Броня мягка: краш-тест боевого танка

    Программа PAVESP (Passive на данный момент Vehicle Safety Program), заявленная в январе 2004 г., предусматривает два главных направления увеличения безопасности экипажей армейских автомобилей. Первое направление — это «индивидуальная защита» и мягкая броня экипажа.
    Главный разработчик — ArmorSafety Dynamics — собирается оснащать автомобили собственными совокупностями начиная с 2008 г. Второе направление (с 2010 г.) — установка активных радарных совокупностей от Centerline Systems для предотвращения столкновений при независимых военных действиях
    По окончании подключения проводов от датчиков нагрузок к совокупности регистрации параметров столкновения особый манекен, имитирующий механика-водителя, готов к загрузке в танк. От «простых» манекенов, используемых на протяжении тестов EuroNCAP, он отличается свойством фиксировать сжимающие нагрузки на позвоночник.

Для автомобильных аварий такие нагрузки не свойственны
С целью проведения краш-теста танка M1PS, созданного в рамках программы PAVESP, был выстроен особый испытательный стенд. Это прямая цементная полоса длиной полтора километра, по которой проложены направляющие рельсы для разгонной тележки.Броня мягка: краш-тест боевого танка

    Нижним страницей корпуса танк прикреплен к тележке и стоит на ней, не касаясь гусеницами цементного покрытия (зазор между покрытием и гусеницами — чуть больше 1 см). Потому, что гусеницы на протяжении теста не употребляются, они намерено подтянуты для предотвращения провисания: касание траками поверхности может нарушить проведение правильных измерений.

Наученные неприятным опытом невосполнимых утрат в войнах двадцатого века, страны и интернациональные организации всегда пытаются сделать силовой способ выяснения политических взаимоотношений более добрым либо, как минимум, уменьшить число людских жертв. С одной стороны, создаются беспилотные летательные и плавательные аппараты, артиллерия дальнего действия, требующие от армейских операторов высокой квалификации, а не самопожертвования.

Иначе, разрабатываются и принимаются правила ведения боевых действий, хорошим примером которых есть запрет на использование экспансивных пуль, раскрывающихся в теле жертвы, кассетных снарядов, напалма. Последним шагом в этом направлении стало неожиданное включение в новые стандарты пассивной безопасности Euro NCAP, начинающие действоватьс 2010 года, требований к армейским автомобилям, включая опробования свободными краш-тестами.

Параллельно начались разработки программ оборудования боевой техники средствами пассивной безопасности. Первой таковой программой в 2004 году стала PAVESP — Passive Armored Vehicle Safety Program.

На первый взгляд, мысль думается абсурдной: к примеру, 60-тонный американский танк М1 Abrams, выбранный в качестве первого подопытного для демонстрации возможностей программы, имеет такую инерцию, что свободно сравняет с почвой любой гражданский автомобиль, дерево либо маленький дом, попавшийся на его пути, не причинив наряду с этим ни мельчайшего тревоги экипажу. Иначе, механик-водитель должен руководить танком в условиях ограниченной видимости: он ориентируется в пространстве при помощи нескольких перископов, в большинстве случаев, ему мешают дым и пыль.

А в муниципальном бою танк может столкнуться с бетонным строением, которое выдержит удар. Наряду с этим отрицательное фронтальное ускорение полностью твёрдого танка, вероятнее, окажется критическим для членов экипажа. Обычно на поле боя тесно взаимодействуют пара боевых автомобилей, массы которых сопоставимы.

направляться учесть да и то, что непробиваемый дорогостоящий танк в сохранности и целости, появлявшись без экипажа, делается легкой добычей неприятеля.

Мягкая броня

При разработке М1 Abrams одной из основных задач конструкторов было большое уменьшение высоты танка: разумеется, что чем ниже машина, тем сложнее найти и поразить ее. Малой высотой танка обусловлена своеобразная посадка механика-водителя: он фактически лежит на пояснице в передней части танка, прямо по центру, держась руками за прямой руль-штурвал типа мотоциклетного и глядя в перископ.

Такое размещение делает танкиста максимально уязвимым при фронтальном ударе: вес тела приходится на фактически прямые ноги, позвоночник испытывает большие сжимающие нагрузки, которые могут привести к важным компрессионным травмам. Разумеется, что классические устройства пассивной безопасности в этом случае полностью бессильны: из ремней танкист, подушка безопасности кроме этого не сможет спасти позвоночник от перегрузки, а ноги от перелома.

В «новом, улучшенном» танке, взявшем от разработчиков — компании ArmorSafety Dynamics — дополнительный индекс PS (от слов в первых рядах Safety), последняя неприятность решена легко: педальный узел (в танке имеется одна педаль тормоза) сместили ближе к водителю, ноги чуть немного подняли, подложив под них дополнительную опору. Кресло выполнено так, что при ударе ноги водителя сгибаются в коленях, а не принимают нагрузку на себя.

Минимизировать нагрузки, сжимающие позвоночник танкиста, выяснилось ненамного сложнее. Для этого кресло механика-водителя было выполнено подвижным. При фронтальном ударе оно съезжает вперед, так отрицательное ускорение танка частично компенсируется хорошим ускорением кресла, в следствии чего позвоночник танкиста разгружается.

Очевидно, самой неприятности не существовало бы, если бы водителя возможно было посадить в вертикальном положении, но, к сожалению, габариты танка сделать это никак не разрешают.

Обеспечить безопасность остальных членов экипажа M1PS выяснилось еще сложнее. Использование статичных подушек безопасности и каких бы то ни было ремней ограничило бы подвижность начальника, заряжающего и наводчика, что совсем недопустимо в боевой обстановке.

«Сейчас окончательное решение проблемы не отыскано. Разработки ведутся в направлении оснащения подушками безопасности экипировки членов экипажа. К примеру, в каком бы положении ни был начальник экипажа при ударе, подушка раскроется около него.

Через мгновение воздушное пространство из подушки должен быть скоро откачан, дабы спасенный не задохнулся, — поведал «Популярной механике» начальник подразделения безопасности армейских автомобилей компании ArmorSafety Dynamics Дерк Сауэр. — Кроме этого мы рекомендуем участникам экипажа M1PS использовать защиту шеи, подобную применяемой пилотами Формулы-1. Устройство опирается на плечи танкиста, эластичными ремешками к нему пристегивается модернизированный танковый шлем. При ударе ремешки не разрешают голове совершить через чур резкий рывок, ограничивают ее перемещения, снимая нагрузку с шеи».

В гражданских машинах роль главного демпфера при аварии играется сминающийся кузов. Разумеется, что бронированной технике сминаться не положено — в противном случае ее сможет пробить любой боеприпас. В качестве сминаемых элементов на подопытном танке M1PS употреблялись особые выступающие крылья, изготовленные из так называемой «мягкой брони».

Очевидно, если сравнивать с кузовом автомобиляэти крылья жёстки, как камень.

Но так как им нужно будет гасить инерцию не маленькой легковушки, а шестидесятитонной махины. Конструкторы рассчитывают, что при фронтальном ударе на скорости 50 км/ч крылья сомнутся именно так, дабы разрешить центральной части танка, служащей твёрдым монококком для механика-водителя, легко коснуться препятствия. Само собой очевидно, материал «мягкой брони» держится в строжайшем секрете, не смотря на то, что по некоторым сведениям, она представляет собой многослойный металло-композитный «бутерброд» с совершенно верно запрограммированной деформацией.

Километр до удара

В подтверждение серьезности собственных намерений ArmorSafety Dynamics, взявшая от армейских заказ на разработку совокупности пассивной безопасности танка, совершила первый в истории краш-тест танка M1PS. Опробование проводилось фактически так же, как при с гражданскими машинами, с учетом некоторых своеобразных моментов.

В первую очередь, скорость, на которой происходит удар, был снижена с 64 км/ч (сегодняшний стандарт Euro NCAP для автомобилей ) до 50 км/ч. Специалисты посчитали, что для танка, большая скорость которого образовывает 72 км/ч, этого будет достаточно. Но без каких-либо поблажек в тесте был использован барьер с сорокапроцентным перекрытием (подобный удар есть намного более страшным, нежели удар с полным перекрытием).

В большинстве случаев подопытную технику разгоняют до нужной скорости на особой тележке посредством троса. Простой двигатель тестового стенда не имел возможности разогнать до полусотни км/ч 60-тонный танк. Для решения данной неприятности было нужно фактически выстроить новый стенд с лебедкой мощностью 1,5 МВт (больше 2000 л.с.), что превышает мощность двигателя самого танка.

Наряду с этим стало известно, что разогнать тяжелый танк на маленькой расстоянии очень сложно из-за пульсирующих нагрузок на механизм разгона — исходя из этого расстояние разгона увеличили многократно: от старта до барьера танк прошел на буксире больше километра.

Очевидно, барьер также был изготовлен намерено. Кроме его габаритов испытатели увеличили и жесткость, что разрешило имитировать железный каркас строения либо военную технику. Для оценки ущерба здоровью механика-водителя был создан манекен нового типа, талантливый фиксировать сжимающие нагрузки на позвоночник.

Для автомобильных аварий такие повреждения не свойственны, исходя из этого «простые» манекены применять безтолку.

В остальном же краш-тест проходил по стандартной схеме, его движение зафиксировала скоростная кинокамера. Результаты первого в мире краш-теста танка M1PS были очень обнадеживающими. Сминаемые крылья превосходно совладали со своей задачей.

Ноги механика-водителя остались целы, нагрузки на позвоночник только мало превысили допустимую норму — для первого опыта хорошо.

К сожалению, остальные члены экипажа при аварии пострадают в намного большей степени. самые вероятными травмами остаются сотрясение мозга, повреждение черепа, переломы ребер. А вот нагрузки на шею удалось снизить.

Отечественные танки не бьются

У нас все подобные разработки военно-промышленного комплекса сохраняються в тайне. Военное управление и тем более конструкторы — это самые недоступные люди, каковые держат собственную работу в строжайшей тайне.

Возможности надёжных армейских автомобилей в Российской Федерации нам помог оценить армейский инженер-испытатель с долгим стажем, полковник танковых армий Михаил Юрьевич Дубик. Согласно его точке зрения, у нас вряд ли озаботятся безопасностью военных и танкистов водителей в ближайшие двадцать лет.

Иначе, не обращая внимания на собственный богатейший опыт, Михаил Юрьевич не смог припомнить ни единого случая, в то время, когда яркой обстоятельством травм танкового экипажа стало бы столкновение двух автомобилей на поле боя: «В полной мере быть может, что новая программа PAVESP — это не более чем замечательная PR-кампания, направленная на усиление позиций западной военной техники на внешних рынках. К примеру, в государствах Ближнего Востока: в том месте клиенты уделяют громадное внимание безопасности и комфорту. А отечественные танки не мнутся — броня у них так же, как и прежде крепка».

Примечание редакции: эта статья размещена в апрельском номере издания и есть первоапрельским розыгрышем.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№30, апрель 2005).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: