Что такое история? предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

1. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

2. Периодизация всемирный истории.

3. Главные концепции (интерпретации) исторического процесса.

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ

История — одна из старейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние весьма ценили историю и именовали ее magistra vitae (наставница судьбы).

В большинстве случаев историю определяют как науку о прошлом- прошлой действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к несложному анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в Лету. Такое познание истории есть не правильным и не полным, более того — внутренне противоречивым.

В действительности история не дает людям забыть собственную прежнюю судьбу. История как бы воскрешает прежнее, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а живётв настоящем, помогает современности.

Любопытно, что в Греции покровительницей истории была Клио — богиня, которая прославляет. грифельная палочка и Свиток в ее руках — залог и символ того, что ничто не должно провалиться сквозь землю бесследно.Что такое история? предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции

История имеется коллективная память народа, память о прошлом.Но память о прошлом — это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это — прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и совершенства судьбы людей в настоящем, потому что прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту идея К. Ясперс: История конкретно касается нас…

А все то, что касается нас, тем самым образовывает проблему настоящего для человека (Ясперс К. назначение и Смысл истории. М., 1991. С. 9).

Начальное значение слова историявосходит к греческому ioropia, что означает расследование, узнавание, установление. Так, первоначально история отождествлялась со методом узнавания, установления настоящих фактов и событий. Но в римской историографии оно купило уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), другими словами центр тяжести был перенесен с изучения прежнего на повествование о нем.

В эпоху ренесанса появляется третийсмысл понятия история. Под историей стали понимать род литературы, особой функцией которой было фиксирование и установление истины.

Но, как независимая область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще продолжительное время. Она не имела собственного предмета во время Античности, Средних столетий, Восстановления а также в эру Просвещения. Как согласуется данный факт с высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний?

Как увязать его с огромным числом содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, жития и летописи, до исторических изучений начала Нового времени? Разъясняется это тем, что история продолжительное время была интегрирована в неспециализированную совокупность знаний. В Средних веков и эпохи Античности она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией.

В эпоху ренесанса ей дали замечательный импульс географические открытия, расцвет мастерства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении фактически научных знаний начала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Но, и в начале XIX века сохраняласьнерасчлененность философского и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток выяснить место истории как научной дисциплины, владеющей собственным предметом, предпринял германский философ В. Круг в работе Опыт систематической энциклопедии знаний. Круг поделил науки на филологические и настоящие, настоящие — на хорошие (юридические и богословские) и естественные, естественные — на исторические и рациональные и т.д. Со своей стороны исторические науки подразделялись на географические (место) и фактически исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. Теорематика — науки о пределах возможностей либо о законах (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. История — науки о реализованных возможностях либо фактах (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история ).

3. Каноника — наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, либо об совершенных правилах поведения (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в ходе познания как природы, так и общества. С данной точки зрения появляется вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения?Отвечая на данный вопрос, в первую очередь нужно различать историю как каждый общества развития и процесс природы, тесно связанных между собой, и историю как наукуоб этих процессах.

Мы будем изучать историю как наукув развитии людской общества во всем его многообразии. А потому, что история общества является совокупностью конкретных и многообразных поступков и действий отдельных людей, людских сообществ, находящихся в определенной связи, составляющих все люди, предметомизучения истории есть действия и деятельность людей, вся совокупность взаимоотношений в обществе.

Русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: В научном языке слово история употребляется в неоднозначном смысле: 1) как перемещение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Исходя из этого все, что совершается во времени, имеет собственную историю.

Содержанием истории, как отдельной науки, особой отрасли научного знания, помогает исторический процесс, т.е. движение, условия и удачи людской общежития либо жизнь человечества в ее результатах и развитии (В.О. Ключевский. Курс русской истории.

М., 1956.

Т. I. Ч. I. С. 14).

Историки изучают собственный предмет во времени диверсифицировано, частями, под различными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, серые ниши и белые пятна прошлого — таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом разрешает, в то время, когда нужно, перевести взор и заметить все многообразие мира истории, связи и структуры, действия и события, бытие народов и повседневную маленького человека и жизнь героев, глобальное мировоззрение и обыдённое сознание.

В связи с тем, что содержанием исторической науки есть исторический процесс, раскрывающийся в явлениях людской судьбе, а явления эти очень многообразны, соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из многих независимых отраслей исторического знания, в частности: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история страны и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (глобальная либо общая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Африки и Азии, Латинской Америки); история отдельных народов и стран (история Соединенных Штатов, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился последовательность запасных исторических дисциплин, разрабатывающих неспециализированные вопросы методики и техники исторических изучений. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (методы изучения и общие приёмы исторических источников) и т.д.

История — наука конкретная, требующая правильного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в различные периоды складывались по-различному, но наибольшие представители историографии постоянно верили в неспециализированный рынок публичных наук.

Эта вера сохраняется и сейчас.

взаимообогащение и Взаимопроникновение социальных наук, так называемая междисциплинарность, — явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в независимые области знания, в следствии чего специализации разделения и процесс труда сопровождался углублением связей.

История, как но, и другие гуманитарные и социальные науки финиша XIX — XX вв. не избежала психологии и влияния. Громадной популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона Психотерапевтические законы эволюции народов (Лебон. 1894) и Психология масс и народов (Лебон.

1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в эру толпы, в то время, когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд думал, что его концепция подсознательного возможно ключом к пониманию исторических личностей, а Эссе Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

Термин психоистория показался в 50-е годы в Соединенных Штатах, где сейчас издавались издания по психоистории. Их храбрецами были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ сильно повлиял на критику некоторых исторических источников — дневников, писем, воспоминаний.

Начал учитываться факт психотерапевтической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, к примеру, к истории крестьянских и городских религиозных перемещений, при изучении которых историки часто имеют дело с отклонениями.

Но в целом расцвет психоистории был непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сейчас для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может действенно употребляться психоанализ, очерчены достаточно четко: изучение выдающихся личностей, изучение культурных традиций. психологии синтеза и Задача истории, если она имеет суть, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон публичной судьбе, история отличается тем, что предметомее познания есть вся совокупность судьбы общества в течении всего исторического процесса. К тому же, многие современности и проблемы прошлого, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, другие специалисты и этнологи гуманитарно-социального цикла, смогут быть решены лишь на базе исторического анализа и исторического подхода, на базе работы, проделанной историками, потому что лишь сбор, обобщение и систематизация огромного фактического материала разрешает заметить и осознать тенденции публичного развития.

преподавание и Изучение истории в наше время осложняется рядом событий:

1. Процесс переосмысления прошлого у нас идет в условиях смены публично-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных сокровищ. В данной связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, приверженцев которых интересует не столько историческая правда, сколько доводы в пользу собственного существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, судьбами и интересами правителей, каковые редко поощряли желание историков знать правду и информировать ее обществу. Сейчас это ощущается особенно остро. Исходя из этого приходится сталкиваться с субъективизмом и предвзятостью в оценках исторических событий, в особенности советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и неспециализированной политической культуры отечественной молодежи не формирует благоприятных условий для глубокого восприятия и критического осмысления бессчётных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием книжек. Имеющиеся учебные пособия и отдельные учебники единичны.

В этих условиях преподавание истории получает общегражданское звучание.

Целью изучения отечественного курса есть формирование убудущих экспертов совокупности знаний, закладывающих методологический фундамент исторического сознания, социального самосознания и установление связи с другими дисциплинами.

Основная задача курса — дать цельное представление исторического пути развития человечества, организовать у студентов определенную совокупность теоретических знаний и представлений об исторических процессах в мире, продемонстрировать многообразие и единство истории , специфику разных цивилизаций, их типы, историю развития различных государств, народов, социумов, человека.

Одновременно с этим дать цельное представление об историческом пути развития русском цивилизации, распознать действие на нее замечательных цивилизационно-формирующих потоков Востока и Запада, выяснить историческое место России в мировом людской сообществе, осознать особенности ее культуры и общественной организации в сравнении с опытом вторых народов.

Наиболее значимыми задачами изучения данного курса кроме этого являются: активизация познавательной деятельности студентов, обучение их способам рационального объяснения исторических феноменов, методам их понимания, и выбору личностных ориентаций, деятельности и сознательного поведения.

Этот курс относится к дисциплинам общекультурной подготовки. Он есть обобщающим, синтезирующим и делает пара социально-значимых функций: познавательную (интеллектуально-развивающую), мировоззренческую, практически-политическую, воспитательную.

Познавательная (интеллектуально-развивающая) функциясостоит в первую очередь в конкретном изучении исторического пути развития людской общества (истории мировых цивилизаций), в теоретическом обобщении событий и фактов, а также в обнаружении основных тенденций истории развития мировых их особенностей и цивилизаций, отыскавших отражение в исторических источниках.

Мировоззренческая функциясостоит в том, что мировоззрение — взор на мир, общество, законы его развития возможно научным лишь тогда, в то время, когда опирается на объективную действительность, другими словами исторические факты. История мировых цивилизаций, ее фактологическая сторона, есть фундаментом, на котором базируется наука об обществе. Одним из наиболее значимых мировоззренческих качеств изучения курса есть формирование историзма мышления, потому что он приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления публичной судьбе по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития.

Практически-политическая функциясостоит в том, что история, выявляя на базе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития людской общества, оказывает помощь выработать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных ответов. В единстве прошлого, настоящего и будущего — корни интереса народов к собственной истории. История призвана уменьшить человеку и обществу самоосознание и продемонстрировать пути к самоусовершенствованию.

Прошлое не уходит бесследно, у него нет границ, его нельзя отменить. Забвение его — катастрофа для поколений, потому что человеческое общество неимеетвозможности развиваться без духовного наследия. Без него оно обречено на деградацию.

Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских качеств, оказывает помощь понять такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные сокровища человечества в их развитии.

Мясорубка школьного образования (Познавательное ТВ, Артём Войтенков)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: