Древнейшие памятники церковного права

Самым высоким авторитетом пользовались правовые нормы апостольского происхождения. Дабы эти нормы не были забыты и не подвергались порче, их записывали, усваивая создавшиеся так писания самим апостолам.

Старейший из этих псевдографов, проникнутый подлинно апостольским духом, — Учение 12 апостолов (Дидахи). Данный монумент в первый раз найден архимандритом Антонином (Капустиным) в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века, но в науку он вошел за счет того, что был размещён в 1883 году греческим ученым митрополитом Филофеем Вриеннием. Учение 12 апостолов восходит к пределу I и II столетий. В нем от лица апостолов излагаются наставления о нравственности и христианской вере.

Тут же помещено и пара правил церковно-юридического характера, составляющих содержание 11-16 глав монумента. В Дидахи нет упоминания о пресвитерах, а говорится только о диаконах и епископах и, помимо этого, — о странствующих апостолах, учителях и пророках.

В третьем веке в Египте был составлен сборник Церковные каноны Святых Апостолов. В базу этого монумента легло Дидахи с его учением о двух смерти и путях жизни. В Церковных канонах упоминаются уже не только диаконы и епископы, но и пресвитеры, но ничего не говорится о странствующих учителях и пророках. Церковные каноны — это переработка Канонов св.

Ипполита, составленных около 220 г.Древнейшие памятники церковного права Церковные каноны Святых Апостолов поныне входят в состав действующего права Коптской и Эфиопской церквей.

В третьем веке показалось и Наставление апостольское (Дидаскалия), пространное произведение религиозно-нравственного и дисциплинарного содержания. В нем в виде соборного послания апостолов излагались поучения о различных сторонах церковной судьбе. Греческий подлинник Дидаскалии до нас не дошел, но сохранились переводы на сирийский, эфиопский и арабский языки, и латинские фрагменты.

В самом тексте Дидаскалии, кроме трех иерархических степеней, упоминаются церковные вдовы, диакониссы, иподиаконы и чтецы.

Апостольские Распоряжения

В конце III либо начале IV века показался еще один сборник, издание которого приписывается святому Клименту Римскому, — Апостольские Распоряжения. Кое-какие авторы, по большей части западные, а из отечественных ученых доктор наук Н.С. Суворов [1], относят составление этого сборника к концу IV столетия.

Против таковой датировки говорит то событие, что Церковь представлена в Распоряжениях гонимой, а догматическое учение сформулировано в них с полемической направленностью против ересей, появившихся в первые три столетия, в особенности против гностицизма, но в Распоряжениях нет никаких упоминаний арианства, тревожившего Церковь в четвертом веке.

Первые 6 книг Апостольских Распоряжений совпадают с Дидаскалией, текст которой, но, подвергся в новом сборнике большой переработке. 7 книга Распоряжений близка по содержанию к Дидахи, не смотря на то, что, в отличие от Дидахи, тут, как и в Церковных канонах, уже ничего не говорится о пророках и странствующих апостолах, но, не считая диаконов и епископов, упоминаются пресвитеры.

8 книга Апостольских Распоряжений носит по преимуществу церковно-правовой темперамент и содержит последовательность изреченных от лица каждого из 12 апостолов правил о рукоположении клириков, об их обязанностях и правах и о церковной дисциплине. Эта книга имеет особенное наименование: Распоряжения Святых Апостолов о рукоположениях.

Фикция апостольского происхождения выражена тут в очень притязательной форме: любой апостол представлен говорящим от собственного имени в первом лице: Первым говорю я, Петр. Во епископа рукополагать, как в прошлом все мы совместно постановили, того, кто беспорочен во всем, избран всем народом, как наилучший…, и я, Иаков Алфеев, постановляю об исповедниках. Исповедник не рукополагается, потому что исповедание имеется дело терпения и воли, но он хорош, великой чести [2].

В 85 Апостольском правиле дается список чтимых и святых книг. К Священным книгам тут присовокуплены два распоряжения св. постановления: и Климента вам епископам мною Климентом изреченныя в осми книгах (которых не подобает обнародовати перед всеми для того, что в них таинственно).

Речь заходит об Апостольских Распоряжениях.

Но апокрифичность Распоряжений побудила Западную Церковь отвергнуть их авторитет. Данный сборник употреблялся только на Востоке, но и тут он был подвергнут строгой цензуре.

Трулльский Собор 691 г. отверг Апостольские Распоряжения как книгу, поврежденную еретиками: Поелику же в сих правилах поведено нам приимати оных же Святых Апостолов распоряжения, чрез Климента преданныя (имеется в виду 85 е Апостольское правило), в каковые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли что-то фальшивое и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественнаго учения, то мы, для ограждения и назидания христианнейшия паствы, оныя Климентовы распоряжения благоразсмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и идеальное апостольское учение (прав. 2).

Однако отрывки из 8 книги Апостольских Распоряжений и по окончании Трулльского Собора включалисьв греческие церковно-правовые сборники. Они вошли в Синопсис, на что Аристин написал собственные толкования и что лег в базу отечественной Кормчей; во 2, 3 и 4 главах Кормчей помещено 17 так называемых канонов апостола Павла (гл. 2), 17 канонов первоверховных апостолов Петра и Павла (гл.

3) и 2 канона всех святых апостол купно (гл.

4). Ничего еретического в этих псевдоапостольских канонах нет, но по строгому смыслу 2 правила Трулльского Собора они не имеют юридической силы в Церкви.

В толковании на 85 Апостольское правило Зонара, разъясняя вопрос об авторитетности Апостольских Распоряжений, писал: В то время, когда 2 правило VI Собора делает такое распоряжение и нигде не сделало упоминания о вторых Апостольских правилах, не считая 85, то вторых правил, именуемых Апостольскими, не должно принимать, но таковые скорее должно осуждать, изобличать и отвергать, как имеющие фальшивые надписания, как поврежденные и находящиеся вне исчисленных и одобренных Божественными и Священными Отцами.

Правила, заимствованные в Кормчую книгу из Апостольских Распоряжений, не приняты в отечественную Книгу правил, которая представляет собой канонический кодекс, заменивший Кормчую. Но Апостольские Распоряжения, которые содержат в себе верную картину церковной судьбе и церковной дисциплины первых столетий, сохранили сокровище исторического монумента. Помимо этого, не обращая внимания на собственную апокрифичность, эта книга по большей части все-таки проникнута апостольским духом.

Св. Епифаний Кипрский писал о Распоряжениях, что в них ничто не бы нарушало веру, ее исповедание, каноны и церковный порядок [3]. Доктор наук П.П. Глубоковский высказал предположение, что Трулльский Собор, отвергая Апостольские Распоряжения, имел дело с другой их редакцией, а не с той, которая дошла до нас [4].

1. См: Суворов Н. Указ. соч. С. 145. ^

2. Распоряжения Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864. С. 254, 286. ^

3. Migne. Patrologia Graeca. Т. XX. P. 10. ^

4. См: Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские Распоряжения по их происхождению, значению и взаимоотношению. София, 1935. С. 111-115. ^

Правила Святых Апостолов

С Апостольскими Распоряжениями тесно связан еще один старейший сборник чисто канонического содержания, значение которого в жизни Церкви только громадно. Это Правила Святых Апостолов. Сборник Апостольских правил составлен по окончании Апостольских Распоряжений, потому, что последние упоминаются в 85 Апостольском правиле.

Между Правилами Святых и Апостольскими Постановлениями Апостолов имеется пара практически буквальных совпадений: А я, Симон Кананит, постановляю, какое количество обязан рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя либо двумя епископами. В случае если же кто рукоположите одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его (Ап.

Пост. 8, 27) и Епископа да поставляют два либо три епископа (Апост. 1).

Последовательность перечней содержит в себе Апостольские Распоряжения вместе с Правилами Святых Апостолов. Из этого события доктор наук Н.С. Суворов делает вывод, что составителем обоих сборников было одно да и то же лицо [1].

По крайней мере, текст сборника Правил Святых Апостолов сирийского происхождения.

В 37 правиле употреблено сиро македонское наименование месяца октября — ???????????.

Первое в полной мере ясное упоминание о сборнике Правил Святых Апостолов видится в распоряжении Константинопольского Собора (394 г.), главой которого был епископ Нектарий, родом из сирийского города Тарса, в составе Антиохийской церковной области.

В церковно-исторической, канонической и патрологической литературе большое количество внимания уделено тому событию, что кое-какие Апостольские правила выявляют поразительное сходство с правилами Антиохийского собора (Апост. 32 и Ант. 6; Апост.

33 и Ант.

7; Апост. 34 и Ант. 9; Апост. 36 и Ант. 18; Апост. 37 и Ант. 20; Апост. 38 и 40 и Ант. 24; Апост, 41 и Ант. 25).

Большая часть западных ученых отечественного времени и кое-какие русские авторы, а также доктора наук Н.С. Суворов и А.С. Павлов, склоняются к выводу, что заимствования внесены в Правила Святых Апостолов из канонов Антиохийского Собора [2].

Но дать согласие с этим означало бы принизить авторитет Апостольских правил, отвергнуть их апостольское происхождение и войти в неотёсанное несоответствие с классическим отношением Церкви к этому сборнику.

Издревле Апостольские правила рассматривались как часть апостольского предания. Ими и поныне раскрывается канонический кодекс Православной Церкви.

Признание за Правилами апостольского авторитета не равносильно усвоению апостолам самого текста правил. В средневековье, в особенности на Западе, апостолы вправду считались их авторами. Еще в шестанадцатом веке, по окончании выхода Магдебургских центурий, в которых высказано было сомнение в апостольском происхождении Правил, Турриан пробовал доказать, что они изданы апостолами на Соборе в Иерусалиме в 45 г. по Рождестве Христовом.

Но внимательное изучение их текста и содержания, наконец, осознание того события, что если бы Старая Церковь признавала эти Правила апостольским писанием, то они были бы включены в Новозаветный канон, привело ученых к неспециализированному точке зрения, что эти Правила не были написаны либо продиктованы апостолами. Но, как отмечает епископ Никодим (Милаш), они взяли собственный начало от апостольского предания и через устную передачу сохранились между апостольскими преемниками; в силу же явившихся церковных потребностей, они были собраны еще до I Никейского Мирового Собора малоизвестным благочестивым человеком, что назвал их канонами апостольскими, дабы продемонстрировать этим, что они методом предания взяли собственный начало от самих апостолов.

С этими канонами случилось то же, что и с так называемым Апостольским знаком. Не апостолы составили и письменно передали Церкви данный знак, но на основании апостольского предания он был составлен по окончании апостолов и передан Церкви с апостольским именем только для указания его настоящего источника [3].

Доказательством апостольского в этом смысле происхождения Правил есть их полное согласие с учением Нового Завета. Кое-какие правила выявляют близкое совпадение с самим текстом Писания. В Апостольских Писаниях (1 Тим.

3:2-13; 2 Тим.

1:5-9; 1 Петр 5:1-4; 3 Ин. 1-10) названы качества, которыми обязан владеть вступающий в клир, и обязанности клириков. Те же предписания находятся и в 17, 25, 42, 43, 44, 61, 80 Апостольских правилах.

Об апостольском авторитете Правил свидетельствует их соответствие нормам церковной судьбе первых столетий. Об их апостольском происхождении свидетельствуют Св. Соборы и Отцы.

Апостольские правила упоминаются в канонах Св. Василия Великого, Гангрского, Карфагенского, Константинопольского 394 г. Соборов под наименованием церковных распоряжений, правил древле принятых от Святых Папа, Апостольских Преданий, старого чина.

В 15 правиле I Мирового Собора содержится требование прекратить обычай вопреки апостольскому правилу обретшийся… чтобы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон. А в 14 Апостольском правиле говорится: Не позволительно епископу оставляти собственную епархию и во иную преходити, — и в 15 правиле: Аще кто пресвитер, либо диакон, либо по большому счету находящийся в перечне клира, покинув собственный предел, во иный отыдет … таковому повелеваем не служити более.

Сравнивая Правила Святых Апостолов с канонами Антиохийского Собора, сходство с которыми давало предлог для сомнений в их древности и апостольском происхождении, мы обнаруживаем, что, во-первых, в 3, 21, 23 канонах Антиохийского Собора имеется ссылки на прошлые распоряжения, а по содержанию этим канонам соответствуют 14, 15 и 76 Апостольские правила. В это же время, в Правилах Святых Апостолов даны ссылки только на Священное Писание, во-вторых, правила Антиохийского Собора подробнее, обстоятельнее Апостольских, что также говорит об их более позднем происхождении.

Наконец, Апостольские правила исходят из иного и более старого церковного устройства, чем каноны Антиохийского Собора. Так, при громадном сходстве содержания 34 правила и Апостольского 9 правила Антиохийского Собора, привлекает внимание следующее: Апостольское правило говорит о разграничении церковных областей по этническому принципу, очевидно, связанному с территориальным: Епископам всякаго народа подобает знати первых в них, — а 9 правило Антиохийского Собора исходит из существования митрополичьих округов, соответствующих административному делению империи на провинции, введенному в начале IV века при Диоклетиане. Исходя из этого первый епископ в 9 правиле Антиохийского Собора именуется митрополитом.

Будущее Правил Святых Апостолов складывалась неодинаково на Западе и Востоке. Существовали различные перечни греческого подлинника. В одних перечнях пребывало 85, а в других только 50 правил.

Антиохийский пресвитер Иоанн Схоластик, потом при св.

Юстиниане Константинопольский Патриарх, включил их числом 85 в канонический сборник в 50 титулах. В конце VII века Трулльский Собор в собственном 2 правиле, перечисляя каноны, на первое место поставил Правила Святых Апостолов: Красивым и крайняго тщания хорошим признал этот святый Собор да и то, дабы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, жёстки и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас блаженными и святыми Отцами, и и нам преданныя именем святых и славных апостолов, семьдесят пять правил. Отцы Трулльского Собора не приписывают написание этих правил самим апостолам, но однако, ставя их на первое место в списке канонов, усваивают им апостольский авторитет.

В конце V века римский аббат Дионисий Небольшой перевел Правила Святых Апостолов на латинский язык. Дионисий применял для перевода перечень, содержащий 50 канонов. В предисловии к собственному переводу Дионисий пишет, что в его время эти правила не пользовались неспециализированным признанием и не считались апостольскими.

В начале VI века при папе Геласии Римском Поместным Собором они были отнесены к числу фальшивых и вымышленных. Тем не мене, потому, что канонический сборник Дионисия, включавший в себя 50 Апостольских правил, вошел на Западе во общее потребление, эти правила в итоге взяли и в том месте канонический авторитет. Церковь отвергает авторитет 35 последних правил не в последнюю очередь вследствие того что в некоторых из них находятся нормы, не согласующиеся с обычаями Западной Церкви.

Обратим внимание на первое из отвергаемых Католической Церковью Апостольских правил — 51 канон: Аще кто, епископ либо пресвитер, либо диакон, либо по большому счету из священнаго чина, удаляется от брака и вина и мяса не для подвига воздержания, но по обстоятельству гнушения, забыв, что вся хороша зело и что Всевышний, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и так хуля клевещет на создание, либо да исправится, либо да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин. Правило это говорит не в пользу принятого у католиков необходимого целибата духовенства.

В 63 Апостольском правиле осуждаются пост в субботу, потом вошедший в обычай Католической Церкви. А вот текст 77 правила: Аще кто лишен ока, либо в ногах поврежден, но хорош быти епископ: да будет. Потому что телесный недочёт его не оскверняет, но душевная скверна.

И это правило не согласуется с римской практикой вычислять телесное уродство препятствием к священству.

1. См: Суворов Н. Указ. соч. С. 146. ^

2. В том месте же. С. 147; Павлов Л.С. Указ. соч. С. 49-50. ^

3. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч, С. 89. ^

Sun. Service 3rd Sept. 2017 LIVEwith APOSTLE JOHNSON SULEMAN


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: