Диета легионеров

Дабы выполнять дальние переходы, находиться ночью на страже и сражаться с соперником в сражении, солдат должен быть накормлен. В случае если пренебречь этим правилом — война может закончиться, кроме того не начавшись. Вегеций, наибольший теоретик римского армейского дела, писал: «Чаще войско портит недочёт продовольствия, чем битва, голод ужаснее меча».

Что же ели римские легионеры в походах и пребывав на постое?

Средиземноморская диета

Базой средиземноморской совокупности питания в античном мире являлись злаковые сельскохозяйственные культуры, к числу которых относились пшеница-однозернянка, полба, ячмень, овёс, и просо. В этих культурах содержится 8–14% белка, и его недостаток, в большинстве случаев, восполнялся зернобобовыми (чечевица, горох, бобы, нут, люпин, вика), в которых часть белка образовывает около 25%.

Не считая зернобобовых культур и зерновых, заметная роль в питании римлян принадлежала овощам (капуста, свёкла, репа, морковь, тыква) и свежей зелени (лук, чеснок, сельдерей, салат, рута, кориандр). Кроме того в мелком крестьянском хозяйстве возделывался виноград, из которого давилось недорогое вино для домашнего потребления. Ещё одной универсально распространённой культурой были маслины, плоды которых сушили, мариновали, и выжимали из них масло низкого качества.

Из плодовых деревьев древние римляне выращивали яблони, груши, сливы, вишни, смоковницу.

Красивая картина утреннего завтрака крестьянина дана в приписываемый Вергилию маленькой поэме «Moretum». Храбрец её Симилл, пахарь малого поля, поднявшись, размолол зерно и, замесив хлеб, сажает его в печь, «глиняной миской поверх накрывает и жар насыпает». Приправой к хлебу у него оказывается лишь кружок сыра, потому, что он человек бедный и потому «недалеко от его очага не висели на крючьях для мяса окорока либо туша свиньи, прокопчённая с солью».

В огороде он набирает к завтраку растущий в том месте чеснок, сельдерей, руту, кориандр и, подлив мало масла, стирает их в каменной ступке в единую плотную массу. Вместе с сыром и тёплым хлебом эта «толчёнка» (moretum) и образовывает его ланч.

Диета легионеров
Римляне ели два раза в сутки. С утра готовили ланч, днём лишь перекусывали, а ближе к вечеру устраивали обед, в то время, когда за столом планировала вся семья и приглашались гости.

Такая пирушка имела возможность затягиваться до глубокого вечера. Пирующие на помпейской фреске I веке н.э., Национальный музей археологии, Неаполь

Катон Старший приводит рецепты разных блюд, забранных им, разумеется, из крестьянского быта. Они включали ячменную и пшеничную крупу, овечий сыр, мёд и молоко. Из зерна варилась жидкая похлёбка наподобие супа, каша, выпекался хлеб либо подготавливались сухари.

Мясо, если судить по этим рецептам, ели нечасто, но с ростом благосостояния оно кроме этого появляется в рационе.

Армейский хлеб (panis militaris)

Базу походного рациона у римлян, как и у греков, составлял хлеб (panis militaris). Он не портился на жаре, как мясо, рыба, овощи либо фрукты, и его было легко дотянуться, перевозить и хранить много, несмотря на погодные либо климатические условия. Во времена Полибия римский пехотинец приобретал в месяц довольствие в виде 26 кг хлеба.

В некоторых случаях это могли быть сухари, особенным образом выпеченные и высушенные. В эру Поздней империи такие сухари назывались буцеллатум (bucellatum). Но значительно чаще воинам выдавалось зерно, которое они сами должны были молоть на ручных жерновах и выпекать на угольях.

Получавшийся в следствии хлеб неотёсанного помола был более питательным и легче усваивался организмом в сравнении с дрожжевым белым хлебом.

Дневная норма потребления калорий для человека возрастом между 18 и 30 годами и весом 65 кг колеблется между 2990 и 3530 килокалориями в сутки в зависимости от уровня его физической активности. Калорийное содержание зерна пшеницы образовывает приблизительно 3340 килокалорий на килограмм, ячменя – 3240 килокалорий на килограмм, проса – 3780 килокалорий на килограмм. Так, для удовлетворения минимальной дневной потребности в калориях солдат должен был потреблять приблизительно 1,2 кг хлеба.

Это больше того количества зерна на месяц, о котором писал Полибий, но направляться не забывать, что воины питались не одним лишь хлебом. В их рацион входили кроме этого бобы, овощи, зелень, сыр, другие продукты и масло, количество которых, но, имел возможность существенно варьироваться в зависимости от времени.

Хлеб оставался базой армейского рациона и в армии императорской эры. Теми же сухарями, что и его воины, питался жёсткий наместник Британии в 180–184 годах Ульпий Марцелл. Император Каракалла, стремясь заручиться симпатиями собственных солдат, довольно часто разделял с ними трудности армейского перехода. На привале вместе с ними он кроме этого молол зерно и запекал хлеб, как о том говорит историк Геродиан:

«У него был несложной стол. Бывали случаи, когда для питья и еды он пользовался древесной посудой. Хлеб ему подавали собственного изготовления, он собственноручно молол зерно, ровно столько какое количество необходимо было на него одного, замешивал тесто и, испекши на углях, ел».

Ручные жернова, наподобие тех, каковые употреблялись в римской армии. Современная реконструкция. Такие жернова имелись у каждого контуберния.

Они копались вместе с палаткой на вьючном муле
Ели ли римские легионеры мясо?

Рассказ Аппиана о неудачной кампании Луция Лукулла в Центральной Испании зимний период 151–150 годов до н.э. породил среди части историков фальшивое представление о том, что римские легионеры совсем не употребляли в походе мясо:

«Они страдали от необычайности местной пищи: у них не было вина, соли, уксуса, растительного масла; питаясь ячменём и пшеницей, громадным числом мяса оленей и зайцев, печеным без соли, они страдали расстройством желудка, и многие из них от этого умирали».

направляться, но, обратить внимание на необыкновенное стечение событий, которое породило такую обстановку. В схожем положении в 59 году н.э. были солдаты Гнея Домиция Корбулона, которым на протяжении перехода по бесплодной каменистой местности в восточной части Малой Азии в случае дефицита воды было нужно утолять голод одним лишь мясом, скоро портившимся в условиях изнуряющей летней жары.

При простом положении вещей мясо являлось частью повседневного рациона римской армии. Публий Сципион Эмилиан, в 133 году до н.э. наводя порядок в собственной армии, разложившейся под стенками Нуманции, запретил, по словам Аппиана, всю посуду, не считая вертела, чашки и медного горшка. Воины должны были имеется мясо, варёное либо жареное.

Не считая мяса, по словам Плутарха, воины должны были питаться похлёбкой и хлебом. То же самое сделал Квинт Метелл Нумидийский в 109 году до н.э., запретив воинам использовать в пищу мясо не считая насухо жаренного либо варёного.

Император Адриан, сам приверженец строгой военной дисциплины, подражал своим предшественникам, как о том говорит его биограф Элий Лампридий:

«Сам среди их манипул он выполнял обязанности армейского главы, с наслаждением питаясь на глазах у всех простой лагерной пищей, другими словами салом, творогом и поской по примеру Сципиона Эмилиана, Метелла и собственного приемного отца Траяна».

Обуглившаяся буханка римского хлеба из Помпей. Хлеб имел вес около 1 фунта и стоил приблизительно 2 асса за буханку
Национальный музей археологии, Неаполь

В римской армии существовал классический культ «дисциплины предков», приверженцы которой вычисляли своим долгом ограничивать рацион солдат, по крайней мере на время похода. Одним из таких полководцев был Авидий Кассий, что, по словам собственного биографа:

«На протяжении похода запрещал солдатам иметь при себе что-нибудь, не считая сала, винного уксуса и солдатских сухарей, а вдруг обнаружил что-либо второе, то подвергал роскошествовашего тяжелым наказаниям».

Похожие истории говорили кроме этого и о Песценнии Нигре:

«Он приказал, дабы на протяжении похода никто не выпивал вина, дабы все ограничивались винным уксусом. Он запретил на протяжении похода следовать за войском пекарям и приказал солдатам и всем другим ограничиваться солдатскими сухарями. За похищение одного петуха он приказал отрубить голову десятерым солдатам одного манипула, каковые ели совместно этого петуха, похищенного одним, и он привёл бы данный приказ в выполнение, если бы не просьбы всего войска, которое угрожало чуть ли не мятежом.

Пощадив осуждённых, он приказал, дабы те десятеро, каковые ели краденого петуха, заплатили за петуха провинциалу в десятикратном размере. Сверх того, он отдал приказ, дабы в течение всего похода никто из солдат этого манипула не разводил огня, ни при каких обстоятельствах не ел свежесваренной пищи, питался бы холодной водой и одним хлебом и назначил наблюдателей за исполнением этого приказа».

Мозаика II века с изображением продуктов. Музей Бардо, Тунис
На квартирах

Вегеций в управлении по армейскому делу даёт читателям подробные руководства о том, как готовить город к осаде и как должны питаться осаждённые:

«При мельчайшем подозрении на подобного рода возможность землевладельцы должны старательно свезти в город все запасы продовольствия, дабы у них самих было изобилие пищи, неприятелей же недочёт продовольствия принудил бы уйти. Не только свиней, но и всех животных, которых нельзя продержать в заключении, нужно зарезать и засолить, дабы, имея помощь в мясе, возможно было меньше тратить хлеба. Домашняя же птица, которая не требует затрат, кормится в городе и нужна для больных.

Особенно необходимо запасать фураж для лошадей; чего нельзя увезти, то должно быть сожжено; необходимо собрать запасы вина, уксуса и различных плодов и яблок, дабы ничего из того, что возможно использовано, не оставлять неприятелю».

В другом месте он даёт схожие наставления:

«Необходимо всячески замечать, дабы не было затруднений зимний период в дровах и в фураже, летом в воде. Во всякое время не должно существовать недочёта в зерне, винном уксусе, а особенно соли…».

Хорошее представление о запасах продовольствия, которыми римская армия питалась на зимних квартирах, даёт список продуктов, что в 39 году до н.э. Ирод настойчиво попросил дать у самарийских общин: «хлеба, вина, оливкового масла, скота и всего другого, дабы его войско не терпело ни небольшого недочёта».

Торговка хлебом, римский рельеф III в. из Галлии

В условиях гарнизонной судьбе добавлением к «походному пайку» являлись зелень, овощи, сыр, мясо разных сортов, хорошее вино и оливковое масло. Большая часть нужных продуктов поставлялось местными общинами в качестве взымаемых страной налогов. При дефицита припасов, вносимых так, государство имело возможность закупить нужные продукты на рынке по фиксированным стоимостям.

Наконец, активно применялась личная благотворительность. Надпись из Македонии II в. говорит о человеке, пожертвовавшем на армейские потребности 400 медимнов (1 медимн – около 50 литров) хлеба, 100 медимнов ячменя, 60 медимнов бобов и 100 мер вина.

В египетском папирусе, датируемом 199 годом, перечислены съестные припасы, каковые местные обитатели были обязаны поставлять воинам. Среди них – пшеничный хлеб, чечевица, ветчина, говядина, свинина, козлятина, оливковое масло и вино, нужное для того чтобы, и другие разновидности и ячмень фуража для вьючных животных и лошадей. Папирус из Оксиринха IV в. разрешает вычислить рацион питания воинов, что включал 0,35 кг хлеба, 0,9 кг мяса, 1 литр вина и 100 г оливкового масла в сутки.

Охотники несут добытого ими кабана. Мозаика из Пьяцца Армерина, финиш III – начало IV столетий

Серьёзным источником пополнения мясной части рациона воинов являлась охота. Вегеций рекомендует набирать в армию охотников на оленей и кабанов. По надписям в составе армии известны охотники (venatores) и хранители зверинца (custos vivari). О военной охоте говорит в собственном письме воинов какого-либо запасного отряда из египетской пустыни между Коптосом и Красным морем:

«Антоний Прокул Валериану. Начиная с месяца Агриппина сейчас мы по приказу префекта охотимся на все виды зверей и птиц. То, что мы добыли, мы отослали Цереалу, он отослал всё это, и всё снаряжение, тебе…»

Известна кроме этого надпись Минициана, префекта алы из Вирдаля в Британии, что посвятил алтарь лесному всевышнему Сильвану:

«Во выполнение обета за добычу огромного кабана, которого не имел возможности убить никто из ранее пробовавших».

Наконец, при раскопках римских пограничных упрочнений археологи систематично находят в них много и разнообразии кости зверей, рыбьи кости и раковины моллюсков, и косточки оливок, слив и винограда, каковые привозились торговцами с юга и покупались у них армейскими.

Рецепты

В 1985 году Маркус Юнкельманн с группой из 11 реконструкторов предпринял 22-дневный переход от Вероны до Аугсбурга протяжённостью около 540 км. По итогам этого похода была написана книга «Легионы Августа. Легионер в археологическом опыте», в которой создатель обобщил полученный им неповторимый опыт.

В книге предложен последовательность рецептов римской походной кухни, забранных большей частью из римского кулинарного сборника Апиция.

Солдатский хлеб

Тесто для 1,5 фунтов хлеба замешивается из 500 г неотёсанной пшеничной муки, 300 г подогретой воды, 20 г соли и 20 г дрожжей. По возможности, в тесто добавляется измельчённый лук, и мёд. По окончании замешивания тесто оставляется на 20 мин. в закрытой посуде рядом с огнём, дабы оно встало, после этого оно снова интенсивно взбивается и запекается в закрытом горшке либо на громадном плоском камне в зависимости от количества 30–50 мин..

Принадлежности для изготовление походной пищи: решётка для очага, медный горшок для того чтобы, медная патера, фляжка для воды либо вина. Помимо этого, тут возможно видеть масляную лампу и испечённый на углях хлеб. Современная реконструкция

Солдатская похлёбка

Для изготовления похлёбки берётся 2 л воды, 500 г пшеничной муки, 1 столовая ложка соли, добрая половина столовой ложки тёмного перца, 1 луковица, 3 зубца чеснока, 50 г нарезанного кубиками сала, 100 г нарезанной кубиками говядины. Всё это помещается в медный горшок, перемешивается и варится на открытом огне приблизительно 45 мин..

Торжественный напиток

Наконец, рецепт напитка (conditum paradoxum), что выпивали на протяжении праздничных застолий. Для его изготовление направляться забрать 2 л сухого белого вина, по возможности приправленного по-гречески смолой, 500 г мёда, 30 г растёртого тёмного перца, 10 лавровых листьев, 10 г шафрана, 5 размоченных в вине фиников. мёд-литра и Пол вина смешивают в громадном горшке и доводят до кипения, снимают пену, додают перец, лавр, шафран и очищенные от косточек финики, после этого убирают с огня, доливают другое вино и подают на стол в охлаждённом виде.

Литература:

  1. Ошеров. С. А. Крестьянский быт в поэме Moretum / история и Быт в античном мире. Под ред. Г. С. Кнабе. – М.: Наука 1988 – c.114 – 124.
  2. Гнабе Г. С. Римский обед. / Избранные труды: история и теория культуры. – М. РОССПЭН, 2006 – с. 517–541.
  3. Уотсон Дж. Римский солдат. / Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2010 – 189 с.
  4. Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи. М.: Молодая гвардия, 2008 – 420 с.
  5. Davies R. W. The Roman Military Diet // Britannia 1971, Vol. 2, p. 122–142
  6. Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. Mainz am Rhein, 2003. – 342 S.

Пища легионеров


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: