Часть v. отношение православной церкви к другим конфессиям и к государству

По отношению к духовным лицам используются особенного рода наказания. Эти наказания налагаются на провинившихся либо за нарушение ими собственных служебных обязанностей, либо за преступления и грехи, неспециализированные у клириков с мирянами. Два основных канонических наказания для духовных лиц — извержение из запрещение и сана священнослужения — параллельны двум главным прещениям по отношению к мирянам — анафеме и малому отлучению.

Но за собственные правонарушения клирики не подлежат наравне с мирянами ни великому, ни малому отлучению, потому что при таких условиях одно да и то же правонарушение каралось бы двойной карой. В это же время, 25 Апостольское правило гласит: Епископ, либо пресвитер, либо диакон, в блудодеянии, либо в клятвопреступлении, либо в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Потому что Писание гласит: Не отмстиши два раза за едино (Наум.

1:9).

Толкуя это правило, Вальсамон писал: Не скажи, что слова не отмстиши два раза за едино относятся к каждому извергаемому за что бы то ни было. Потому что удостаиваемые священства по ходатайству правительства либо за деньги и извергаются и отлучаются, как говорят 29 и 30 Апостольские правила. Но скажи, что слова сии относятся лишь к извергаемым за правонарушения, указанные в настоящем правиле, и за другие подобные.

Вот эти правила: Аще кто, епископ, либо пресвитер, либо диакон, деньгами сие преимущество возьмёт, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон Волхв мною Петром (прав. 29); Аще что епископ, мирских глав употребив, чрез них возьмёт епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним (прав. 30).Часть v. отношение православной церкви к другим конфессиям и к государству

По токованию Вальсамона на 30 правило, канон данный в равной мере поражает пресвитеров, диаконов, чтецов и иподиаконов-симониатов. Внимательный взор на содержание 29 и 30 Апостольских правил, на изюминку правонарушений, наказываемых по этим канонам, убеждает в том, что, в сущности, в них нет несоответствия с принципом не отмстиши два раза за едино, повторенным в 25 Апостольском правиле.

По сути дела, получение сана за деньги либо чрез вмешательство мирских глав — это незаконное похищение сана; исходя из этого одно лишь извержение из сана было бы не наказанием, а лишь констатацией, обнаружением того, что преступник-симониат был поставлен преступно. Настоящее же наказание пребывает в применении к нему за это правонарушение той кары, которая налагается на мирянина, каким он в сущности и должен был оставаться.

Итак, самое тяжёлое наказание для духовного лица — извержение из сана (??????????). По святым канонам оно налагается за те правонарушения, за каковые миряне подвергаются отлучению от Святых Тайн. По 73 правилу Василия Великого извергаются из сана уклонившиеся в ересь либо отпадшие от христианской веры.

Помимо этого, священник извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное либо идеальное в состоянии самозащиты (66 Апостольское правило гласит: Аще кто из клира в сваре кого ударит и единым ударением убиет, да будет извержен за предерзость собственную), но и за избиение, хотя бы и лица виновного. Данной каре подлежат священники, нарушившие 7 заповедь (25 Апостольское правило; 3, 32, 51 и 70 правила Василия Великого).

Извергаются из сана, очевидно, и лица, вступившие по окончании хиротонии в брак. Отцы Трулльского собора в 6 правиле изрекли: Понеже речено в Апостольских правилах, яко из создаваемых в клир безбрачных, токмо певцы и чтецы смогут вступати в брак (26 Ап.), то и мы, выполняя сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен.

В 3 правиле Трулльского Собора делаются исключения из применения этого закона, такие, но, каковые имеют только историческое значение и действовали только по отношению к современникам Трулльского Собора. В преамбуле канона говорится о том, что представители Римской церкви предлагали неукоснительную строгость по отношению к вступившим в незаконные браки, а подвластные Константинопольскому престолу — снисхождение и кротость.

И потом читаем: Мы, отечески и совместно богоугодно совокупив то и второе во едино, да не покинем ни кротости не сильный, ни строгости ожесточённой, в особенности при таких событиях, в то время, когда грехопадение, по неведению, простирается на большое число людей, в соответствии с определяем, дабы связавшиеся вторым браком, и, кроме того до пятагонадесять дня протекшаго месяца яннуария, минувшаго четвертаго индикта, шесть тысяч сто девяносто девятаго года, остававшиеся в порабощении греху, и не восхотевшие истрезвитися от него, подлежали каноническому извержению из собственного чина. Что же касается до тех, каковые, не смотря на то, что впали в таковый грех второбрачия, но прежде этого отечественного определения нужное познали, и зло от себя отсекли, и несвойственное и незаконное совокупление далече отринули, либо у которых жены втораго брака уже погибли, и каковые притом воззрели ко обращению, снова поучаясь целомудрию, и от прошлых собственных бесправий скоро отбегнув, пресвитеры ли то либо диаконы: о таковых разсуждено, да удержатся от всякаго священнаго служения, либо действования, пребывая под епитимиею некое определенное время, а честию стояния и седалища да пользуются, ограничиваясь председанием, и плача пред Господом, да забудет обиду им грех неведения.

Потому что несообразно было бы благословляти другаго тому, кто обязан врачевати собственные собственныя язвы. Сочетавшихся же с единою женою, аще поятая ими была вдова, подобно и тех, каковые, по рукоположении, приобщились единому браку, другими словами, пресвитеров, иподиаконов и диаконов, по устранении от священнослужения на некое краткое время и по епетимии, паки возстановляти на свойственныя им степени, с возбранением возводити их на иный верховный степень, и притом, очевидно, по расторжении неправильнаго сожития. Но сие постановили мы для тех, каковые, как сообщено, до пятагонадесять дня месяца яннуария четвертаго индикта обличены в вышеозначенных винах, токмо для священных лиц…

Российское законодательство синодальной эры предполагало кроме этого извержение из сана священников за все те правонарушения, за каковые миряне лишались всех прав состояния либо кроме того лишь некоторых прав с заключением в крепость (ст. 22 Уложения о наказаниях).

Лишение сана определяется раз окончательно. В соответствии с 3 правилу Василия Великого, священный сан, раз снятый, не может быть возвращен. Извержение из высшей степени подразумевает лишение всех низших степеней, лишение священства по большому счету.

Если бы извергнутый из сана, пренебрегая решением суда церковного суда, дерзнул на совершение священнослужения, то он на основании 28 Апостольского правила за такое правонарушение подлежал бы анафеме: Аще кто, епископ, либо пресвитеры, либо диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви.

В синодальную эру в Российской Федерации священники, которых извергли из сана за канонические, а не за уголовные правонарушения, имели возможность оставляться в духовном ведомстве на низших должностях: дьячками, пономарями, церковными сторожами. В случае если же их имена вычеркивались из перечня духовного ведомства, то те, кто был родом из аристократов либо из почетных граждан, возвращались в собственный прошлое состояние, остальные приписывались к мещанам либо крестьянам и переходили в податное состояние.

Исключенные из Духовного Ведомства в связи с извержением из сана теряли ордена, и звания и чины, полученные до вступления в клир и на протяжении служения Церкви. Им на 7 лет воспрещался въезд в вступление и столицы в национальную либо публичную работу по выборам: бывшим диаконам на 12, а бывшим священникам на 20 лет. До середины XIX столетия извержение из сана связано было с острижением бороды и головы в Духовной Консистории и с заменой духовного платья армяком.

Вдовые лица из изверженных из сана могли быть пострижены в монахи, но без права повторного рукоположения.

Церковь не знает таковой меры наказания, как идеальное извержение из священства. Придавая таинству священства значение полной неизгладимости, католическая теория и католическое церковное право знает лишь лишение и низложение собственной степени клириком (depositio и degradatio). Но низложенный клирик, в соответствии с католическим воззрениям, остается все-таки клириком.

Дисциплинарная практика знает и такое наказание для духовных лиц, как запрещение священнослужения. 8 правилом I Никейского Собора не разрещаеться епископам, возвратившимся из новацианского раскола, выполнять архиерейские священнодействия: рукоположения, освящения храмов, но им разрешено было выполнять пресвитерские богослужения.

По древним канонам, клирики, лишенные права священнодействия, сохраняли за собой право за Литургией приступать к Святым Тайнам вместе с духовенством раньше мирян. В соответствии с 1 и 2 правилам Анкирского Собора, 10 правилу св. Петра Александрийского, клирики, каковые по окончании отречения от Христа из-за мучений позже все-таки перед мучителями бесстрашно исповедовали Христову веру, лишались права священнодействовать, но сохраняли седалище и честь священников.

В дисциплинарной практике Русской Православной Церкви запрещение в священнослужении стало широко распространено. По русским церковным законам запрещение в священнослужении могло быть связано с отречением от места и низведением диаконов и священников на пост причетников (на пост лишь, но без лишения сана), или оно производилось без отрешения от места, но с возложением епитимии при монастыре либо при собственной приходской церкви на определенный срок.

Продолжительность этого срока или прямо указывалась, или чаще не оговаривалась, и значит, епитимия длилась до конечного исправления осужденного. В соответствии с Уставу Духовных Консисторий, за венчание не достигших брачного совершеннолетия виновные причетники и священнослужители отсылались на покаяние в монастырь: пресвитеры — на половину того срока, которого недоставало до совершеннолетия повенчанных, а причетники и диаконы — на полсрока священника.

Допускалось кроме этого запрещение в священнослужении не как наказание, а для устранения соблазна. В соответствии с 14 правилу Сардикийского Собора, 28 и 147 канонам Карфагенского Собора, священнослужение возбранялось клирикам, подозреваемым в правонарушениях, даже в том случае, если виновность их не доказана.

На этом основании в Уставе Духовных Консисторий сообщено: Духовному лицу, оговоренному в правонарушении, запрещается священнослужение, смотря по событиям, какие конкретно помещаются в оговоре и раскрываются при следствии. Распоряжение об этом вверяется собственному усмотрению епархиального архиерея, обязанного пещись, дабы обвиняемые в известных правонарушениях против благоповедения не приступали к служению алтарю Господню, как не так долго осталось ждать имеется уже достаточная обстоятельство предусматривать, что они обвиняются справедливо [1].

Запрещение может налагаться на клириков всех степеней, среди них и на архиереев, высшей властью поместной Церкви. Запрещение священнодействия налагается за относительно легкие правонарушения: против должностных обязанностей, против благочиния, за нанесение каких-либо обид словом. Не считая извержения из запрещения и сана священнодействия, церковная дисциплина знает и другие наказания, которьм подвергаются клирики.

В канонах Карфагенского Собора упоминается такое наказание, которое использовалось только к архиереям: лишение епископов братского общения с другими епископами, виновный епископ (к примеру, в том, что не явился на Собор без благословной обстоятельства, либо в том, что принял в подчиненный ему монастырь монаха из чужого монастыря) отстранялся от всяких официальных сношений с другими епископами, лишался права выдавать представительные и рекомендательные грамоты окормляемым им христианам а также впредь уже не имел возможности являться на провинциальный собор. Такое наказание в современной дисциплинарной практике Церкви не используется.

В Русской Церкви используются следующие наказания, в большинстве случаев, за неважные проступки: епитимия без запрещения священнослужения (в синодальную эру она проводилась в монастырях и архиерейских домах); отрешение от места; отрешенный от должности священник в синодальную эру имел возможность выполнять священнодействия от случая к случаю по приглашению приходского настоятеля. Исключение за штат, т.е. такое же отрешение от должности, но использовавшееся только к старым клирикам, достигшим шестидесятилетнего возраста.

Сейчас обе эти меры именуются одинаково — увольнением за штат, но в то время, когда она используется по отношению к вправду старому священнику, то она уже не имеет характера наказания, а вынуждена не редкость состоянием организма увольняемого. Устав Духовной Консистории предусматривал кроме этого такие наказания клириков, как усугубление надзора со стороны благочинных, финансовые взыскания (значительно чаще эта мера наказания использовалась за неисправное ведение метрических книг, исповедных росписей, обыскных книг — т.е. церковной документации), земные поклоны в храме, строгий либо замечание и простой выговор.

За правонарушения, подлежавшие светскому уголовному суду, в синодальную эру по отношению к монахам использовалось такое наказание, как лишение монашества. По отношению к священникам-монахам извержение из сана также имело возможность сопровождаться лишением монашества.

Римско-католическое церковное право разделяет все наказания на цензуры — либо наказания врачующие — и виндикативные наказания (poenae vindicativae), целью которых считается возмездие преступнику за учиненное им правонарушение. Такое же разделение делается и по отношению к наказаниям, налагаемым на духовных лиц. Темперамент цензуры имеет так называемая суспензия (suspensio) — временное запрещение в пользовании теми либо иными правами, впредь до исправления.

Наряду с этим различаются suspensio generalis, которая простирается на все права наказанных, и suspensio specialis, которая затрагивает только кое-какие из трех категорий прав клирика; т.е. либо право священнодействия, либо права, относящиеся к юрисдикции, должностные права, либо права имущественные, которые связаны с получением доходов от церковного места. К виндикативным наказаниям относятся:

1. деградация, снятие сана, деградированный преступник лишается всех прав и привилегий клирика, но наряду с этим он все-таки, в соответствии с католической теории об полной неизгладимости священства, остается клириком;

2. низложение (depositio) — лишение должности вместе с правом впредь занимать какие-либо церковные должности, но с оставлением некоторых привилегий и прав клириков;

3. увольнение от должности, не без лишения права занять ту либо иную должность в будущем;

4. перемещение с одного места на второе (translatio), наказание назначается в том случае, в то время, когда имеется прямой предлог для перевода.

1. Цит. по: Павлов А.С. Курс церковного права. С. 428. ^

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: