Дохристианские храмы русов-славян

В Киевской Руси, до принятия христианства, в каждом населённом пункте возвышались бессчётные храмы, посвящённые ведическим Всевышним, были в различных местах и святые места. Со славянскими почвами связана легенда о Первом Храме, по примеру которого строились все храмы Старого Славянского Мира. Это был Храм Солнца недалеко от горы Алатырь.

В различных государствах сохранилось имя мастера Храма Солнца. В Индии его кликали Гандхарва, в Иране — Гандарва, в Греции — Кентавр, в Киевской Руси — Китоврас. Германцы именовали его Морольфом, кельты — Мерлином, в ближневосточных преданиях — Асмодеем.

Заглавия многих современных частей храмов и церквей имеют старое славянское происхождение. Слово «храм» — славянское — и свидетельствует хоромы, дворец, богатое строение. Слово «алтарь» образовано от заглавия священной Алатырь — горы. «Хорос» — (храмовый светильник) случилось от имени всевышнего Солнца Хорса. «Амвон» — возвышение, с которого священник произносит обращение, образовано от слова «мовь» — обращение, молвить обращение…

Старая русская легенда о постройке Первого Храма гласит… Весьма в далеком прошлом великий колдун Китоврас провинился перед Всевышним Солнца: он, по велению Месяца, похитил у Солнца жену Зарю — Зареницу. Всевышние вернули Солнцу Зарю — Зареницу, а колдуну Китоврасу повелели выстроить для Всевышнего Солнца и во славу Всевышнего Храм у Алатырской горы из необтёсанных камней, дабы железо не осквернило Алатырь.Дохристианские храмы русов-славян

Тогда Китоврас обратился с просьбой о помощи к птице Гамаюн, которая обтесала камни собственными чудесными когтями. Храм данный, по вычислениям астрономов, был воздвигнут в ХХ-ХIХ тысячелетии до нэ, именно во время Первого Финала с северной прародины русов-славян во главе с Всевышним Солнца Яром. Храм Солнца был выстроен у Алатырь — горы по примеру храма Солнца Арктиды.

В «Книге Коляды» повествуется: «Был выстроен храм на семи верстах, на восьмидесяти возведён столбах — высоко — высоко в поднебесье. Был Храм длиной шестьдесят локтей, в поперечину — двадцать и тридцать — ввысь. Были в храме окна решётчатые, были двери в храме чеканные.

Был в он обложен золотом и каменьями драгоценными.

И двенадцать дверей, и двенадцать окон были камнями изукрашены — сердоликом, изумрудом и топазом, халкидоном, сапфиром и ясписом, гиацинтом, аметистом и агатом, хризолитом, ониксом и бериллом.

Оживали на стенах храма птицы каменные и животные, поднимались к небу деревья, травы вились, цветы цвели.

Был воздвигнут Храм за едину ночь высоко — высоко в поднебесье. А вкруг храма посажен Ирийский сад, огорожен тыном серебряным и на каждом столбе по свечечке, что вовеки не угасают.

И сейчас Китоврасу славу поют, и Солнцу, и Хорсу, и Велесу, и Семарглу, и Ясну Месяцу.

По преданию, Храм Солнца был возведён у Алатырской горы — у Эльбруса. Неоднократно Храм Солнца разрушался землетрясениями, войнами и постоянно восстанавливался.

ограбление Храма и Окончательное разрушение случилось в четвертом веке отечественной эры гуннами и готами. Но память у людей о храме Солнца не угасла. Один географ и арабский путешественник Масуди Абуль Хасан Али ибн Хусейн в Х веке отечественной эры писал: «В славянских краях были строения, почитаемые ими.

Между вторыми было у них строение на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире (это об Эльбрусе)». Существует рассказ о качестве постройки этого строения, о размещении разнородных его камней и разных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней части его, о том, что выстроено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных в том направлении знаках и драгоценных камнях, отмеченных в нём, каковые показывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает людей при слушании этих звуков».[167]

Известен храм у западных славян — ратарей — ободритов в городе Ретра. Данный храм был обрисован в ХI веке епископом Титмаром Мерзебургским в его «Хронике» и Адамом Бамбергским. Они писали, что «в почве ратарей имеется город Радигощ либо Ретра недалеко от современного Мекленбурга, что был окружён громадным лесом, священным у местных обитателей…У ворот города стоял искусно выстроенный из дерева храм, в котором опорные столбы заменены рогами разных зверей.

Стенки храма украшены прекрасной резьбой, изображающей Богинь и различных Богов. А в стоят идолы Всевышних ручной работы, ужасные на вид, в полном оружии, в латах и шлемах, на каждом вырезано его имя. Основной из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, именуется не.

Изображение сделано из золота, ложе — из пурпура. Тут находятся боевые флаги, каковые выносятся из храма лишь при войны…»[168].

«Храмы у западных славян — венедов были в каждом селе и в городе. В Щетине основным храмом был храм Триглава, что выделялся украшениями, необычной искусностью постройки. Скульптурные изображения животных и людей в этом храме были сделаны так красиво, что казалось, словно бы они живут и дышат.

Краски этих изображений не смывались ни дождём, ни снегом, не темнели.

В том месте же хранились золотые и чаши и серебряные сосуды, в том месте же они сохраняли в честь Всевышних огромные рога диких быков — туров, обрамлённые в золото и в драгоценные камни, пригодные для питья, рога, в каковые трубили, кинжалы, ножи, драгоценная утварь… весьма красивые на вид. В том месте же было трёхголовое изображение божества, которое имело три головы и именовалось Триглавом. Помимо этого в том месте стоял большой дуб, а под ним источник, почитаемый в народе, поскольку его вычисляли священным и полагали, что в нём живёт божество».

Ещё более известным был храм Святовита на острове Руян (совр. Рюген), в городе Арконе. Вот как обрисовал его Саксон Грамматик в ХII веке: «В историческом центре города (Арконы) имелась площадь.

На ней был виден храм весьма узкой работы, почитаемый не только по великолепию, но и кроме этого и по величию Всевышнего, изображение коего в том месте поставлено. Ограда, окружающая строение, кругом была украшена искусно вырезанными фигурами… Целый храм был увешан пурпурной тканью …тут же пребывали рога зверей, удивлявшие не только своим естественным видом, но и отделкой.. .В самом храме стоял большой, превосходивший рост человека кумир Святовита с четырьмя головами…

В правой руке кумир держал рог из разных металлов, что ежегодно обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года. Левая рука, которою кумир упирался в бок, воображала подобие лука… Разглядывающего более всего поражал клинок огромной величины, ножны которого и рукоять, не считая прекрасных резных форм, отличались красивой серебряною отделкою…»

Храм Святовита в Арконе был уничтожен последним среди венедских храмов. Во второй половине 60-ых годов XII века на остров Руян высадились войска датского короля Вальдемара I Великого. И I5 июня, в сутки Святого Вита, Аркона была забрана приступом. В тот же сутки епископ Абсалон повелел уничтожить храм Святовита.[169]

О храмах восточных славян мало что известно. Их всех постигла участь храма Святовита в Арконе. Не сохранились воспоминания современников — стёрты с лица земли.

На севере Руси самыми богатыми были храмы Велеса и Перуна. Святилища в Новгороде — на Волхове создавались по примеру венедских, а, быть может, и лучше. Это были шедевры зодчества.

Не считая храмов были святилища на буграх, у источников, в священных рощах, о которых упоминает «Книга Велеса».

Прекрасны были храмы ведической эры в Киеве, разорённые во времена Владимира. Почитался в Киеве и храм Буса Белояра на Бусовой горе.

В Ростове Великом святилище простояло до начала Х века отечественной эры и было уничтожено трудами преподобного Авраамия Ростовского: «Того идола (Велеса) преподобный молитвами собственными, и данной ему в ведение тростию от Евангелиста Иоанна и святого Апостола Богослова, сокруши, и в ничто обрати, и на оном месте храм святого Богоявления постави».

В почвах кривичей больше всех почитался Перун и птица не. В почвах кривичей, прусов и литовцев храмы в честь Перуна закладывались ещё в ХIII веке отечественной эры. Так в 1265 году среди дубовой рощи под Вильной, в урочище Свинторога, был основан каменный храм Перкунаса, где проповедовал известный жрец Криве — Кривейто из жреческо — княжеской династии, восходящей к прародительнице Скреве, дочери Богумира и прародителю Криве, сыну Велеса. В этом храме в 1270 г. было сожжено тело князя Свинторога — основателя храма.[170]

Это Капище имело в длину около 150 аршин, в ширину — 100, высота простиралась до 15 аршин. Капище не имело крыши. Оно было с одним входом с западной стороны.

Наоборот входа имелась каменная часовня с священными предметами и разными сосудами, а под нею пещера, где ползали змеи и другие пресмыкающиеся.

Над данной часовней устроена была каменная галерея, наподобие беседки, имевшая 16 аршин вышины над часовнею, и в ней помещался древесный кумир Перуна — Перкунаса, перевезённый из священных лесов Полагена (на берегу Балтийского моря).

Под часовней, на 12 ступенях, обозначавших течение Луны, возвышался алтарь в 3 аршина вышины и 9 — ширины. Любая ступень была в пол — аршина вышины, так что по большому счету вышина алтаря составляла 9 аршин. На этом алтаре горел неугасимый пламя, именуемый Зничъ.

Пламя поддерживался ночь и день жрицами и жрецами… Пламя пылал во внутреннем углублении в стенке, устроенном так искусно, что его не могли потушить ни ветер, ни ливень…»

Под Витебском, в первой половине 80-ых годов XVII века, на развалинах старого храма, был отыскан золотой идол Перуна громадного размера на огромном золотом подносе. Ксендз Стенкевич, обрисовывающий это событие, присовокупил, что «идол доставил многим поживу, а также святейшему отцу досталась часть».[171]

Большое количество святилищ и храмов было у кривичей и вятичей. По свидетельству летописей, на месте Кремля, в древности, размешались храмы Велеса и Купалы. Священный камень этого храма почитался до ХIХ века и был он в церкви Иоанна Предтечи.

На Красной горе, Болванке, на пустыре, недалеко от Таганки, и по сей день имеется три валуна, каковые когда-то почитали вятичи.

Были храмы и Тёмного всевышнего.

На Крайнем севере, в Священном Беловодье, у устья Оби, на Белом острове, был старейший храм — прообраз Первого Храма у священной Алатырь — горы.

На севере Руси в Бьярмаланд был храм, за сокровищами которого в VIII-IХ столетиях отечественной эры приходили викинги, варяги. В соответствии с одной «Саге о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвсоне», Стурлауг разграбил храм, унеся золотой и волшебный рог сосуд с четырьмя драгоценными камнями, корону всевышнего Ямала, украшенную 12 драгоценными камнями, яйцо, с нанесёнными на нём золотыми буквами (это яйцо принадлежало чудесной птице, защищающей храм), множество золотых и серебряных чаш, и гобелен, «более полезный, чем три корабля с товарами греческих купцов».

Так он с победой возвратился в Норвегию. Данный храм был так известен, что о нём знали кроме этого в исламских почвах. Так Масуди говорил, что в славянских почвах, «на горе, окружённой морским рукавом», был один из почитаемых храмов.

И он был выстроен из «зелёного смарагда и красного коралла». «В его середине находится громадной купол, под которым находится статуя Всевышнего, коего члены сделаны из драгоценных камней четырёх родов: зелёного хризолита, красного яхонта, белого хрусталя и жёлтого сердолика, голова же его — из червонного золота. Насупротив его находится вторая статуя Всевышнего в образе женщины (Богумир и Славуня), которая приносит ему жертвы и ладан».

В Бьярмии (современной Пермской почва) были и другие красивые храмы. Довольно много храмов провалилось сквозь землю в Святых Уральских горах недалеко от Березани, Азов — горы, недалеко от Екатеринбурга, недалеко от Челябинска. Отечественные археологи ещё не добрались до развалин этих святилищ.

До сих пор в Поволжье жива традиция славянской Ведической веры. В наши дни в Нижегородчине сохранились общины славянских язычников. Как раз в Поволжье, у марийцев, не прерывалась традиция старой веры.

В том месте сохранились славянские предания о Граде Китеже и озере Светлоярово, в котором скрылся град Китеж. В том направлении приезжали озероведы, подводные археологи, искали следы старого города.

Искали и — нашли на дне озера древесные предметы ХIII века. Исследователи установили, что дно озера Светлоярово имеет три уровня. Самый глубочайший уровень — 30 метров глубины — появился полторы — две тысячи лет назад.

Второй уровень — 20 метров — дно ХIII века. Тут и ищут остатки Китежа.

И последний уровень — недавний.

Имя этого озера языческое и свидетельствует «Яркий — хороший Яр — Ярило». Ярило — сын Дивы и Велеса — Всевышний весны. Культ Ярилы в этом месте держался до ХIХ века.

А местные берендеи, род которых, по преданиям, восходит к Яриле и Велесу, не забыли Ярилу и по сей день. По преданиям берендеев, на озере Светлоярово стоял не просто град Китеж, а великий храм Ярилы, что почитался княжеской семьёй и по окончании крещения Руси.

В соответствии с летописям, Небольшой Китеж — Городец основан Юрием Долгоруким, Большой Китеж был выстроен Юрием Всеволодовичем. По легенде, Юрий Всеволодович остался в Китеж — граде, в то время, когда тот стал невидимым, и он правит святым градом Ярилы до сих пор.

Предание о граде Китеже переносит нас во времена нашествия Батыя, что во второй половине 30-ых годов тринадцтаго века, по окончании разорения Владимиро-Суздальских земель, разбил на реке Ситим дружину князя Юрия Всеволодовича. Но Юрий Всеволодович не погиб, а ушёл с остатками дружины в Городец — Небольшой Китеж. Батыю было нужно второй раз брать Небольшой Китеж — Городец.

Стойко сражались русичи, но силы Батыя были намного посильнее, Городец второй раз пал, Юрий Всеволодович скрылся в заволжских лесах, в Громадном Китеже, что был священным городом и был за дремучими лесами, за зыбучими болотами. И не было к нему проторенной дороги. Батый досадовал.

Все русские города перевоплотил он в пепел. Необходимо идти на Киев, в Европу, к Средиземному морю. Мечта Батыя — быть владыкой мира.

Но нельзя оставлять личного неприятеля — князя Юрия в живых. Он может снова собрать силы русские и пойти на Батыево войско.

Но не было человека, кто знал, где град Китеж. Батый приказал пытать пленных: может тогда сообщат, где Большой Китеж. Молчат военнопленные.

Не хотят выдать Батыю святыню.

Но нашёлся предатель — безлюдной человечишко, некоторый Гришка Кутерьма — дружинник князя. Повёл он по тайной тропе батыево войско. Дошли они до лесного озера Светлоярово, и заметили все сказочный Китеж-град.

Поднялись стеной перед Батыем русские солдаты. Батый дал приказание начать сражение… И внезапно случилось чудо: город, сказочный, медлительно ушёл в почву и провалился сквозь землю с глаз.

Провал, где когда-то возвышался сказочный город, заполнился водой. Укрыла Китеж — град сама Мать Сыра озеро и Земля Светлоярово…

Пронеслись века. Но не забыл народ славный город Китеж и его историю. И говорят люди, что в случае если приложить ухо к берегу озера, то возможно услышать звон колоколов. И сказывают ещё люди, что время от времени у озера Светлоярово появляются китежские старики, берут у местных крестьян хлеб на монеты ХII века, расспрашивают о делах в Киевской Руси и думают: не пора ли им возвращаться на землю.[172]

Глава 4

Роман Поволяев — Высоко в поднебесье. (Г.А. -кавер).


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: