Циклическая концепция исторического прогресса 5 страница

Кризисные настроения нечайно наводят на размышления о на данный момент гически конечной определенности социального организма, человече без сомнений расы.

Нужно отнести к этим факторам и приближающуюся круг лую дату финиш столетия и в один момент тысячелетия, второго тысячелетия новой эры. Отрезки в 100 и 1000 лет с давних времен счита лись далеко не только хронологическими размерами. В их кругло сти постоянно видели, притом не только астрономы, какуюто предел ность, переломность, завершенность, словом, стадиальноцикличе скую мерность людской бытия.

Само собой разумеется, циклическая тема в современной фило софскоисторической литературе перенасыщена реминисценциями прошлого (имена Шпенглера, Тойнби и др.). Но имеется тут и новые для нас мо менты. Среди них заметно выделяется в один раз обоб щение известной догадки громадных (48 55 лет) циклов Н.Д.Конд ратьева (1892 1938).

Примечательно, что на 50летний период в ритме политического, духовного и художественного становления культур обращал внимание еще О.Шпенглер.

Выделим, речь заходит как раз об обобщении, потому что у самого Кондратьева громадные циклы ог раничены рамками экономики, экономической конъюнктуры капита листического общества. К тому же у него капиталистическое хозяй ство переживает не только волнообразные колебательные процессы.Циклическая концепция исторического прогресса 5 страница Оно вместе с тем непрерывно эволюционирует, изменяется.

В этом эво люционном ходе изменяется и самый уровень их равновесия [19, с.215 216]. Другими словами колебательные процессы, по Кондратьеву, как бы надстраиваются над эволюционными, имеющими определенное направление развития и детерминирующими, помимо этого, тип и уровень равновесия, отклонением от которого и являются эти колеба ния.

Социальноисторическое обобщение громадных циклов Конд ратьева принимает, в большинстве случаев, концептуальную форму волнового циклического процесса, форму общей колебательности, колеба тельного развития общества. Полная картина этого обобщения вклю чает и сменяющие друг друга миниволны исторического развития, и другие волнылинии, формирующие разнородную большое количество слойность истории, и пучки разнонаправленных волн, инициируе мых какимито необыкновенными, исторически особо важными событи ями, и т.д. [2, с.64, 71 72]. Но колебательный вариант цик лической концепции истории еще ожидает собственной фундаментальной разработки.

Заметный импульс к таковой разработке дают эт нологические (народоведческие) исследова ния Л.Н.Гумилева (1912 1993). И не смотря на то, что в них большое количество недоговоренностей относительно взаимосвязи этногенеза и фактически социальной истории, их претензия, либо заявка, на фило софскоисторическую концепцию достаточно важна. Ниже мы в этом убедимся.

Собственный философское, мировоззренческометодологическое виде ние истории людей в единстве с историей природы Гумилев характеризует как затухающую вибрацию [11, с.411]. Затухаю щая вибрация, по автору, имеется форма колебательного перемещения в отличие от поступательного (в отечественном понимании линеарнопро грессивного) и вращательного (циклоидного); ее возможно разли чить, к примеру, в звучании струны по окончании щипка либо в движении маятника по окончании толчка.

Главное понятие гумилевской этнологии понятие этноса. Оно высказывает конечно сложившуюся общность людей, так или иначе противопоставляющую себя всем вторым общностям (мы и не мы), имеющую к тому же неповторимую внутреннюю структу ру и это основное уникальный стереотип поведения. Гуми лев именует эту общность естественной вследствие того что люди в ней объединяются по принципу комплиментарности, другими словами неосоз нанной симпатии либо тяги к одним и антипатии к вторым. Ког да создается начальный этнос, пишет Гумилев, то инициаторы этого появляющегося перемещения подбирают себе активных людей как раз по этому комплиментарному призна ку выбирают тех, кто им легко красив [11, с.61].

Так, к примеру, около Рема и Ромула на семи буграх объедини лись приблизительно 500 человек, что начало Рим . Совершенно верно так же около Чингисхана планировали люди долгой воли. Примеры возможно множить.

В соответствии с Гумилеву, этносы являются формой существования вида homo sapiens. Это совокупности, лежащие на стыке биосферы и социосферы. Как раз этносы, подчеркивает создатель, являются феноменами, в коих осуществляется сотрудничество природной среды с производственной деятельностью, со своей материальной и духовной культурой людей [12, с.285].

По мысли Гумилева, природа этноса, его происхождения и разви тия, т.е. этногенеза, энергетична. Какая энергия имеется тут в ви ду? Опираясь на В.И.Вернадского, создатель отвечает: биогеохимическая энергия живого вещества (энергия, накапливаемая растениями пу тем фотосинтеза и усваиваемая после этого животными через пищу).

Мы, люди, часть биосферы и ничто натуральное нам не чуждо. [11, с.3О].

Потом биогеохимическая энергия живого вещества уточняется как этническое поле, создаваемое пассионарной энергией, либо легко пассионарностью. В плане преемственного отношения к теории Вер надского пассионарность предстает как эффект действия энергии живого вещества на поведение и характер человека, участника того либо иного этноса.

Увидим, пассионарность стала необычной визиткой Гумилева, через нее, фактически, он и вошел в отечественную литературу. Во обще говоря, пассионарность это страсть. Ее генерируют и излуча ют люди неспокойные, одержимые, горящие жаждой чтото пере делать либо поменять в нашем мире.

От для того чтобы, обыденного понимания пассионарности отталкивается в собственных работах и Гумилев, но идет дальше и глубже. Для него пассионарность характериологическая доминанта, необоримое внутреннее рвение (осознанное либо, ча ще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (довольно часто иллюзорной) [11, с.71]. Пассионарность антиинстинкт, потому, что часто она толкает человека на поступки, каковые идут вразрез с его инстинктом самосохранения.

Для дости жения взлелеянной цели пассионарная личность не жалеет ни собственной жизни, ни тем более счастья и жизни вторых людей, сво их современников и соплеменников. Модусы пассионарности самые различные: гордость, тщеславие, жадность, ревность и т.д. Пассионар ность, по Гумилеву, появляется в следствии мутации, т.е. измене ния генотипа человека.

Показатель пассионарности переносится обыч ным половым методом, через передачу соответствующего гена потомст ву.

В психотерапевтическом замысле пассионарность выступает как импульс подсознания.

Пассионарных, отклоняющихся от нормы личностей не так уж большое количество. Но они создают нужную для развития этноса критиче скую массу, увлекая своим примером всех других участников этноса, за ряжая их собственной энергией. Другие члены этноса, по Гумилеву, это субпассионарии те, у кого пассионарный импульс меньше импуль са инстинкта самосохранения, и без того именуемые гармоничные особи люди с обоюдной уравновешенностью инстинкта и пассионарности самосохранения. в течении судьбы этноса соотношение между пассионариями, субпассионариями и гармоничными личностями ме няется, причем значительно.

Этногенез идет за счет пассионарности. Эта энергия пассионарность, и растрачивается в ходе этногенеза. Она ухо дит на создание культурных сокровищ и политическую деятель ность: управление страной и написание книг, ваяние скульп тур и территориальную экспансию, на синтез новых идеологиче ских концепций и строительство городов [11, с.210].

Без пассионарности, другими словами напряжения сверх тех упрочнений, каковые нужны для существования легко в инерционноагрегатном равновесии с природой, кроме того тверже в прокрустовом ложе при роды, не было бы ни экономики, ни политики, ни культуры, не бы ло бы и фактически развития, а осталось бы лишь то, что Гумилев именует этноландшафтным равновесием.

Из-за чего и как появляются пассионарии? Что такое пассионарная му тация? В соответствии с Гумилеву, пассионарии появляются в следствии пас сионарного толчка, что продолжается примерно от одного до пяти лет.

За последние три тысячи лет, по автору, на территории Евразии за фиксировано большое количество таких толчков: в XVIII, XI, VIII и III вв. до н.э.; в I, VI, VIII, XI, XIII и XIV вв. н.э. [11, с.123 125, 379]. Географически толчок выглядит так: на узкой (200 300 км) и вытянутой полосе зем ной поверхности (от толчка к толчку полосы не совпадают) появляется серия пассионарных популяций; новые этносы появляются через 130 160 лет инкубационного брожения этих популяций.

Очевидно, пассионарный толчок появляется не как Минерва из го ловы Юпитера. У него также имеется собственный источник, либо импульс. По гипо тезе Гумилева, таким источником есть вариабельное космическое облучение, быть может, вспышка сверхновой звезды [11, с,406].

В мута генности космических лучей Гумилев, наверное, не сомневается, не смотря на то, что и отмечает, что более правильное объяснение механизма пассионарных мута ций будет, быть может, предложено в будущем.

Являясь энергетическим процессом, этногенез подчиняется второ му началу термодинамики, либо закону энтропии: первичный заряд пассионарности аккумулируется и в последующем расходуется на преодоление сопротивления среды, как природной, так и социальной*. Энтропийный, впредь до выравнивания энергетических потенциа лов, вектор этногенеза четко реализуется как последовательность его главных фаз.

Первая фаза этногенеза подъем, вдохновленный императивом Нужно исправить мир, потому что он нехорош. Со своей стороны фаза подъема рас падается на два периода: скрытный, либо инкубационный, охватываю щий, как уже отмечалось, приблизительно 130 160 лет, и явный. Человече ский коллектив, в первый раз выходящий на историческую арену именно на этом этапе, представляет собой прочно сложенную иерархическую сис тему, где любой знает собственный место.

Публичный императив тут Будь тем, кем ты должен быть.

Человеческое влияние на ландшафт, природу в эту эру есть ограниченным и в общемто плодотвор ным. Люди больше занимаются собой, чем природой, к тому же и преоб разовательные возможности этноса до тех пор пока малы.

Вторая фаза акматическая. Это время громаднейшей, пре дельной активности этноса, его пассионарных, либо экстремаль ных, особей. Этническая совокупность набухает энергией; происходит пассионарный перегрев, что стимулирует внутренние и внеш ние войны.

Наглядным примером для того чтобы перегрева может служить феодальная междоусобица в Западной Европе в XI XIV вв.; по собственному дополнявшаяся крестовыми походами, каковые снаружи вы смотрели как борьба за освобождение Гроба Господня. На этом этапе отношение общества к человеку оформляется в виде импера тива Будь сам собой!, не только, скажем, оруженосцем либо копьеносцем собственного графа либо герцога, но еще Ромуальдом либо ка кимнибудь Ангерраном [11, с. 165].

У всех внезапно появляются желание и имя прославлять его. Давление на ландшафт, природу кроме того меньше, чем на первой фазе. Люди давят в первую очередь друг на друга (завоевания, миграции), природой заниматься просто не в то время, когда.

Акматическая фаза этногенеза недолга. Непременно наступа ет спад, либо надлом, следующая, третья, фаза этногенеза. Переход к ней обозначается императивом Мы устали от великих.

Надлом сокращает энергетический, либо пассионарный, потенциал этниче ской совокупности. Совокупность упрощается и начинает давать сбои.

Намеча ется медленное, но неуклонное пассионарное оскудение; завоевания и переселения сменяются более спокойными, не столь рискованными занятиями наукой, техническими изобретениями, реформаторством. К примеру, в Европе фаза надлома хронологически совпала с эпохой ренесанса. В данной фазе антропогенеза антропогенное давление на природу одно из самых громадных и деструктивных.

Характеризуясь нарастающей тягой людей к обычной и спокойной судьбе (поведенческий императив Разрешите жить, гады!), этнос вступает в новую фазу собственного развития фазу инерции. Тут стереотип поведения выражается принципом Будь таким, как я.

* Подругому кривую этногенеза Гумилев растолковывает как инерционную линию, возника ющую иногда благодаря толчков, которыми смогут быть лишь мутации, вернее микромутации, отражающиеся на стереотипе поведения, но не воздействующие на фенотип [ 11, с.92].

Я это совершенный носитель нового, инерционного стереотипа по ведения. К примеру, в Англии таким носителем, либо общезначимым идеалом, делается джентельмен, в Византии святой, в Цент ральной Азии богатырь, в Китае просвещенный крестьянин. В эту же категорию входит и культ царя как всевышнего, божественность цезаря и т.п. [11, с.305].

Отклонение от общепринятого идеалаоб разца считается крамолой и в обязательном порядке наказывается.

Фаза инерции характеризуется сокращением активного пассио нарного элемента и полным довольством эмоциональнопассивного и трудолюбивого обывателя, интенсивно накапливающего матери альные и культурные сокровища [11, с. 306 307]. Верх во всем тут берут гармоничные люди, те, кто направляться идеально средним нормам цивилизованности, особи золотой посредственности.

Торжеству ющий обыватель инерционной эры объявляет себя царем природы и приступает к ее бессердечному покорению, непомерному расшире нию техносферы. Идеологическую санкцию на это ему дает теория прогресса. Но природа начинает мстить за себя: упрощаются и исчезают многие природные биоценозы, ранее плодородные пахот ные почвы преобразовываются в пустыни и т.д.

Словом, на инерционном этапе этногенеза складывается обстановка обоюдного отчуждения че ловека и природы.

Фазу инерции Гумилев именует в осеннюю пору этноса, но в осеннюю пору золотой. Дождливая и сумрачная осень следующая фаза этногенеза об скурация. На сцену истории выходят субпассионарии, которых те перь большая часть. Они навязывают этносу новый императив поведе ния: Будь таким, как мы!, т.е. потребуй одного зрелищ и хлеба, не стремись к тому, чего нельзя съесть либо выпить, высмеивай трудолю бие, ненавидь интеллект, не стесняйся невежества и т.д.

Обскурация сумерки этноса: его пассионарное напряжение па дает до критического уровня. Как системная целостность этнос исче зает. Практически это финиш; он наступает приблизительно через 1500 лет.

Но жизнь длится и по окончании финиша. Осколки распавшегося эт носа: отдельные персоны, их группы либо совокупности со време нем складываются в реликтовый этнос, впадающий в состояние го меостаза (статичности).

заботы и Тревоги творческой судьбе сзади, в первых рядах и окончательно спокойное и вообщето обеспеченное прозяба ние, поведенческий императив которого снаружи кроме того привлекателен: Будь сам собой доволен. Примеры гомеостатических этносов: або ригены Австралии, американские индейцы, эскимосы, алеуты, пигмеи Центральной Африки и другие так именуемые примитивные народы.

Как вычисляет Гумилев, все подобные народы это не начальные, а конечные фазы этногенеза, этносы, растерявшие собственный пассионар ный фонд и исходя из этого существующие в довольно успешном состоянии [11, с.360]. Но это благополучие застойного характера: повторение одного и того же жизненного цикла из поколения в поко ление, отсутствие жажды, способности и потребности чтолибо ме нять в окружающем мире, равно как и в самом себе.

Согласно точки зрения Гумилева, скука гомеостаза замечательно передана А.Островским устами собственного храбреца, актера Счастливцева: Все, говорит, прекрасно, тетуш ка у меня имеется, неизменно меня накормит, говорит: Кушай, ты, души собственной погубитель, водочки даст: Выпей, души собственной погубитель, Погуляй, души собственной погубитель. Я, говорит, погуляю по садику, водочки выпью, закушу, лягу в светелке наверху. Яблони цветут, дух легкий, птички поют, а мысли туктуктук, а не по веситься ли мне [11, с.360 361].

Человеку фазы этнического гомеостаза ничего не нужно, не считая насыщения и тепла. Рефлексы заменяют ему совершенства, воспоминания о прошлом занимают место мыслей о будущем. Статичность в виде симбиозного равновесия, либо баланса, пронизывает все отношения гомеост

В Душе моей Ты Навсегда — Music for the Soul


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: