В первой половине 30-х годов во выполнение приказа № 273/52, в соответствии с которому создавался Киевский укрепленный район (КиУР), в этом месте было возведено пара ДОТов. Их задачей было предотвратить форсирование реки Вета в районе ее пересечения дорогой, ведущей к Василькову и дальше на Одессу. Самый сложный объект был выстроен прямо в склоне Звенигородского городища и именовался ДОТом №179 типа «мина»
В случае если ехать из Киева в Одессу, то в десяти километрах от черты города возможно заметить указатель на дорогу, ведущую к селу Вита-Почтовая. Именно данный съезд в 1940-х годах и был дорогой, ведущей в Киев с юга, с Одесского направления, а современной автострады Одесса–Киев тогда еще не существовало. Ее выстроили десятилетиями позднее, разрезав напополам громадный бугор в районе Виты-Почтовой.
Бугор данный не простой. Мало кто знает, что в действительности это городище средневековой крепости Звенигорода, южного форпоста Киевского княжества. В первый раз Звенигород упоминается в «Повести временных лет» под 1097 годом. Крепость не только сторожила южные подступы к городу, но и являлась таможенным пунктом, в котором взималась пошлина (мыто) за ввоз и проезд товаров.
Звенигород был стёрт в пух и прах на протяжении Батыева нашествия в первой половине 40-ых годов тринадцтаго века.
Позднее тут, на реке Вета (во второй половине ХХ века наименование начало звучать как «Вита»), на почтовой дороге Васильков–Киев появилось село с почтовой станцией. Так показалось это необычное наименование – Вита-Почтовая.
Примерно так смотрелась древнерусская крепость (макет из краеведения музея и городского археологии г. Дубно)
В первой половине 30-х годов во выполнение приказа № 273/52, в соответствии с которому создавался Киевский укрепленный район (КиУР), в этом месте было возведено пара ДОТов. Их задачей было предотвратить форсирование реки Вета в районе ее пересечения дорогой, ведущей к Василькову и дальше на Одессу. Самый сложный объект был выстроен прямо в склоне Звенигородского городища и именовался ДОТом №179 типа «мина».
Схема проезда к ДОТу №179 (сделана на базе данных из Гугл Earth)
В фортификационной науке мина – это совокупность ходов, объединяющая между собой разные инженерные сооружения.
Бойцы РККА в потерне ДОТа №179, реконструкция (из фотоархива МАИФ «Цитадель», сайт relicfinder.io.ua)
В ДОТе №179 такими сооружениями были: трехамбразурный оголовок, шахта, ведущая на вершину бугра, где должен был размешаться (и, точно, размешался) наблюдательный пункт (НП); два выхода из «мины», один из которых снабжался входной группой, а второй был засыпан и замаскирован под склон бугра. ДОТ был снабжен собственной колонкой для подачи воды, дизель-генератором, вентиляционным оборудованием и подземной телефонной связью.
3-D модель ДОТа №179, с. Вита-Почтовая (Создатель – А. Кулик, материалы архива МАИФ «Цитадель», г. Киев. Сайт relicfinder.io.ua)
Общая длина галерей (потерн) мины образовывает 226 м. Гарнизон ДОТа на 3 пулемета должен был составлять 35 человек, часть из которых предназначалась для ведения наблюдения с НП. Кроме трех станковых пулеметов «Максим» в амбразурах оголовка на вооружении гарнизона кроме этого был один ручной пулемет. Вооруженный им пулеметчик должен был закрывать вход в «мину» через особую амбразуру во входной группе.
В задачи ДОТа вменялось наблюдение за передним краем КиУРа и обстрел подступов к нему на протяжении равнины реки Вета. Кроме этого ДОТ закрывал огнем мост через реку в с. Вита-Почтовая. Не обращая внимания на громадную протяженность потерн, переменный гарнизон для атак соперника размещать в «мине» не предполагалось.
Подземные ходы «мины» расположены на глубине 7 м. По тактико-техническим данным «мина» должна была выдержать одно прямое попадание 155-мм боеприпаса либо 50-килограммовой авиабомбы. Толщина перекрытия оголовка составляла 110 см, напольных стен – 150 см. Они должны были выдержать одно прямое попадание 155-мм боеприпаса либо авиабомбы весом в 100 кг.
Такая стен и толщина перекрытия считалась достаточной, по причине того, что два раза попасть в одну точку из гаубицы очень сложно. То же касается и попаданий авиабомбами.
Во второй половине 30-ых годов двадцатого века, по окончании падения Польши под ударами вступления и вермахта в нее армий РККА, граница СССР отодвинулась от Киева на 250 км. Угроза приближения к городу армий потенциального соперника, как казалось руководству Красной армии, существенно снизилась.
А потому, в то время, когда на границе развернулось масштабное строительство более современных ДОТов, входивших в линию укрепрайонов по новой границе, вооружение и оборудование из ДОТов КиУР было частично демонтировано и послано для снаряжения данной линии. Это разоружение не обошло стороной и ДОТ №179, исходя из этого летом 1941 года, в то время, когда стало ясно, что танковый клин Группы армий «Юг» удачно продвигается к Киеву, руководство КиУР начало спешно заново оснащать и вооружать киевские ДОТы.
Были завезены пулеметы, организованы гарнизоны. В том месте, где было демонтировано оборудование, оно, по возможности, было восстановлено либо пополнено. И все же стопроцентной готовностью ДОТы КиУРа к началу штурма похвастаться не могли.
Где-то не хватало противохимической защиты для изоляции амбразур, где-то не было фильтр-вентиляционных установок и установок для вывода и отсасывания наружу пороховых газов.
Но в целом ко времени начала штурма Киева 6-й пехотной армией вермахта ДОТы КиУРа к обороне готовься .
ЦАМО, фонд 229, опись 161, дело 61 – Боевые распоряжения, распоряжения, своевременные и разведсводки Киевского укрепрайона. Карта положения частей Киевского УР
Об участии ДОТа №179 в военных действиях в советских источниках фактически ничего нет. Рядом с ним размешалась артиллерийская батарея РККА, которая оказала яростное сопротивление наступавшим частям немцев. О самом же ДОТе из боевого донесения от 15:30 04.08.1941 как мы знаем, что к этому времени он уже был забран штурмом и уничтожен немцами.
Подробности этого штурма возможно определить из книги «71-я пехотная дивизия» издательства «Дерфлер». В частности, в ней говорится о штурме ДОТа саперными подразделениями данной дивизии:
«2 штурмовые группы … под руководством лейтенанта Куни и фельдфебеля Есковиц … сперва посредством килограммового заряда и ручных гранат с тыла нападали трехамбразурный ДОТ, расположенный в маленьком леске на расстоянии около 900 метров юго-восточнее моста в Почтовой. Атака была успешной, и из дота вышли 12 русских.
Но потому, что скоро из ДОТа снова был открыт пламя, штурмовая несколько опять нападала его около 8 часов 15 мин. и посредством трех килограммов дымовых шашек и зарядов вывела его из боя. Наряду с этим были захвачены еще 13 пленных».
Штурмовая несколько вермахта штурмует входную группу ДОТ №179, реконструкция (из фотоархива МАИФ «Цитадель», г. Киев. Сайт relicfinder.io.ua)
При реставрации и раскопках, совершённых в самой мине ДОТа №179 и его окрестностях энтузиастами МАИФ «Цитадель» и рядом сочувствующих граждан и организаций, рядом с входом в ДОТ были обнаружены останки малоизвестного воина. Имел ли он отношение к гарнизону ДОТа, к сожалению, окончательно останется нам неизвестным.
У вас пропали цитадели ? Тогда мы идем к вам! [World of Warships]
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
7 февраля в Республике Беларусь прошли военно-исторические игры, посвящённые событиям ВОВ, происходившим тут в 1943–44 годах. В Могилёвской области…
-
Город с вырванным сердцем. бомбардировка роттердама
Голландия когда-то была очень могущественной державой и занимала в Европе не последнее место, но эти времена в далеком прошлом прошли. В годы Первой…
-
?«Линия бар-лева» – просчёт израильского генштаба
Прорыв израильской «Линии Бар-Лева» египетскими армиями на протяжении Войны Судного дня был блестящей операцией и в плане подготовки, и в плане…