Церковно-судебные инстанции

В отличие от светских судов, каковые в современных странах везде отделены от административной и законодательной власти, каноническому праву данный принцип чужд. Вся полнота судебной власти в епархии, по канонам, сосредоточивается в лице ее главного пастыреначальника и правителя — епархиального архиерея.

По 32-му Апостольскому правилу: Аще что пресвитер, либо диакон от епископа во отлучении будет, не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим его, разве в то время, когда произойдёт умрети епископу, отлучившему его. Но епископ, имея полноту судебной власти над мирянами и клириками, вверенными Всевышним его попечению, ведет расследование не единолично, а опираясь на советы и помощь собственных пресвитеров.

В синодальную эру в Российской Федерации все судебные дела разбирались Консисториями, но решения Консистории подлежали утверждению со стороны архиерея, что имел возможность и не дать согласие с суждением Консистории и вынести независимое ответ по любому делу.

На распоряжения епископского суда Каноны допускают апелляции к областному Собору, т.е. Собору митрополичьего округа (14 прав. Сард.

Соб.; 9 прав.

Халкид, Соб.).Церковно-судебные инстанции Собор митрополичьего округа — не только апелляционная инстанция, он еще есть и первой инстанцией для суда по жалобам мирян и клириков на собственного епископа либо по жалобе одного епископа на другого. Начало 74 Апостольского правила гласит: Епископ, от людей вероятия хороших обвиняемый в чем-либо, нужно сам должен быть призван епископами; и аще предстанет и согласится, либо обличен будет, да определится епитимия….

А в 5 каноне I Никейского Собора по окончании ссылки на 32 Апостольское правило, говорящее о том, что отлученные одним епископом не должны приниматься вторыми, сообщено потом: Но да будет изследываемо, не по малодушию ли, либо распре, либо по какому-либо подобному неудовольствию епископа, подпали они отлучению. И без того, чтобы о сем происходи имело возможность приличное изследование, за благо признано, дабы в каждой области каждые полгода были соборы.

На решения митрополичьего собора апелляции смогут подаваться собору всей поместной Церкви, на суд Поместного Собора идут и жалобы на митрополита. Отцы Халкидонского Собора в заключении 9 правила изрекли: Аще же на митрополита области епископ, либо клирик, имеет неудовольствие, да обращается либо к екзарху великия области, либо к престолу царствующаго Константинополя, и пред ним да судится.

Русская Церковь сначала собственного бытия и поныне имеет лишь две инстанции административной и судебной власти; епархиального архиерея и высшую церковную власть (митрополита, Патриарха с Собором, после этого Святейший Синод, а сейчас (по окончании 1917 г.) — Поместный и Архиерейский Соборы, и Священный Синод во главе с Патриархом).

В синодальную эру практически все дела, разглядываемые епархиальным судом, кроме того без подачи апелляций, подлежали ревизии и утверждению Святейшим Синодом. Исключение составляли только дела по обвинениям духовных лиц в таких проступках, за каковые надеялось только дисциплинарное наказание, бракоразводные дела по осуждении одного из супругов к наказанию, связанному с лишением всех прав состояния, и разводы из-за мещан и безвестного отсутствия крестьян, и дела по расторжению браков жен без вести пропавших либо забранных в плен солдатах низших чинов.

Такая сверхцентрализация, сужая власть епархиального архиерея, противоречила канонам. Сейчас епархиальные архиереи более независимы, чем в синодальную эру, в осуществлении собственной судебной власти.

И сейчас действующему Уставу об управлении Русской Православной Церкви церковным судом первой инстанции есть епархиальный совет. Устав предоставляет епархиальному архиерею утверждение взысканий церковного суда.

В соответствии с ст. 32 (гл. V Устава), Священный Синод делает выводы:

a. в первой инстанции противоречия между двумя либо более архиереями, канонические проступки архиереев,

b. в первой и последней инстанции дела против мирян и клириков — важных сотрудников синодальных учреждений — за нарушение ими служебных обязанностей и церковных правил,

c. в последней инстанции канонические проступки диаконов и священников, каковые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана либо отлучением от Церкви,

d. канонические проступки мирян, пожизненно отлученных за эти проступки от Церкви судами низших инстанций,

e. все дела, переданные епархиальными судами [1].

Суду Архиерейского Собора во второй инстанции подлежат противоречия между архиереями и все судебные дела, переданные Собору Священным Синодом. Архиерейский Собор правомочен кроме этого в первой инстанции разглядывать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

Второй судебной инстанцией по обвинениям Патриарха есть Поместный Собор, что во второй и последней инстанции делает выводы кроме этого все по большому счету дела, переданные ему Архиерейским Собором для решения.

1. Устав об управлении Русской Православной Церкви. С. 14. ^

Церковные наказания

В отличие от светских судов, каковые в современных странах везде отделены от административной и законодательной власти, каноническому праву данный принцип чужд. Вся полнота судебной власти в епархии, по канонам, сосредоточивается в лице ее главного пастыреначальника и правителя — епархиального архиерея.

По 32-му Апостольскому правилу: Аще что пресвитер, либо диакон от епископа во отлучении будет, не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим его, разве в то время, когда произойдёт умрети епископу, отлучившему его. Но епископ, имея полноту судебной власти над мирянами и клириками, вверенными Всевышним его попечению, ведет расследование не единолично, а опираясь на советы и помощь собственных пресвитеров.

В синодальную эру в Российской Федерации все судебные дела разбирались Консисториями, но решения Консистории подлежали утверждению со стороны архиерея, что имел возможность и не дать согласие с суждением Консистории и вынести независимое ответ по любому делу.

На распоряжения епископского суда Каноны допускают апелляции к областному Собору, т.е. Собору митрополичьего округа (14 прав. Сард. Соб.; 9 прав.

Халкид, Соб.). Собор митрополичьего округа — не только апелляционная инстанция, он еще есть и первой инстанцией для суда по жалобам мирян и клириков на собственного епископа либо по жалобе одного епископа на другого.

Начало 74 Апостольского правила гласит: Епископ, от людей вероятия хороших обвиняемый в чем-либо, нужно сам должен быть призван епископами; и аще предстанет и согласится, либо обличен будет, да определится епитимия…. А в 5 каноне I Никейского Собора по окончании ссылки на 32 Апостольское правило, говорящее о том, что отлученные одним епископом не должны приниматься вторыми, сообщено потом: Но да будет изследываемо, не по малодушию ли, либо распре, либо по какому-либо подобному неудовольствию епископа, подпали они отлучению. И без того, чтобы о сем происходи имело возможность приличное изследование, за благо признано, дабы в каждой области каждые полгода были соборы.

На решения митрополичьего собора апелляции смогут подаваться собору всей поместной Церкви, на суд Поместного Собора идут и жалобы на митрополита. Отцы Халкидонского Собора в заключении 9 правила изрекли: Аще же на митрополита области епископ, либо клирик, имеет неудовольствие, да обращается либо к екзарху великия области, либо к престолу царствующаго Константинополя, и пред ним да судится.

Русская Церковь сначала собственного бытия и поныне имеет лишь две инстанции административной и судебной власти; епархиального архиерея и высшую церковную власть (митрополита, Патриарха с Собором, после этого Святейший Синод, а сейчас (по окончании 1917 г.) — Поместный и Архиерейский Соборы, и Священный Синод во главе с Патриархом).

В синодальную эру практически все дела, разглядываемые епархиальным судом, кроме того без подачи апелляций, подлежали ревизии и утверждению Святейшим Синодом. Исключение составляли только дела по обвинениям духовных лиц в таких проступках, за каковые надеялось только дисциплинарное наказание, бракоразводные дела по осуждении одного из супругов к наказанию, связанному с лишением всех прав состояния, и разводы из-за мещан и безвестного отсутствия крестьян, и дела по расторжению браков жен без вести пропавших либо забранных в плен солдатах низших чинов.

Такая сверхцентрализация, сужая власть епархиального архиерея, противоречила канонам. Сейчас епархиальные архиереи более независимы, чем в синодальную эру, в осуществлении собственной судебной власти.

И сейчас действующему Уставу об управлении Русской Православной Церкви церковным судом первой инстанции есть епархиальный совет. Устав предоставляет епархиальному архиерею утверждение взысканий церковного суда.

В соответствии с ст. 32 (гл. V Устава), Священный Синод делает выводы:

a. в первой инстанции противоречия между двумя либо более архиереями, канонические проступки архиереев,

b. в первой и последней инстанции дела против мирян и клириков — важных сотрудников синодальных учреждений — за нарушение ими служебных обязанностей и церковных правил,

c. в последней инстанции канонические проступки диаконов и священников, каковые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана либо отлучением от Церкви,

d. канонические проступки мирян, пожизненно отлученных за эти проступки от Церкви судами низших инстанций,

e. все дела, переданные епархиальными судами [1].

Суду Архиерейского Собора во второй инстанции подлежат противоречия между архиереями и все судебные дела, переданные Собору Священным Синодом. Архиерейский Собор правомочен кроме этого в первой инстанции разглядывать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.

Второй судебной инстанцией по обвинениям Патриарха есть Поместный Собор, что во второй и последней инстанции делает выводы кроме этого все по большому счету дела, переданные ему Архиерейским Собором для решения.

1. Устав об управлении Русской Православной Церкви. С. 14. ^

Наказания для мирян

Правонарушение влечет за собой наказание. Особенность наказаний, используемых духовными судами, будь то епископский суд либо тайный суд духовника, содержится в том, что основная цель их не в возмездии а также не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании больных состояний души самих грешников. Покаяние так и именуется в канонах — врачевание (Григ. Нисск. 3, Григ.

Нисск. 8, Трулл.

102).

Наказания для духовных и мирян лиц в Церкви разен. Как пишет доктор наук А.С. Павлов, сущность церковных наказаний пребывает в том, что преступник церковных канонов лишается всех либо лишь некоторых прав и благ, находящихся в необыкновенном распоряжении Церкви.

Из этого и неспециализированное наименование этих церковных наказаний; отлучение (?????????, excommunicatio). Оно возможно либо полное пребывающее в совершенном исключении преступника из участников Церкви (???????, excommunicatio major), либо неполное, в то время, когда виновный лишается лишь некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении [1]. Великим отлучением, анафемой, поражают лишь за самые тяжёлые правонарушения: ересь, предательство, святотатство.

Великое отлучение содержится в совершенном исключении преступника из Церкви. Но и анафема все-таки не утрачивает характера врачевания, потому что она не есть неотменяемой карой. В случае если анафематствованный безбожник раскается в содеянных им правонарушениях, то он не может быть жестокосердно отвергнут Церковью.

В соответствии с 52-му Апостольскому правилу, аще кто, епископ, либо пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина.

Опечаливает бо Христа рекшаго: радость не редкость на небеси о едином грешнице кающемся.

Комментируя это правило, Вальсамон пишет: Нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Из-за чего Господь и приемлет всех кающихся и обращающихся от зла к добру. Потому что для спасения грешников Он низшел с неба и сообщил: Не приидох призвати праведники, но безбожники на покаяние (Мф.

9:13).

И без того епископ, либо пресвитер, не приемлющий обращающихся так, но подобно Новату, гнушающийся ими, должен быть извержен, потому что противится воле Всевышнего.

Но древние каноны требуют от раскаявшегося, дабы покаяние его было очевидным, не лицемерным, и всецелым. Малое отлучение связано было в Старой Церкви с публичным покаянием. В третьем веке в Церкви, в особенности рано в Понтийском диоцезе, выработался постоянный порядок обратного принятия в церковное общение безбожника, подобный тому, как неспешно, проходя через степень оглашенных, принимались в Церковь снова уверовавшие.

Различные степени покаяния отражены в 12 правиле св. Григория Неокесарийского: Плач не редкость вне врат молитвенного храма, где стоя согрешивший обязан просити входящих верующих, чтобы они помолилися за него. Слушание не редкость в врат в притворе, где безбожник обязан стояти до моления об оглашенных, и тогда исходити.

Потому что правило глаголет: слушав Писания и учение, да изженется, и да не сподобится молитвы.

Чин припадающих имеется, в то время, когда кающийся, находившись в врат храма, исходит вместе с оглашенными. А чин купно стоящих имеется, в то время, когда кающийся стоит купно с верными, и не исходит с оглашенными. Конечное же имеется причастие Святых Тайн.

Из текста этого правила мы видим, что существовало четыре ступени покаяния, каковые последовательно проходил кающийся безбожник. Находящиеся на 1 ступени именовались плачущими. Они не допускались вовнутрь храма, но, стоя вне Церкви, с плачем сокрушались о собственных грехах и умоляли входивших в храм помолиться о них.

2 ступень — слушающие.

Это те, кто, стоя в притворе, слушали проповедь и Священное Писание, а после этого перед ТаинствомЕвхаристии, покидал храм вместе с оглашенными. Принадлежащие к 3 ступени именовались припадающими либо коленопреклоненными. Они имели возможность находиться в храме и допускались до самого амвона.

По окончании удаления из церкви оглашенных и слушающих припадающие повергались ниц на землю, и епископ просматривал над ними молитвы, возлагая на них руки, по окончании чего и они покидали храм.

И, наконец, пребывавшие на 4 ступени, купно стоящие либо совместно стоящие, имели возможность оставаться в храме до конца Божественной Литургии, но не допускались до Чаши и к принесению жертвенных даров в храм. Пройдя все ступени покаяния, раскаявшиеся безбожники принимались в церковное общение. В дисциплинарных правилах Св.

Василия Великого сохраняется разделение срока покаяния на четыре ступени. В собственных канонах в зависимости от тяжести греха Св. Василий Великий определяет им различные сроки нахождения на каждой из этих ступеней.

В его 75 каноне, где речь заходит о кровосмешении, говорится: Пришедши в сознание страшнаго греха, три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов, и прося входящих на молитву, чтобы любой с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. По окончании этого на второе трехлетие да будет допущен токмо до слушания Писаний, по слушании же поучений и Писаний, да изгоняется же из Церкви, и да не удостоивается общения в молитве.

Позже, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с глубоким смирением и сокрушением сердца, то дадутся ему иные три лета на припадание. И так, в то время, когда продемонстрирует плоды, хорошие покаяния, в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения; два лета стоя на протяжении молитвы с верными, наконец да удостоится приобщения святынь.

Но в старой дисциплинарной практике сроки нахождения на различных степенях покаяния не имели абсолютного и неизменного характера. Они имели возможность уменьшаться либо, наоборот, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося. В 8 правиле Св.

Григорий Нисский с точностью и замечательной глубиной формулирует это положение: Во всяком же роде правонарушения, а в первую очередь смотрети должно, каково размещение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время, (потому что какое излечение может быти от времени), но произволение того, что врачует себя покаянием.

На смертном одре все кающиеся допускаются до Причастия, но в древности, если они поправлялись по окончании Причащения Святых Тайн, возобновляли покаянное делание, начиная с той ступени, на которой застала их угрожавшая смертью заболевание.

Большинство дисциплинарных правил, которые связаны с отлучением от Причастия на различные сроки, в собственности Св. Василию Великому. В соответствии с его 73 правилу, произвольное отречение от христианской веры наказывается пожизненным лишением Святых Тайн, а отречение по страху мучений — отлучением на 8-9 лет (прав.

81). Вольное убийство влечет за собой, по 56 правилу Св. Отца, отлучение от Святых Тайн на 20 лет, невольное (нечаянное) — на 10 лет (прав. 57), убийство плода во чреве — на 10 лет (прав. 8), прелюбодеяние, равно как и блуд монаха, наказывается пятнадцатилетним (прав.

60), блуд мирянина — семилетним (прав. 59), скотоложство и мужеложство — пятнадцатилетним (прав. 7) и кровосмешение — двадцатилетним отлучением (прав.

67).

В конце IV века старая практика покаяний подверглась значительным трансформациям. Как писал доктор наук Н.С. Суворов, публичное покаяние на Востоке вышло из потребления, и правила о долговременном публичном покаянии заменились в практике епитимийными правилами покаянных сборников, взявших позднее в Восточной Церкви широкое потребление с именем Иоанна Постника [2].

Длительность покаяния уменьшалась, но вместо того, от кающегося требовалось выполнять предписываемые ему подвиги: усиленный пост (сухоядение), земные поклоны, благотворительство. Время от времени кающихся отправляли в монастыри, где они должны были, кроме молитв, поклонов и поста, выполнять и монастырские работы. Все это начало называться епитимией, не смотря на то, что по начальному значению слова епитимия (?????????) (запрещение) — это отлучение от причастия.

Дисциплина церковных покаяний перешла к нам, на Русь, из Византии. До эры Петра Великого полная власть в назначении церковных наказаний принадлежала архиереям, каковые имели возможность по собственному разумению и сообразуясь с канонами налагать епетимии а также подвергать церковных преступников анафеме. Но в Духовном регламенте совершенно верно регламентировалась практика наложения наказаний, во многом противоречащая Св.

Правилам. В соответствии с Духовному регламенту, малое отлучение должно состоять во временном удалении от участия в храмовой молитве, в запрещении входить в церковь и причащаться Святых Тайн. Малое отлучение имел возможность налагать епархиальный архиерей за великий и явный грех.

Епископ, по Регламенту, обязан через духовника либо лично увещевать бесчинника принести публичное покаяние; при же ослушания, он, без особенной торжественности (это очень оговаривалось в Духовном регламенте), подвергает его отлучению, написав вину его на малой хартийке [3]. В синодальную эру малое отлучение обыкновенно назначалось заодно с уголовной карой либо как единственное наказание преступника в тех случаях, каковые были предусмотрены Уложением о наказании.

Церковное покаяние осужденные проходили или в приходских церквах, или в монастырях. Анафема, великое отлучение, по Духовному регламенту, пребывает в совершенном отсечении преступника от Церкви. В Регламенте сообщено: Чрез анафему человек делается подобно убиенному, а отлучением либо запрещением подобен имеется забранному под арест [4].

Терминология очень характерная для петровской эры и для архиепископа и вкусов царя Феофана Прокоповича.

Анафеме подлежали тяжкие преступники и упорные еретики, совершившие злодеяния либо политические правонарушения, за каковые назначалась смертная казнь. Анафеме должно было по Регламенту, предшествовать троекратное увещание. Но, в соответствии с основному церковному закону — 52 канону, — кроме того лица, подвергшиеся анафеме, есть в праве сохранять надежду, что врата Церкви не затворены для них бесповоротно, потому что Христос пришел спасти не праведников, а грешников кающихся.

В эру средневековую и в Византии, и у нас в Киевской Руси, и на Западе анафематствованные, среди них и еретики, подвергались смертной казни. По законодательству Петра Великого, отлученные малым отлучением считались ошельмованными, а анафематствованные — потерпевшими политическую смерть. Потом гражданско-правовые последствия малого отлучения были существенно умалены и сведены к лишению права быть поверенным по делам и свидетельствовать присягой по суду.

В Духовном регламенте и позднейшем церковном законодательстве практически не затрагивались епитимии, налагаемые духовником при тайной исповеди; но духовникам всячески предписывалась кротость и мягкость в отношении к безбожникам. Долгие отлучения, предусмотренные канонами, фактически не использовались.

Сейчас, очевидно, все те законоположения синодальной эры, каковые вытекали из сращения церковной и власти, потеряли силу. Что же касается применения жёстких санкций, предписываемых в древних правилах, фактически они помогают значительно чаще скорее обличению кающихся, чем как практически исполняемые правовые нормы.

Чуть ли было бы проявлением пастырской мудрости подвергать человека мало церковного, но пришедшего, возможно, в первый раз, на покаяние отлучению на долгий срок правильно Св. Отцов и Соборов. Иначе, но, в некоторых случаях правильное использование дисциплинарных канонов может послужить врачеванию души согрешившего.

Особенный вид церковного наказания — это лишение церковного погребения за суицид, идеальное намеренно, в здравом уме, а не в сумасшедшем состоянии либо в беспамятстве. В синодальную эру церковного погребения лишались, помимо этого, все подвергнутые по суду смертной казни. А в допетровскую старину не отпевались и те, кто купаючись и хвалясь и играясь утонут либо с качели убьются либо на разбое либо и на воровстве каком убиты будут [5].

1. Павлов А.С. Указ. соч. С. 419. ^

2. Суворов Н. Указ. соч. С. 284. ^

3. Духовный Регламент. С. 39. ^

4. В том месте же. ^

5. Цит. по: Суворов Н. Учебник церковного права. С. 290. ^

Урок 9. Суд второй инстанции: обжалование не вступивших в силу судебных постановлений


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: