ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ
1. Имеется ли табу у современного человека?
2. Из-за чего жизнь первобытных людей представляется время от времени «золотым веком морали»?
3. Приведите примеры действия принципа «око за око» Сейчас. О чем говорит живучесть принципа?
4. Сравните принцип «око за око» с «золотым правилом нравственности»:
а) чего себе не желаешь, того вторым не делай (негативная формулировка);
б) относись к вторым так, как желаешь, дабы они относились к тебе (хорошая формулировка).
- Сравните две формулировки «золотого правила» между собой.
5. Существуют ли такие ситуации, в которых следование «золотому правилу нравственности» может привести к безнравственным поступкам?
6. Поделите обычаи на моральные и безнравственные:
– поздравлять друг друга с праздником;
– дарить нечетное число цветов;
– воровать невест;
– пожимать друг другу руки в знак приветствия;
– подниматься, в то время, когда входит преподаватель;
– убивать и хоронить жен погибшего вождя вместе с ним.
- Что есть критерием Вашей оценки?
- Неизменно ли люди оценивают собственные обычаи как морально хорошие?
7. Какое поведение предписывает обычай, а какое – мораль в следующих обстановках? (Нужно не просто предложить решение проблемы, но продемонстрировать, какой морали и чьему обычаю направляться любой из участников):
а) Вы – атеист, а бабушка требует в будущем похоронить её по церковному обряду;
б) Вы – пылко верующий, а бабушка – искренняя коммунистка и требует в будущем похоронить её без церковных обрядов;
в) при сдаче экзамена преподавателям принято дарить цветы;
г) при защите диссертации принято делать презент собственному оппоненту.
8. Что вызывает большее непонимание и осуждение: чужие обычаи либо чужие нравственные правила?
Классическая НРАВСТВЕННОСТЬ
9. Какая нравственность именуется классической? В чём обстоятельство длительности ее существования?
10. Сравните современное познание нормы уважения старших с ее патриархальной трактовкой. Из-за чего в индустриальной цивилизации значение почитания старших значительно уменьшается? В чем отличие между уважением и почитанием?
11. национальная гордость и Патриотизм – это одно да и то же?
12. Как соотносятся служение собственному стране и патриотизм?
13. Из-за чего трудолюбие – это моральный принцип, а не только экономическая необходимость?
14. Латинская мудрость гласит: «Лень – мать всех пороков». Каких?
15. Последователи каких нравственных образцов ненавидели труд и из-за чего?
16. Из-за чего классическая мораль вычисляла почетными занятия:
а) жреца; б) солдата; в) земледельца? Из-за чего считались низкими: торговля, ростовщичество, артистические занятия?
17. Этика ассоциируется с отказом от насилия. Каким тогда образом сформировался воинский этос? Из-за чего его нормы стали примерами «высокой морали»?
Каково влияние воинского этоса на последующие нравственные образцы?
18. В христианской морали любовь провозглашена наиболее значимым мотивом поведения. Из-за чего классическая нравственность не придавала ей громадного значения?
19. Из-за чего гуманизм не вошёл в число правил классической нравственности?
20. Прочтите выдержку из «Измарагда», древнерусского сборника поучений на темы христианской морали, составленного в XIV в. из фрагментов произведений отцов церкви, в частности Иоанна Златоуста (IV в.):
«Послушайте, братья и на данный момент, заповедь Господню, которую законнику сообщил. Вот первая заповедь: обожай отца собственного и мать собственную, и благословен будешь и долголетен на земле. Потому что кто чтит своих родителей собственных и слушает повеления их – очистится от грехов собственных и Всевышним прославится.
А кто злословит своих родителей собственных, тот пред Всевышним безнравствен и от людей проклят. Кто бьёт отца и мать – от церкви отлучён будет и погибнет смертью лютою. Потому что писано: отчая клятва[1] иссушит, а клятва матери искоренит.
Сын, сообщено, непослушный – отцу в пагубу будет и не поживёт он на земле. Кто гневит отца и досаждает матери, думая, что не согрешает перед Всевышним, имеется он поганого хуже и сообщник нечестивому… Кто почитает отца и мать собственных, тот будет радоваться о детях собственных.
В сутки печали избавит его Господь, и молитву его услышит, и что будет просить, подаст ему. Заботящийся о матери собственной выполняет волю Божию и слушающийся отца – благословен будет. В случае если, братья, делом и словом выполняем волю своих родителей, то благословение их возьмём: благословение отца дом укрепит, а молитва матери избавит от напасти… Испуганно, как рабу подобает, помогай им, тогда и тут прекрасно будешь жить, и в том месте от Всевышнего милости удостоишься как выполнивший заповедь Его, о Христе Иисусе, Господе отечественном».
- В чём выражается почитание своих родителей? Выделите доводы, которыми создатель обосновывает необходимость почитания своих родителей.
- Выделите в данном фрагменте черты классической нравственности. Смогут ли появиться разногласия между христианской моралью и традиционной нравственностью в вопросе почитания своих родителей?
[1] Тут «клятва» свидетельствует «проклятие».
15 пошлых шуток в детских мультфильмах [Пасхалки]
Удивительные статьи:
- Тур № 2 дата заезда: 08.09-12.09.2016
- Историография средних веков в ссср 1930-1950-х гг
- Историческая повесть декабристов
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Социальные конфликты (формы, пути разрешения)
Социальный конфликт— это отношение между несколькими субъектами общества, появляющееся в следствии столкновения, несоответствия их заинтересованностей….
-
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ Муляров Даниил Яковлевич ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ и КОНФЛИКТ РЕЛИГИОЗНЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ В ходе ХРИСТИАНИЗАЦИИ ОСТРОВОВ РЕННЕЛЛ…
-
Лекция 2. виды и формы научной работы
Виды научной работы.Все виды научных работ в большинстве случаев подразделяются на две громадные категории: репродуктивные (подготовительные,…
-
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из форм письменности 2 страница
? 4. Определите значение египетской идеограммы по ее изображению Идеограмма Значение Идеограмма Значение Идеограмма Значение Идеограмма Значение J 5….