Цитаты и знаки препинания при них

Цитаты — это дословные выдержки из текстов, чьих-либо высказываний. Цитаты являются разновидностью прямой речи. Цитироваться смогут как законченные предложения, так и их части, кроме того отдельные слова.

1. Цитаты заключаются в кавычки.

2. В большинстве случаев цитаты сопровождаются словами автора, каковые значительно чаще предшествуют цитате либо
стоят по окончании нее.

К примеру:

А.И. Герцен говорит: «Нет мысли, которую не было возможности бы высказать легко и светло». — «Нет мысли, которую не было возможности бы высказать легко
и светло», — говорит А.И. Герцен

Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» — «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» — писал Пушкин

Писарев задает вопрос: «Что за человек сам Евгений Онегин?» — «Что за человек сам Евгений Онегин?» — задает вопрос Писарев

Слова автора смогут разрывать цитату.

К примеру:

«Слова нужно использовать, — подчеркивает М. Неприятный, — с точностью самой строгой»

«Реальность — вот последнее слово и лозунг современного мира! — заявляет Белинский. — Реальность в фактах, в знании, в убеждении»

Цитаты и знаки препинания при них

«Правилу следуй настойчиво, — рекомендует Некрасов, — дабы словам было тесно, мыслям — просторно»

Следовательно, в то время, когда цитата включается в авторский текст как независимое предложение (либо пара предложений), знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи.

3. Цитата может включаться в авторский текст как
его составная часть. В этом случае она содержится в
кавычки, но пишется со строчной буквы.

К примеру:

Об «Онегине» Белинский написал две громадные
статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас,
русских, огромное историческое и публичное значе
ние» (Д. П.)

Это достопамятное событие дает Белинскому предлог подметить, что Пушкин владеет необычной свойством «делать поэтическими самые прозаические предметы» (Д. П.)

Словом, это человек не только умный, но и развитой, с эмоцией, либо, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер» (Гонч.)

Примечание: В то время, когда цитата передается методом косвенной речи (см. выше 1-й пример), нужно иметь в виду, что в косвенной речи индивидуальные и притяжательные местоимения (я, ты, мой, отечественный и др.), и индивидуальные формы глагола передаются от лица пишущего, а не от того лица, у которого в собствености высказывание.

К примеру:

Молчалин уверен в том, что в его лета «не должно сметь собственный суждение иметь» (ср. при правильном цитировании: Молчалин вычисляет: «В мои лета не должно сметь собственный суждение иметь»)

Фамусов растолковывает, что при нем «служащие чужие весьма редки» (ср.: Фамусов растолковывает: «При мне служащие чужие весьма редки)

Писарев в статье «Реалисты» отмечает, что он укажет тут «на две главные изюминки, которыми популярное изложение неизменно должно различаться от строго научного» (ср.: Писарев в статье «Реалисты» отмечает: «Яукажуздесь на две главные изюминки…»).

4. В случае если цитата приводится не всецело, то пропуск текста обозначается многоточием.

К примеру:

Гончаров писал: «Все слова Чацкого разнесутся… и произведут собственную бурю». (Всецело цитата имела бы следующий вид: «Все слова Чацкого разнесутся, повторятся везде и произведут собственную бурю»)

Примечание: Кавычками выделяются слова, употребляемые иронически, необыкновенные, в первый раз предлагаемые и т.п.

К примеру:

Почтенные «собратья по перу», на мой взор, через чур скоро упиваются славой и через чур близко подчеркивают величие собственных «я» (М. Г.)

Вся деятельная сторона эмоции законности совсем исчезает в «чёрном царстве» (Хорош.)

5. При цитировании стихотворного текста с правильным соблюдением строф и строк подлинника кавычки в большинстве случаев не ставятся.

К примеру:

Вспомните строфы, в которых поэт обрисовывает собственный знакомство с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время (Бел.)

6. Эпиграф (т.е. изречение, цитата откуда-либо,
помещаемые перед произведением либо его частью) в большинстве случаев кавычками не выделяется, а ссылка на источник дается на следующей строке.

К примеру, автобиографической повести К. Паустовского «Золотая роза» предпослан следующий эпиграф:

Литература изъята из законов тления.

Она одна не признает смерти.

(М. Салтыков-Шедрин)

Контрольные вопросы для закрепления

Материала

1. Дайте определение пунктуации.

2. Какие конкретно главные направления выделяются при изучении пунктуации? Поведайте об изюминках каждого.

3. Что такое пунктограмма?

4. В то время, когда появился этот термин и по аналогии с чем он был так назван?

5. Поведайте о символах препинания в конце независимых предложений и между частями сложного предложения. Приведите примеры.

6. Поведайте об потреблении запятой между однородными участниками предложения. Приведите примеры.

7. Поведайте о правилах потребления тире между участниками предложения.

8. В то время, когда тире между участниками предложения не ставится?

9. Поведайте о символах препинания в предложениях с повторяющимися альянсами и обобщающими словами при однородных участниках предложения.

10. Какие конкретно члены предложения именуются обособленными? Приведите примеры.

11. Поведайте о символах препинания при обособленных определениях. Приведите примеры.

12. Поведайте о их обособлении и приложении. Приведите примеры.

13. Поведайте об правилах обособления событий, выраженных деепричастиями. Приведите примеры.

14. Поведайте об обособлении событий, выраженных существительными. Приведите примеры.

15. Поведайте об обособлении уточняющих участников предложения. Приведите примеры.

16. Поведайте об обособлении дополнений. Приведите примеры.

17. Поведайте о символах препинания в сравнительных оборотах. Приведите примеры.

18. Дайте определения предложениям и вводным словам. Приведите примеры таких предложений и слов.

19. Как выделяются в предложениях обращения, слова-предложения да и нет, междометия. Приведите примеры.

20. Поведайте о постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении. Приведите примеры.

21. Поведайте о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Приведите примеры.

22. Какие конкретно виды придаточных предложений вы понимаете? Приведите примеры.

23. Поведайте о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Приведите примеры.

24. Поведайте о бессоюзном знаках препинания и сложном предложении в них. Приведите примеры.

25. Поведайте о символах препинания при прямой речи и диалоге. Приведите примеры.

26. Поведайте о знаках и цитатах препинания при них. Приведите примеры.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: