Дорога в иерусалим

Крестовые походы – легендарная эра, к которой непросто подступаться историку, вооружённому позитивизмом. Геополитический передел тогдашнего мира, столкновение культур – любой эпизод которых наряду с этим являлся сакральным. Не просто так призыв европейского рыцарства на Ближний Восток раздался из уст римского папы Урбана II в последних числахНоября 1095 года.

«Иерусалим — это центр вселенной, край, плодоноснейший по сравнению с другими, почва эта как будто бы эдем… И данный царственный град… находится у неприятелей. Он жаждет освобождения.

Вступайте же на эту стезю во искупление собственных грехов», – провозглашал понтифик. И он был услышан всеми, бывшими в праве держать в руке клинок.


Изображения папы Урбана II сейчас украшают город Овернь в Клермон-Ферране. В том месте в 1095 году он призвал к Первому крестовому походу

Уже весной следующего года безземельное рыцарство и голытьба Франции двинулись в святую почву, чтобы высвободить её. Возглавивший данный неисправимый поход монах Пётр, прозванный Пустынником, владел редким бесплатно убеждения, увлекая за собой пилигримов. Люди брели обычно без лошадей и оружия, но вместе с домочадцами.

в первых рядах одной из частей данной стихийной армии шли коза и гусь, знаки достатка для крестьян.

Поход бедноты оставлял по пути след из еврейских погромов и пепелищ.Дорога в иерусалим

Но как бы то ни было, 21 октября 1096 года турки-сельджуки разгромили первых крестоносцев. Беднякам дорого было нужно заплатить за собственные мечты. Сарацины же укрепились во мнении о собственной непобедимости.

Тем временем в том же 1096 году на Западе планировало уже настоящее войско. Под знамя Святого Креста поднимались феодалы – знать и цвет европейского рыцарства. Эти люди, с клинком с колыбели, были движимы определённой целью и в избытке располагали средствами для её успехи.

Их предводители – герцог Готфрид Бульонский, князь Боэмунд Тарентский – не стояли за ценой, кроме того согласившись признать византийского императора своим сюзереном.

Во второй половине 90-ых годов одинадцтого века была сокрушена армия турок-сельджуков во главе с султаном Килидж-Арсланом, забрана его столица Никея. Захват Эдессы и Антиохии на пути следования крестоносцев порождал новые ближневосточные страны. Целые армии оставались в их пределах, воинство уменьшалось.

Но значение имел лишь Иерусалим.

Обретение крестоносцами Подлинного креста. Картина Гюстава Доре

Данный город на исходе XI века являлся святыней и для мусульман. «Люди из этих провинций, если они не могли совершить хадж, в положенное время съезжались в Иерусалим и совершали в том месте должные обряды, а в сутки праздника резали жертвенное животное, как это было принято делать [в Мекке]» – свидетельствовал персидский ученый Насир-и Хусрау.

Утром 7 июня 1099 года крестоносцы подошли к Иерусалиму. Святую почву, «второй эдем», франки узрели, поднявшись на гору, позднее названную Монжуа («Гора эйфории»).

Вид, что открылся им, поражал воображение и… заставлял призадуматься. Размещение города делало его труднодоступным. Практически со всех сторон крепость окружали горы.

К Иерусалиму возможно было подобраться лишь с севера.

Сознавая это, египетский халиф, тогдашний владыка города, успел готовиться. Все обитатели-христиане были изгнаны, бойницы загорожены тюками с сеном и хлопком, колодцы в окрестностях Иерусалима приведены в негодность. Скот был угнан на большом растоянии в горы.

И не смотря на то, что в гарнизоне Иерусалима насчитывалось не так много солдат, всего около тысячи человек, из Египта на помощь им уже торопилась многочисленная армия под руководством визиря Малика аль-Афдала.

Картина Гюстава Доре «Штурм Иерусалима»

Воодушевлённые порогом Земли и прежними победами обетованной, крестоносцы полагали, что взятие иерусалимских упрочнений не станет проблемой. Но все их попытки захватить Иерусалим, начиная с 12 июня, были бесплодны. Тягостная осада затянулась на пять недель.

Кроме того по меркам жёстких нравов Средневековья ситуация была близка к критической. Практически без воды, фуража и провизии европейское войско таяло, подтачивалась и его вера в победу.

На помощь крестоносцам пришли англичане и генуэзцы. 17 июня в гавань Яффы вошли генуэзские суда, вёзшие хлеб, вино и много осадного снаряжения. Но подоспевшие египетские армии закрыли гавань.

Как следствие, и из данной помощи крестоносцы смогли взять относительно немногое. Осада затягивалась; откладывать штурм более было нельзя.

Спешно заготавливались лестницы и плетёные щиты, дефицит оружия компенсировалась дрекольем. Египтяне, смотря за приготовлениями франков, усиливали не сильный места в обороне. Крестоносцами были воздвигнуты две осадные башни под руководством герцога Готфрида Бульонского и графа Раймунда Тулузского.

Штурму предшествовал крестный движение, организованный участвовавшим в походе духовенством.

14 июля крестоносцы пошли на приступ. Тараны били в муниципальные врата, солдаты карабкались на стены, с осадных башен организовывали переправы на стены Иерусалима. Но ни одна попытка не увенчалась успехом.

Резня в Иерусалиме во второй половине 90-ых годов XI века, Миниатюра, XIII век

Наступила ночь с 14 на 15 июля. Сарацины опасались нападения под её покровом, а европейцы страшились за сохранность собственных башен от сожжения. То было затишье перед бурей.

Тараны, лестницы и подвижные башни были придвинуты прикасаясь к стенкам. Утром египтяне пришли в кошмар, видя, как на стены Иерусалима накатывает живая волна. Крестоносцы нежданно воспрянули духом, всевышний весть откуда показались свежие силы, и они были практически везде на протяжении периметра крепости.

Их не могли остановить ни камни, ни горящая солома, ни сбрасываемые обороняющимися брёвна. Предания гласят, что в данный сутки на Масличной горе появился рыцарь и, размахивая клинком, сотворил символ, призывающий двигаться вперёд. Первым на стенах города был безвестный рыцарь Летольд.

Следом упрочнения одолели Готфрид Бульонский, Танкред Таренский и иные прославленные солдаты.

Взломав ворота, крестоносцы хлынули вовнутрь, и началась резня… Захватчики не оставляли в живых никого на своем пути: они убивали мужчин, дам, детей, калек и стариков. Выжившие торопились в место, которое казалось им спасительным — храм Соломона.

Иерусалим охватили грабёж и избиение. Рыцари обычно вешали собственный щит на двери жилища, демонстрируя его захват. Происходящее в храме Соломона, в то время, когда солдаты Креста добрались и в том направлении, обрисовывает священник и летописец Раймонд д’Ажиль:

Количество пролитой в тот сутки крови поразительно… Но всё это было ничтожно если сравнивать с тем, что случилось в Храме Соломона. Что в том месте случилось? В случае если я поведаю правду, она превзойдёт границы вашей веры.

Достаточно упомянуть лишь то, что в Храме Соломона и во дворе его кровь доходила до колен ехавшим верхом и до конской узды.

Вправду, Всевышний справедливо и великолепно рассудил так, что это место заполнилось кровью неверных.

Вместе с мусульманами пострадали и иерусалимские иудеи. Они были согнаны в синагогу и сожжены заживо.

Город пал; франки справляли собственный успех по стремена в крови. Отец Урбан II погиб 29 июля 1099 года, так и не выяснив, что Почва обетованная высвобождена. Он не завещал довольно будущего Иерусалима никаких распоряжений, породив тем самым раздор и смуту около владычества над городом.

Однако, Первый крестовый поход завершился образованием Иерусалимского королевства и нескольких латинских княжеств на Востоке.

События сменяли друг друга: Готфрид Бульонский был назначен Защитником Гроба Господня 22 июля 1099 года, а 1 августа в Иерусалиме стал первый латинский патриарх — Арнульд Шокесский. 5 августа был получен крест, на котором распяли Иисуса Христа. Спустя семь дней мусульмане постарались вернуть город, но были разбиты Готфридом.

Им предстояло ожидать реванша ещё примерно сто лет, в то время, когда Иерусалим был потерян снова.

Стенки Иерусалима, отечественные дни

Магия Доре


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: