Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм

Авторитет ветхозаветных и новозаветных книг в Христианской Церкви не однообразен. Закон был для нас детоводителем ко Христу. (Гал. 3:24), Имея тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1), явленный во Христе, Что, по слову апостола, Отменяет первое, дабы постановить второе (Евр.

10:9).

Однако Господь сказал о Ветхом Завете: Не думайте, что Я пришел совершить правонарушение либо пророков; не нарушить пришел Я, но выполнить (Мф. 5:17).

По известному выражению блаженного Августина, Новый Завет прячется в Ветхом, Ветхий раскрывается в Новом [1]. Мысль Царства Божия в Ветхом Завете дана в обетовании, в преобразовании, а в Новом она явлена в учении и личности Христа, в жизни Церкви, в житиях святых.

В Ветхом Завете правовые предписания, касающиеся не только богослужения и Храма, но и публичной жизни народа, домашних и имущественных взаимоотношений, занимают только ответственное место.

Эти предписания по обстоятельности и полноте собственной, по подробному регламентированию всевозможных казусов носят темперамент юридических кодексов: Не засевай виноградника собственного двумя родами семян, дабы не сделать тебе заклятым сбора семян… Не паши на воле и осле совместно. Не надевай одежды, сделаннойиз различных веществ, из льна и шерсти совместно (Втор. 22:9-11).

Недаром Пятикнижие Моисея стало называться Тора — закон.Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм

Большинство ветхозаветных предписаний потеряла силу. В Церкви Христовой непременно отменен ветхозаветный левират.

На Апостольском Соборе, обрисованном в Деяниях, в связи с разномыслием первых христиан об обязательности Моисеева Закона для новообращенных из язычников принято было распоряжение написать братиям из язычников: Потому что угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, не считая этого нужного: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать вторым того, чего себе не желаете. (Деян. 15:28-29). Так, в Новом Завете сохранили силу нравственные предписания Моисеева Закона, очищенные от тех элементов, каковые были уместны до пришествия Христа, но потеряли каждый суть по окончании выполнения чаяний Израиля.

Всю собственную необходимую силу для христиан сохранило и Десятословие Моисея. Сущность этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: Возлюби Господа Всевышнего твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия имеется первая и громаднейшая заповедь.

Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается целый пророки и закон (Мф.

22:37-40).

Доктор наук Н.С. Суворов отмечал: Отдельные университеты юридического ветхозаветного порядка то являлись образцом и основой для христианского порядка судьбы, как, к примеру, ветхозаветный университет священства для христианской церковной иерархии, то прямо признавались необходимыми для христиан, как, к примеру, десятина, запрещение взимать проценты (в Ветхом Завете, добавим, ограниченное только единоплеменниками: Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост (Втор.

23:20), налагать двойное наказание за одно да и то же правонарушение, требование показаний двух либо трех свидетелей для установления истины на суде [2]. Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков.

В канонах довольно часто видятся ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м правиле св. Василия цитируется пророк Иеремия (3:1) и Книга Притчей (18:23); Аще супруг, сожительствуя жене, и позже не довольствуяея браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником, и на долгое время оставляем его под епитимиею.

Но не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Потому что речено: прелюбодейца сквернящися осквернится, и к мужу собственному не возвратится.

Такожде: держащий прелюбодейцу безумен и нечестив.

На эти же места из Иеремии и Притчей ссылаются и Отцы Трулльского Собора в 87-м правиле, В 16 правиле 7 Мирового Собора цитируется Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова:

Исполнилось в них написанное; мерзость безбожником благочестие (Сирах. 1:25), то аще обрящутся некие, посмевающиеся носящим скромное одеяние и простой, епитимиею да исправляются….

По словам епископа Никодима (Милаша), предписания (ветхозаветного) законодательства сохраняют собственную силу в Христовой Церкви так, как она сказала им эту силу, руководствуясь принципом, выраженным в заключении… Апостольского Собора [3].

1. Цит. по: Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков, 1893. С. 146. ^

2. Суворов Н. Указ. соч. С. 135-136. ^

3. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 43. ^

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: