Часть iv. виды церковной власти

Новый Устав об управлении Русской Православной Церкви, изданный Поместным Собором 1988 г., в значительной степени, но не в полной мере, возвратил то положение, которое существовало на приходах до 1961 г. Приходскому управлению посвящена VIII глава Устава (а по окончании трансформаций, внесенных Архиерейским Собором 1989 г., — его IX глава).

Приходом, — по определению, данному в Уставе, — есть община православных христиан, складывающаяся из мирян и клира, объединенных при храме. Такая община образовывает часть епархии, находится под каноническим управлением собственного епархиального архиерея и под управлением поставленного им священника настоятеля [1]. Приходскую общину смогут образовать не меньше 20 верующих православных граждан.

По окончании регистрации гражданскими властями община приступает к собственной деятельности по благословению епархиального архиерея.

В Уставе предусматриваются три органа приходского управления: приходское собрание во главе с настоятелем, приходской ревизионная комиссия и совет. Настоятель назначается архиереем и призван отвечать заисправное, согласное с церковным уставом, совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-соответствующее воспитание и нравственное состояние прихода.Часть iv. виды церковной власти Он обязан добросовестно делать все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, в соответствии с установлениям церковных настоящего и канонов Устава [2].

В круг обязанностей настоятеля, в соответствии с Уставу, включаются управление причтом, наблюдение за состоянием богослужебной утвари и храма, соблюдением требований богослужебного устава; он отвечает заправильное выполнение указаний епархиального архиерея, представление благочинному либо конкретно архиерею ежегодных отчетов о состоянии прихода, ведет официальную переписку, хранит приходской архив, выдает удостоверения о венчании и крещении брака. Отпуск настоятель может взять только по разрешению епархиальной власти.

В состав приходского причта входят священник, псаломщик и диакон. В зависимости от потребностей прихода число участников причта возможно сокращено либо увеличено. назначение и Избрание священно и церковнослужителей в собственности епархиальному архиерею [3].

Устав требует от кандидата в диакона либо священника успехи им совершеннолетнего возраста, наличия нужных нравственных качеств и достаточную богословскую подготовку, и дабы он представил свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению. Ставленник неимеетвозможности состоять под церковным либо гражданским судом. Перед рукоположением он подписывает церковную присягу.

Власть перемещать либо увольнять клириков в собственности епархиальному архиерею. Священник, — говорится в Уставе, — может учавствовать в совершении богослужения в другом приходе с согласия правящего архиерея той епархии, в которой этот приход находится, либо с согласия настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность [4].

Прихожанами, — в соответствии с Уставу, — являются лица православного исповедания, сохраняющие живую сообщение со своим приходским храмом. Участниками приходского собрания смогут быть совершеннолетние миряне и клирики, не находящиеся под церковным либо гражданским судом. Главой собрания по собственному положению избирается настоятель прихода.

Право созывать приходское собрание в собственности настоятелю совместно с приходским собранием. Ответ принимается приходским собранием, большинством голосов, а при равенства голосов перевес дает голос главы.

В круг обязанностей приходского собрания входят хранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию [5], ответственность за сохранность имущества прихода, забота о состоянии храмового пения, утверждение годового бюджета прихода, изыскание средств на потребности прихода. Приходское собрание выбирает из собственных участников приходской совет и ревизионную рабочую группу.

Приходской совет есть аккуратным органом приходского собрания и подотчетен ему [6]. Он складывается из главы, его казначея и помощника, выбираемых из клириков либо мирян на 3 года. Главой совета возможно избран и настоятель прихода.

Приходской совет отвечает засохранность церковного имущества и храма, распоряжается финансовыми средствами прихода, выполняет решения приходского собрания.

Официальные бумаги прихода подписывают председатель и настоятель приходского совета. В случае если же это одно да и то же лицо, то бумаги подписывает еще казначей. Банковские квитанции и по большому счету все денежные документы подписываются главой приходского совета и казначеем.

В состав ревизионной рабочей группе, выбираемой приходским собранием на 3 года, входят глава и 2 участника. Обязанности рабочей группы, в соответствии с Уставу, следующие: проведение ревизий наличия денежных средств, контроль за законностью затрат, правильностью ведения приходно-расходных книг, за снятием кружек с пожертвованиями, наблюдение за состоянием церковного имущества, ежегодная опись этого имущества.

1. Устав об управлении Русской православной Церкви. М., 1989. С. 22. ^

2. В том месте же. ^

3. В том месте же. С. 23. ^

4. В том месте же. С. 23-24. ^

5. В том месте же. С. 24, 25. ^

6. См. в том месте же. С. 25. ^

Власть учения

Новый Устав об управлении Русской Православной Церкви, изданный Поместным Собором 1988 г., в значительной степени, но не в полной мере, возвратил то положение, которое существовало на приходах до 1961 г. Приходскому управлению посвящена VIII глава Устава (а по окончании трансформаций, внесенных Архиерейским Собором 1989 г., — его IX глава).

Приходом, — по определению, данному в Уставе, — есть община православных христиан, складывающаяся из мирян и клира, объединенных при храме. Такая община образовывает часть епархии, находится под каноническим управлением собственного епархиального архиерея и под управлением поставленного им священника настоятеля [1]. Приходскую общину смогут образовать не меньше 20 верующих православных граждан.

По окончании регистрации гражданскими властями община приступает к собственной деятельности по благословению епархиального архиерея.

В Уставе предусматриваются три органа приходского управления: приходское собрание во главе с настоятелем, приходской ревизионная комиссия и совет. Настоятель назначается архиереем и призван отвечать заисправное, согласное с церковным уставом, совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-соответствующее воспитание и нравственное состояние прихода. Он обязан добросовестно делать все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, в соответствии с установлениям церковных настоящего и канонов Устава [2].

В круг обязанностей настоятеля, в соответствии с Уставу, включаются управление причтом, наблюдение за состоянием богослужебной утвари и храма, соблюдением требований богослужебного устава; он отвечает заправильное выполнение указаний епархиального архиерея, представление благочинному либо конкретно архиерею ежегодных отчетов о состоянии прихода, ведет официальную переписку, хранит приходской архив, выдает удостоверения о венчании и крещении брака. Отпуск настоятель может взять только по разрешению епархиальной власти.

В состав приходского причта входят священник, псаломщик и диакон. В зависимости от потребностей прихода число участников причта возможно сокращено либо увеличено. назначение и Избрание священно и церковнослужителей в собственности епархиальному архиерею [3].

Устав требует от кандидата в диакона либо священника успехи им совершеннолетнего возраста, наличия нужных нравственных качеств и достаточную богословскую подготовку, и дабы он представил свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению. Ставленник неимеетвозможности состоять под церковным либо гражданским судом. Перед рукоположением он подписывает церковную присягу.

Власть перемещать либо увольнять клириков в собственности епархиальному архиерею. Священник, — говорится в Уставе, — может учавствовать в совершении богослужения в другом приходе с согласия правящего архиерея той епархии, в которой этот приход находится, либо с согласия настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность [4].

Прихожанами, — в соответствии с Уставу, — являются лица православного исповедания, сохраняющие живую сообщение со своим приходским храмом. Участниками приходского собрания смогут быть совершеннолетние миряне и клирики, не находящиеся под церковным либо гражданским судом. Главой собрания по собственному положению избирается настоятель прихода.

Право созывать приходское собрание в собственности настоятелю совместно с приходским собранием. Ответ принимается приходским собранием, большинством голосов, а при равенства голосов перевес дает голос главы.

В круг обязанностей приходского собрания входят хранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию [5], ответственность за сохранность имущества прихода, забота о состоянии храмового пения, утверждение годового бюджета прихода, изыскание средств на потребности прихода. Приходское собрание выбирает из собственных участников приходской совет и ревизионную рабочую группу.

Приходской совет есть аккуратным органом приходского собрания и подотчетен ему [6]. Он складывается из главы, его казначея и помощника, выбираемых из клириков либо мирян на 3 года. Главой совета возможно избран и настоятель прихода.

Приходской совет отвечает засохранность церковного имущества и храма, распоряжается финансовыми средствами прихода, выполняет решения приходского собрания. Официальные бумаги прихода подписывают председатель и настоятель приходского совета. В случае если же это одно да и то же лицо, то бумаги подписывает еще казначей.

Банковские квитанции и по большому счету все денежные документы подписываются главой приходского совета и казначеем.

В состав ревизионной рабочей группе, выбираемой приходским собранием на 3 года, входят глава и 2 участника. Обязанности рабочей группы, в соответствии с Уставу, следующие: проведение ревизий наличия денежных средств, контроль за законностью затрат, правильностью ведения приходно-расходных книг, за снятием кружек с пожертвованиями, наблюдение за состоянием церковного имущества, ежегодная опись этого имущества.

1. Устав об управлении Русской православной Церкви. М., 1989. С. 22. ^

2. В том месте же. ^

3. В том месте же. С. 23. ^

4. В том месте же. С. 23-24. ^

5. В том месте же. С. 24, 25. ^

6. См. в том месте же. С. 25. ^

Три вида церковной власти

Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя явился выполнением трех высших служений: Пророческого, Первосвященнического и Царского, так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по собственной природе, по содержанию собственному пребывает в праве религиозного учения (potestas magisterii), праве религиозного освящения (potestas ministerii) и праве управления (potestas jurisdictionis). Власть и право управления образовывает преимущественный предмет отечественной дисциплины — канонического права. богослужение и Учение составляют предмет вторых церковных наук, но канонические основания богослужения и церковного учения, их регламентация церковно-правовыми актами должны быть рассмотрены и в канонике.

Власть учения

Единство Церкви основано и на единстве веры, исповедуемой Церковью, веры, дарованной в Откровении и хранимой в Священном Предании; за соблюдение Предания в его неповрежденной чистоте несет ответственность вразумляемый Святым Духом вселенский епископат и все Тело Церкви — церковная полнота. При появлении удивлений по богословским вопросам, волнующим церковный народ, Церковь Христова через собственный епископат, а крайне редко через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Предания и Священного Писания и формирует собственный непререкаемое и непогрешимое ответ по затруднительным вопросам вероучения.

Это решение не есть новым новым и догматом учением, а лишь изложением Апостольского предания применительно к новым вопросам, поставленным в церковной судьбе. Так издавались догматические вероопределения на Мировых Соборах.

Довольно неприкосновенности догматических истин, данных в Откровении по воодушевлению Святого Духа на Мировых Соборах, Ефесский Собор в 7 каноне изрек собственный определение: По прочтении этого, святый Собор выяснил: да не будет разрешено никому произносити, либо писати, либо слагати иную веру, не считая определенныя от Святых Папа, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А каковые дерзнут слагати иную веру, либо представляти, либо предлагати желающим обратится к познанию истины, либо от язычества, либо от иудейства, либо от какой бы то ни было ереси; таковые, аще сущность епископы, либо принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира: аще же миряне, да будут преданы анафеме. Равным образом, аще епископы, либо клирики, либо миряне явятся мудрствующими, либо учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисиа изложении о воплощении Единороднаго Сына Божия, либо скверным и развращенным Несториевым догмам, каковые при сем и приложены: да подлежат ответу этого святаго и Вселенскаго Собора, другими словами епископ да будет чужд епископства, и да будет низложен; клирик подобно да будет извержен из клира; аще же мирянин, да будет предан анафеме, как сообщено.

Прямой суть канона содержится в запрете самовольного составления знаков веры, аналогичных тому, что был представлен Харисием. Начиная с Флорентийского Собора, это правило употреблялось православными полемистами против добавления filioque, внесенного Западной Церковью в Никеоцареградский знак. Епископ Петр Л’Юилье продемонстрировал, что вычитывать в 7 каноне запрещение всякого по большому счету нового изложения догматов веры значит расширительно толковать содержание правила [1].

Канонисты 12 века, уже заставшие filioque, не находят в этом правиле оснований для его отвержения. Но, не столь очевидным и формальным образом, как это, возможно, представлялось православным полемистам прошлого, внесение в знак filioque все-таки осуждается правилом, потому, что оно вправду явилось искажением той веры, которую изначально содержала и содержит Мировой Церковь, соответственно, и изложением другой веры.

Исповедание догматов, непременно, в обязательном порядке для всех участников Церкви. И эта обязательность имеет более глубокое, чем лишь дисциплинарное основание; потому что верить в противном случае, чем верит Святая Соборная и Апостольская Церковь, значит ввергать себя в страшное духовное состояние; сознательное противление церковному учению влечет за собой отторжение заблуждающегося и упорствующего в заблуждении невидимым судом Божиим от церковного тела; а будучи обличенным, такое противление карается отлучением со стороны законной церковной власти.

Господь желает всем спастись и в разум истины прийти; к вере во Христа призваны все люди, без исключения. Исходя из этого Собственных учеников — апостолов — Христос призвал проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16:15).

Проповедь образовывает одну из наиболее значимых обязанностей учеников Христовых, потому что, по слову апостола Павла: Как верить в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? (Рим. 10:14).

Апостол внушал Тимофею: Проповедуй слово, настой на протяжении и не на протяжении, обличай, запрещай, увещевай со назиданием и всяким долготерпением (2 Тим.

4:2). 58 е правило Св. Апостолов возлагает на пресвитеров и епископов долг учить причт и людей благочестию и угрожает извержением нерадящим о том: Епископ, либо пресвитер, нерадящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучен.

Аще же останется в сем лености и нерадении, да будет извержен. 19-е правило Трулльского Собора требует от предстоятелей Церквей систематично проповедовать слово Божие: Предстоятели Церквей должны по вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати целый народ и клир словесам благочестия, выбирая из Божественнаго Писания разумения и разсуждения истины…. А дабы в изъяснения Писания не вкрались ошибочные и произвольные мнения, правило запрещает преступать положенных уже предания и пределов богоносных папа, и аще будет изследуемо Слово Писания, то не инако да объясняют оное, разве как изложили светила и преподаватели Церкви в собственных Писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, чтобы в случае дефицита умения в сем, не уклонитися от подобающаго.

По словам Зонары, Св. Отцы желают, дабы они (епископы) учили не от себя, а от Божественных Писаний, и толковали его по изъяснению Божественных Отцов, а не по соображениям и собственному разумению.

Полная власть проповедовать в Церкви в собственности епископам. Исходя из этого каноны запрещают посвящать в епископы христиан, мало испытанных в вере и не хватает разумеющих учение Церкви, не опытных Писания: всякому имеющему возведену быти на епископский степень, обязательно знати Псалтирь, да тако и целый собственный клир вразумляет поучатися из оныя.

Такожде шепетильно испытовати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не вскользь, читати Священныя правила, и Святое Евангелие, и книгу Божественнаго Апостола, и все Божественное Писание, и поступати по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ. Потому что сущность Иерархии нашея составляют богопреданныя словеса, другими словами подлинное ведение Божественных Писаний, якоже изрек великий Дионисий (2 прав. VII Всел.

Соб.).

Вальсамон в толковании на данный канон растолковывает относительно низкий уровень требований, предъявляемых к начитанности ставленника в Св. Писании, преследованиями, которым подвергалось Православие со стороны иконоборцев во время, предшествовавший VII Мировому Собору: Святые Отцы, зная, что, по обстоятельству ереси иконоборцев, весьма многие верующие огрубели и частью бежали, и не могли кроме того являться на глаза людям, заявили, что и все христиане обязываются просматривать Божественное Писание со опробованием, но значительно более архиереи… Но может кто-нибудь сообщить: как именно Св. Отцы не заявили, что рукополагать опытных Священные Правила, Святое Евангелие и другое, но опытных лишь Псалтирь и дающих обещание позаботиться об изучении других?

Ответ: Знание Псалтири, как нужно требуемое, потребовано и Святыми Отцами без снисхождения от долженствующих принять хиротонию; и обладание другими Божественными знаниями не потребовано, по причине того, что не обязательно посвящать себя таковым чтениям, и для тех, каковые не удостоились еще учительского звания, а особенно в то время, в то время, когда христиане осуждены были на скитальческую судьбу.

Пресвитеры приобретают право проповедовать в храме от собственного епископа. Исходя из этого епископ может и лишить пресвитера этого права, в случае если у него покажутся сомнения в чистоте веры пресвитера либо в его способности проповедовать. По толкованию Вальсамона на 58 е Апостольское правило: Пресвитеры учат с дозволения епископа, а не самовольно.

В Александрийской Церкви, в то время, когда в том месте вспыхнула арианская ересь, для противодействия ей всем пресвитерам не разрещаеться было проповедовать в церквах. В Российской Федерации только в синодальную эру на пресвитеров начала возлагаться обязанность проповедовать. Для побуждения священников к проповеданию Св.

Синодом издано было предписание, дабы благочинные в клировых ведомостях отмечали, сколько проповедей собственного произведения сказал священник в течение года. Не считая проповедей в приходских храмах, в соборах произносились проповеди по расписанию, поочередно приходскими священниками, приписанными к собору.

Кроме храмовой проповеди, ответственным средством к утверждению христианского учения помогает катехизация. В Старой Церкви крещению предшествовало научение вере — оглашение. Оглашенные составляли особенный класс церковного народа.

Потом, в то время, когда крестить стали по преимуществу детей, катехизация была возложена на восприемников и родителей, но, само собой разумеется, кроме этого и на пастырей Церкви.

В синодальную эру в Российской Федерации одним из средств научения вере было преподавание Закона Божия в общеобразовательных школах различных степеней, в наши дни раскрываются воскресные школы при приходах. Той же цели содействует и издание церковных книг и Священного Писания.

1. См: Петр (Л’Юилъе). Указ. соч. С. 336. ^

Миссионерство

Проповедь Евангелия среди нехристианских народов именуется миссионерством. Миссионерское делание заповедано Церкви Самим Христом: Итак идите, научите все народы, крестя их во Сына и имя Отца и Святого Духа, уча их выполнять все, что Я повелел вам (Мф. 28:19).

Перед Своим Вознесением Господь сообщил ученикам: Вы… станете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Самарии и Иудей а также до края почвы (Деян. 1:8).

В миссионерской деятельности Православная Церковь руководствуется жёсткими правилами, нужным образом вытекающими из характера учения Христова; недопустимо насильственное обращение; из миссионерских действий должно быть исключено привлечение в Церковь людей соблазном материальных благ и всех по большому счету земных польз — подкуп душ. Проповедуя Христа, направляться получать, дабы вера у новообращенных была глубокой, зрелой, сердечной.

В Российской Федерации миссионерские учреждения существовали только в синодальную эру, не смотря на то, что само служение миссионерское совершалось Русской Церковью изначально. В отдельные периоды, в особенности при императрице Елизавете, активно использовались поощрительные меры по отношению к обращающимся в христианство иноверцам: освобождение от податей, рекрутской повинности, от крепостной зависимости от обладателей-нехристиан, а также от уголовного преследования за правонарушения, идеальные до обращения. Но льготы эти предоставлялись, конечно, не Церковью, а светской властью.

В десятнадцатом веке все эти меры были отменены как недостойные христианства и не ведущие к прочным удачам. До самого финиша синодальной эры преимущественное и практически необыкновенное право миссии среди мусульман, язычников и евреев предоставлено было в Российской Федерации господствующей Православной Церкви. В Российской Федерации законами ни при каких обстоятельствах не допускалось использование насильственных мер либо обмана к обращению иноверцев.

ММs01ep05 Про власть 2011 HD [18+]


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: