Для определения уровня усвоения обучающимися 10 класса содержания предмета будут совершены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. В конце каждого раздела будут проводиться контрольные срезы, работа с тренингами на знание главных понятий, дат, персоналий, событий. Так контролируется уровень знаний, полученный обучающимися по каждому из разделов.
Параметрами для определения уровня усвоения обучающимися 10 класса содержания предмета будут:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
O показывать периоды и хронологические рамки главных процессов, и даты наиболее значимых событий общей истории;
O соотносить год с веком, устанавливать длительность и последовательность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
O характеризовать место, события, участников, результаты наиболее значимых исторических событий;
O собирать (классифицировать) факты по разным показателям.
3. Работа с историческими источниками:
O просматривать историческую карту с опорой на легенду, определять расположение историко-географических объектов;
O проводить поиск нужной информацим в одном либо нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
O сравнивать эти различных источников, выявлять их различие и сходство.
4. Описание (реконструкция):
O говорить (устно либо письменно) об исторических событиях, их участниках;
5. Анализ, объяснение:
O различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
O соотносить единичные общие явления и исторические факты;
O именовать характерные, значительные показатели исторических явлений и событий;
O раскрывать суть, значение наиболее значимых исторических понятий;
O сравнивать явления и исторические события, определять в них общее и различия;
O излагать суждения о следствиях и причинах исторических событий.
6. Работа с предположениями, оценками:
O приводить оценки исторических личностей и событий, изложенные в учебной литературе;
O определять и растолковывать (аргументировать) собственный отношение и оценку наиболее личностей и значительных событий в истории.
7. Использование умений и знаний в общении, социальной среде:
O применять знания об культуре и истории собственного и других народов в общении с людьми в внешкольной жизни и школе как базу диалога в поликультурной среде;
O содействовать сохранению культуры и памятников истории (принимать участие в создании школьных музеев, учебных и публичных мероприятиях по хранению и поиску культуры и памятников истории)
Критерии оценивания:
«Пять» — материал усвоен в полном объ?ме, изложен логично, без значительных неточностей, не нужно дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; используются умения, нужные для ответа; обращение хорошая. Такая же оценка ставится за краткий правильный ответ на особенно непростые вопросы либо за дополнение и подробное исправление другого ученика;
«Четыре» — в усвоении материала допущены ошибки и незначительные пробелы, изложение, не хватает систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, используются не все требуемые умения и теоретические знания;
«Три» — в усвоении материала имеются значительные пробелы, изложение не хватает независимое, не систематизированное, содержит значительные неточности; а также в выводах, аргументация не сильный, умения не показаны, обращение бедная;
«Два» — основное содержание не раскрыто.
Ожидаемые результаты:
— Создание условий для развития и проявления индивидуальности, уникальности и самобытности обучающихся.
— Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
— Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, становление и стимулирование собственного (личностного) смысла учения.
— Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) свойств.
— Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Главные способы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности обучающихся: личная работа, групповая, фронтальная.
Содержание курса история для 10 класса
Раздел «История России»
Курс «История» рекомендован для школьников, изучающих историю на протяжении второго концентра обучения. Курс складывается из 6 разделов, в которых рассматриваются исторические процессы, происходившие у нас с древности до конца 19 века. Содержание курса соответствует требованиям национального образовательного стандарта по истории.
Серьёзная мировоззренческая задача курса «История России» содержится в раскрытии как неповторимости и своеобразия истории России, так и ее связи с ведущими процессами всемирный истории. Громадное внимание уделяется тому, дабы обучающиеся пребывали в мире синхронизированной, сравнительной истории, что есть непременным условием прогрессивного исторического
Базу курса по истории для 10 класса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — периодизация и хронология процессов и событий.
2. Историческое пространство — исторические карты истории России
3. Историческое перемещение:
u эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей.
u развитие и формирование людских общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.;
u развитие стран, их типы и исторические формы; механизмы и эволюция смены власти; общества и взаимоотношения власти;
u история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских мировоззренческих систем и учений; художественной культуры и духовной: динамика и многообразие этических и эстетических ценностей и систем; вклад цивилизаций и народов в мировую культуру;
u развитие взаимоотношений между народами, странами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): мира и проблема войны в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает чёрта:
а) быта людей и условий жизни в разные периоды истории России
б) их потребностей, заинтересованностей, мотивов действий;
в) восприятия мира, сокровищ
г) деятельности и жизни раздельно забранного человека в контексте времени.
В соответствии с содержательной линией «человек в истории» следствия и ход событий прошлого раскрываются в книжках и на уроках через судьбы и деяния людей.
При изучении истории России предполагается обращение обучающихся к материалу региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому ясный и увлекательный для школьников. направляться выделить, что в целом речь заходит о многоуровневом рассмотрении истории страны и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это содействует ответу приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитие интереса школьников к настоящему и прошлому родной страны, осознание собственной социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитие исторической памяти и воспитание патриотизма, гражданственности.
Главное содержание курса «История России
с старейших времён до конца XIX в.» (68 ч)
Раздел I. Старая Русь в IX- XII (8ч)
Старая Русь в VIII — первой половине XII в.Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, публичное устройство. Взаимоотношения с государствами и соседними народами.
Образование Древнерусского страны: предпосылки, обстоятельства, значение. Киев и Новгород — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (дружина и князь, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. значение Руси: и Крещение причины. Владимир Святославич.
язычество и Христианство. Социально-экономический и политический строй Старой Руси.
Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, торговли и развитие ремёсел.
Русская Правда. Политика Ярослава Умного и Владимира Мономаха.
Старая ее соседи и Русь.
Культура Старой Руси. Устное народное творчество. Былинный эпос. Происхождение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Древесное и каменное зодчество.
Монументальная живопись, мозаики, фрески.
Иконы. Декоративно-прикладное мастерство. образ и Быт судьбы различных слоев населения.
Раздел II. Политическая раздробленность 1132г.- финиш XIIIв. (7ч)
последствия и: Политическая раздробленность причины. Наибольшие независимые центры Руси, особенности их расположения, социально-политического и культурного развития. Мысль единства русских земель в монументах культуры. Русь в совокупности интернациональных отношений и связей: между Западом и Востоком. Монгольские завоевания в Азии и на европейских пределах.
Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь.
Смелая защита русских городов. Походы монгольских армий на Юго-страны и Западную Русь Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Запад и Русь; отношения Новгорода с западными соседями.
Борьба Руси против экспансии с Запада.
Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Золотая Орда и Русь. Зависимость русских земель от Орды, ее последствия.
Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Литва и Русь. Русские почвы в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси: 30-е гг. XII — XIII в. Летописание. Каменное строительство в русских почвах (храмы, города-крепости).
Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Раздел III. Образование русского централизованного страны XIV — XVI вв. (11ч)
Обстоятельства и главные этапы объединения русских земель. Тверь и Москва: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Столичные их политика и князья. церковь и Княжеская власть.
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.
Куликовская битва, ее значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Ордой и Москвой, Литвой и Москвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель.
Прекращение зависимости Руси от Орды.
Иван III. Образование единого Русского страны и его значение. Становление самодержавия.
Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Совокупность землевладения. Структура русского средневекового общества.
Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической совокупности.
церковь и Религия в Киевской Руси. Роль Православной церкви в собирании русских земель, упрочнении великокняжеской власти, развитии культуры. Происхождение ересей.
Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».
быт и Культура в XIV—XV вв. Начало формирования русском культуры. Летописание.
Наиболее значимые монументы литературы (монументы Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Кремль , монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев)
Столичное государство в XVI в.:социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Счастлива.
Реформы 1550-х гг. и их значение.
Стоглавый собор. Опричнина: обстоятельства, сущность, последствия.
международные связи и Внешняя политика Столичного царства в XVI в. Расширение территории страны, его многонациональный темперамент. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее последствия и итоги.
Российская Федерация в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Предстоящее закрепощение крестьян.
быт и Культура Столичной Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И.Федоров).
Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы).
Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
Раздел IV. Российская Федерация в XVII в. (11ч)
сущность и Хронология нового этапа истории России.
Царствование Б.Годунова. Смута: обстоятельства, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов.
Патриотический подъем народа. возрождение и Окончание Смуты русском государственности. Ополчение К.Минина и Д.Пожарского.
Освобождение Москвы Начало семейства Романовых.
Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности главных сословий. Окончательное закрепощение крестьян. Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике: рост товарно-финансовых взаимоотношений, развитие мелкотоварного производства, происхождение мануфактур.
Развитие торговли, начало формирования общероссийского рынка.
Населения украины в XVII в. Освоение Дальнего Востока и Сибири. Русские первопроходцы. Народные перемещения в XVII в.: обстоятельства, формы, участники.
Муниципальные восстания. Восстание под предводительством С.Разина.
церковь и Власть. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с народами и соседними государствами. Речь и Россия Посполитая. Смоленская война.
Присоединение к Российской Федерации Левобережной Киева и Украины.
Отношения России с Османской империей и Крымским ханством.
быт и Культура России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые храбрецы.
Церковное и гражданское зодчество: памятники и основные стили. Живопись (С.Ушаков). обычаи и Быт разных сословий (царский двор, бояре, аристократы, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Раздел V. Российская Федерация в XVIII в. (14ч)
Российская Федерация в первой четверти XVIII в.предпосылки и Необходимость преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое консульство. Преобразования Петра I. Реструкуризация армии.
Реформы национального управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии.
Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества.
Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.
Политика меркантилизма и протекционизма. Финансовая и налоговая реформы. Подушная подать.
Социальные перемещения в первой четверти без сомнений в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: обстоятельства, главные события, итоги.
Прутский и Каспийский походы.
Провозглашение России империей.
Новшества в культуре. научные знания и Просвещение. Расширение сети школ и особых учебных заведений.
Открытие Академии наук.
Развитие техники; А.Нартов. искусство и Литература. изобразительное искусство и Архитектура (Д.Трезини, В.В.Растрелли, И.Н.Никитин).
Трансформации в дворянском быту.
цена и Итоги петровских преобразований.
Дворцовые перевороты:обстоятельства, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. (ПА.
Румянцев).
Российская Федерация во второй половине XVIII в.Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: главные направления, мероприятия, значение. торговли и Развитие промышленности.
Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества.
Восстание под предводительством Е.Пугачева и его значение.
Главные сословия русского общества, их положение. «Золотой век» русского дворянства. Жалованные грамоты городам и дворянству. Развитие публичной мысли.
Россия в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Российская Федерация в европейской и всемирный политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие их итоги и войны. Присоединение Северного Причерноморья и Крыма; Г.А.Потемкин. Георгиевский трактат.
Участие России в разделах Речи Посполитой.
Действия армии России в Швейцарии и Италии. Русское военное мастерство (А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).
Раздел VI. Российская Федерация в XIX в. (17ч)
Россия в первой четверти XIX в.Территория. Население. Развитие экономики. Император Александр I и его окружение.
Создание министерств.
Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по формированию совокупности образования. Проект М.М.Сперанского.
Учреждение Госсовета.
Обстоятельства свертывания либеральных реформ.
Российская Федерация в интернациональных отношениях начала XIX в. направления и Основные цели внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия.
Присоединение к Российской Федерации Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Замыслы сторон, сражения войны и основные этапы. Патриотический подъем народа. Храбрецы войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.).
Обстоятельства победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на национальное самосознание и общественную мысль. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный альянс.
Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Америка и Россия.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Главные итоги внутренней политики Александра I.
Перемещение декабристов: предпосылки происхождения, цели и идейные основы, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева.
Выступления декабристов в Петербурге (14 декабря 1825) и на юге, их итоги.
Значение перемещения декабристов.
Россия в 1825—1855 гг.Правление Николая I. укрепление и Преобразование роли национального аппарата. Кодификация законов.
Развитие экономики России во второй четверти XIX в Крестьянский вопрос. Реформа управления национальными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия.
Денежная реформа Е.Ф.
Канкрина.
Публичное перемещение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление Теория «официальной народности С.С.Уваров). Оппозиционная публичная идея. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.) и западники (К.Д.
Кавелин, С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский и др.).
Революционно-социалистические течения (А.И.Герцен Н.П.Огарев, В.Г.Белинский). Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIXв.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.: обстоятельства, участники, главные сражения. Героизм защитников Севастополя (В.А.Корнилов П.С.Нахимов, В.И.Истомин).
Итоги ипоследствия войны.
национальная политика и Народы России самодержавия в первой половинеXIX в. Кавказская война. Имамат; перемещение Шамиля.
Культура России в первой половине XIX в. техники и Развитие науки (Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение университетов и сети школ.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния Главные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). «Золотой век» русской литературы: их произведения и писатели (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский). Театр.
Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, живописцы (К.П.Брюллов, О.А.Кипренский, В.А. Тропинин и др.).
Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), их произведения и зодчие.
Вклад русском культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Российская Федерация во второй половине XIX в.«Великие реформы» 1860—1870-х гг. предпосылки и Необходимость реформ. Император Александр II и его окружение.
Либералы, радикалы, консерваторы: проекты и планы переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Главные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Земская, судебная, военная, городская реформы. следствия и Итоги реформ 1860-1870-х гг.
национальная политика и Национальные движения в I860-1870-е гг.
Развитие экономики пореформенной России. Сельское хозяйство по окончании отмены крепостного права. промышленности и Развитие торговли. ЖД строительство.
Завершение промышленного переворота, его последствия.
Трансформации в социальной структуре общества. Положение главных слоев населения России.
Публичное перемещение в Российской Федерации в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения публичной мысли. Народническое перемещение: идеология (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества.
Зарождение русском социал-демократии.
Начало рабочего движения.
Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования Александра III. Трансформации в сферах национального управления, печати и образования. Возрастание роли страны в
экономической судьбе страны. Курс на модернизацию индустрии. Экономические и денежные реформы (Н.Х.Бунге, С.Ю.Витте).
Разработка рабочего законодательства.
Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии.
Политика России на Дальнем Востоке. Российская Федерация в интернациональных отношениях финиша XIX в.
Культура России во второй половине XIX в. Успехи русских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. искусство и Литература: реализм и классицизм.
Публичное звучание литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Расцвет театрального мастерства, возрастание его роли в публичной судьбе. Живопись: академизм, реализм, передвижники.
Архитектура. достижения и Развитие музыкального мастерства (П.И.Чайковский, «Могучая кучка»). Место русском культуры во всемирной культуре XIX в. Трансформации в условиях судьбы населения городов.
Развитие городского и связи транспорта. Досуг жителей.
Жизнь деревни.
Раздел «Общая история» (34 часа)
Применяемые УМК:
— Программа курса «Глобальная история. мира и История России с старейших времен до конца XIX в.» для 10 класса. – М.: Просвещение, 2010.
— О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Понаморёв, Общая история с старейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 класса. – М.: Дрофа, 2014
Содержание курса:
Глава I. Старейшая и старая история . ( 8 часов)
Начальные этапы становления людской общества
Цивилизации Древнего Востока
Цивилизации Древнего Востока
Древнее Средиземноморье
варварский мир и Античная цивилизация
варварский мир и Античная цивилизация
Первые века христианства
Повторение по теме: Старейшая и старая история .
Глава II. Средние века (8ч)
Европа в раннее Средневековье (5-10 вв.)
Средневековая Европа в 11-15 вв.
литература и Искусство Западной Европы в 5-13 вв.
восточнохристианский мир и Византийская империя
создание и Арабские завоевания Среднего Востока
Страны и Арабского халифата Ближнего и Балкан в 10-15 вв.
Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века
Повторение по теме: Средние века
Глава III. Новое время: эра модернизации в государствах Запада (10 ч)
Европа в начале Нового времени
общество и Государство государств Западной Европы в 16-17 вв.
Эра просвещения
Эра просвещения
Революции 18 столетия
Революции 18 столетия
Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны.
Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны.
Тенденции европейской культуры 14-18 вв.
Повторение по теме: Новое время: эра модернизации в государствах Запада
Глава IV. Рождение современной западной цивилизации (8ч)
становление и Промышленный переворот реформы и
индустриального общества Революции в девятнадцатом веке
реформы и Революции в девятнадцатом веке
Колониальная экспансия европейцев в Азии, Америке и Африке в 16-18 вв.
политические партии и Идейные течения государств Запада в девятнадцатом веке
Страны Запада во второй половине 19 века
Европейская культура 19 века
Повторение по теме: Рождение современной западной цивилизации
Календарно-тематическое планирование курса «История» 10 КЛАСС 102 часа
КНИЖКИ:1. А.Н. Сахаров «История России с старейших времён до конца XVI века»
ХОЛОДНАЯ ПОЛИТИКА. Внешняя политика России
Удивительные статьи:
- Образование русской интеллигенции и ее характер
- Ю. и. шейкин, в. с. никифоров
- Мене, мене, текел, упарсин 22 страница
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Семинар 3. Тема: дальнейшее укрепление и Смута самодержавия XVII в. 1. Российская Федерация на рубеже XVI-XVII столетий. Смутное время: обстоятельства,…
-
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
Требования ГОСа высшего профобразования к обязательному минимуму содержания главной образовательной программы по направлению 540400 -…
-
В соответствии с учебным замыслом студенты очного отделения должны написать реферат. Работа над рефератом практикуется в целях развития навыков…
-
Требования к уровню усвоения программы и формы контроля
СОДЕРЖАНИЕ УМК РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка…………………………………. РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины ………………………………… РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной…