Для музейных экскурсий принята своя классификация, учитывающая специфику музейной работы

По объектам показа и месту проведения:

1) Экскурсии по музейным экспозициям;

2) Экскурсии по открытому хранению и фондохранилищам фондов;

3) Комплексные экскурсии: по городским и музейным экспозициям и загородным монументам, по музеям-заповедникам, по музеям под открытым небом.

По тематике:

1. Исторические экскурсии: общеисторические (по эрам, периодам); военно-исторические; археологические; этнографические; историко-культурные; монографические (по истории отдельных учреждений либо посвященные историческим деятелям) и др;

2. Естественнонаучные экскурсии: геологические; минералогические; биологические; зоологические; палеонтологические и др.

3. Искусствоведческие экскурсии: художественные; музыковедческие, театроведческие и др.

4. Архитектурные экскурсии: историко-архитектурные; по истории городов; по архитектурному музею-монументу; по архитектурному ансамблю-музею; по историко-архитектурному музею-заповеднику; по музею под открытым кебом; монографические экскурсия и др;

5. Литературные экскурсии: историко-литературные; литературно-монографические;

6. Технические экскурсии: по истории техники; научные; производственные и др.

По широте охвата тематики:

1) Обзорные (многотемные);

2) Тематические (однотемные);

Для музейных экскурсий принята своя классификация, учитывающая специфику музейной работы

3) Циклы экскурсий.

Ознакомительная (обзорная) экскурсия имеет целью дать визитёру неспециализированное знакомство с экспозицией. Такая экскурсия раскрывает главную тему музея, план и тематическую структуру экспозиции. На протяжении экскурсии визитёры знакомятся с достатком собраний данного музея, с его экспонатами, воображающими громаднейшую историческую и художественную сокровище.

В школьных музеях обзорные экскурсии проводятся чаще всего.

Для обзорной экскурсии свойственны широкие хронологические рамки, большой количество освещаемых вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный темперамент.

Тематическая экскурсия это экскурсия по одной конкретной теме. В отличие от обзорной, тематическая экскурсия ставит задачей полное, глубокое раскрытие темы при большом применении относящихся к ней экспонатов. Возможность создания тематических экскурсий в школьном музее зависит от профиля музея, характера его тематики, экспозиционной площади, её насыщенности нужными материалами и т. д. Тематические экскурсии по собственному целевому назначению учебен.

Цикловые и комплексные экскурсии это пара экскурсий, объединённых одной темой и проводимых для одной и той же группы визитёров в определенной последовательности. К примеру, в музее возможно совершён цикл экскурсий, объединенных неспециализированной темой, каковые предоставит шанс глубоко и систематически изучить историю района.

Комплексная экскурсия предусматривает знакомство визитёров, как с музейной экспозицией, так и с соответствующим монументом либо памятным местом, имеющим прямое отношение к теме экскурсии. Осмотр экспозиции и внемузейных экспонатов взаимно дополняют друг друга, обогащают экскурсию ассоциациями и сопоставлениями, создают возможность более глубокого переживания у визитёров музея.

По целевой направленности:

1) Научно-просветительные экскурсии;

2) Учебные экскурсии: для обучающихся; учебно-методические; особые.

По составу экскурсантов:

1) По возрасту:

  • Экскурсии для взрослых;
  • Экскурсии для молодежи;
  • Экскурсии для детей и подростков: дошкольники, дети младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста.

2) По социальному составу:

  • Экскурсии для рабочих;
  • Экскурсии для служащих;
  • Экскурсии для обучающихся;
  • Экскурсии для пенсионеров.

3) По месту жительства:

  • Экскурсии для местных жителей: для горожан, для обитателей села;
  • Экскурсии для отдыхающих и советских туристов, для туристов .

4) По характеру экскурсионной группы:

  • Несколько однородного состава;
  • Несколько неоднородного (смешанного) состава (по возрасту, социальному показателю и т. д.).

Исторические экскурсии основываются на монументах материальной и духовной культуры, отражающих развитие людской общества. Они проводятся по коллекциям, памятникам и экспозициям музеев исторического профиля: в общеисторических музеях республик, городов, в исторических отделах краеведческих музеев, военно-исторических; в музеях, которые связаны с отдельными историческими дисциплинами.

Наряду с этим общеисторические экскурсии освещающие целый процесс исторического развития страны либо края с самых старейших времен по сей день, или какой-то один период, этап, одно историческое событие в общеисторическом ходе либо местной истории. Они раскрывают исторические закономерности показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, говорят об отдельных событиях и исторических фактах.

Археологические экскурсии проводятся в археологических отделах и археологических музеях истории краеведческих музеев, по отдельным археологическим монументам, находящимся в естественных условиях, и по местам археологических раскопок. Базой этих экскурсий являются монументы материальной культуры, характеризующие старую историю . Экскурсии смогут освещать целый археологический период исторического развития либо отдельные археологические культуры, а также будут быть посвящены вопросам хозяйства, быта, религии, искусства первобытных народов.

Этнографические экскурсии проводятся по этнографическим отделам и этнографическим музеям и коллекциям исторических и краеведческих музеев. Они характеризуют хозяйство, быт, социальные отношения, публичный строй, культуру разных народов нашей страны, отдельных национальных районов.

Естественнонаучные экскурсии проводятся в природоведческих музеях неспециализированного типа, а также в музеях, посвященных отдельным отраслям естественных наук — антропологических, биологических, ботанических, геологических, минералогических, зоологических, палеонтологических, почвенно-агрономических и др. Естественнонаучные экскурсии проводятся кроме этого по отделам природы краеведческих музеев. В музеях-заповедниках естественнонаучного профиля (обычные либо редкие ландшафтные образования, места обитания редких животных либо произрастания редких растений, неповторимые месторождения горных пород, минералов, палеонтологические объекты и т. д.) проводятся комплексные экскурсии по экспозиции и по объектам природы.

Из природоведческих экскурсий возможно выделить:

1) естественноисторические экскурсии, в которых освещается развитие отраслей естественных наук в историческом замысле;

2) антропологические экскурсии характеризуют происхождение и эволюцию человека;

3) геологические экскурсии на базе геологических и минералогических коллекций раскрывают процессы, происходящие в земной коре;

4) ботанические экскурсии характеризуют развитие и жизнь растений в разных условиях внешней среды, их распространение, систематику и хозяйственное применение;

5) зоологические экскурсии характеризуют строение, жизнь, развитие, распространение и систематику животных;

6) монографические экскурсии о жизни, деятельности и научных достижениях выдающихся ученых по большей части проводятся в мемориальных музеях (музеи И. В. Мичурина, Н. И. Пирогова, К. А. Тимирязева и др.).

Искусствоведческие экскурсии проводятся по экспозициям художественных, театральных, музыкальных музеев, и художественных отделов краеведческих музеев.

В зависимости от профиля музея искусствоведческие экскурсии подразделяются по видам мастерства.

Художественные экскурсии – это экскурсии по музейным экспозициям, в которых представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного мастерства. Они смогут подразделяться на экскурсии, характеризующие школы, направления либо отдельные жанры мастерства; экскурсии, посвященные отдельным художественным произведениям, и экскурсии по творчеству отдельных живописцев.

Театроведческие экскурсии включают музейные материалы, характеризующие театральное мастерство, историю отдельных театров, пьес, и творческие биографии режиссёров и актёров.

Музыковедческие экскурсии охватывают музейные материалы, характеризующие музыкальную культуру и освещающие историю ее развития, историю музыкальных театров, филармоний, отдельных пьес, отдельных деятелей музыкальной культуры — композиторов, исполнителей, показывают историю музыкальных инструментов и т.

В классификационной группе искусствоведческих экскурсий возможно выделить экскурсии, каковые освещают историю разных видов искусств по эрам, периодам, школам, направлениям, стилям.

Архитектурные экскурсии проводятся по особым музеям архитектуры, и по историческим, краеведческим музеям, архитектурно-историческим музеям-заповедникам, музеям под открытым небом, музеям-ансамблям и памятникам, и архитектурным и градостроительным монументам, находящимся в городе и за его пределами.

Главными объектами осмотра являются монументы зодчества, градостроительства (исторические и современные), и музейные материалы о них (документы, фотоизобразительный материал, эскизы, проекты, макеты и т. д.). Экскурсии выстроены на анализе архитектурных объектов либо их изображений. Они проводятся как по экспозициям, так и по объектам, находящимся в естественных условиях.

Так, большая часть архитектурных экскурсий имеет комплексный темперамент.

Архитектурные экскурсии смогут иметь как исторический темперамент, так и показывать современный уровень городского строительства и развития архитектуры. Из архитектурных экскурсий возможно выделить:

1) экскурсии по истории городов, в которых освещается современное состояние и история города, его планировка, застройка. Экскурсантам показывают жилые и публичные сооружения, промышленные и транспортные сооружения, улицы, площади, жилые массивы, юноши, сады, территории отдыха, и музейные материалы, раскрывающие застройки города и перспективы реконструкции;

2) экскурсии по истории архитектуры, в которых освещается история развития архитектуры за определенный период, смена и развитие стилей в архитектуре, архитектура определенного города, района. Это экскурсии по архитектурному музею-монументу (собору, дворцу, дому, театру и т. д.) и экскурсии по архитектурному ансамблю-музею (кремлю, крепости, монастырю, усадьбе, дворцовому комплексу и т. д.), по музеям-заповедникам.

Все более широкую популярность покупают экскурсии по музеям под открытым небом, т. е. комплексам архитектурных сооружений, вывезенных из места их обетования на намерено отведенную территорию (жилые, производственные, культовые сооружения). В некоторых монументах сохраняются либо восстанавливаются интерьеры, в других – создаются экспозиции.

Монографические экскурсии о жизни и творчестве известных архитекторов проводятся в музеях, и по монументам архитектуры и экспонируемым в них.

Литературные экскурсии свойственны для литературных, литературно-мемориальных музеев, и дл исторических и краеведческих музеев. Среди них возможно выделить историко-литературные экскурсии, каковые освещают направления развития и отдельные этапы литературы, и литературно-монографические – о жизни итворчестве писателей, поэтов.

Технические экскурсии проводятся в политехнических музеях, на постоянных и временных технических выставках в музеях. В историко-технических экскурсиях освещается история развития техники и ее отдельных отраслей, раскрываются успехи науки и современные достижения и техники. Разновидностью технических являются производственные экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные фирмы, электростанции, в порты и т. д.

При освоении методики музейной экскурсии весьма значительно понять, что такое целевое назначение, целевая направленность экскурсии.

Научно-просветительные экскурсии являются не только формой получения общеобразовательных удовлетворения и знаний эмоции красивого, но и формой проведения досуга, формой активного отдыха. Громадную роль в этих экскурсиях играется занимательность, живость изложения материала, но это не снимает вопрос о научности таковой экскурсии.

Особенность учебных экскурсий в их учебно-образовательной направленности, в их тесной связи с учебными программами школ, средних и высших учебных заведений, разных кружков, направлений и т. п. Цель учебных экскурсий – расширение, дополнение, повторение, конкретизация тех знаний, каковые обучающиеся приобретают в учебных заведениях. Экскурсии, выстроенные на музейных материалах, на настоящих монументах истории, культуры, природы, содействуют усилению наглядности, убедительности, раскрывают неспециализированные теоретические положения по истории, литературе, естествознанию, искусствоведению на конкретном музейном материале. Такие возможности имеются в музеях всех типов и профилей.

В учебных экскурсиях особенно ответствен дифференцированный подход к группе в зависимости от возраста обучающихся и уровня их подготовки, знаний. Нужна определенная подготовка в области баз педагогики — школьной, вузовской, педагогики взрослых, баз психологии. В учебных экскурсиях чаще, чем в других классификационных группах, употребляется вопросно-ответный способ.

Как раз методом вопросов повторяется пройденный материал, мобилизуются знания, полученные обучающимися на занятиях, лекциях, проверяется познание, усвоение обучающимися содержания экскурсий. На протяжении учебной экскурсии слушателей нужно учить разбирать музейный материал, обобщать, делать выводы на базе наблюдений.

По собственной форме учебные экскурсии смогут быть обычными тематическими экскурсиями со всеми свойственными им изюминками. Взяли такие виды и распространение учебных экскурсий, как экскурсии-уроки, экскурсии-семинары, экскурсии-лекции. Экскурсии-уроки проводятся в экспозиционном зале музея, причем довольно часто их проводит преподаватель, и они сочетают в себе особенности экскурсии (сообщение нового материала слушателям с применением музейной экспозиции) и особенности урока (опрос, повторение).

Одной из форм работы в некоторых музеях являются экскурсии-лекции. В случае дефицита музейного материала по теме часть ее раскрывается лекционным методом (время от времени с диафильмами и диапозитивами). Такая лекция сочетается с экскурсией по экспозиции.

Эта форма учебной экскурсии взяла распространение в маленьких музеях изобразительного исскуства, к примеру, в темах о творчестве отдельных живописцев, в то время, когда в музее имеется всего одна – две картины этих мастеров и раскрытие темы лишь на экспозиционном материале нереально. В таких случаях творчество и жизнь мастера характеризуется в лекции, а после этого иллюстрируется имеющимися в музее картинами.

Особые учебные и учебно-методические экскурсии смогут быть очень разнообразными по своим целям, содержанию, составу слушателей. Их особенность содержится в том, что они предназначены для узких экспертов и проводятся по особой программе. В соответствии с этим определяются тема и цель, производится отбор экспонатов.

Любая особая экскурсия лична, необычна и проводится, в большинстве случаев, один раз. Как правило такие экскурсии проводятся для экспертов, изучающих музейные материалы. К примеру, экскурсии экспертов в фонды либо по экспозиции музея для изучения одежды, тканей, вышивок, старопечатных книг либо исходников и т. п. либо экскурсии искусствоведов, живописцев в запасники музеев изобразительного исскуства.

Особой учебной возможно экскурсия и для начинающих музейных работников. Ее цель – продемонстрировать, как создается экспозиция, как разрабатывается экскурсия и т. п., такие экскурсии являются методическими.

методика и Содержание проведения экскурсии зависят от уровня образования, заинтересованностей, запросов, целей визитёров, что в конечном счете определяется их возрастом, социальным положением, профессией, местом жительства и т. д. Любая классификационная несколько будет иметь собственные возрастные, психотерапевтические, социально-опытные изюминки.

По возрасту экскурсантов возможно выделить:

1) группы взрослых,

2) молодежные группы,

3) группы детей и подростков,

4) группы дошкольников,

5) группы смешанного возраста.

По социальному составу экскурсантов разделяют в большинстве случаев по следующим группам: рабочие, служащие, обучающиеся, пенсионеры, студенты институтов. Разделение экскурсантов может идти и по линии «местные обитатели — туристы», так как цели и запросы этих двух категорий экскурсантов будут разными, что должно отыскать отражение в содержании экскурсий.

Туристы приходят в музеи, для получения общего представления, неспециализированные сведения, увлекательную данные о музее, о городе и крае, куда они приехали. Их интересы ограничиваются, в большинстве случаев, неспециализированным знакомством, им нужна широта охвата материала, ознакомление с впечатляющими аттрактивными экспонатами, известными монументами.

При проведении экскурсии по музейным экспозициям не нужно необдуманно использовать те приемы, каковые свойственны лишь муниципальным экскурсиям (локализации событий и др.)

Верное соотношение рассказа и показа, и их приемов, как и в любой экскурсии, есть условием высокой эффективности экскурсии в музее. Требования к методической разработке и контрольному тексту музейной экскурсии традиционны, и останавливаться на них еще раз не имеет смысла.

Исходя из вышеизложенного, в методике проведения и подготовки музейных экскурсий возможно выделить следующие изюминки:

1. Насыщенность экскурсий изученными и атрибутированными объектами показа.

2. Типичность предметной интерпретации публичных процессов и явлений.

3. Особенное действие музейной среды на познавательные интересы экскурсантов, содействующей на всестороннее их развитие.

4. Выстраивание экскурсии по большей части на источниковой базе музея (экспозиции, фонды, литература).

5. применения и Своеобразие выбора методических приемов, поскольку не работает последовательность факторов, диктующих использование того либо иного приема, к примеру, время проведения экскурсии — зима, лето; сутки, ночь.

6. Отсутствие, в большинстве случаев, портфеля экскурсовода на экскурсии.

7. Активное применение перемещения как методического приема, разрешающего распознать наиболее характерные стороны и отдельных экспонатов и детали экспозиции.

Рекомендуемая литература

В помощь экскурсоводу: Сборник методических и справочных материалов. — М.: РМАТ, 1998.

Гецевич Н.А. Базы экскурсоведения. Минск, 1988.

Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие.(Серия «сервис и Туризм») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. — М.: Профиздат, 1976.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. — М.: Коммунистический спорт, 2001.

Емельянов Б.В. проведения экскурсий и Методика подготовки. — М.: ЦРИБ Турист, 1980.

Музейные экскурсии: Методические советы. — М.: ЦРИБ Турист, 1991 .

Пасечный П.С., Емельянов Б.В. Экскурсия. — М.: Знание, 1972.

Профессия Экскурсовод: Учебно-методические материалы. — М.: РИБ Турист, 2000.

Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:БГЭУ, 2004.

Сичинава В.А. Экскурсия работа: (Из опыта). Пособие для преподавателей. — М.: Просвещение, 1981.

Хейфец И.М. В помощь начальникам кружков художественного чтения. – М.: Профтехиздат, 1962.

Приложение № 1

Нант. Nantes. Франция. Экскурсия по городу


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: