Депрессия и помешательство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие переводчика* *

РАДУЖНОЕ ТЕЛО духовный подвиг и Жизнь ТОГДЭНА УРГЬЕН ТЭНДЗИНА

детство и Рождение 3

помешательство и Депрессия 10

Встреча с Адзомом Другпа и получение учения 13

Затворничество 19

Что дядя Тогдэн претерпел от китайцев 21

Возвращение в Адзом Гар 29

Жизнь странствующего йогина 32

Последние наставления Адзома Другпа 34

Годы странствий и затворничества с Пэма Кундролом.. 37

Рождение Чогьяла Намкая Норбу 42

Приглашение от короля Дерге 45

Проявление чудотворных сил 51

учение и Практика * 54

обретение и Последние годы радужного тела 57

A. Лхундруб Цо. Жизнь Адзома Другпа 63

Б. Дисамъянг Чодрон. Жизнь Лхундруб Цо 77

B. Королевская семейство Дерге 87

Пр имечания 89

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

выражений 119

Мест 124

и Имён Терминов 126

Цитировавшиеся тексты 129

КЬЕ ХО!

* Наделенные разумом, слушайте!

В случае если практикуете Дхарму в согласии с подлинным положением, всё будет благом.

Мгновенное присутствие собственногоизнагального состояния Самосовершенно по самой собственной природе.

Это изумительно!

Ургьен Тэндзин

Эти СТИХИ — единственное письменное высказывание Тогдэна1 Ургьен Тэндзина, йогина, что, за одну жизнь преодолев ограничения двойственных явлений, получил полную свободу настоящей действительности. Его племянник Чогьял Намкай Норбу, создатель данной книги, взял их от него при их последней встрече.

Предисловие переводчика

Было лето 1954 года, и Тогдэн жил тогда на верхнем этаже дворца Чаго Тобдэна2, что был известным политическим деятелем в Дерге, расположенном в Восточном Тибете, в Иилхунг Лхари. Чогьял Намкай Норбу, возвращаясь из монастыря Дзогчен, где взял посвящения и учения от нескольких выдающихся лам, сделал остановку, дабы повидаться с дядей» В течение 20 дней, в то время, когда он оставался с дядей, он приобретал от него глубокие наставления о янтра-других3 учениях и йоге, а помимо этого делал записи о событиях из судьбы дяди, о которых повествуется тут.

Кроме этого Чогьял Намкай Норбу попросил дать ему персональный совет в письменном виде, как это было принято делать в Тибете при прощании со своим преподавателем. В сутки их расставания Тогдэн племяннику забрать ручку и бумагу и записать то, что он продиктовал.

Весной 1955 года Его Святейшество Далай-лама, возвращаясь в Лхасу из Китая,4 остановился на пара дней в том же самом дворце, благодаря чему состоялась его встреча с Тогдэном, что поднес Его Святейшеству пилюлю долголетия.

Потом дворец Чаго Тобдэна был захвачен китайскими революционерами, а Тогдэна арестовали и закрыли в маленьком сарае, что летом кочевники применяли как хлев, а зимний период — как жилье. Тогдэн оставался в том месте, занимаясь практикой, как если бы делал затворничество, пока не растворил собственный материальное тело в «радужном теле», воображающем собой высочайшее достижение в практике Дзогчена.

Дзогчен, либо «полное совершенство», — это учение, обнаруживающее изначальное состояние каждого существа, состояние, которое именуют идеальным, по причине того, что в нем заключен нескончаемый потенциал, проявляющийся в многообразии всех явлений существования.

Это совершенство, с которым вас прямо знакомит преподаватель, вы чувствуете на опыте как собственную сокровенную природу. Последующее постоянное осознание данной природы представляет собой главную практику, благодаря которой раскрывается, либо проявляется, ваш изначальный потенциал.

«Радужное тело» — это преображение материальных телесных составляющих в сущность пяти первоэлементов, из которых складывается ваше тело, другими словами в пять све- тов. Так, нематериальное тело, невидимое для физических глаз, живёт , деятельно действуя на благо всех живых существ.5

Сущность практики Дзогчена — это кроме этого так называемая гуру-йога, либо «единство с преподавателем», по причине того, что состояние, в котором живет ваш преподаватель и которое он передает ученику, представляет собой одно да и то же настоящее состояние изначального потенциала. Вот из-за чего в Дзогчене преподаватель — это само воплощение, выражение вашей исходной природы. Единство с преподавателем подразумевает нахождение в этом настоящем состоянии.

Преподавателем Тогдэна был Адзом Другпа, либо Дродул Паво Дордже (1842—1924 гг.), один из величайших преподавателей Дзогчена прошлого столетия, чьи учения отличает особенная ясность. Пройдя обучение у таких неординарных преподавателей, как Джамьянг Кьенце Вангпо (1820—1892 гг.), Ньягла Пэма Дуддул (1816—1872 гг.) и Патрул Ринпоче (I808—1887 гг.), Адзом Другпа обосновался как нгагпа, либо женатый йогин, в Адзом Гаре, духовном центре, где давал учения два раза в год: летом и зимний период.

Юного Тогдэна, страдавшего душевной заболеванием, обстоятельством которой послужили психологическое его следствие и потрясение — хроническая депрессия, в Адзом Гар привезла йогини Лхундруб Цо (1864—1946 гг.), его невестка.

Благодаря духовной силе Адзома Другпа Тогдэн неспешно выздоровел, а его ум начал раскрываться для истины его настоящей природы, обнаруживаемой в учении Дзогчен.

Лхундруб Цо, бабушка Чогьяла Намкая Норбу, воспитывалась в доме собственного дяди Ван Чен Жи, известный государственного служащего, являвшимся представителем китайского императора6 в тибетском городе Батанг. Она стала женой старшего брата Тогдэна по имени Делег Вангьял, которого в противном случае именовали Цевангом Гонпо из рода Троке, и ее супруг стал ассистентом ее дяди. У них был единственный сын Цеванг Намгьял, папа автора.

Через пара лет Ван Чен Жи и Делег Вангьял были приглашены в Китай на официальную встречу в городе Яань. В том месте Ван Чен Жи погиб от руки некоего генерала, что был на стороне мятежников, поднявших восстание против императора.7 По окончании убийства дяди Делег Вангьял был заключён в под стражу, и его супруга Лхундруб Цо осталась одна с малолетним сыном. Опасаясь, что революционеры будут преследовать и ее, она покинула сына на попечение короля Дерге8, друга ее семьи.

Она отправилась в Дерге в одиночку и в следствии была у Адзома Другпа, что в то время, кроме другого, был одним из духовных советников короля Дерге. Она много лет жила в Адзом Гаре, практикуя строгое затворничество, а по окончании смерти собственного учителя совершила собственные последние годы с семьей Норзанг, в которой появился Чогьял Намкай Норбу. Погибла она во второй половине 40-ых годов двадцатого века, показав символы достижений на пути Дзогчена.

В приложениях А и Б я привожу краткие биографии Адзома Другпа и Лхундруб Цо. Первую из них написала Лхундруб Цо, а вторую—Джамьянг Чодрон (1921—1985 гг.)9, преданная ученица и сестра автора Лхундруб Цо.

Эта биография, которая в оригинале именуется Grub rje rtogs Idart и rgyan bstan ’dzin gyi mam tbar nyung bsdus dam pa’i zjpal lung («Учение мудреца: краткая биография Тогдэна Ургьен Тэндзина, Царя Сиддх»), основана на двух источниках: первый — это заметки, каковые создатель сделал в первой половине 50-ых годов XX века на протяжении собственного нахождения в Иилхунге, а второй — это сведения, полученные им от Салы Карма Самтэна,10 племянника и ученика Тогдэна Ургьен Тэндзина, что совершил собственные последние годы в Непале, делая затворничество.

В тексте данной книги мы для ясности применяли в конце и начале каждого рассказа знаки для обозначения двух различных источников: букву D для повествования от имени Тогдэна Ургьен Тэндзина и букву В для повествования от имени Салы Карма Самтэна. Разграничение в большинстве случаев соответствует делению на главы, но в некоторых случаях символы были нужны и в глав. В том месте, где нет таких знаков, это слова самого Чогьяла Намкая Норбу.

Время от времени два рассказа не совсем совпадают, и я попытался выстроить события в верном хронологическом порядке, воспользовавшись неоценимой помощью автора Чогьяла Намкая Норбу, что к тому же прояснил многие сомнения относительно перевода и предоставил богатую данные, касающуюся исторических фактов того названий и периода местностей Восточного Тибета.

Я кроме этого желаю поблагодарить Хаймавати Накай за картинки, иллюстрирующие жизнеописание Тогдэна; Андреа ДелльАнджело за его фотографии мест, обрисованных в книге, и за предоставленную им рукопись истории Сенгчен Намтрага; Десмонда Бэрри за редакцию моего британского текста; Нэнси Симмонс за перевод с итальянского на английский первого варианта биографии Адзома Другпа и за тщательную диагностику окончательной рукописи.

Для передачи тибетских терминов я применял по большей части тексте упрощенную фонетику, а в примечаниях — научную транскрипцию.

Я надеюсь, что история Тогдэна Ургьен Тэндзина, как ее поведал Чогьял Намкай Норбу, послужит источником воодушевления для всех тех, кто находится на пути Дзогчена, и что все читатели возьмут пользу от знакомства с судьбой этого необыкновенного святого.

Май 2010 г.

РАДУЖНОЕ ТЕЛО

Жизнь и духовный подвигТогдэна Ургьен Тэндзина

Депрессия и помешательство

детство и Рождение

СИДДХА УРГЬЕН Тэндзин появился в Восточном Тибете, в княжестве Дерге, в маленьком селении Сенганг, которое находится в левой стороне священного места Сенгчен Намтраг11, поблизости от реки Дричу12, и окружено лесом, изобилующим кипарисовыми и другими деревьями, где планировали птицы и бродили непуганые дикие животные.

Он появился в семье Троке, принадлежащей к известному старому роду Га Троло13. Его отцом был Церинг Вангчуг14, искусный ювелир, а мать кликали Почунг Лхадрон15.

В семье было восемь детей: старший сын Сонам и старшая дочь Пэма Чоцо, средний сын Делег Вангьял1би средняя дочь Цекьи, младшие сыновья Трасам и Ургьен Тэндзин и самый младший сын Кунга Дордже и самая младшая дочь Траши Чоцо.

Сиддха Ургьен Тэндзин появился во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века, в десятый сутки месяца мартышки17 года почвы-мыши, что соответствует 3805 году мева1*. Это подтверждает тот факт, что несколькими годами ранее Ургьен Кьяб19, брат его отца, что жил в уединенной обители и был ветшайшим ламой монастыря Сенгчен Намадраг, ввел обычай собирать в десятый сутки месяца мартышки местных обитателей, верующих и мирян, дабы делать сто ганапудж для Гуру Ринпоче20, по окончании чего все читалимантру сиддхи21 до наступления полнолуния.

В тот год Почунг, не обращая внимания на беременность, нормально отправилась принимать участие в данной практике, потому, что по всем расчетам, срок родов еще не наступил. Нежданно во второй половине 10-го дня она без страданий родила сына. Все были поражены, а обрадованный Ургьен Кьяб, дядя новорожденного, дал сыну Почунг имя Цечу Дордже (Ваджра 10-го Дня).

ВОТ ЧТО Я СЛЫШАЛ конкретно от собственного дяди Тогдэна Ринпоге о первых годах его жизни:

О До тех пор пока мне не исполнилось шесть лет, я жил с матерью и убивал время, играясь в песке вместе с детьми из вторых двух семей, живших в том же селении. В тот год (I893)22 мою сестру Цекьи сосватали в семью из селения Дзепа, и исходя из этого отечественная пасту mica также отправилась вместе с ней. Вследствие этого мне было нужно больше года наблюдать за отечественным стадом, складывавшимся из трех дзо, шести дзомо23 и двенадцати

коз. Мне шел седьмой год (1894 Г.), в то время, когда в один раз вечером я возвращался к себе и на отечественную лучшую козу напал снежный барс, загрыз ее и утащил тушу. В кошмаре я

ринулся к себе, угоняя оставшийся скот. Мама отругала меня:

— Коза погибла вследствие того что на обратном пути ты не кричал «Ку!»24, — и дала мне пощечину.

Я весьма расстроился и на следующий сутки поднялся, оделся и обулся, на дорогу забрал себе из кладовой турил25 (маленькой шар, скатанный из дикого сладкого и смеси сыра картофеля, что именуется трома26) и отправился в уединенную обитель к собственному дяде, ламе Ургьен Кьябу.

Дядя был весьма рад и сообщил:

— Само собой разумеется, было бы намного лучше, если бы ты посвятил себя Дхарме и стал монахом!

Он относился ко мне с нежностью и разрешил мне остаться с ним. На следующий сутки показался мой папа и поведал дяде, что я сбежал из дома. Папа был сердит, но, потому, что дядя забрал меня под собственную опеку, бить меня не стал.

Позже он растолковал дяде, что для него принципиально важно, дабы я возвратился к себе. Но я сообщил так:

— В случае если я останусь с дядей, то обучусь просматривать.

— Это отлично, — сообщил дядя.

— Ну хорошо, — сообщил папа и ушел к себе один.

Через пара недель дядя давал некоторым из собственных учеников посвящение, и я также его взял. По этому

случаю дядя нарек меня Ургьен Тэндзином. Как я узнал позднее, это было коренное посвящение Лонгсал дордже нингпо27 — первое в моей жизни посвящение, которое я взял.

в один раз дядя сообщил мне:

—Сейчас тебе необходимо поступить в школу при том монастыре, что внизу, и обучиться просматривать ритуальные тексты наизусть.

Он написал письмо, дал его мне и сообщил:

— Дай это письмо ламе Пэзангу. Делай всё, что он сообщит, и обучайся!

Позже он отослал меня в монастырь. В то время, когда я принес письмо ламе Пэзангу, я заметил, что это был толстый человек с внушительной наружностью, с бородой и чёрными усами.

Он внимательно взглянуть на меня и сообщил:

— Замечательно! Племянник ламы Ургьен Кьяба пришел к нам, дабы стать монахом. Превосходно!

До тех пор пока оставай- ‘ ся у меня, а днем отправляйся в монастырскую школу.

С того времени я ежедневно обучался чтению с преподавателем по имени Лама Нидон, сидя на его уроках в маленькой комнате сбоку от монастырского главного зала собраний вместе с еще семерыми мальчиками.

Данный Лама Нидон, преподаватель чтения, носил красное домотканое одеяние из шерсти, и у него была привычка на протяжении обучения чтению бить всех детей ежедневно. За те четыре месяца, в то время, когда я ходил на уроки, четыре раза я был избит достаточно очень сильно и многочисленное число раз — полегче. Но как раз благодаря ему я обучится просматривать наизусть молитву Гуру Падмасамбхаве Леудунма («Семь глав»)28.

Но в действительности мне совсем не хотелось ни жить в монастыре, ни быть монахом.

В конце того года мой дядя Ургьен Кьяб неожиданно погиб, а его тело оставалось в медитации три дня.29 Позже было совершено большое количество посмертных ритуалов, и проститься с телом отовсюду прибыло множество людей и из ближних мест и издали, и монахов и мирян. Посмертные ритуалы длились более чем три месяца, по окончании чего в расселине горы недалеко от пещеры для медитации моего дяди была выстроена побеленная ступа30, и в том направлении поместили его тело.

По окончании смерти моего дяди-ламы преподаватель Нидон стал еще более жёсток со мной и начал бить меня еще больше, чем раньше. Исходя из этого в один раз я собрал пара собственных книг и одежду и возвратился к родителям.

Папа был счастлив и сообщил:

— Как прекрасно, что ты возвратился к себе!

Но мать сообщила так:

— Сын, я так сохраняла надежду, что ты станешь монахом! Конечно же, будет лучше, если ты отправишься обратно в монастырь.

Папа возразил:

— Раз в монастыре Намтраг уже больше нет никого, кто имел возможность бы помогать отечественному сыну, как это делал его дядя, куда ему сейчас деваться? Мальчику в наше время (1896 г.) девять лет. Он может обучаться моему делу и помогать Сонаму и мне в отечественной работе, или пускай отправляется помогай!ъ в дом господина Яго31, и в этом случае работу по дому будет делать его брат Трасам.

— Лучше я отправлюсь проходить службу в доме господина Яго, — сообщил я родителям, и с того времени ежедневно ходил трудиться слугой в семье Яго. О

помешательство и Депрессия

ВОТ ЧТО Я СЛЫШАЛ от Салы Карма Самтэнап, племянника иугеника Тогдэна Ринпогезь:

В Через пять-шесть месяцев по окончании того, как Ургьён Тэн- дзин начал работать слугой в доме семьи Яго (1897 г.), одна служанка, трудившаяся в том месте же, похитила древесную чашу с серебряными украшениями и свалила вину на Ургьен Тэндзина. Вследствие этого он плохо страдал и, не зная, что делать, сперва прикинулся, что сошел с ума. Через некое время его в действительности поразила заболевание «ветер в сердце» (что-то наподобие депрессии)34, и его ум лишился спокойствия.

Спустя приблизительно месяц обнаружилось, что чашу похитила служанка. Однако, состояние Ургьен Тэндзина не улучшилось. Его папа отвел его к ламе из Цара-

шаба35 и попросил, дабы тот в течение приблизительно двух месяцев, пока Ургьен Тэндзин будет пребывать при нем, делал практику чод36. По окончании того папа забрал Ургьен Тэндзина к Кэнчену Траши Озеру37 и попросил, дабы тот дал ему посвящение Конгог экскурсоводу38, и заболевание ветра в сердце чуть отошла.

После этого папа с сыном возвратились к себе, и с того времени Ургьен Тэндзин около пяти лет оставался в том месте, удачно перенимая от брата и отца Сонама мастерство ювелира и помогая им в работе. Приблизительно одновременно с этим серьёзная заболевание печени поразила его мать, и Ургьен Тэндзин заботился за ней как мог в течение более чем семи месяцев. Не смотря на то, что ей давали множество лекарств и делали для нее ритуалы, ничего не помогало, и она ушла в следующую судьбу (1902 г.).

Вследствие этого заболевание ветра в сердце у Ургьен Тэндзина опять усилилась.

Сорок девять дней он мог мало помогать ламам, каковые делали посмертные ритуалы для его матери. В то время, когда эти ритуалы закончились, они вместе с братом и отцом Сонамом отправились в различные места, кроме того такие дальние, как монастырь Дзогчен39, дабы раздать кое-какие из принадлежавших матери вещей40 и тем самым оказать помощь ей в ее посмертном состоянии.

Они встретились с Дзогчен Ринпоче Пэма Ригдзином41, и папа попросил его дать благословение Ургьен Тэндзину, дабы тот избавился от заболевания ветра в сердце. Дав благословение и попросив помощи у Трех Корней и охранителей42, Дзогчен Ринпоче дал совет послать больного к Адзому Другпа Ринпоче.

В то время, когда папа с сыном возвратились к себе, Ургьен Тэндзин чуть имел возможность помогать в работе отцу и Сонаму, которым нужно было изготовить много золотых и серебряных ритуальных предметов и украшений, уже заказанных и оплаченных клиентами. В

Йонге Мингьюр Ринпоче — Радостная мудрость. Аудиокнига. Часть 1


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: