

    «Фиат-Омский» («долгий» двухбашенный вариант) рядом от штаб-квартиры генерала Розанова во Владивостоке, 1919 год.

Трактора — в бой!

Эрцаз-танки на базе тракторов — это необходимый элемент фактически любой гражданской войны, кроме того в полной мере современной. Потому, что первые танки показались у белых только в 1919 году, а большинство царских бронеавтомобилей досталась РККА, фабрики, размешавшиеся на подконтрольных белым территориях, занимались доработкой тракторов до боевого состояния. Ввиду полного отсутствия опыта аналогичных работ получалось очень плохо, но последовательность занимательных конструкций все же стоит упомянуть.

Один из самые известных эрзац-танков Белого перемещения — это «Полковник Безмолитвенный» на базе английского трактора ClaytonShuttleworth 1916 года. Шасси было далеко не лучшим — легко единственным, которое попалось под руку трудившимся в мастерских Донской армии рабочим и инженерам. На шасси был поставлен массивный бронированный кузов, напоминавший ЖД вагон.

В пребывало пара отделений — моторное, отделение управления и боевое (в кормовой части); оружие составляли 76,2-мм пушка и шесть пулеметов «Максим», а экипаж складывался из 11 (!) человек.

Недочётов у автомобили выяснилось множество. Поворот базисного трактора осуществлялся посредством вынесенного вперед, за гусеницы, колеса — оно выяснилось вне бронированного корпуса «Полковника Безмолитвенного» и потому подвергалось особенной опасности в сражении. Но что самое основное, бронетрактор оказался чудовищно тяжелым — серийный тракторный двигатель его фактически не тянул.

В итоге было решено не отправлять машину на фронт, где от нее не было бы никакого проку. «Полковник» употреблялся для обучения экипажей бронеавтомобилей, а после этого, годом спустя, был разобран.

Фактически, шасси английских тракторов в частях ВСЮР взялись из того же источника, откуда позднее и танки. Британцы поставляли шасси Bullock-Lombard, Holt, Clayton; употреблялись они чаще в качестве артиллерийских тягачей, но три трактора Bullock-Lombard превратились под руками умельцев в эрзац-танки. Два таких броневика были изготовлены в Новороссийске на заводе «Судосталь».

В отличие от Clayton, шасси Bullock-Lombard имело два ведущих колеса и управлялось существенно лучше.

Снаружи бронекорпус имел хорошую компоновку дореволюционных бронемашин, включая башню с пулеметом «Максим» (всего пулеметов на любой трактор приходилось по пять штук). Толщина брони составляла около 10 мм. Два новороссийских бронетрактора взяли заглавия «Генерал Улагай» и «Доблестный лабинец», поступили в 3-й бронеотряд 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии и в полной мере удачно сражались в течении 1919 года, не обращая внимания на низкую (5−8 км/ч) скорость.

Третий Bullock-Lombard был переделан на Ревельском заводе и взял имя «Астраханец». По компоновке он отличался от собратьев двумя пулеметными башнями. Машину передали 3-й Донской армии, но практически через пара дней вернули назад, потому, что двигатель просто не тянул, вода в радиаторе мгновенно вскипала, башни заедало, и по большому счету «Астраханец», Наверное, не проехал на опробованиях кроме того много метров.

С завода бронетрактор так и не возвратился.

Потом все три автомобили достались в качестве трофеев РККА. Первые два были перевооружены и посланы на фронт, а последний признан негодным и разобран.

На таганрогском заводе было сделано еще пара занимательных автомобилей — САУ на шасси Clayton и Bullock-Lombard. На трактора устанавливались 120-мм орудия (пушки Канэ) и бронещиты — было произведено как минимум две такие автомобили, не смотря на то, что правильное количество неизвестен. САУ вести войну на Кавказском фронте и весной 1920 года были захвачены РККА, некое время учавствовали в битвах, по окончании чего, по всей видимости, были разоружены.

    Бронедрезина «Бенц» Самым необыкновенным броне-автомобилем Белого перемещения была бронедрезина «Бенц», созданная в 1912 году по заказу Амурской железной дороги для обороны от китайских налетчиков. Броне-дрезина была снабжена 4,5-мм пулемётом и броней «Максим», но к 1918 году использовалась в качестве огне-вой точки на мобильной платформе.

Единственный серийный

Дореволюционные броневики были очень сильно изношены и технически несовершенны — особенно нехороша была их проходимость по распутью. Кустарных эрзац-броневиков было пара десятков (мы обрисовали только самые характерные), и их катастрофически не хватало. Требовалось наладить хоть какое-то серийное производство — и это оказалось у частей обделенной танками армии Колчака.

В 1918 году Колчак взял из америки пятнадцать шасси «Фиат» (изготовленных американским заводом компании).

Автомобили были бронированы частично в Омске и частично во Владивостоке; существовало два типа бронирования. Первый вариант, «маленький», имел экипаж в три человека и единственный пулемет «Максим», установленный в башне. Второй, «долгий», был более громоздким, два пулемета размешались по бокам, в спонсонах бронерубки.

Родной двигатель «Фиат» мощностью 72 л.с. имел возможность разогнать машину до 70 км/ч при наличии дорожного покрытия, другими словами бронеавтомобиль был достаточно скоростным и маневренным.

Действительно, в отличие от танков, «Фиаты-Омские» (история запомнила эти автомобили под таким наименованием) сражались достаточно бессистемно. Из них не составляли звеньев либо отделений — все пятнадцать автомобилей распределили между различными частями Белого перемещения, и в различное время они так или иначе попали в руки красноармейцев.

Конструкция «Фиата-Омского» была хороша, и в второе время он, быть может, имел возможность оказать влияние на ход военных действий. Но и автомобилей, и времени было через чур мало — война вошла в вялотекущую стадию, броневики были стёрты с лица земли либо захвачены, а Главный правитель России адмирал Колчак расстрелян в Иркутске 7 февраля 1920 года.

Белое перемещение внесло не через чур большой вклад в историю развития военной техники, но все же отрицать данный вклад совсем нереально. И эрзац-танки на базе тракторов, и «Фиат-Омский» покинули собственный след на страницах истории. Жалко, что от них не сохранилось кроме того толковых чертежей — только плохого качества фотографии и отрывочные сведения, по которым сложно составить полноценную картину.

В этом замысле у военных историков еще громадный фронт работ.

Статья «Броня Белой гвардии» размещена в издании «Популярная механика» (№137, март 2014).

Булгаков Михаил — Белая гвардия (Дни Турбиных), Часть 1, полная версия, Засл. артист С.Ярмолинец


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: