Быть невидимым ивидеть: прицельные системы россии исша

    Все ответственное скрыто Много лет западные конструкторы авионики для боевых самолетов предпочитали заключать оптико-электронные совокупности прицеливания в корпуса подвесных контейнеров. С возникновением разработки «стелс» стало ясно, что контейнеры делают самолет через чур заметным.
    Было нужно искать иные пути
    Современные ОЭС глубоко интегрированы в комплекс БРЭО и смогут трудиться в согласованном режиме с БРЛС и другими гиперспектральными формирователями изображений. К примеру, трудясь в пассивном режиме, ОЭС способна давать целеуказания локатору либо применять его целеуказания для более правильной идентификации цели.

Все это разрешает использовать новые точные бомбы «j-серии» с инерциально-спутниковым наведением по принципу «разрешил войти — забыл», не заходя в зону ПВО
Совокупность «Кайра», владевшая как лазерным, так и телевизионным каналами, была встроена в носовую часть фюзеляжа самолета МиГ-27К, за счет чего шнобель автомобили взял характерный скос
Особенность совокупности EOTS — значительно увеличенная дальность действия, в особенности в нижней полусфере, что крайне важно для перехвата целей типа крылатых ракет либо БЛА, летящих вблизи почвы на малых высотах. Дополнение подобными функциями уже в режиме IRST разрешает применять совокупность EOTS кроме этого в задачах обеспечения ситуационной осведомленности экипажа
ИК-матрица формирует два типа инфракрасных изображений — большого разрешения для сопровождения выявленных целей и менее четкую — для удаленных.Быть невидимым ивидеть: прицельные системы россии исша

    Благодаря кардановому подвесу угол охвата совокупности образовывает 360 градусов
    Контейнерная ОЭС Обычная контейнерная ОЭС Litening израильской компании Rafael подвешена к фюзеляжу шведского многоцелевого малозаметного истребителя поколения 4++ Saab JAS 39 Gripen. Необходимо подчеркнуть, что существует и отечественная разработка — подвесной оптико-электронный контейнер «Сапсан-Э» с тепловизионным и лазерным каналами. «Сапсан-Э» устанавливается на самолеты Су-30МК-2, созданные для экспорта в Китай. Обычные весо-габаритные параметры для контейнерных совокупностей: протяженность контейнера не более трех метров, диаметр 300−330 мм, вес 220−250 кг. Контейнер стоит $1,8−2,5 млн, и, в большинстве случаев, их берут из расчета один контейнер на три самолета

Современный боевой многофункциональный самолет неимеетвозможности обойтись без обзорно-прицельной оптико-электронной совокупности (ОЭС). Она трудится всепогодно и целыми сутками в пассивном скрытом режиме без демаскирующего излучения, снабжая экипаж всей нужной информацией для ведения боевых операций.

Посмотри назад на бомбу

Первые ОЭС были приспособлены по большей части для ответа задач «воздух-поверхность» и выполнялись в виде контейнеров на внешней подвеске под самолетом — эти устройства и имеют сигарообразную форму. Но из-за чего оборудование ОЭС не было возможности запрятать вовнутрь самолета? Одна из основных обстоятельств содержится в том, что для метания точных бомб с полуактивным лазерным наведением требовалось, дабы цель в течение нескольких секунд была подсвечена лазерным лучом.

Бомба нацеливается, в то время, когда ее головка наведения захватывает отражение выпущенного бомбардировщиком луча. За эти пара секунд самолет успевает пролететь большое расстояние, и летящая бомба остается на большом растоянии сзади. Значит, для подсветки цели нужно, дабы источник лазерного луча имел, как говорят эксперты, громадный угол прокачки, другими словами имел возможность под большим углом отклоняться в сторону, противоположную перемещению бомбардировщика.

Потому, что контейнеры вынесены наружу, они фактически не имеют ограничений по секторам обзора, поскольку их оптическая головка в передней части владеет высокой подвижностью в любой плоскости и не затеняется фюзеляжем. Исходя из этого и подсветка цели лазером не представляла собой неприятности.

Запрятанная «Кайра»

Но у нас конструкторская идея изначально отправилась в другом направлении, и оптико-электронные совокупности контейнерного типа в СССР не создавались. Им нашлась альтернатива в виде встроенных обзорно-прицельных совокупностей, каковые наряду с этим были не меньше функциональными, чем западные образцы. В частности, была создана одна из лучших для собственного времени прицельных совокупностей, названную «Кайра».

В базу «Кайры» заложены правила телевизионного слежения за целью с лазерным каналом целеуказания и дальнометрирования. Совокупность была встроена в носовую часть фюзеляжа самолета МиГ-27К, за счет чего шнобель автомобили взял характерный скос.

Лазерный дальномер-подсветчик, поворачиваясь на одном кардане, имел возможность смотреть за целью с углом прокачки до 159 градусов. «Кайра» относилась к совокупностям дневного действия — но, и все западные контейнеры того времени, да и кое-какие теперешние, были кроме этого «дневными» и не очень сильно отличались по параметрам от отечественного. «Кайра» пребывала в эксплуатации до 1985 года, в то время, когда МиГ-27К вместе с нею был снят с оружия. Отечественная разработка встроенных ОЭС взяла предстоящее развитие в совокупностях КОЛС, ОЛС-М, ОЛС-27 для самолетов МиГ и Су.

Охота на тепло

Предстоящее развитие оптико-электронных прицельных совокупностей шло по пути большого расширения функциональных возможностей, что в громадной степени связано с началом применения инфракрасных (ИК) матриц. Возможно утверждать, что современные ОЭС ориентированы на последние достижения науки и техники ведения боевых операций, тогда как позиции бортовых локаторов (БРЛС) представляются не столь уж однозначными.

Дело в том, что при применении радиолокации самолет делается заметным для соперника на расстоянии, фактически на треть превышающем дальность самого локатора. Данный фактор ограничивает использование БРЛС, требует особенного регламента его применения. А ИК-матрица, встроенная в ОЭС, не только снабжает совокупности ночное видение, но и разрешает отслеживать обстановку как в окружающем воздушном пространстве, так и на земле, в пассивном режиме.

Другими словами без всякого излучения. Использование инфракрасных сенсоров не исключает применения активных средств, таких как локатор либо лазерные дальномеры и целеуказатели. Более того, ИК-матрицы в современных, оснащенных ИИ совокупностях способны трудиться в согласованном режиме с БРЛС.

Локатор, к примеру, возможно использован для более детального рассмотрения находящегося на земле объекта, тогда как ОЭС с тепловизионным каналом трудятся не с настоящей картиной, а с тепловыми сигнатурами (оптическими образами), каковые бортовая электроника идентифицирует как, к примеру, «пуск ракеты» либо «единица военной техники».

Не засвети в глаз

Современные ОЭС — это многофункциональные совокупности круглосуточного применения, в которых употребляются три информационных канала. Первый — телевизионный канал дневного действия, выстроенный на устройствах с зарядовой связью (ПЗС-матрицах). Второй — тепловизионный канал ночного действия, трудящийся в долгой (8−12 мкм) и средней (3−5 мкм) частях ИК-диапазона.

Третий канал представлен лазерным дальномером-целеуказателем с пеленгатором лазерного пятна, трудящимся на надёжной для зрения длине волны 1,06 и 1,57 мкм. Последнее крайне важно чтобы избежать проблем при обслуживании оборудования, поскольку технический эксперт может случайно «засветить» лучом себе в глаз. Кроме этого имеется возможность ослепить «дружеским» лазером бойца, дополнительно подсвечивающего цель с почвы.

Благодаря мультиканальному оборудованию ОЭС стало возмможно использовать новые точные бомбы (типа серии JDAM) с инерциально-спутниковым наведением по принципу «разрешил войти — забыл» без захода в зону ПВО с дальностью планирования этих бомб 40−70 км. ОЭС смогут обнаруживать воздушные цели на дальностях 100 км и больше, цели типа «танк» — на дальностях более чем 20 км, цели типа «мост» — 50−60 км.

Они могут в один момент сопровождать 15−20 целей, сохраняя наряду с этим режим обзора остального пространства. Особая камера на ПЗС разрешает весьма совершенно верно фиксировать результаты удара и передавать данные на КП в настоящем времени.

Около и вперед

Главные режимы работы современных ОЭС — IRST и FLIR. Первая британская сокращение расшифровывается как «ведение и Поиск цели в ИК-диапазоне». Эта функция содержится в пассивном инфракрасном сканировании (в сферическом обзоре) пространства около самолетa.

Режим позволяет обнаруживать цели на громадных дальностях и идентифицировать их, снабжая ситуационную осведомленность экипажа.

Режим FLIR («Впередсмотрящий инфракрасный сенсор») обращен к земной поверхности и употребляется как для навигации, так и для применения оружия «воздух-поверхность». Разновидность режима FLIR — NAVFLIR позволяет осуществлять низковысотную заходы и ночную навигацию на посадку ночью.

В большинстве случаев, функции IRST и FLIR разнесены по различным устройствам, оптимизированным под собственный режим, но могущим делать смежные задачи под управлением неспециализированного ПО ОЭС. На современных западных самолетах поколения 4+ режим IRST снабжает встроенная в носовую часть фюзеляжа специальная ОЭС. Ее характерный показатель — шарообразные обтекатели («шары») из сапфира, каковые защищают апертуры от набегающего потока.

Они находятся перед фонарем кабины с некоторым смещением довольно центральной оси, дабы снизить влияние затенения от конструкции корпуса. Режим FLIR до тех пор пока выполняется посредством контейнерных ОЭС, каковые имеют возможность превратиться во встроенные совокупности. Пример для того чтобы перспективного оборудования — совокупности EOTS самолета F-35 и ОЛС-К самолета МИГ-35.

Тайный шестиглаз

Как бы ни были привязаны западные конструкторы ОЭС к контейнерной конфигурации, очевидные недочёты этих совокупностей очевидно противоречат разработке «стелс» по большому счету и идеологии боевых самолетов 5-го поколения в частности. Контейнеры занимают собой точку подвески, на которой возможно было бы закрепить дополнительное оружие, и существенно повышают заметность летательного аппарата. Исходя из этого переход к 5-му поколению будет означать окончательный отказ от контейнерных разработок.

Иначе, потому, что запасы бомб с лазерным полуактивным наведением в мире еще громадны, ОЭС, упакованные в контейнеры, будут и дальше производиться для аппаратов прошлых поколений.

У истребителя 5-го поколения F-35 Lightning II ОЭС относится к встроенному типу и складывается из интегрированных совокупностей EODAIRS (действующей в режиме IRST) и на данный момент (действующей в режиме FLIR, по «почва»).

Совокупность EODAIRS включает в себя шесть ИК-сенсоров, размещенных более либо менее равномерно около носовой части фюзеляжа недалеко от фонаря кабины. Они имеют согласованные поля зрения и образуют так именуемую распределенную апертуру, разрешающую вести сферический обзор около самолета в пассивном скрытом режиме. На базе оценок ИК-сигнатур совокупность идентифицирует найденные воздушные цели и может опознавать пуски ракет.

Главная трудность при создании EODAIRS пребывала в разработке ПО по управлению информацией из различных ее отображения и зон обзора на дисплее шлема пилота либо на кабинном индикаторе. Основная задача заключалась в том, дабы пилот не подмечал границ секторов обзора отдельных датчиков и видел изображение как единое целое, причем независимо от поворотов головы.

По заявлениям разработчиков, эта неприятность решена всецело, включая психофизиологические нюансы совместимости пилота с подобным вариантом индикации. Совокупность трудится в среднем ИК-диапазоне (протяженность волны 3−5 мкм).

Для чего самолету сапфир?

Электронно-оптическая совокупность прицеливания (EOTS) создана на базе контейнерной совокупности Sniper XR и имеет с нею неспециализированные аппаратные блоки. EOTS формирует цифровые изображения контролируемого пространства с высоким разрешением на нашлемном дисплее либо кабинном индикаторе.

EOTS имеет широкую апертуру под фасетированным (многогранным) сапфировым обтекателем уникальной клинообразной формы. Она прекрасно вписывается в контуры самолета и не ухудшает его аэродинамику, и характеристики заметности.

В EOTS употребляются ударопрочные покрытия и оптические материалы, каковые снабжают нужную прозрачность в ИК-диапазоне. Они слабо нагреваются в сверхзвуковом полете и тем самым снимают проблему температурных искажений изображения цели и громадных прицельных неточностей. Они кроме этого прекрасно рассеивают отраженное излучение от локаторов соперника, превращая его в отметку с хаотичной сигнатурой.

Необходимо подчеркнуть, что прозрачный сапфировый обтекатель имеет прекрасный золотистый оттенок. Совокупность EOTS применяет средний (3−5 мкм) ИК-диапазон, весит около 90 кг.

Что касается сравнительно не так давно начавшего выполнять испытательные полеты русского истребителя 5-го поколения Т-50, достоверным сведеньям о конструкции его ОЭС пока не существует.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№92, июнь 2010).

Тюненый Mitsubishi Evo IV: Повседневка для фанатки JDM [BMIRussian]


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: