Древнейшие обитатели урала. палеолитический период

Начало истории человека на Урале, согласно данным ученых, отстоит от отечественных дней как минимум на 300 тыс.лет назад. Самая старая ее страница – каменный век. Это — самая протяженная по времени часть старой истории в сравнении с другими, потому, что она закончилась только на рубеже IV–III тыс. до н.э.).

Как раз тогда было сделано множество изобретений и открытий, которыми мы пользуемся и сейчас.

Как раз в те далекие времена определились направления развития судьбы современных южноуральцев.

Каменный век в большинстве случаев подразделяется на старый каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит). Не будем отступать от данной периодизации и мы.

Время появления первых людей недалеко от южного Урала пришлось на ледниковую эру в геологической истории Почвы. Около 80 тысяч лет назад началось новое оледенение, которое длилось, то усиливаясь, то ослабевая, до времени 12-10 тыс. лет от отечественных дней. И, не смотря на то, что льды не спускались южнее Северного Урала, целый Урал в целом был частью огромной приледниковой территории.

Господствовали открытые пространства.Древнейшие обитатели урала. палеолитический период

Ученые отмечают, что сейчас природные территории на Урале причудливо переплетались. Холодные степи продвигались на большом растоянии к северу, а тундры — к югу. Изучив пыльцу растений из земли того времени ученые сделали вывод о том, что в некоторых районах Урала тогда произрастали не считая карликовой березы, полярной ивы, — тундровых растений, в других — ель, сосна, лиственница.

Из животных водились такие как дикие лошади, северные олени, мамонты, шерстистые носороги, бурые медведи, волки, лисицы, песцы, зайцы, и пещерный медведь, пещерный лев и пещерная гиена. Эксперты с удивлением приводят данный перечень, по причине того, что в более поздние времена эти животные ни при каких обстоятельствах не обитали в пределах одной природной территории.

Маленькое прохладное лето, затяжная жёсткая и малоснежная зима,- так возможно обрисовать климат того далекого времени.

Более либо менее современный вид климат и природа района Урала получает только по окончании окончания последнего оледенения 12-10 тыс.лет назад.

Ученые предполагают, что первые люди — приходили на Урал с юга — из района Средней Азии и с юго-запада — из района Кавказа, двигаясь на протяжении берегов наибольших Камы — и рек Урала, либо с Русской равнины. Но, они расходятся во мнении, в то время, когда это случилось. Отличие достигает … много тысяч лет!

Возможно, дело в несовершенстве археологии – науки о древностях? И в этом также, но имеется и другие веские обстоятельства. Вот один из примеров.

В излучине реки Урал у села Богдановское, что в Кизильском районе отечественной области, скалистый левый берег обрывается глинистой осыпью к реке. Археолог Владимир Николаевич Широков, проводя поиск мест, где жили древние люди, заметил в обрыве берега, под семиметровым (!) слоем осыпавшегося грунта, торчащие из почвы кости животных, живших на Южном Урале десятки тысяч лет назад: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северного и добропорядочного оленя и других.

Раскопки узнали, что тут находятся остатки стоянки старейших южноуральцев. В одном слое с костями животных пребывали и каменные орудия: остроконечники, скребла. По тому, как были распределены по раскопанной части стоянки небольшие кусочки камня – отходы производства каменных орудий, археологи определили, что тут трудились два мастера, изготовлявшие эти орудия.

Если бы река не размыла на протяжении весеннего половодья обрыв, мы ни при каких обстоятельствах бы не выяснили, что под толщей осыпи прячется начало истории людей на Южном Урале.

Время стоянки Богдановка (так ее условно назвали археологи) отделено от нас приблизительно восьмидесятью тысячами лет. Приблизительно сейчас в северном полушарии началось очередное оледенение. Климат стал прохладен так, что в северных широтах выпавшие снега не успевали растаять и намерзали новым слоем на выпавший в прошедшем сезоне снег.

Так длилось … десятки тысяч лет. В следствии появились огромные ледниковые щиты, толща которых достигала нескольких километров. Но отечественные места ледник не затронул, остановившись на большом растоянии на севере Урала.

Южнее расстилались холодные тундро-степи с необычным составом и характерной растительностью животного мира.

Оледенение это закончилось только чуть более 10000 лет назад.

Вероятнее, на стоянке Богдановка покинули следы судьбы прямые предшественники людей современного вида – неандертальцы, названные так по месту первой находки их останков на территории современной Германии. Они не жили подолгу на одном месте, передвигаясь за животными, на которых сообща охотились. Исходя из этого на раскопанной у села Богдановского стоянкенет остатков утепленных жилищ, где община жила круглый год а слой с находками узок.

Стоянок, аналогичных Богдановке, на Южном Урале до обидного мало. Одну из них археологи Геральд Николаевич Матюшин и Отто Николаевич Бадер изучили в сорока километрах западнее современного города Магнитогорска, на берегу озера Карабалыкты (Линевое – башк.). Они назвали ее «стоянка Мысовая».

Люди жили тут неоднократно и более поздние жители этих мест много раз разрушали остатки судьбы более ранних предшественников, перемешивая разновременные вещи. Но археологам известно, какими орудиями пользовались старейшие на Южном Урале люди. Им удалось выделить из громадной коллекции около пятидесяти предметов, принадлежавших старейшим уральцам.

И опять это были уже знакомые нам остроконечники, скребла, рубила.

Практически у самого города Магнитогорска археологи Константин Владимирович Сальников и Отто Николаевич Бадер на берегу реки Небольшой Кизил, раскапывая площадку перед входом в мелкую пещеру, которую они назвали Смеловская II (у поселка Смеловского), наткнулись на следы нахождения и тут людей старого каменного века.

В некоторых случаях археологам доставались только отдельные предметы той далекой эры, вымытые талыми водами из почвы. Так случилось на реке Камысты-Аят у села Княженское на севере Брединского района, где студенты-археологи из Челябинского национального пединститута, проводившие археологическую разведку, подняли со дна оврага пара каменных орудий, вымытых их земли паводковыми водами и принадлежавших, быть может, одним из первых жителей отечественных мест.

Последняя из находок, которые связаны с началом истории людей на Южном Урале была сделана археологами ЧелГУ у с. Стрелецкое на р. Уй. На протяжении зачистки обнажения культурного слоя поселения бронзового века (II тыс. до н.э.) из глины в основании слоя было извлечено каменное орудие, обычное для раннего палеолита.

Со временем близкого окончания ледниковой эры (около 16000 лет назад) связана и изученная недавно стоянка Троицкая I на мысе при впадении реки Санарки в реку Уй недалеко от города Троицк. Она расположена на территории бывшего совхоза «Плодопитомник», на высоком левом берегу р. Уй. Стоянка изучена археологом Владимиром Николаевичем Широковым и археозоологом Павлом Андреевичем Косинцевым в конце 1980-х – начале 1990-х годов.

Но нашёл ее … тракторист местного тепличного хозяйства, которому поручили вырыть яму для устройства зерносушилки. Ковш экскаватора зацепил кости диковинных животных. Их было большое количество.

Сельские обитатели прекрасно знают, как выглядят кости домашних животных.

Выкопанные кости были совсем не похожи на них. О находке определили ученые из ветеринарного университета, что в Троицке. Один из них – Александр Николаевич Малявкин, совместно со студентами выехал на место находки и определил, что это кости древних животных ледниковой эры: мамонтов и дикой уральской лошади (была и такая).

Кости собрали и перевезли в Троицк, где они и хранились. Археологи так и не определили бы об данной находке, если бы А.Н. Малявкин не поведал Н.Б.

Виноградову о том, что на окончании одной из отысканных костей ноги дикой лошади имеется аккуратное сквозное отверстие. Наряду с этим он высказал предположение, что кости эти смогут быть связаны с старейшими жителями этих мест.

Археологи из археологии и Института истории Уральского отделения Русском академии наук подтвердили предположение, раскопав тут остатки стоянки людей финиша старого каменного века (палеолита), скрытые практически метровым слоем земли: кости четырех мамонтов. Причем, ученые уверены в том, что тут пребывали целые туши животных, а не отдельные кости. Поразило экспертов да и то, что из практически двухсот каменных предметов более половины были изготовлены … из горного хрусталя!

А ведь он весьма не хорошо обрабатывается. Но древние мастера были искусны и упорны в собственном жажде, изготавливая из яшмы и горного хрусталя резцы для прорезания пазов в древесных либо костяных подробностях наконечников стрел, ножей. После этого в эти пазы хорошо друг к другу вставлялись каменные пластинки с параллельными краями для долгих лезвий.

Изучение этих пластинок под микроскопом продемонстрировало, что ножи предназначались для шкур и резки мяса. Другие орудия были скребками для работы по кости и дереву.

Ученые заключили, что обнаруженныеТроицкой ЖД стоянке мамонты погибли собственной смертью, вероятнее, утонули на протяжении паводка. Троицкая I была краткосрочным охотничьим лагерем. Люди нашли туши погибших животных и жили рядом, разделывая, питаясь мясом и обогреваясь кострами, горючим для которых помогали кости все тех же животных.

Искать следы судьбы старейших южноуральцев весьма сложно. Иногда слои с остатками судьбы палеолитических людей выясняются перекрытыми многометровой толщей речных наносов либо оползней. Но, возможно смело утверждать, что население отечественного края в пору начального его освоения было весьма немногочисленным.

Монументы истории Южного Урала поздней поры старого каменного века (позднего палеолита) более бессчётны. Большая часть позднепалеолитических местонахождений на Южном Урале осознано археологами как остатки краткосрочных остановок групп палеолитических охотников. Они открыты на Южном Урале — в пещерах на р. Юрюзань (Главная, Бурановская, Идрисовская). Добыча археологов в этих местах скудна: остатки кострищ, немногочисленные каменные изделия.

Вторая разновидность монументов позднего палеолита Зауралья места и южного — Урала разделки туш погибших либо убитых на охоте животных. в Южном Зауралье — у г. Троицка на берегу р. Уй при впадении в нее р. Санарка; в Зауралье (Курганская область) — в Варгашинском районе, у д. Шикаевка. Но самые узнаваемые монументы старейшего этапа истории Урала это, само собой разумеется, пещеры — святилища с картинками палеолитических людей, но с ними мы более детально познакомимся чуть позднее.

В позднем палеолите люди обжили практически целый Урал.Кроме того в Северном Приуралье,на р. Печоре,известны их стоянки. Считается, что сейчас население Урала пополнили переселенцы из Сибири.

Палеолитических южноуральцев кормила, одевала и обогревала охота. Лучше представлены остатки охотничьей судьбе уральцев времени позднего палеолита. Узнано, что на восточных склонах Урала тогда люди в основном охотились на северных оленей и лошадей.

Считается, что охота была загонной. Отысканы и места охоты. Одно из них, на р. Багаряк, на границе южного Зауралья и Среднего, так обрисовывают ученые В.Т.

Петрин и Н.Г. Смирнов: Грандиозная, отвесно обрывающаяся к реке гряда скал … являлась удобным местом, куда загоняли северных оленей и стада лошадей древние охотники … и добыче оставался лишь один путь — в обрыв. Предположение ученых подтверждает находка рядом с обрисованными горами маленькой пещерки — грота, раскопки в котором дали множество костей как раз этих животных.

Охота в палеолите была базой хозяйственной судьбе. Она же выяснила подвижный, практически кочевой образ судьбы, в то время, когда люди следовали за передвигающимися по определенной территории животными.

Уже в палеолите люди жили родовыми общинами, другими словами группами родных родственников. Это была единственная возможность для выживания в тех жёстких природных условиях. Руководили действиями общины старейшины.

Соседние общины поддерживали разнообразные отношения (браки, обмен каменным сырьем, совместные действия против неприятелей, охотничьи экспедиции).

Неспешно формировались единые традиции, обычаи, язык, рождалось общности и осознание единства людьми на большую территорию.

Камень в руках старого мастера.Чуть обустроившись на новом месте первые южноуральцы посмотрели и в каменную сокровищницу гор. Правильнее, и заглядывать в нее обычно не было необходимости. Камни-сокровища лежали на поверхности, под ногами.

В различных местах употреблялись различные виды каменного сырья: кремень, кварциты, кроме того кристаллы горного хрусталя.

Раздельно поболтаем о яшмах. Узнаваемый ученый А.Е.Ферсман писал о них: Яшмовые месторождения Южного Урала начинаются на севере, недалеко от Миасса, и уходят на 5ОО километров на юг, в Казахские степи; в Мугоджарских горах они снова появляются из-под почвенного покрова.

Полосой в 4О-5О километров тянутся эти поразительные и уникальные месторождения яшм, обнажаясь на берегах притоков Урала. Как фантастика, звучат слова ученых о целых горах, сложенных из яшмы, об озерах, лежащих в яшмовых берегах. Десятки разновидностей яшмы уже много лет употребляются людьми как поделочный камень. Вам еще предстоит заметить в музеях чаши и яшмовые вазы.

Но мало кто осведомлен, что в течении десятков тысячелетий яшмы были одним из главных видов сырья, из которого отечественные далекие земляки изготовляли орудия труда и оружие. Из-за чего ? На данный выбор повлияли прекрасные особенности яшмы. Их пара. Во-первых, яшма весьма жестка. Это один из самых жёстких минералов.

Во-вторых, яшма владеет свойством слоиться при умелом ударе, раскалываясь не на бесформенные куски, а на пластины с острыми узкими краями.

А вот последнее свойство яшмы потребует от вас ответа на вопрос: приходилось ли видеть лежащие на каменистом озерном пляже обломки толстого зеленоватого бутылочного стекла? Тогда вам должно быть как мы знаем, что края этих стеклянных обломков, много раз прижатые подошвами обуви людей к камням, как бы шелушатся: от краев стеклышек отскакивают мелкие частички, чешуйки стекла, похожие на мелкие раковинки. Приблизительно таким же свойством владеет и яшма.

Южноуральские яшмы нереально перепутать с другими: у них особая окраска, собственный соотношение цветов. Древние мастера более всего предпочитали применять тёмную и красно-зеленую яшмы. Благодаря неповторимой окраске южноуральских яшм их возможно отличить от камней из вторых мест.

Археологи исходя из этого смогут утверждать, что уже в каменном веке каменное сырье было предметом обмена.

Изделия из южноуральских яшм отысканы при раскопках древних поселений в далеких от Южного Урала почвах. Само собой разумеется, древние южноуральцы применяли не только яшмы, но и другие породы, к примеру, кремень. Но и у них были свойства, как у яшмы.

Сейчас представьте себе громадный склад, наполненный очень нужными для людей предметами и… с открытыми дверями. Такой же кладовой являлись для древних уральцев бессчётные выходы яшмовых месторождений на поверхность. Кроме местных обитателей, к ним стремились экспедиции соседних племен, не имевших собственных залежей стратегического каменного сырья.

Возможно высказать предположение, что отношения инопланетян с хозяевами не всегда были мирными. Факт остается фактом: в районах с выходами яшмы на поверхность берега озер усыпаны отходами старого камнеобрабатывающего дела — каменной стружкой (отщепами). Особенно это характерно для озер Башкирского Зауралья, что западнее Магнитогорска.

Что такое мастерская каменного века? Иногда это небольшая, метр на метр, площадка, на которой — множество каменных отщепов. Время от времени — камень, помогавший для мастера наковальней, и сломанные орудия. Это рабочее место старого мастера.

Ученые находят их как в поселениях, так и за их пределами.

Опыт изучения древних народов убедил ученых, что экспедиции за каменным сырьем возвращались не с кусками поделочной породы в кожаных мешках, а уже с заготовками, каковые возможно было легко перевоплотить в орудия. Не все археологи с этим согласны, но тяжело себе представить, что каменное сырье в нужных количествах реки сами по себе перемещали на много километров. Начальная обработка проводилась конкретно у месторождений.

Как возможно отличить камень, побывавший в руках старого мастера от камня, что раскололся сам по себе? Возможно, археологи все путают? Нет, археологи знают такие показатели, присутствие которых на камне разрешает утверждать: это дело людских рук.

Каменный век на Урале продолжался много тысяч лет. Это указывает, что у отечественных предшественников хватало времени для отменного изучения особенностей минералов, из которых изготавливались орудия. И чем ближе было окончание каменного века, тем изощреннее становились приемы обработки камня. Пара изобретений того времени в камнеобрабатывающем деле были очень действенными.

Одно из них — нуклеус. В переводе с латинского языка это слово свидетельствует ядро.

От нуклеусов, пользуясь особенными приемами, отделяли пластинки, а на пластинках изготавливали разнообразные орудия. Пластины с параллельными краями за сходство с лезвиями ножей именуют ножевидными. По последовательности мыслей древние южноуральцы предпочитали применять средние части этих пластин.

Их параллельные края разрешали изготовлять наконечники и кинжалы копий с так называемыми составными лезвиями. Для этого делалась костяная либо древесная база. В ее пазы при помощи смолы либо особого животного клея закреплялись предварительно подобранные друг к другу пластинки.

Подобные орудия умели изготовлять как позднепалеолитические южноуральцы, так и жители Зауралья эпохи и южного Урала мезолита и неолита (могила старого человека у деревни Пеган в Курганской области). Такие лезвия были действенны в работе. Древние люди стремились учитывать свойства самого камня, другими словами пластинки не было возможности сгибать и очень сильно ударять по ним.

Чтобы из сколотых с нуклеуса пластинок изготовить разные по назначению орудия, древние мастера должны были соответственно обработать их лезвие, либо, как говорят археологи, рабочие поверхности. Главным методом таковой обработки в каменном веке была ретушь.

Особым каменным инструментом (он именуется ретушер ) мастер надавливал либо легко ударял по обрабатываемой кромке и делал рабочую поверхность таковой, какой он ее задумал (острой либо притупленной, прямой либо вогнутой). Пластинка, которая должна была являться вкладышем составного лезвия кинжала с одного края обрабатывалась весьма крутой ретушью для лучшего сцепления с клеем, в то время, когда ее поставят в паз костяной либо роговой базы.

Открытие принципа работы сверла (две противолежащие рабочие поверхности, последовательно входящие в дерево, кость, рог либо мягкий камень ) случилось задолго перед тем, как показались металлические сверла, — в каменном веке. Рабочие поверхности сверл образованы все той же ретушью.

Для резца мастер легко скалывал часть боковой грани (либо обеих граней) пластинки. При таких условиях трудился угол, на что в большинстве случаев на археологических картинках этих орудий показывает стрелка.

Большая часть перечисленных орудий (сверла, резцы ) обычно употреблялись с древесными либо костяными рукоятями. Незаменимым орудием для охотников и рыболовов был скребок. Его рабочий край, предназначенный для очистки шкур животных, чешуи рыб, обработки древесных либо костяных предметов, испытывал громадные нагрузки и должен был как возможно меньше выкрашиваться.

скрёбка заточки и Углы ножа различные, потому, что эти орудия делали давление и разную работу на рабочие поверхности было различным. Заканчивая рассказ о ретуши, нельзя не упомянуть о каменной ретушированной скульптуре. Лесные обитатели Урала каменного века ретушью создавали на плоских отщепах либо ножевидных пластинах скульптуры лесных зверей: лосей, медведей, и птиц.

В самом финише каменного века и в начале века металлов уральцы отказались от применения орудий, изготовленных из ножевидных пластин, и перешли к технике изготовления каменных орудий на отщепах. В этом случае ретушь наносилась не только по краю орудия, что трудился; ретушью с двух сторон покрывалось все орудие, оно как бы строгалось ею, делалось той той толщины и формы, какие конкретно задумал мастер. Это прием обработки именуется двусторонней ретушью.

Ученые так и не смогли ее повторить Сейчас! Секрет утерян, возможно, окончательно.

Уже в бронзовом веке бытоваликаменные наконечники стрел, выполненные в старой кроме того для того времени технике двусторонней ретуши, в первый раз открытой в позднем неолите. Наконечники крепились к древку стрелы посредством сухожилий животных.

В том же каменном веке (в мезолите, неолите) у уральцев, как и у других народов, распространяются шлифованные украшения и орудия. Они употреблялись и позднее, в бронзово-каменном веке. Шлифованные тёсла и топоры были сделаны из мягких пород камней, к примеру, из змеевика и закреплялись в древесных рукоятях, были главными орудиями для обработки дерева.

Главный вывод — каменный век не был диким веком.очень способных и бесталанных людей тогда, по всей видимости, было столько же, сколько Сейчас. Легко у уральцев каменного века были гораздо меньшие возможности, чем у нас. Но они их применяли значительно полнее, чем мы — собственные.

Тайны уральских пещер

С незапамятных времен в глухих лесах южноуральских гор, в скалистом обрыве берега реки Гымыза ( приток реки Сим) в Катав-Ивановском районе Челябинской области башкирам была известна пещера, которую они именовали Ямазы-Таш. Позднее русские назвали ее Игнатиевской, по имени христианского отшельника старца Игнатия, жившего поблизости. Пещера эта двухэтажная, длиной около 6ОО метров.

Она промыта в толще горы водой.

Среди местных обитателей настойчиво ходят легенды о залах и подземных озёрах, некогда дешёвых для людей. За последние 25О лет пещеру осматривали многие узнаваемые русские археологи и путешественники. Они искали в пещере следы судьбы старейших жителей Южного Урала.

Но раскопки в пещере, у входа, нашли только следы более поздних эр: угли костров, кости животных, обломки глиняных каменных орудий и сосудов.

Но и тогда вряд ли люди жили в пещере неизменно. Они только посещали пещеру, укрываясь в ней от непогоды либо преследования.

Основную собственную тайну пещера открыла лишь в 198О году, в то время, когда в ней начала работу археологическая экспедиция, которой руководил археолог В.Т.без сомнений. Сотрудник экспедиции, тогда еще студент, а сейчас ученый, В.Н.Широков первым из людей отечественного времени заметил при обследовании стен пещеры на первом этаже старый рисунок — округлое пятно, ограниченное отрезками прямых линий. Рисунок был выполнен красновато-коричневой минеральной краской — охрой.

Позднее стало известно, что картинки в Игнатиевской пещере выполнялись и тёмной сажей. Вода, стекавшая по стенкам пещеры в течение тысячелетий, несла небольшие известковые частицы. Они оседали на стенах и покрывали их и древние картинки полупрозрачной корочкой.

Она надежно защищает изображения от разрушения и говорит о большом древности картинок.

Археологи узнали, что стенки первого этажа и потолок второго практически сплошь покрыты картинками людей ледникового периода (приблизительно 15–13 тысяч лет назад). Охотники на диких лошадей, мамонтов, северных оленей рисовали тут изображения столь привычных для их времени животных, и условные символы — знаки (змея, дротик, вертикальные линии). Имеется тут кроме этого единственное изображение людской фигуры.

Для чего древним землякам потребовалось рисовать в потаенных местах Игнатиевской пещеры, среди мрака и тишины? Что означают эти картинки? Ученые вычисляют эти и подобные им картинки людей ледникового периода в других пещерах Южного Урала (Каповая в Башкирии, Серпиевская II неподалеку от Игнатиевской) частью чудесных (волшебных) обрядов, которые связаны с охотой, магией плодородия и добычей пищи.

Авторами картинок, вероятнее, были шаманы (волшебники).

Мир виделся людям ледникового времени совсем вторым, чем нам. Нам пробраться в него весьма сложно. Он был населен разными волшебствами, духами.

Для нас пещера — полое пространство в горе, промытое водой. Для отечественных далеких земляков это был Вход в Маму-Почву.

Ученые уверены в том, что община (либо пара общин) охотников ледникового периода проводили в Игнатиевской пещере и обряд посвящения во взрослые люди, простой для древних народов. Как он смотрелся? Вряд ли мы когда-нибудь будем знать это в подробностях.

В большинстве случаев подобные обряды у древних народов включали жёсткие опробования; пройдя через них и одержав победу над собой, вчерашний мальчик становился полноправным взрослым, как бы рождался снова а также приобретал новое имя.

Давайте пофантазируем… В определенный сутки по достижении мальчиком определенного возраста старейшины отправляли его в пещеру-святилище, напутствуя: Пройдешь … шагов, разверни налево. Заметишь перед собой выступ гора. Сколи с него кусок камня и возвращайся назад,- так приблизительно говорили они кандидату в солдаты.

Это было ужасное опробование.

Один, в кромешной тьме, окруженный духами, в существование которых он свято верил, вчерашний ребенок отмерял положенные шаги и возвращался к старейшинам с требуемым куском камня. Сейчас, в то время, когда он выдержал опробование, он имел возможность продолжить полноправную судьбу в общине. Через 15 ООО лет историки обнаружили места этих сколов.

Как и древние картинки, сколы были покрыты полупрозрачной корочкой натеков кальцита, что подтверждало их древность. Отколотых кусков ученые, как ни пробовали, в пещере не нашли… Да это и не страно.

Ученым известны и другие пещеры-святилища с картинками финиша древнекаменного века, к примеру, Каповая на р.Белой в Башкирии.

Кое-какие выводы

Палеолитический период в истории Урала, так, возможно охарактеризовать как:

  • период начального освоения человеком района Урала, причем как с запада, с территории Европейской части современной России, так и с юга;
  • период необыкновенный по своим природно-климатическим чертям, обусловленным оледенениями;
  • период начала применения минеральных достатков региона с установлением многоступенчатых обменных взаимоотношений по поводу каменного сырья, в следствии чего сырье уже тогда имело возможность распространяться на много километров от места добычи;
  • период формирования особенного бродячего образа охотничьей судьбе маленьких групп людей, не связанный со постройкой долгосрочных поселений;
  • период оформления сложного мировоззрения старейших жителей Урала, что доказывается разнообразными материальными остатками святилищ в пещерах.

Мезолит Урала

Приблизительно 10300 лет назад закончилось последнее в людской истории большое оледенение в северном полушарии. На смену ему пришел более теплый климат. Из убежищ, где пережидали мороз, «вышли» леса, «завоевали» просторы ранее холодной тундро-степи и Урал стал по большей части лесной страной, как и по сей день.

Холоднолюбивые животные, к примеру, мамонты, вынуждены были отойти в более северные края. Самыми громадными животными в лесах остались лоси, олени, медведи.

Южноуральцы скоро приспособились к изменившейся климату и природе. Для этого нашлись и возможности. Во-первых, благодаря замечательному луку с каменными и костяными наконечниками стрел, разнообразным ловушкам они стали в полной мере удачно охотиться в одиночку либо маленькими группами.

Отпала необходимость жить совместно для успешной добычи продуктов при охоте загоном. Во-вторых, как раз сейчас началась история рыболовства в озёрах и реках Южного Урала. Около 7500 лет назад климат снова изменился.

Он стал весьма теплым и мокрым. Широколиственные леса пробрались на восточные склоны гор Южного Урала, как полагают ученые, километров на 150–200 восточнее, чем на данный момент.

Охотники-рыболовы, собиратели устраивали собственные стоянки, где жили круглогодично, на реках либо проточных озерах. Жили довольно маленькими группами родственников. Любая из них обладала пространством леса в радиусе нескольких десятков километров от главной стоянки.

В пределах этого пространства, по озёрам и окрестным рекам были разбросаны сезонные стоянки, где охотники-рыболовы данной родовой группы проводили какое-то время, добывая определенного зверя либо рыбу. Так на Урале утвердился метод судьбы, что после этого практически не изменялся впредь до начала II тыс. до н.э., другими словами до бронзового века.

Изюминкой культуры южноуральцев каменного века, в особенности мезолита, есть то, что их каменные орудия были изготовлены на миниатюрных пластинках с параллельными краями. Время от времени пластинки сами являлись орудиями, но чаще их вставляли как сменные лезвия в древесные либо костяные базы, рукояти. Рабочие поверхности в зависимости от необходимости приострялись либо притуплялись посредством особой обработки – ретуши.

И только в конце каменного века тут распространилась оружия изготовления и традиция орудий, при которой они (орудия труда и предметы оружия) как бы «выстругивались» из доходивших по размерам кусков пород — отщепов. Распространились с позднего мезолита и шлифованные топоры, тесла, долота из мягких пород камня. Поверь, мы, в начале ХХI века не в состоянии повторить испытания южноуральцев каменного века по работе с камнем.

Навыков мало.

Ученые утверждают, что языки этих народов были далекими предшественниками тех, на которых на данный момент говорят современные ханты и манси Западной Сибири и Северного Урала. В этих южноуральских степях стоянки каменного века начали изучать не более полувека назад.

на данный момент, благодаря археологам, они известны в степных районах Челябинской области: в Брединском районе по берегам реки Синтасты либо Синташта (Могильная – казах.) у поселка Андреевского и у поселка Мирный, на реке Бирсуат (Единственный водопой – казах.), реке Камысты-Аят; в Карталинском районе – стоянки на реках Карагайлы-Аят, Сухая и других; в Варненском – на Верхнем, Среднем и Нижнем Тогузаке, Тееткане; в Верхнеуральском районе на реке Урал, озерах Громадной и Небольшой Бугодак и, само собой разумеется, по берегам Карагайского озера. В Чесменском районе стоянки охотников рыболовов каменного века разбросаны по маленьким рекам, наподобие реки Тёмной. В Кизильском районе это стоянки на берегах реки Урал и ее притоков, к примеру, на реке Бахта; В Троицком – на реке Уй у сел Степное, Стрелецкое, Чернореченское, у поселка Березовского и во многих иных местах.

Так что, практически на любом озере и на берегу всякой степной отечественной речки возможно поднять с дороги каменную пластинку-вкладыш составного лезвия охотника каменного века либо красивый скребок, которым так комфортно чистить пойманную рыбу – осколки в далеком прошлом ушедшей жизни. К сожалению, в большинстве собственном остатки судьбы древних жителей Южного Урала очень сильно потревожены, в особенности на протяжении современного земледельческого освоения этих территорий.

Следующая за палеолитом эра — мезолит, средний каменный век, (8–6 тыс. до н.э.) началась с окончанием последнего оледенения.

Климат стал более теплым. Неспешно природа Урала получала современный вид: вид растительности Урала стали определять леса. Трансформации в климате и природе, неумеренная охота стали причиной исчезновению таких видов животных как мамонт, носорог.

В это время население Среднего Приуралья и южного Урала снова существенно пополнилось за счет переселившихся ко мне групп людей из Прикаспия и с Русской равнины. А вот в Среднем и Северном Зауралье жилипотомки палеолитических уральцев. Мезолит стал первой эрой, в то время, когда и на Северном Урале показалось относительно бессчётное население.

В отличие от палеолита, следы которого на Урале достаточно редки, мезолитическая эра известна лучше. Десятки стоянок этого времени известны в Среднем Приуралье (Прикамье), много — в южном Зауралье и Среднем.

В мезолитическую эру у жителей Урала сложился неповторимый уклад судьбы, продиктованный двумя событиями: свершившимися трансформациями в природе и возросшими к тому времени техвозможностями человека. Мезолитические уральцы были охотниками, собирателями и рыболовами. У населения различных районов Урала соотношение этих хозяйственных отраслей было разным.

Согласно данным Ю.Б.Серикова, мезолитические жители Зауралья охотились на самых северных животных: оленей и разнообразных лосей, медведя, волка, пушных зверей и водоплавающих птиц. Принципиально важно подметить, что уже в то время людям на охоте помогали собаки.

В пределах территории одной родовой общины ( а все леса, озера и реки к этому времени были поделены между общинами) были как круглогодично обитаемые поселения ( к примеру, Огурдино в Прикамье, Серый Камень I под Нижним Тагилом и Янгелька под Магнитогорском) с основательными полуземляночными постройками, так и разбросанные около них по охотничьим либо рыбным местам сезонные стоянки — лагеря. Особенно принципиально важно то, что в первый раз в истории Урала как раз в мезолитическую эру люди стали обширно применять рыбные достатки уральских озёр и рек. Отысканные при раскопках каменные грузила для сетей (время от времени кроме того завернутые в бересту), большие костяные и роговые гарпунные остроги, каменные орудия, пригодные для того чтобы, говорят о бытовании разных способов ловли рыбы (на удочку, посредством сетей, острог, посредством лука и стрел и т.д.).

Изобретения мезолитических жителей

Трансформации в жизни мезолитических жителей Урала настойчиво попросили и трансформаций в ее обеспечении. И они случились. Обширно распространились изобретенные еще в позднем палеолите вкладышевые орудия, лук со стрелами, и орудия для обработки дерева, а также шлифованные тесла и топоры.

Изюминкой изготовления каменных орудий в мезолите Урала было то, что во всех районах Урала они изготавливались из миниатюрных каменных пластинок с параллельными краями ( научное наименование — микролиты).

Настоящими сокровищами для археологов Урала стали так именуемые торфяниковые стоянки на болотах, где слои с остатками судьбы людей, среди них и мезолитических, благодаря климатическим трансформациям, были погребены под толщей торфа. Во мокрой среде, без доступа воздуха, сохранились кроме того древние древесные, костяные, роговые предметы, принадлежавшие древним уральцам. Подобное нереально представить для погребений и обычных стоянок, где они давным-давно истлели.

Так отечественные современники определили о том, что мезолитические уральцы уже вовсю пользовались такими изобретениями как лыжи, легкие сани, руководили лодками посредством весел, имели замечательные древесные луки, мастерили берестяные коробки-туеса а также изображения почитаемых духов делали из дерева. В областных музеях Урала а также в Национальном Историческом музее в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге вы отыщете в экспозициях древесные и костяные вещи из древних торфяниковых стоянок Урала. Сейчас самое время назвать их: I Висский торфяник в Северном Приуралье, Шигирский торфяник под Екатеринбургом, Горбуновский,Кокшаровский торфяники у Нижнего Тагила и целый ряд других.

Археологи считают, что на Урале уже в мезолитический период жили люди, принадлежавшие к нескольким археологическим культурам. Это янгельская культура в Южном Зауралье, романовско-ильмурзинская культура в Южном Приуралье, среднеуральская культура в Среднем Зауралье. Любая из этих культур необычна.

Для каждой характерен особенный комплект типов орудий труда, сырья и т.д. Вместе с тем ученые подчеркивают и черты их сотрудничества.

По равнинам рек, пересекающих с запада на восток хребты Урала, например, поддерживали отношения обитатели Среднего Зауралья и Среднего Приуралья.

Откуда взялись стрелы в горе?

В мезолитическое время жители Урала использовалив качестве святилищ пещеры в горах. Картинки, выполненные охрой и отнесенные к мезолиту, известны в Идрисовой пещере на р. Юрюзань и в Мурадымовской пещере на р. Большой Ик в Башкирии. В отличие от палеолитических пещерных святилищ, картинки в них изображают в основном людей.

Вместе с тем как раз тогда появляется новый тип святилищ, — картинки на прибрежных горах у озёр и рек.

Раздельно стоит поведать о пещерном святилище гора Камень Дыроватый на р. Чусовой. Река в этом месте течет мимо скалы высотой до 60 м. В горе — пять пещер. Одной из них было легко суждено стать святилищем. Из-за чего?

Дело в том, что при боковом свете солнца неровности гора выглядят как огромное лицо, а пещера в этом случае есть его ртом. Пещера недоступна как сверху, так и снизу. Из-за чего ее вычисляют святилищем?

Из раскопок в пещере и под ней археологи взяли … более 20 тысяч наконечников стрел: каменных, костяных, медных, металлических а также дробь и ружейные пули ! За многие десятилетия раскопок на Урале археологи обучились прекрасно определять к какому времени относится тот либо другой наконечник стрелы. К примеру, костяные орнаментированные наконечники с пазами для каменных вкладышей уральцы прекратили изготовлять еще 7 тысяч лет назад.

Другими словами, первые наконечники показались в пещере еще в мезолитическую эру. Как они в том направлении попали? Со стрелами, разрешёнными войти из лука с реки, с другого берега и, кроме того из-под гора с пещерой. Кое-какие застряли в трещинах гора около пещеры.

По всей видимости, древние уральцы принимали лицо Камня Дыроватого как изображение Духа-покровителя и стремились так его задобрить (либо поразить?). Время от времени для этого к наконечникам кроме того привязывались небольшие предметы.

Святилище употреблялось и позднее, впредь до средневековья.

Кое-какие выводы по разделу:

  • Мезолитический период в старой истории Урала превосходен уже тем, что сейчас общинам уральского населения в первый раз выпало осваивать современные географические территории, формирование которых связано с финишем геологической эры плейстоцена.
  • Возможно сказать о том, что именно в мезолите сложился уникальный образ судьбы охотников-рыболовов, что предполагал одновременное существование для каждого коллектива родственников как базисных, функционировавших круглогодично сезонных стоянок и поселений, распознаваемых археологами по наличию либо отсутствию капитальных построек, составу находок в культурном слое.
  • В мезолите Урала в первый раз отмечается интенсивное и масштабное применение источников сырья для изготовления каменных орудий. Возможно в виде полуфабрикатов сырье уже тогда при помощи многоступенчатого обмена, распространялось на многие много километров от места добычи.
  • Для всех районов Урала в мезолите характерно применение в качестве заготовок для изготовления разных типов орудий маленьких по размерам пластинок с параллельными краями, сколотых с призматических нуклеусов (микропластинок).
  • Археологам удалось выделить для разных районов Урала пара мезолитических культур, носители которых достаточно тесно общались между собой. Так, Ю.Б.Сериков утверждает это для Приуралья и Среднего мезолитического населения Зауралья, а В.С.Мосин — для мезолитических общин Южного и Среднего Зауралья. Происхождение мезолитических культур Урала исследователи связывают с местным палеолитом, не кроме и миграций из соседних районов.
  • Свидетельства существования у мезолитических уральцев сложного духовного мира археологи видят в остатках разнообразных святилищ.

История Каменного Века — 01


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: