Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета

Для определения уровня усвоения обучающимися 10 класса содержания предмета будут совершены контрольные работы: входная, рубежная, итоговая. В конце каждого раздела будут проводиться контрольные срезы, работа с тренингами на знание главных понятий, дат, персоналий, событий. Так контролируется уровень знаний, полученный обучающимися по каждому из разделов.

Параметрами для определения уровня усвоения обучающимися 10 класса содержания предмета будут:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

O показывать периоды и хронологические рамки главных процессов, и даты наиболее значимых событий общей истории;

O соотносить год с веком, устанавливать длительность и последовательность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

O характеризовать место, события, участников, результаты наиболее значимых исторических событий;

O собирать (классифицировать) факты по разным показателям.

3. Работа с историческими источниками:

O просматривать историческую карту с опорой на легенду, определять расположение историко-географических объектов;

O проводить поиск нужной информацим в одном либо нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

O сравнивать эти различных источников, выявлять их различие и сходство.Диагностические мероприятия, контрольно-измерительный материал и критерии определения уровня усвоения обучающимися содержания предмета

4. Описание (реконструкция):

O говорить (устно либо письменно) об исторических событиях, их участниках;

5. Анализ, объяснение:

O различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

O соотносить единичные общие явления и исторические факты;

O именовать характерные, значительные показатели исторических явлений и событий;

O раскрывать суть, значение наиболее значимых исторических понятий;

O сравнивать явления и исторические события, определять в них общее и различия;

O излагать суждения о следствиях и причинах исторических событий.

6. Работа с предположениями, оценками:

O приводить оценки исторических личностей и событий, изложенные в учебной литературе;

O определять и растолковывать (аргументировать) собственный отношение и оценку наиболее личностей и значительных событий в истории.

7. Использование умений и знаний в общении, социальной среде:

O применять знания об культуре и истории собственного и других народов в общении с людьми в внешкольной жизни и школе как базу диалога в поликультурной среде;

O содействовать сохранению культуры и памятников истории (принимать участие в создании школьных музеев, учебных и публичных мероприятиях по хранению и поиску культуры и памятников истории)

Критерии оценивания:

«Пять» — материал усвоен в полном объ?ме, изложен логично, без значительных неточностей, не нужно дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; используются умения, нужные для ответа; обращение хорошая. Такая же оценка ставится за краткий правильный ответ на особенно непростые вопросы либо за дополнение и подробное исправление другого ученика;

«Четыре» — в усвоении материала допущены ошибки и незначительные пробелы, изложение, не хватает систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, используются не все требуемые умения и теоретические знания;

«Три» — в усвоении материала имеются значительные пробелы, изложение не хватает независимое, не систематизированное, содержит значительные неточности; а также в выводах, аргументация не сильный, умения не показаны, обращение бедная;

«Два» — основное содержание не раскрыто.

Ожидаемые результаты:

— Создание условий для развития и проявления индивидуальности, уникальности и самобытности обучающихся.

— Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

— Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, становление и стимулирование собственного (личностного) смысла учения.

— Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) свойств.

— Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Главные способы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности обучающихся: личная работа, групповая, фронтальная.

Содержание курса история для 10 класса

Раздел «История России»

Курс «История» рекомендован для школьников, изучающих историю на протяжении второго концентра обучения. Курс складывается из 6 разделов, в которых рассматриваются исторические процессы, происходившие у нас с древности до конца 19 века. Содержание курса соответствует требованиям национального образовательного стандарта по истории.

Серьёзная мировоззренческая задача курса «История России» содержится в раскрытии как неповторимости и своеобразия истории России, так и ее связи с ведущими процессами всемирный истории. Громадное внимание уделяется тому, дабы обучающиеся пребывали в мире синхронизированной, сравнительной истории, что есть непременным условием прогрессивного исторического

Базу курса по истории для 10 класса составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — периодизация и хронология процессов и событий.

2. Историческое пространство — исторические карты истории России

3. Историческое перемещение:

u эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей.

u развитие и формирование людских общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.;

u развитие стран, их типы и исторические формы; механизмы и эволюция смены власти; общества и взаимоотношения власти;

u история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие религиозных и светских мировоззренческих систем и учений; художественной культуры и духовной: динамика и многообразие этических и эстетических ценностей и систем; вклад цивилизаций и народов в мировую культуру;

u развитие взаимоотношений между народами, странами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность): мира и проблема войны в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связующая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает чёрта:

а) быта людей и условий жизни в разные периоды истории России

б) их потребностей, заинтересованностей, мотивов действий;

в) восприятия мира, сокровищ

г) деятельности и жизни раздельно забранного человека в контексте времени.

В соответствии с содержательной линией «человек в истории» следствия и ход событий прошлого раскрываются в книжках и на уроках через судьбы и деяния людей.

При изучении истории России предполагается обращение обучающихся к материалу региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому ясный и увлекательный для школьников. направляться выделить, что в целом речь заходит о многоуровневом рассмотрении истории страны и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это содействует ответу приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитие интереса школьников к настоящему и прошлому родной страны, осознание собственной социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитие исторической памяти и воспитание патриотизма, гражданственности.

Главное содержание курса «История России

с старейших времён до конца XIX в.» (68 ч)

Раздел I. Старая Русь в IX- XII (8ч)

Старая Русь в VIII — первой половине XII в.Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, публичное устройство. Взаимоотношения с государствами и соседними народами.

Образование Древнерусского страны: предпосылки, обстоятельства, значение. Киев и Новгород — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (дружина и князь, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. значение Руси: и Крещение причины. Владимир Святославич.

язычество и Христианство. Социально-экономический и политический строй Старой Руси.

Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, торговли и развитие ремёсел.

Русская Правда. Политика Ярослава Умного и Владимира Мономаха.

Старая ее соседи и Русь.

Культура Старой Руси. Устное народное творчество. Былинный эпос. Происхождение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Древесное и каменное зодчество.

Монументальная живопись, мозаики, фрески.

Иконы. Декоративно-прикладное мастерство. образ и Быт судьбы различных слоев населения.

Раздел II. Политическая раздробленность 1132г.- финиш XIIIв. (7ч)

последствия и: Политическая раздробленность причины. Наибольшие независимые центры Руси, особенности их расположения, социально-политического и культурного развития. Мысль единства русских земель в монументах культуры. Русь в совокупности интернациональных отношений и связей: между Западом и Востоком. Монгольские завоевания в Азии и на европейских пределах.

Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь.

Смелая защита русских городов. Походы монгольских армий на Юго-страны и Западную Русь Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Запад и Русь; отношения Новгорода с западными соседями.

Борьба Руси против экспансии с Запада.

Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Золотая Орда и Русь. Зависимость русских земель от Орды, ее последствия.

Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Литва и Русь. Русские почвы в составе Великого княжества Литовского.

Культура Руси: 30-е гг. XII — XIII в. Летописание. Каменное строительство в русских почвах (храмы, города-крепости).

Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.

Раздел III. Образование русского централизованного страны XIV — XVI вв. (11ч)

Обстоятельства и главные этапы объединения русских земель. Тверь и Москва: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Столичные их политика и князья. церковь и Княжеская власть.

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

Куликовская битва, ее значение.

Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Ордой и Москвой, Литвой и Москвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель.

Прекращение зависимости Руси от Орды.

Иван III. Образование единого Русского страны и его значение. Становление самодержавия.

Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Совокупность землевладения. Структура русского средневекового общества.

Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической совокупности.

церковь и Религия в Киевской Руси. Роль Православной церкви в собирании русских земель, упрочнении великокняжеской власти, развитии культуры. Происхождение ересей.

Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».

быт и Культура в XIV—XV вв. Начало формирования русском культуры. Летописание.

Наиболее значимые монументы литературы (монументы Куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Кремль , монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев)

Столичное государство в XVI в.:социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная Счастлива.

Реформы 1550-х гг. и их значение.

Стоглавый собор. Опричнина: обстоятельства, сущность, последствия.

международные связи и Внешняя политика Столичного царства в XVI в. Расширение территории страны, его многонациональный темперамент. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее последствия и итоги.

Российская Федерация в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Предстоящее закрепощение крестьян.

быт и Культура Столичной Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И.Федоров).

Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы).

Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».

Раздел IV. Российская Федерация в XVII в. (11ч)

сущность и Хронология нового этапа истории России.

Царствование Б.Годунова. Смута: обстоятельства, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов.

Патриотический подъем народа. возрождение и Окончание Смуты русском государственности. Ополчение К.Минина и Д.Пожарского.

Освобождение Москвы Начало семейства Романовых.

Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности главных сословий. Окончательное закрепощение крестьян. Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике: рост товарно-финансовых взаимоотношений, развитие мелкотоварного производства, происхождение мануфактур.

Развитие торговли, начало формирования общероссийского рынка.

Населения украины в XVII в. Освоение Дальнего Востока и Сибири. Русские первопроходцы. Народные перемещения в XVII в.: обстоятельства, формы, участники.

Муниципальные восстания. Восстание под предводительством С.Разина.

церковь и Власть. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с народами и соседними государствами. Речь и Россия Посполитая. Смоленская война.

Присоединение к Российской Федерации Левобережной Киева и Украины.

Отношения России с Османской империей и Крымским ханством.

быт и Культура России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые храбрецы.

Церковное и гражданское зодчество: памятники и основные стили. Живопись (С.Ушаков). обычаи и Быт разных сословий (царский двор, бояре, аристократы, посадские, крестьяне, старообрядцы).

Раздел V. Российская Федерация в XVIII в. (14ч)

Российская Федерация в первой четверти XVIII в.предпосылки и Необходимость преобразований. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое консульство. Преобразования Петра I. Реструкуризация армии.

Реформы национального управления (учреждение Сената, коллегий, губернская реформа и др.). Указ о единонаследии.

Табель о рангах. Утверждение абсолютизма. Церковная реформа. Упразднение патриаршества.

Аристократическая оппозиция реформам Петра I; дело царевича Алексея.

Политика меркантилизма и протекционизма. Финансовая и налоговая реформы. Подушная подать.

Социальные перемещения в первой четверти без сомнений в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: обстоятельства, главные события, итоги.

Прутский и Каспийский походы.

Провозглашение России империей.

Новшества в культуре. научные знания и Просвещение. Расширение сети школ и особых учебных заведений.

Открытие Академии наук.

Развитие техники; А.Нартов. искусство и Литература. изобразительное искусство и Архитектура (Д.Трезини, В.В.Растрелли, И.Н.Никитин).

Трансформации в дворянском быту.

цена и Итоги петровских преобразований.

Дворцовые перевороты:обстоятельства, сущность, последствия. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие России в Семилетней войне. (ПА.

Румянцев).

Российская Федерация во второй половине XVIII в.Правление Екатерины II. Политика просвещенного абсолютизма: главные направления, мероприятия, значение. торговли и Развитие промышленности.

Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества.

Восстание под предводительством Е.Пугачева и его значение.

Главные сословия русского общества, их положение. «Золотой век» русского дворянства. Жалованные грамоты городам и дворянству. Развитие публичной мысли.

Россия в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Российская Федерация в европейской и всемирный политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие их итоги и войны. Присоединение Северного Причерноморья и Крыма; Г.А.Потемкин. Георгиевский трактат.

Участие России в разделах Речи Посполитой.

Действия армии России в Швейцарии и Италии. Русское военное мастерство (А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).

Раздел VI. Российская Федерация в XIX в. (17ч)

Россия в первой четверти XIX в.Территория. Население. Развитие экономики. Император Александр I и его окружение.

Создание министерств.

Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по формированию совокупности образования. Проект М.М.Сперанского.

Учреждение Госсовета.

Обстоятельства свертывания либеральных реформ.

Российская Федерация в интернациональных отношениях начала XIX в. направления и Основные цели внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия.

Присоединение к Российской Федерации Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Замыслы сторон, сражения войны и основные этапы. Патриотический подъем народа. Храбрецы войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.).

Обстоятельства победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на национальное самосознание и общественную мысль. Народная память о войне 1812 г.

Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный альянс.

Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Америка и Россия.

Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Главные итоги внутренней политики Александра I.

Перемещение декабристов: предпосылки происхождения, цели и идейные основы, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И.Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева.

Выступления декабристов в Петербурге (14 декабря 1825) и на юге, их итоги.

Значение перемещения декабристов.

Россия в 1825—1855 гг.Правление Николая I. укрепление и Преобразование роли национального аппарата. Кодификация законов.

Развитие экономики России во второй четверти XIX в Крестьянский вопрос. Реформа управления национальными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия.

Денежная реформа Е.Ф.

Канкрина.

Публичное перемещение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление Теория «официальной народности С.С.Уваров). Оппозиционная публичная идея. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин и др.) и западники (К.Д.

Кавелин, С.М.Соловьев, Т.Н.Грановский и др.).

Революционно-социалистические течения (А.И.Герцен Н.П.Огарев, В.Г.Белинский). Общество петрашевцев.

Внешняя политика России во второй четверти XIXв.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.: обстоятельства, участники, главные сражения. Героизм защитников Севастополя (В.А.Корнилов П.С.Нахимов, В.И.Истомин).

Итоги ипоследствия войны.

национальная политика и Народы России самодержавия в первой половинеXIX в. Кавказская война. Имамат; перемещение Шамиля.

Культура России в первой половине XIX в. техники и Развитие науки (Н.И.Лобачевский, Н.И.Пирогов, Н.Н.Зинин, Б.С.Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение университетов и сети школ.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния Главные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). «Золотой век» русской литературы: их произведения и писатели (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский). Театр.

Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, живописцы (К.П.Брюллов, О.А.Кипренский, В.А. Тропинин и др.).

Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), их произведения и зодчие.

Вклад русском культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Российская Федерация во второй половине XIX в.«Великие реформы» 1860—1870-х гг. предпосылки и Необходимость реформ. Император Александр II и его окружение.

Либералы, радикалы, консерваторы: проекты и планы переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Главные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Земская, судебная, военная, городская реформы. следствия и Итоги реформ 1860-1870-х гг.

национальная политика и Национальные движения в I860-1870-е гг.

Развитие экономики пореформенной России. Сельское хозяйство по окончании отмены крепостного права. промышленности и Развитие торговли. ЖД строительство.

Завершение промышленного переворота, его последствия.

Трансформации в социальной структуре общества. Положение главных слоев населения России.

Публичное перемещение в Российской Федерации в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения публичной мысли. Народническое перемещение: идеология (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), организации, тактика. Кризис революционного народничества.

Зарождение русском социал-демократии.

Начало рабочего движения.

Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования Александра III. Трансформации в сферах национального управления, печати и образования. Возрастание роли страны в

экономической судьбе страны. Курс на модернизацию индустрии. Экономические и денежные реформы (Н.Х.Бунге, С.Ю.Витте).

Разработка рабочего законодательства.

Национальная политика.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии.

Политика России на Дальнем Востоке. Российская Федерация в интернациональных отношениях финиша XIX в.

Культура России во второй половине XIX в. Успехи русских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А.Г.Столетов, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. искусство и Литература: реализм и классицизм.

Публичное звучание литературы (Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский). Расцвет театрального мастерства, возрастание его роли в публичной судьбе. Живопись: академизм, реализм, передвижники.

Архитектура. достижения и Развитие музыкального мастерства (П.И.Чайковский, «Могучая кучка»). Место русском культуры во всемирной культуре XIX в. Трансформации в условиях судьбы населения городов.

Развитие городского и связи транспорта. Досуг жителей.

Жизнь деревни.

Раздел «Общая история» (34 часа)

Применяемые УМК:

— Программа курса «Глобальная история. мира и История России с старейших времен до конца XIX в.» для 10 класса. – М.: Просвещение, 2010.

— О.В.Волобуев, А.А.Митрофанов, М.В.Понаморёв, Общая история с старейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 класса. – М.: Дрофа, 2014

Содержание курса:

Глава I. Старейшая и старая история . ( 8 часов)

Начальные этапы становления людской общества

Цивилизации Древнего Востока

Цивилизации Древнего Востока

Древнее Средиземноморье

варварский мир и Античная цивилизация

варварский мир и Античная цивилизация

Первые века христианства

Повторение по теме: Старейшая и старая история .

Глава II. Средние века (8ч)

Европа в раннее Средневековье (5-10 вв.)

Средневековая Европа в 11-15 вв.

литература и Искусство Западной Европы в 5-13 вв.

восточнохристианский мир и Византийская империя

создание и Арабские завоевания Среднего Востока

Страны и Арабского халифата Ближнего и Балкан в 10-15 вв.

Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века

Повторение по теме: Средние века

Глава III. Новое время: эра модернизации в государствах Запада (10 ч)

Европа в начале Нового времени

общество и Государство государств Западной Европы в 16-17 вв.

Эра просвещения

Эра просвещения

Революции 18 столетия

Революции 18 столетия

Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны.

Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны.

Тенденции европейской культуры 14-18 вв.

Повторение по теме: Новое время: эра модернизации в государствах Запада

Глава IV. Рождение современной западной цивилизации (8ч)

становление и Промышленный переворот реформы и

индустриального общества Революции в девятнадцатом веке

реформы и Революции в девятнадцатом веке

Колониальная экспансия европейцев в Азии, Америке и Африке в 16-18 вв.

политические партии и Идейные течения государств Запада в девятнадцатом веке

Страны Запада во второй половине 19 века

Европейская культура 19 века

Повторение по теме: Рождение современной западной цивилизации

Календарно-тематическое планирование курса «История» 10 КЛАСС 102 часа

КНИЖКИ:1. А.Н. Сахаров «История России с старейших времён до конца XVI века»

ХОЛОДНАЯ ПОЛИТИКА. Внешняя политика России


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: