Диалог об этнографии древней и новой

Аммиан Марцеллин был, пожалуй, самым блестящим историком собственного времени. О гуннах он писал в самом финише IVв. [+166] и, если судить по тональности, весьма их не обожал. Вряд ли он сам их видел, поскольку скончался отечественный создатель в 400 г., а гунны достигли границ империи пара позднее [+167].

Возможно, он записал рассказы какого-нибудь гота, по причине того, что в этом повествовании мало настоящей информации и чересчур большое количество чувств. Исходя из этого целесообразно не просто воспроизвести текст Аммиана Марцеллина, пускай кроме того с комментариями, что в свое время сделал создатель этих строчков) [+168], но перейти к критике информации, содержащейся в тексте Аммиана Марцеллина, не на базе сравнения с параллельными текстами IV-V вв., потому что их нет, а на базе сопоставления с данными науки XX в., в частности: со статьей С.И.

Руденко [+169] и собственными мыслями автора данной книги. В будущем сведения Аммиана Марцеллина отправятся под грифом А.М., С.И. Руденко — С.Р., а автора книги — Л.Г.

А.М. пишет: Гунны живут за Мэотидским озером (Азовским морем) до Ледовитого океана. Дикость их нравов бесконечна… Они похожи на животных либо грубо отесанные чурбаны…

И ниже: В сраженьях они с криком кидаются на неприятеля, построившись клиньями. Они ловки и лошади у них стремительны…

Л.Г. Чему верить? Разве звероподобные дикари смогут строиться в конные клинья и выводить табуны лошадей, т.е.Диалог об этнографии древней и новой

заботиться о жеребятах?

А.М. Они способны выносить лишения и всякие неудобства, поскольку вовсе не употребляют огня и не могут готовить хорошую пищу. Они живут только кореньями, сырым мясом и травами всяческих животных, которое пара размягчают тем, что кладут его на пояснице лошадей и ездят на нем.

Л.Г. А что они едят зимний период? В то время, когда нет ни кореньев, ни трав? И как возможно пережить сибирскую зиму без огня?

Что это: неправда либо неточность?

С.Р. Внесем ясность: Лошадь требует заботы с детства. Кроме того одомашненных лошадей, выловленных из табуна взрослыми, приходится укрощать и неспешно приручать.

Выпущенные на свободу такие лошади дичают и за ними приходится охотиться, как за дикими. Мясо под седло кладут не для того чтобы, а для залечивания ран, натертых неотёсанным седлом. Лошадей весьма ценили и о них заботились.

В древности хунны, другие кочевники и саки выводили высокопородных иноходцев — и лошадей скакунов.

Номенклатура лошадей была создана подробно. У башкир и казахов было 22 наименования для лошадей по полу, породе и возрасту. Но для постоянного питания кочевникам нужны овцы.

Они же дают кизяк — калорийное горючее. В пустынях содержать крупный скоттяжело.

Казахи рода Адай обходились без коров, причем они жили в тех же природных условиях, что и гунны — между Каспием и Аралом.

А.М. Да, гунны как словно бы приросли к своим некрасивым, но крепким лошадям и делают все собственные обычные дела, не слезая с них; ночь и день… сидя верхом, берут и реализовывают, едят и выпивают, кроме того дремлют, согнувшись к шее лошади. На публичных собраниях они также не слезают с лошадей…

Л.Г. Но так как лошади устают, им нужно пастись. Значит, любой гунн должен иметь 10-12 лошадей, не считая жеребят и кормящих кобылиц.

Где же столь обильные пастбища, к тому же зимой?

А.М. Они кочуют как скитальцы на собственных телегах; эти телеги — их жилища, в том месте сидят их жены…ткут неотёсанную одежду и держат подле себя детей. Одежда у них льняная либо кожаная, сшитая из шкур полевых мышек. (Так, см.: Amm. Marc. XXXI, С 2. 5; Ср.: Скржинская Е.Ч.

Указ. соч. С. 223).

Л.Г. Все неясно! В случае если имеется телеги, то их нужно сделать. Сидя на коне телегу не сделаешь! и из-за чего бы гуннам не спать с женами в тепле, потому что крытая кибитка прекрасно защищает от холода. В случае если ткут льняную одежду, то откуда у них лен?

А полевые мыши, шкуры которых идут на одежду, — белки, горностаи, в противном случае и соболя. Из шукур сусликов и тушканчиков тулуп не сшить; уж весьма эти шкурки непрочные, а зимы в Западной Сибири холодные.

И как эти нищие дикари имели возможность побеждать?

А.М. с далека они бьются, бросая дротики и пуская стрелы, наконечники которых искусно сделаны из заостренных костей… накидывают на неприятеля аркан и делают его беспомощным… не нападают на крепости и укрепленные государства..

Л. Г. Но в случае если при таком несовершенном оружии, как костяные стрелы, каковые не могли пробивать аланские катафракты (броню), гунны все-таки побеждали за счет красивой организации , то из-за чего их нужно именовать дикарями?

А.М. Они вероломны, непостоянны, увлекаются всякой новой мыслью, следуют внушению 60 секунд. Так живут они, подобно неразумным животным, не осознавая отличия между пороком и добродетелью, не имея уважения к религии…

Л.Г. Ну это легко декламация озлобленного гота либо алана! А все-таки, как строились быт и жизнь гуннов в Прикаспийских степях в II-IV вв.?

Имеется ли путь для получения более точных знаний?

С.Р. За редкими исключениями археологические монументы, будь то поселения либо могилы, дают через чур мало материала для суждения о хозяйстве разных племен древности. В том месте, где имеются орудия производства и письменные источники, задача обнаружения главных занятий народа облегчается. В том месте же, где их нет, для суждения о формах хозяйства остается чуть ли не путь — путь аналогий по этнографическим данным.

Л.Г. (перебивая) Значит, подтверждается формула строгого соотношения этноса с ландшафтом, опубликованная нами в серии статей в Вестнике Ленинградского университета в 1964-1973 гг.?

С.Р. Да, и в качестве наглядной аналогии возможно забрать быт казахского рода Адай, живущего сейчас в тех же природных условиях, что гунны II-IV вв. Как раз адаевцы практикуют таборное, т.е. круглогодовое кочевание, которое наблюдалось в аралокаспийских полупустынях и степях у туркмен и казахов, в забайкальских степях у монголов и бурят.

Л.Г.Это значит, — в тех же местах, где жили хунны и гунны! А бессильные хунны — юебань и тюрки-шато?

С.Р. Живя около гор, эти хунны вели полукочевое хозяйство, при котором кочевник, имея постоянное зимнее жилище, возвращается к нему каждый год, пройдя через весеннее пастбище к летнему и через осеннее к зимнему… Для того чтобы типа хозяйство в обязательном порядке сочеталось с земледелием, не смотря на то, что в виде заготовки корма для скота, в каком бы малом количестве он ни заготовлялся.

Не то было в прикаспийских полупустынях. Постоянная кочевая судьба определяется природными условиями территории. Зимние осадки в том месте так незначительны и зима так мала, что овцы и лошади (а потом и верблюды, пришедшие ко мне с монголами в XIII в.) имели возможность в течение круглого года пребывать на подножном корме. Пастушеский аул, в отличие от аулов полукочевых предков казахов, не имел сезонных пастбищ, пахотных угодий и покосов.

водопой стад и Совместная пастьба, уход за ними и их охрана объединяли пастушеский аул. Размер общины определялся числом скота, что возможно было напоить из намерено вырытого колодца в течение дня. Соответственно, возможностью вырыть колодец глубиной 3-6 метров.

На северной окраине степи лошади паслись в речных равнинах и на полянах, что весьма затрудняло охрану животных от волков.

Для потребностей средней семьи (гуннской либо казахской) в 5 душ нужно было иметь столько скота, дабы поголовье его в общем итоге соответствовало 25 лошадям, исходя из следующего расчета. Одна лошадь равна пяти коровам, 6 овцам; двухлетка -1/2 взрослой лошади, жеребенок — 1/4. Помимо этого, лошади для перевозки жилища и верховые по числу взрослых участников семьи.

Для содержания для того чтобы количества скота нужно иметь области, где снежный покров не превышает 30 см, рельеф расчленен, дабы ветер имел возможность сдувать снег с возвышенностей, и пастбища достаточно широки при наличии питьевой воды. Этим условиям отвечают степи и предгорья Юго-Восточного Урала, Тяньшаня, современной Монголии и Алтая. Добавлю, что кочевники были довольны своим бытом, что им не мешал пользоваться благами культуры и создавать сложные социальные совокупности, достаточно устойчивые, как будет видно ниже.

А.М. Но у гуннов нет ни дворов, ни домов… кроме того крытого тростником шалаша… Они кочуют на телегах (кибитках).

Никто неимеетвозможности ответить на вопрос: где его отчизна? Он зачат в одном месте, рожден на большом растоянии оттуда, вскормлен еще дальше…

Л.Г. Ответить на данный вопрос легко: отчизна их — вся Великая степь. Жилище на колесах — блестящее достижение архитектуры, мобильная юрта на колесах [+170].

А шалаши гунны прекратили делать, поскольку войлок защищает от холода лучше, чем тростник.

Аммиан Марцеллин был введен в заблуждение своим осведомителем, сведения которого он воспринял некритично. Так как по сути дела С.И. Руденко сообщил о кочевниках то же самое, но с толковым анализом особенного, непривычного строя судьбы, с уважением к людям, могущим жить по-своему.

И он продемонстрировал, что кочевой быт — оптимальный метод адаптации к своеобразным природным условиям.

сарматы и Скифы жили в противном случае, поскольку в Причерноморье снега глубокие и нужно заготавливать на зиму сено, а это одно ведет к оседлости, соответственно, сооружению упрочнений, формированию ремесел, торговли и, наконец, работорговли.

Гуннам это не нравилось, но они-то собственных вкусов никому не навязывали. Они 200 лет жили мирно, на опустелой почва, которую им не было нужно завоевывать. И поток обвинений на них, возможно, поразил бы их, если бы они обучились просматривать латинские тексты.

На этом возможно кончить затянувшийся спор и возвратиться к изложению хода событий, сделав крайне важную оговорку. Обширно, кроме того через чур обширно распространено вывод, что Великое переселение народов позвано натиском гуннов. Так кроме того в книжках пишут.

А правильно ли это?

Об этом и отправится обращение.

Смена цвета времени

Трансформации начались с природы, нет,не земного шара а также не всего Евразийского континента, а интересующего нас региона -Великой степи. В середине IV в. желтое было перекрыто голубым, а смесь того и другого — зеленое. Муссоны понесли тихоокеанскую влагу в пустыню Гоби, а циклоны — атлантическую влагу в Заволжье и к горам Тяньшаня и Тарбагатая.

Река Либо наполнила красивой водой впадину Балхаша; Сырдарья подняла уровень болота Оксийского, опять перевоплотив его в Аральское море. Лесостепь поползла на юг, за ней В том же направлении двинулась тайга. Сухие степи, бывшие доселе ареалом гуннов, стали сокращаться, и гуннскому скоту стало тесновато.

Но давешняя дружба между редким населением и немногочисленными пришельцами Западной Сибири, по всей видимости, повела не к конфликтам, а скорее напротив — к установлению и углублению контактов политических альянсов. Это видно из того, что много лет спустя племена болгар и сабир носят приставку -гунно… Причислять себя к гуннам в VI в. было гордо. (См. п. 22).

Но по-иному восприняли эти трансформации аланы. Во II в. они покидали прикаспийские равнины, усыхавшие у них на глазах. Но это были их почвы; это-то они не забывали.

И в то время, когда разнотравные злаковые степи поползли на восток, аланам должно было показаться, что выходцы с берегов Орхона и Селенги не должны жить на берегах Волги и Яика.

Конфликт аланов с гуннами был посоветован самой природой, всегда изменяющейся, а также стремительнее, чем жизнь этноса либо существование социальной совокупности. Но, увы, сведения источников скудны. Известно только, что гунно-аланская война началась, по устарелым данным, в 350 г., а по уточненным данным — в 360 г. [+171], и закончилась победой гуннов в 370г.

Это более чем необычно. Это противоречит здравому смыслу. Аланы были значительно посильнее гуннов.

Подобно юечжам (согдам) и парфянам они использовали сарматскую тактику ближнего боя. Наездники в чешуйчатой броне, с долгими копьями на цепочках, прикрепленных к шее коня, так что в удар вкладывалась вся всадника движения и сила коня, кидались в наступление и сокрушали кроме того легионы , лучшую пехоту III в.

За спиной у алан было огромное готское царство, созданное королем Германарихом. Оно простиралось от Балтийского моря до Азовского, от Тисы до Дона [+172]. Остроготы находились во главе державы; визиготы, гепиды [+173], язиги [+174], часть вандалов, оставшаяся в Дакии [+175], тайфалы [+176], карпы [+177], герулы [+178], их южные соседи — скифы и северные — росомоны [+179], венеды [+180], мордены (мордва), мерене (меря), тьюдо (чудь), вас (целый) и ряд других, суть коих невосстановим, были их подданными.

Готам принадлежал и степной Крым, и Черноморское побережье Северного Кавказа. Наряду с этим готы были надежными союзниками алан, благодаря чему последние думали, что их тыл обеспечен.

Наконец, у алан были красивые крепости. Гунны брать крепостей не умели. Так отчего же гунны победили и алан, и готов, чего не могли сделать ни римляне, ни персы.

Источники, т.е. мысли людей IV в., ничего путного не информируют. Они лишь констатируют кое-какие факты, отнюдь недостаточные для ответа задачи. И за то им благодарю.

Все-таки кое-что имеется.

Возвратимся к географии. Циклоны, проходившие в III в. по полярной территории, в середине IV в. возвратились в аридную. Следовательно, в начале IV в. они обильно оросили гумидную. т.е. лесную территорию.

В том месте постоянные зимние заносы и летние дожди снега, весной таявшего скоро и заболачивающего лесные поляны, были очень негативны для хозяйства лесных этносов.

Потому готам, успевшим продвинуться в степи, к берегам Черного моря, удалось установить господство на большей части юга Восточной Европы [+181].

Балтские (литовские) этносы покинули следы собственного нахождения по всей лесостепной и лесной территории, впредь до Пензы. Венеды заняли область между Вислой и Лабой (Эльбой). Но быть может, что, сохраняя автономию, оба эти этноса пребывали в сфере готской господстве, потому что в негативных климатических условиях им было тяжело собрать силы для борьбы за независимость.

Итак. Германарих создал лоскутную империю, прочность которой обеспечивалась лишь большим уровнем пассионарности самих готов и низким у части покоренных племен. Ну а у второй части: ругов, росомонов, антов?..

Данный вопрос нужно разглядеть очень.

Примечания

[+153] См.: Евхерий, епископ Лиона около 530 г. Цит. по: Робертсон Джеме С. История христианской церкви. Т. 1. Спб, 1890. стр. 133.

[+154] В том месте же, стр. 170.

[+155] См.: Вебер Г. Общая история. Т. IV. стр. 447-451.

[+156] См.: Артамонов М.И. Спорные вопросы Руси и древнейшей истории славян. КСИИМК. Вып. VI. 1940. стр. 5.

[+157] Рыбаков Б.А. Древние русы //Сов. археология. 1953. Т XVII. стр. 23-104. Скржинская Е.Ч. Комментарии Иордан… стр. 279.

[+158] Поляне, яже сейчас рекомая Русь .(Лихачев Д.С. Повесть временных лет. Т. I. М.;Л., 1950. стр. 21).

[+159] Блестящий комментарий Скржинская Е.Ч. Комментарии Иордан… стр. 274-279 (приведена литература).

[+160] Бичурин Н.Я. Собрание сведений… Т. 2. стр. 229

[+161] Из краткого упоминания о деяниях императора Тацита (275-276 гг.) видно, что аланы были в альянсе с готами. Вебер Г. Общая история. Т. IV. стр.

515.

[+162] Потоп в Месопотамии имеет две даты: вавилонскую по поэме Энума Элиш — 2379 г. до н. э., и иудейскую, по библии — 2355 г. до н. э. (См.: Шитников А.В. Изменчивость неспециализированной увлажненности материков северного полушария. //Записки Геогр. Общ-ва.

Т. XVI. М.; Л., 1957. стр.

220-221,262 .).

[+163] См.: Белявский В.А. По поводу извечного антагонизма между земледельческим и кочевым населением Восточной Европы. //Славяно-русская этнография. Геогр.

Общ-во СССР.

Л., 1973. стр. 101-108.

[+164] См.: Гумилев Л.Н. Хунну стр.66; Бичурин Н.Я. Собрание сведений… Т. 1. стр.51.

[+165] См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений… T.I. стр.51,55,57,93-96.

[+166] См.: Марцеллин, Аммиан. История. Т. III. Кн. XXXI. стр 236-243.

[+167] Византийское консульство к гуннам в Северное Причерноморье было в 412 г. (Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. стр.55.).

[+168] См.: Гумилев Л.Н. Хунну стр.241-247.

[+169] рудника С.И. К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках. Л., 1961. стр. 2-15.

[+170] См.: Майдар Д.. Пюрвеев Д. От кочевой до мобильной архитектуры. М., 1980. стр. 19-21.

[+171] См.: Скржинская Е.Ч. Комментарии Иордан… стр. 270.

[+172] См.; Вебер Г. Общая история. Т. IV. стр. 593.

[+173] Визиготы и гепиды — западные разделы готов.

[+174] Язиги — сарматское племя в Паннонии.

[+175] Вторая часть вандалов, сдавшаяся римлянам, была поселена в Британии в 277 г. (Вебер Г. Указ. соч. стр. 517).

[+176] Тайфалы — германское племя, жившее в IV в. на Серете, союзники готов, но другого происхождения. (Скржинская Е.Ч. Указ. соч. стр. 517)

[+177] Карпы — могучее племя на нижнем Дунае, Серете и Пруте. По-видимому, дакийское, сражавшееся в III в. с римлянами, будучи в альянсе с остроготами. (Скржинская Е.Ч. Указ. соч. стр. 252-254.)

[+178] Герулы — скифское (т.е. не германское) племя, жившее у Азовского моря, покоренное Германарихом. (Скржинская Е.Ч. Указ. соч. стр. 279.) Об этих очень, ниже (Скржинская Е.Ч.

Комментарии Иордан… стр.279.).

[+179] Северные, т.е. прибалтийские славяне; южные — назывались склавины.

[+180] Эти сведения Иордана приводят к у Е.Ч.Скржинской (стр.268). Но в случае если вычислять, что венеды и айстии, т.е. славяне и балты (литовцы), пребывали на границе владений Германариха и подчинение их было формальным, как это довольно часто бывало в средние века, то очертания державы Германариха у новых и древних авторов расходятся лишь в подробностях, т.е. в пределах допуска.

[+181]

ГЛАВА IV

В АРЕАЛЕ ЭТНИЧЕСКИХ СМЕЩЕНИЙ (3 часть)

Акаба, Иордания. Отзывы. Radisson Blu Tala Bay Resort. Marina Plaza Hotel


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: