Дискуссионные нетрадиционные формы обучения

Нетрадиционные формы обучения по Шаталову В.Ф.

Уроки открытых мыслей – это уроки открытых сообщений, это систематическое чтение отдельных глав из книг, газетных сообщений и журнальных статей, что без промедлений приводит к ответной реакции ребят – пробуждается творческая идея школьника. Чувство собственного преимущества каждого, кто хоть в один раз высказал дельную идея, улучшается тем, что краткое сообщение заносится в летопись открытых мыслей.

Время от времени ответ той либо другой задачи, которая выдвигалась на дискуссию, находится через пара дней, то в этом случае имена тех, кто ее решил, вывешиваются на особом планшете. А само ответ сохраняется в тайне до следующего урока. В случае если же задача сложнее, то выделяется еще 2-3 семь дней для ее решения, по окончании чего ее обсуждают на уроках открытых мыслей.

Всем верно решившим хотя бы одну из таких задач вручаются спец.дипломы, их фамилии заносятся в бюллетень научных неприятностей, а пара дипломов по совокупности дают право на награждение похвальными грамотами.

Нетрадиционные формы обучения по С.Н. Лысенкову

Комментированное управление:деятельностью класса на уроке командует не только преподаватель, но и ученик, сперва сильный ученик, а позже и другие обучающиеся, говорит все, что он делал по заданию от начала до конца, и ведет за собой остальных.Дискуссионные нетрадиционные формы обучения Комментированное управление разрешает решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, пишу), создается единый темп работы, неспециализированный рабочий настрой.

Нетрадиционные формы обучения по Степанищеву:

«Круглый стол»–это семинарское занятие, в базу которого преднамеренно заложены пара точек зрения на одинаковый вопрос, обсуждение подводит к приемлемым для всех участников решениям и позициям.

Учебное занятие «за круглым столом» складывается из трех этапов: подготовительного; дискуссии неприятности; подведения итогов работы.

1. Выбор темы для дискуссии осуществляется исходя из учебной программы и тематического плана. Тема (вопрос) должна быть неоднозначной, противоречивой, проблематичной (в учебном либо настоящем замысле).

2. Выработка целей занятия. Цели занятия определяются тремя главными положениями:

• углублением всесторонних знаний по теме;

• определением, как разглядываемые вопросы соответствуют целям исторического образования по большому счету и изучаемой темы в частности;

• прогнозируемым практическим результатом «круглого стола». В цели занятия кроме этого входит ориентировка: чему смогут (должны) обучаться у экспертов обучающиеся; как эксперты позовут (смогут привести) к потребности у обучающихся выработать уважение к собственному делу.

3. Приглашение экспертов. Эксперты приглашаются исходя из содержания вынесенной на «круглый стол» темы. Наряду с этим учитывается различие и наличие позиций (точек зрения) у гостей.

При дискуссии аграрных вопросов, например, гостями смогут стать фермер-акционер и единоличник-аграрий, председатель совета директоров закупочного ООО и председательакционерного общества-производителя сельскохозяйственной продукции и т.д. Обсуждение «за круглым столом» военной и внешней политики России будет содержательным, в случае если на него пригласить участников ВОВ, войны в Афганистане (1979—1989), боевых действий на Северном Кавказе | (1994-1996, 1999—2001) и т. д.

4.Консультирование обучающихся. Консультации носят личный и групповой темперамент. Групповые консультации проводятся на начальном и последнем этапах подготовки круглого стола.

Личные консультации организуются как по инициативе обучающихся, так и учителя.

5.Подготовка помещения. Всем участникам встречи нужно сесть по кругу. Места приглашенных ничем не отличаются от остальных.

Все технические средства размещаются наоборот экрана. Определившиеся еще на протяжении подготовки к занятию микрогруппы вывешивают на стенах за собственными стульями плакаты с отражением собственной позиции.

6. Разработка замысла занятия. Замысел встречи формируется на всем протяжении подготовки занятия. Позиция «Основное ввязаться в бой, а в том месте…» приведет к «барабанному бою», другими словами безлюдному беседе, без пользы.

Чтоможет включать замысел? Это:

• структура занятия;

• порядок ведения «круглого стола»;

• вероятные варианты дискуссии темы;

• вопросыи задачи для проблемных обстановок;

• приемы обнаружения позиций у отдельных лиц либо микрогрупп.

• •приемы сведения сходных личных позиций в микрогрупповые, а микрогрупповых — в неспециализированную;

• порядокзавершения занятия.

7.Обсуждение неприятности.Открытие «круглого стола» должно быть броским и впечатляющим, поскольку от этого обычно зависит движение занятия Предметом тревоги преподавателя есть кроме этого обнаружение позиций участников встречи. Помимо этого, принципиально важно не нарушать принцип справедливости в очередности выступлений и готовьсяк непредвиденным учебным обстановкам.

Деятельность ведущего отхватывает ответ четырех вопросов С чего затевать занятие?, «Кому и в какой последовательности давать слово?»; «Что делать, в случае если участники в собственных дискуссиях начали повторяться?». Выступает любая микрогруппа попеременно либо их фавориты. При повторах – преподаватель направляет вопрос в необходимое русло.

8. Подведение итогов работы. Это необходимая составляющая завершения занятия за «круглым столом». Включает в себя напоминание целей, задач «круглого стола», чёрта участников по занятой ими позициям, формулирование неспециализированной позиции к которой пришли группы, предложения, ориентировка на изучение тех вопросов, каковые не нашли должного освещения на занятиях, задание на самоподготовку, слова признательности приглашенным.

СЕМИНАР-«КАРУСЕЛЬ»- форма семинара, на котором задействуется предельное количество обучающихся, целенаправленно перемещающихся с одного учебного места на второе (из трех-четырех мест), где любой лично выступает в роли то обучающего, то обучающегося, то оратора, то учителя.

В начале семинара-«карусели» преподаватель определяет рабочие места для личной работы обучающихся. Количество этих мест зависит от количества вопросов, требующих рассмотрения.

Рабочее место 1 — условная либо настоящая трибуна. Тут обучающиеся будут демонстрировать собственные знания при помощи устного выступления без каких бы то ни было записей по всем вопросам, начиная с первого.

Рабочие места 2 и 3 -у доски, поделённой чертой надвое. Тут обучающиеся наносят на доску мелом данные по второму и третьему вопросам (по памяти).

Итак, в один момент приступают к работе три человека (вероятен вариант, в то время, когда на рабочие места 2 и 3 в один момент выходят по два человека).

Остальные обучающиеся имеют задачу:

— смотреть за выступлением оратора (рабочее место 1);

— готовьсязадать ему вопросы либо дополнить ответ;

— готовьсявыйти к доске и дополнить данные по второму и третьему вопросам семинара (рабочие места 2 и 3).

На пользу семинару отправится предварительное определение оппонентов выступающим с трибуны. Но любой из них должен иметь задание не по большому счету слушать и оценивать оратора, а зафиксировать, как он примет решение ту либо иную задачу, не потеряет ли ответственное положение, не пропустит ли дату и т.д.

По завершении выступления оратора ему задаются вопросы, он комментирует их. Ответы на непосильные вопросы оратор готовит за столом. В случае если вопросы не поступили либо обучающийся справился с ними, он направляется на рабочее место 2. Бывшему оратору предлагается разобраться с записями товарища на доске и дополнить их мелом другого цвета. Такие же действия осуществляет еще один обучающийся на рабочем месте 3.

На трибуне новый оратор. Но обсуждается до тех пор пока еще первый вопрос.

Наступает момент, в то время, когда знания всех обучающихся на рабочих местах 2 и 3 иссякли. Тогда в обе микрогруппы добавляется еще по одному человеку. Задачи участников микрогрупп наряду с этим изменяются.

Первые два обучающихся на каждом рабочем месте обучают третьего по собственному вопросу до для того чтобы уровня, дабы тот сумел через непродолжительное время выступить с трибуны без применения записей на доске. Так, первыми вышедшие к доске обучающиеся вступают в роль преподавателей, третьими учеников.

Скоро кто-то из обучающихся на рабочих местах 2 и 3 выйдет на трибуну (рабочее место 1). Освободившееся место занимает или только что завершивший работу оратор, или кто-то из класса. Один из обучающихся-преподавателей (из тех, кто выходил к доске вторым) детально обсуждает с ним записи мелом.

Обучающийся, вышедший первым к рабочему месту 2, сейчас переходит к рабочему месту 3, где преобразовывается в ученика. А в том месте уже завершается подготовка оратора по третьему вопросу и исходя из этого один из обучающихся-преподавателей приступает к сотрудничеству с гостем, имея целью передать ему знания по третьему вопросу.

«Карусель» длится. Очередной оратор переходит от доски к трибуне, его место занимает обучающийся из аудитории. Преподаватель с рабочего места 2 преобразовывается в ученика на месте 3, ученики на рабочих местах 2 и 3 становятся ораторами и т.д.

Что дает таковой способ проведения занятий?

Во-первых, в рабочее состояние подпадает значительно большее, довольно часто втрое-вчетверо, количество обучающихся, чем при классическом опросе, а на сдвоенном уроке — все 100 %.

Во-вторых, любой вовлеченный в «карусель» обучающийся не исчерпывается ответом лишь по одному вопросу. Он должен пройти через «жернова» всех рабочих мест и взять (дополнить) знания по всем вопросам темы.

В-третьих, обучающиеся выступают не только в роли вечных «должников», другими словами они неизменно на уроке должны отвечать, но и преподавателей, передавая товарищам собственные знания.

В-четвертых, работа по способу «карусель» есть хорошим мотивом как для добросовестных, так и для нерадивых обучающихся: те, кто ценит собственную репутацию, но готовится все же не к каждому занятию, сейчас вынуждены быть во всеоружии по каждой теме; те, кто не готовится к занятиям, нечайно получают знания.

СЕМИНАР — «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»- форма семинара, содержащая целенаправленную ориентировку обучающихся на коллективное решение и восприятие непростого вопроса на базе большого умственного напряжения участников занятия; целеустремленное, обсуждение и активное обдумывание какого-либо вопроса.

Штурм- метод овладения крепостью, городом либо укрепленной позицией посредством атаки, приступа.

Учителя довольно часто применяют «мозговой штурм» («мозговую атаку») в практике изучения исторических дисциплин. Но не меньше довольно часто выясняется, что под «штурмом» они видят спонтанный «навал» всего класса (чаще самый подготовленной части класса) на только что появившийся учебный вопрос. Это неточность.

Работа участников «мозгового штурма» включает пять главных частей, содержащих разные виды деятельности (см. схему).

1. Выбор темы, вопроса «штурма» 2. Организационно-методическая подготовка «штурма» 3. Независимая подготовка обучающихся к «штурму»
I
4. Фактически «штурм» 5. Обобщение результатов
«штурма»

Любая из частей «штурма» требует реализации последовательности задач.

1. Выбор темы, вопроса «штурма».

Главных вариантов выбора объекта для «штурма» четыре.

Первый. Преподаватель, прекрасно зная собственных обучающихся, заблаговременно имеет представление, какие конкретно вопросы каких тем составят для них непреодолимое препятствие при их простой отработке. Такие вопросы и смогут стать главными для данной формы занятий.

Второй. Преподаватель может остановить выбор на базе анализа только что пройденной темы, в которой какой-то серьёзный вопрос был непосильным для понимания обучающихся.

Третий вариант выбора предполагает отработку сквозной неприятности, сущность которой на каком-то историческом этапе претерпела изменение.

Четвертый. На «штурм» выносится актуальнейший, только что либо сравнительно не так давно появившийся в обществе, всемирный истории и практике вопрос, непонимание которого станет помехой в усвоении и приобретении знаний по последующим темам курса.

Варианты смогут быть и другими, но в любых ситуациях выбранный для «штурма» вопрос обязан пребывать в «безвыходной обстановке».

3. Организационно-методическая подготовка «штурма».

Включает теоретическую и практическую разработку главных направлений «штурма». Это:

— детальный подбор «околокрепостных сооружений» — терминов, фактов, событий;

— выработка основных направлений «штурма»;

— расстановка получающих образование грядущем «штурме»;

3. Независимая подготовка обучающихся к «штурму».

Особенность независимой подготовки обучающихся содержится в том, что любой из них осваивает конкретные вопросы выпавшего на его долю направления «штурма». В случае если обучающийся поймёт персональную ответственность за наличие у него знаний (готовит любой конкретный вопрос (подвопрос) он один и, следовательно, осознаёт, что собственной неподготовленностью порвёт цепь знаний «штурмующих» проблему и «атака» захлебнется, сорвется), успех будущего занятия обеспечен.

4. Фактически «штурм».

Правила методического мастерства «штурма» включают три блока (см. схему).

1. Оценка состояния объекта «штурма» 2. Теоретический анализ вынесенной на «штурм» неприятности 3. обоснование и Выработка предложений по переводу объекта «штурма» в разряд прикладных

Реализация сущности первого блока разрешает заметить, на каком уровне находится изучение неприятности.

Ответ задач второго блока предполагает перемещение одним из трех дорог:

— от опыта прошлого к времени актуализации разглядываемой неприятности;

— от времени зарождения разглядываемой неприятности к опыту последующих исторических аналогов;

— смешанный путь.

Осуществление плана третьего блока подводит к пониманию прикладного характера исторических их реализации и знаний.

5. Обобщение результатов «штурма».

Преподаватель отмечает уровень реализации цели «штурма», оценивает методическое умение обучающихся «штурмовать» вопрос, слушать товарищей, отстаивать собственную точку зрения ит.д. В базе выставляемых оценок лежат знания, которыми оперировали участники занятия.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: