«Да, подружились с немцами»…

Считается, что в первый раз на протяжении Первой Мировой братания состоялись на Западном фронте, в рождественские дни 1914 года. В том месте, по окончании объявления двухдневного перемирия, на протяжении которого соперники погребали павших товарищей, происходили совместные возлияния а также футбольные матчи. В действительности, эти события не стали первыми братаниями Великой войны — начало таким перемириям было положено мало раньше на Русском фронте.

Ротмистр Сумского гусарского полка В. С. Литтауэр вспоминал, пребывав в эмиграции:

«В первых числах Декабря отечественный полк стоял в деревне Куссен… На отечественном участке фронта царило временное затишье. Как-то утром на нейтральную полосу выехал германский улан с копьём, к которому был привязан белый флаг, и положил на землю письмо и пакет. Письмо, направленное офицерам отечественного полка, было составлено в вежливой форме. В пакете пребывали сигары и коньяк.

Через какое-то время… мы пригласили их встретиться в 12 часов дня на нейтральной полосе.

По три офицера с каждой стороны встретились а также совместно сфотографировались. Мы говорили о чём угодно… но ни словом не упомянули о войне. Прощаясь, договорились встретиться на следующий сутки одновременно с этим; мы должны были принести закуску, а немцы коньяк».

Но, очередной встрече не суждено было состояться. Новый комдив запретил подчинённым общаться с офицерами соперника, о чём русские передовые посты оповестили немцев залпом в атмосферу.

«Да, подружились с немцами»…
Фото на память о братании германских войск и русских в 1917. Фотосвидетельств братаний 1914 года не существует, но документы показывают, что начались они как раз тогда

Генштаба полковник Б. Н. Сергеевский в воспоминаниях обрисовывал организованное в декабре 1914 года на позициях 2-й Финляндской стрелковой бригады перемирие — по инициативе германских офицеров, просивших дать им возможность похоронить собственных солдат. Русское руководство им отказало, но офицеры обеих армий достигли компромисса. Погребение германских воинов взяли на себя русские.

Под белыми знамёнами, с панихидой тела убитых были преданы почва. «После этого соперники разошлись, с обеих сторон протрубили отбой и опустили белые знамёна. Не прошло и 10 секунд по окончании того как провалился сквозь землю флаг в германском окопе, как с русской стороны загремели выстрелы. Германцы в тот же час отвечали», — заключал описание этого эпизода Сергеевский.

Пара дней спустя германские офицеры пригласили русских на ужин, но потом переговоры не велись.

Факт братаний, состоявшихся ещё в 1914 году, подтверждается приказом армиям 1-й армии № 377 от 29 декабря 1914 года. Вот полный его текст:

«В сутки Рождества немцы, выйдя из собственных окопов против позиций Дунайского и Белебеевского полков, стали махать белыми тряпками и подошли к реке, показывая сигары и бутылки и приглашая отечественных к себе.

Человек 10–15 немцев без оружия подошли к реке, сели в лодку, переправились на отечественную сторону и стали заманивать к себе подошедших к берегу воинов названных выше полков. Пара человек поддались на эту подлую уловку и переправились на германскую сторону, и, что позорнее всего, – с ними переправился призванный из запаса Дунайского полка Степанович и поручик Свидерский-Малярчук. Все переехавшие на ту сторону отечественные воины и данный недостойный собственного звания офицер в тот же час были немцами арестованы и пленены.

Приказав срочно заочно делать выводы поручика Свидерского-Малярчука полевым судом по ст. 248 кн. XXII не меньше П[остановлений] 1869 г. (смертная казнь), предписываю срочно сказать имена сдавшихся солдат на их отчизну, чтобы в их деревнях и сёлах в тот же час же прекратили выдачу пайка их семьям и все в том месте знали, что они поменяли собственной Отчизне, польстившись на бутылку пива.

При повторении аналогичных подлых выходок со стороны немцев немедля по ним открывать пламя, а равняется расстреливать и тех, кто вздумают верить таким подвохам и будут выходить для бесед с отечественными неприятелями. Подписал: командующий армией, генерал от кавалерии Литвинов».

К чести Свидерского-Малярчука направляться подчернуть, что сам он считал произошедшее досадным недоразумением. Незадачливый поручик много раз пробовал бежать из плена, чтобы оправдаться.

Однако, данный пример отличается от прошлых случаев перемирия. Солдатами двигали не потребность в погребении павших – их прельстила возможность скрасить тяжёлые армейские будни. Этот мотив в будущем становился всё более значимым.

6 февраля 1915 года датируется запись в издании военных действий 13-й роты лейб-гвардии Преображенского полка:

«Один солдат 15-й роты высунулся из окопа, продемонстрировал газету немцу; немец, со своей стороны, поднял газету, и вот отечественный воин вылез из окопа и направился к германским окопам, немец также вылез из окопа и направился навстречу отечественному храбрецу. Сошлись, забрали под козырёк, повидались за руку, обменялись газетами; позже немец дотянулся флягу с коньяком, налил в чашки, поднял в сторону отечественных окопов — выпил, после этого налил, дал отечественному воину.

Данный поднял стакан в сторону германских окопов и крикнул: «За здоровье неприятеля!». Выпил, позже дал отечественный немцу папироску, немец, со своей стороны, дал отечественному папиросу, закурили, простились и пошли любой в собственный окоп».

Чередой братаний был отмечен и праздник Пасхи 1915 года. Русские воины оставляли окопы, дробили с неприятелем разговение, обменивались продовольствием и табаком. На одном из участков фронта дело дошло до совместных плясок и состязания хоров под германскую гитару!

Братание. Русских воинов несложно опознать по каскам и папахам Адриана на их головах
Источник: http://humus.liveournal.com

Прошёл год, «Великое отступление» русской армии на время сменилось позиционной войной. И к Рождеству 1915 года братания возобновились, подчас не ограничиваясь разовыми встречами. Сообщения об этом поступали начальнику штаба главнокомандующего армиями Северного фронта М. Д. Бонч-Бруевичу.

В форте Франц на Западной Двине стрелки 4-го батальона 55-го пехотного Сибирского полка следовали правилу «не прикоснись меня, и я тебя не прикоснусь».

С ведома комполка они вместо разведки практически ходили в гости к немцам. Те не оставались в долгу, принося воинам с собой коньяк, папиросы, шоколад. Раздельно угощения надеялись русским военврачам.

Неприятели сменялись в караулах по договорённости, а также обменивались военнопленными вместо страшных набегов за «языками».

М. Д. Бонч-Бруевич. На вверенном его штабу фронте русские с немцами иногда жили «душа в душу»

Перемирие у форта Франц отличалось длительностью. Его начали ещё солдаты 53-го Сибирского стрелкового полка, находившиеся на данной позиции ранее. Сначала руководство собиралось пресечь возмутительные нарушения дисциплины.

Но события, повлекшие их, были посильнее.

Реалии войны являлись равняется тяжёлыми для воинов обеих армий, и братания в них появились необычной формой эскапизма. Но такая идиллия не имела возможности длиться всегда, разлагающе сказываясь на дисциплине. Да и германская армия отнюдь не были пацифистами.

В то время, когда в мае 1916 года они заняли форт Франц, более 70 русских воинов сдались в плен.

Пасха 1916 года распознала новый уровень массовости братаний. Данный факт раздражал высших начальственных лиц русской армии, поскольку братания являлись нарушением воинских обязанностей — по сути, уголовным правонарушением. Но наряду с этим в Воинском уставе о наказаниях за них предусматривалось только… разжалование в рядовые.

Кроме того к концу 1916 года максимум, что русское руководство на местах имело возможность противопоставить склонению вверённых им армий к братаниям, это одиночные артиллерийские выстрелы по обнаглевшему неприятелю. Но кроме того тогда на одном участке фронта «…местами немец от нас шагов на сорок, всё слышно как говорит другой раз кричит: «русь иди дадим коньяку и водки, у вас нет, — а нам принеси хлеба», а отечественные воины ему в ответ «съешь Вильгельмовы я… и х…» он же по нас залп а мы ему…». На втором участке фронта: «…немцы и наши герои сошлись совместно и поздравляли друг друга, подали руки и поцеловались, они нас угощали папиросами, и водкой, и коньяком, а мы им давали отечественного хлеба, что необходимо было рубить топором, и им хлеб не пришолся по нраву… Да, подружились с немцами».

На фото запечатлено сходу пара примет 1917 года: в братании участвует дама-доброволица
Источник: http://humus.livejournal.com

Эти свидетельства смогут смотреться практически курьёзно, но братания к началу 1917 года стали значительной проблемой армии. Они очень неблагоприятно оказывали влияние на дисциплину, разлагая целые части. Соперник деятельно применял братания для ведения пропаганды в рядах русских армий.

Наряду с этим сами германские генералы сознавали опасность таковой политики для морали собственных солдат.

Это подчеркивал никто другой, как В. И. Ульянов-Ленин, до сих пор считающийся многими агентом германского Генштаба. Он вправду делал ставку на братания. Но впредь до Октябрьской революции часть большевистской пропаганды в событиях на фронте была мала: над армией довлели эсеры.

Но что же толкало русских воинов к братанию начиная с 1914 года? Наибольший исследователь данной проблематики А. Б. Асташов считает, что их обусловил крестьянский менталитет большей части личного состава армии. «…Рвение пойти на мировую, кроме того забыть обиду… есть одним из условий судьбы в миру, на земле», – пишет он. В братаниях воплощался старый обычай побратимства, доживший до ХХ века среди западных славян, вести войну под флагами Австро-Венгерской империи.

Наконец, замирение с неприятелем разрешало обзавестись дефицитными продуктами, а также запрещённым на фронте спиртным. В 1917, с началом кризиса в тылу и на фронте, алкоголь вышел на первый замысел – и во множестве частей началось повальное пьянство. Но нет никакой потребности столетие спустя упрекать в слабости духа армию, которая смертельно устала от войны.

Июньское наступление 1917 года провалилось. Армия более не имела возможности сражаться и побеждать, что подмечал тот же Ленин. Не просто так по окончании захвата власти он подписал декрет о демобилизации, начав строить новую армию. Но это уже совсем вторая история…

литература и Источники:

  • Асташов А. Б. Братания на Русском фронте Первой Мировой // Новый исторический вестник. 2011. № 28. С. 29–41.
  • Отдел военной литературы Русском национальной библиотеки (ОВЛ РГБ). № 157/20.
  • Письма с войны 1914–1917 / Сост. А. Б. Асташов, П. Симмонс. М., 2015.
  • Сергеевский Б. Н. Пережитое. 1914. Белград, 1933.
  • «Стон смешался с криком «ура». На Германской войне. Год первый // Источник. 2002. № 1.
  • Littauer V. S. A Story of the Imperial Cavalry. 1911–1920. London, 1966.

Великая Война. 6 Серия. Ржев. StarMedia. Babich-Design


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: