Допризывная подготовка в австро-венгрии: средняя школа

Герои войны

Многие читатели точно не забывают уроки начальной военной подготовки в советских средних школах, техникумах и ПТУ. Это «изобретение» уходит корнями в XIX век, в то время, когда ведущие европейские державы стремились подготовить к военной работе предельное число собственных подданных. Не была исключением и двуединая монархия: в австрийских и венгерских средних школах были введены обучение и униформа пулевой стрельбе.

К началу Первой Мировой около 20% общегосударственных потребностей в новобранцах покрывали юноши, прошедшие допризывную подготовку. Чем отличалась допризывная подготовка школьников в Австро-Венгерской империи?

В десятнадцатом веке Австрийская империя сражалась нечасто и, в большинстве случаев, неудачно. Большое поражение от пруссаков во второй половине 60-ых годов XIX века вынудило императора Франца Иосифа I и его соратников совершить реформы : во второй половине 60-ых годов XIX века государство формально разделилось на два (Венгерское и Австрийскую империю королевство), а вооружённые силы перешли к общей воинской повинности, во многом копируя прусскую совокупность. Реформы коснулись и допризывной военной подготовки, которая была тесно связана со средним образованием.

школав Австро-Венгерской империи

В 1868, 1869 и 1870 годах в Австрийской империи были изданы законы о народном образовании, каковые фактически без трансформаций действовали до конца её существования. На каждом участке территории Австрии, где на расстоянии одного часа ходьбы жило не меньше 40 детей школьного возраста (обоих полов), учреждалась начальная народная школа, а в каждом округе — верховная школа (в Австрии высшие школы несли ответственность за второй этап среднего образования).

Школьное обучение практически везде было бесплатным, затраты на содержание школ распределялись между общинами, государством и округами в зависимости от уровня доходов населения тех либо иных австрийских земель. В Австрии необходимый школьный курс сначала был восьмилетним (с 7 до 15 лет), но в первой половине 80-ых годов XIX века были приняты поправки к законам, сократившие его до шести лет.

В Венгрии необходимое обучение распространялось на детей 6–12 лет, публичная школа учреждалась в общинах, где имелось не меньше 30 детей, родители которых не захотели дать их в церковную школу. В общинах с 5000 и более обитателей учреждались высшие народные школы, в которых мальчики обучались три года, а девочки — два. Помимо этого, в венгерских городах существовали высшие народные школы, подобные австрийским.

В первой половине 80-ых годов XIX века все начальные школы Австрии были переименованы в гимназии, началось внедрение новых учебных замыслов. Любая гимназия делилась на начальную (первые четыре класса) и старшую (последние четыре класса), учебный год длился с 16 сентября по 16 июля. Ученики должны были поступить в 1-й класс не позднее собственного девятилетия, их число в каждом классе не превышало 50 человек.

Допризывная подготовка в австро-венгрии: средняя школа
Ученик VIII класса гимназии.
ah.milua.org

Намного меньше было настоящих школ, дававших практически такое же образование, что и гимназии, но с упором на практическую сторону правильных наук. В соответствии с уставу 1850 года, настоящие школы должны были давать «среднюю степень предварительного образования, нужного для промышленных занятий, равно как и подготовку к техническим заведениям».

Ученик VI класса гимназии.
ah.milua.org
Униформа

В начале ХХ века правительства Австрии и Венгрии стали уделять всё больше внимания организации юношества и военной подготовке. В школах неспешно вводили обмундирование, аналогичное военному по цвету и покрою:

  • кепи из тёмно-светло синий сукна на каркасной базе с круглым донцем, несложным кожаным козырьком и кожаным декоративным ремешком с пряжкой. Кепи украшал символ, штампованный из белой жести и представлявший собой изображение лаврового венка с литерой «G» (от латинского «Gymnasium») в центре;
  • китель покроя Bluse из тёмно-светло синий сукна с двумя прорезными нагрудными карманами, прикрытыми трёхмысковыми клапанами. Воротник сначала был стоячим, позднее (приблизительно в 1915 году) стал отложным;
  • двубортное пальто (2?6 пуговиц) из сукна чёрного цвета с хлястиком на пояснице;
  • штаны армейского покроя из тёмно-серого сукна. В 1910-е годы показались обмотки из того же сукна, что и штаны, покрой штанов поменяли на «полубридж»;
  • тёмные ботинки.

Кокарда ученика украинской гимназии. Фото из коллекции автора

Одним из самые интересных элементов обмундирования были петлицы из тёмного бархата (на воротнике кителя) с разным числом полос из металлизированного галуна: в I–IV классах — от 1 до 4 серебряных; в V–VIII классах — от 1 до 4 золотых.

Петлица ученика VII класса гимназии (один галун потерян)
Источник: ah.milua.org

Ученикам запрещалось отступать от предписанного регламентом обмундирования, носить с ним элементы гражданской одежды либо напротив. Единственным послаблением стало разрешение носить вместо двубортного пальто плащ-пелерину с подкладкой голубого цвета. Не обращая внимания на твёрдые запреты, нарушения регламента имели место: так, Михаил Хроновят, живший перед Первой мировой войной в Перемышле, писал в мемуарах:

«Австрия экспериментально внедрила в Галиции для учеников гимназий регламентированную форму, которая своим видом была весьма похожа на тогдашнюю военную. На жёсткой шапке ученики носили железный символ: между двумя вкруг сложенными веточками пребывала буква G, а под ней римская цифра — номер данной гимназии. С 1911 года все ученики украинской гимназии уже носили на шапках украинское Ґ. Это изменение совершили сами ученики, и оно скоро прижилось, не смотря на то, что не было никем утверждено».

Ученики VIII класса Отвлечённой гимназии на экскурсии в окрестностях Львова.
Галичина — український здвиг за опытеніалами архіву Степана Гайдучка: [Альбом]. — Львів: Апріорі, 2014
Огневая подготовка

В начале ХХ века в старших классах средних учебных заведений была введена стрельба боевыми патронами, разрешили формирование детских дружин по примеру скаутских организаций. Наряду с этим обучение мальчиков стрельбе не было необходимым.

К обучению пулевой стрельбе завлекали юношей VII и VIII классов гимназий, лицеев и реальных школ. Занятия проводились по субботам с октября по май, неспециализированное число учебных часов должно было составлять не меньше 50. Курс начинался с теоретической части, но на ней внимание не заостряли.

После этого проводились упражнения в обращении с оружием и стрельба дробинками — по 100 выстрелов на каждого ученика за целый курс обучения. Стрельба должна была производиться под открытым небом: на школьном дворе, плацу местного стрелкового общества и без того потом. В конце первого года обучения проводились состязания.

Ученики Особой польской гимназии (Szko?la Wydzialowa) с буквами «W» на кокардах. В австрийской и межвоенной Польше такие учебные заведения давали особое техническое либо гуманитарное образование и занимали промежуточное положение между начальной (I-IV классы) и высшей (V-VIII классы) гимназиями.
ah.milua.org

На второй год все повторялось с той только отличием, что сейчас стреляли боевыми патронами — на каждого обучающегося выделялось 40 штук. Наряду с этим к стрельбам допускали только учеников, продемонстрировавших удовлетворительные результаты на теоретических занятиях и в стрельбе дробинками. По результатам пулевых стрельб учеников разделяли на три группы в зависимости от успешности поражения мишеней.

Второй учебный год кроме этого завершался состязаниями.

Стрельбы боевыми патронами проводились лишь на военных полигонах (если они не были заняты армиями) либо в тирах стрелковых обществ.

На протяжении всего двухгодичного периода стрелковой подготовки у учеников производили навыки глазомерной съёмки: пехота ожидала призывников, способных к стремительному обучению профессии дальномерщика.

Безвозмездно снабжать обучающихся боевыми патронами и дробью, и принятыми на вооружение примерами стрелкового оружия должны были местные ландверные (в Австрийской империи) либо гонведные (в Венгерском королевстве) воинские части. Они же были обязаны ремонтировать оружие. Со своей стороны управление учебных заведений обязывалось аккуратно хранить патроны и оружие к нему — каждые полгода армейские это контролировали.

Что же касается мишеней, то армейские реализовывали их школам, но лишь по стоимости по номиналу.

С целью проведения субботних занятий ландверные и гонведные части отправляли в школы офицеров-инструкторов, но с условием, что командированный тратил на дорогу и урок в том направлении и обратно не более одного дня. Михаил Хроновят вспоминал:

«В перемышльской гимназии проводили это [обучение армейскому делу] унтер-пехотного 10-полка и офицеры [общей армии], расквартированного в Перемышле, под пристальным присмотром одного офицера. Иногда на армейском стрельбище в близлежащих Пикуличах проводились занятия по стрельбе, каковые заканчивались призовой раздачей и стрельбой призов наилучшим стрелкам».

оптимальнеедело с допризывной подготовкой обстояло в Венгрии: занятия по стрельбе проводили практически все венгерские школы, неспециализированное число обучавшихся старшеклассников достигало 14 тысяч. На две тысячи меньше учеников насчитывалось в австрийских почвах: чехи, уже пользовавшиеся славой ненадёжных поданных, неодобрительно относились к милитаризации молодёжи. А вот в Тироле и Форарльберге, пользовавшихся древними армейскими привилегиями, обучение стрельбе было введено во всех школах.

Незадолго до Первой Мировой в Вене состоялись общеавстрийские соревнования по стрельбе среди школьников. Михаил Хроновят писал:

«В мае 1914 года в Вене прошли призовые стрельбы для всех средних школ со всей Австрии, в которых участвовали по 10 учеников от каждой [гимназии]. На эти так именуемые “Кайзер Гульдигунг унд Прайс-шиссен” отправили кроме этого и все галицкие (как украинские, так и польские) гимназии по 10 лучших стрелков. Из отечественной гимназии отправилось нас также десятеро под управлением преподавателя».

С целью проведения внешкольной военной подготовки в 1911 году в Австрии был создан «Имперский альянс Юношеских дружин», объединивший молодёжные организации в Вене, Пресбауме, Граце, Клагенфурте, Бруке и некоторых городах Чехии с в основном германским населением. Немногочисленные дружины существовали и в некоторых венгерских комитатах. В том же году Военное министерство неспециализированной армии издало циркуляр, в котором советовало школам организовывать для учеников экскурсии в ряд армейских музеев, заведений и учреждений, находиться на манёврах войск и полевых занятиях (для этого предписывалось наладить сообщение с армейскими начальниками).

В целом введение начальной военной подготовки в старших классах средних школ Австро-Венгерской империи возможно признать нужным и своевременным. Не обращая внимания на необязательный откровенный саботаж и характер занятий со стороны чешского населения, это давало стране большое количество парней, готовых к призыву.

Так, в 1913 году через школьную «военку» прошло около 26 тысяч обучающихся, а в будущем году был предусмотрен призыв 130 650 парней — так, навыки обращения со стрелковым оружием и умения в пулевой стрельбе имели практически 20% потенциальных новобранцев. Учитывая же то, что юные люди с полным средним образованием имели возможность служить на особенных условиях «однолетних добровольцев», предполагавших в два раза (до 1912 года — в три раза) сокращённый срок нахождения в армии, базисная военная подготовка ещё в школе становилась желанной для многих. Тем более что затраты на эту подготовку всецело покрывало государство.

литература и Источники:

  1. Австро-Венгрiя. Военная энциклопедiя. — М.: Изд-во Тов-ва И. Д. Сытина, 1914. — Т. 1. — С. 55–78.
  2. Адаменко Д. Императорский и королевский армейский мундир: 1914 г. — Киев, 2011. — С. 109–112.
  3. Вооруженныя Силы Австро-Венгрiи. Часть 1. Организацiя, мобилизацiя и составъ вооруженныхъ силъ. (По даннымъ к 1 января 1912 года.). — СПБ: Основное Управленiе Генштаба, 1912. — С. 166–181.
  4. Галичина — український здвиг за опытеніалами архіву Степана Гайдучка: [Альбом]. – Львів: Апріорі, 2014. — С. 28.
  5. Хроновят М. Організація Українських Січових Стрільців у Перемишлі // Вісті Комбатанта. — Нью-Йорк, 1972. — № 1. — С. 33.
  6. Начальное народное образованіе за рубежом: семь дней-Венгрія // Энциклопедическiй словарь Брокгауза и Ефрона. — Т. XXI-а. — СПБ, 1897. — С. 66.
  7. ah.milua.org.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: